<< Предыдущая

стр. 22
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ную привилегию изготовлять, продавать и применять изобрете-
ние на всей территории Индии, управомочивать других лиц на
совершение этих действий>. (*28). Аналогичная мысль подчеркивает-
ся в ст. 1, части 1 Декрета № 47 Сирии об организации охраны
коммерческой и промышленной собственности от 9 октября
1946 г., ст. 12, части 1 Закона о патентах и промышленных об-
разцах Пакистана от 2 марта 1911 г., в законах других разви-
вающихся стран.

Но, с другой стороны, патентное законодательство развиваю-
шихся стран никогда не основывалось исключительно на той
концепции, что патент скорее является подтверждением неотъ-
емлемого, чем созданием указанного и урегулированного права.
Достаточно напомнить о таких ограничениях на выдачу патента,
как его установленная продолжительность действия, невыдача
на изобретения в определенных областях, конфискация и прину-
дительное лицензирование патентов за неиспользование их.

Поэтому следовало бы признать второй важный элемент в
конценпции о юридической основе выдачи патента - он является
исключительным правом, предоставляемым правительством или
другим органом в общественных интересах с тем, чтобы поощ-
рять изобретения и содействовать экономическому развитию
страны. Отсюда следует, что определение цели патента как ли-
шения <других... возможности совершать определенные действия
в отношении... изобретения> является не совсем правильным.

Есть несколько моментов в пользу такого уточнения юридиче-
ской основы выдачи патента.

Во-первых, возможность приобретения исключительных прав
на изобретение поощряет исследования.

Во-вторых, побуждает изобретателя обнародовать свои от-
крытия, а не хранить, как секреты производства.

В-третьих, дает вознаграждение за расходы по разработке
изобретений до такой стадии, на которой они коммерчески могут
быть использованы.

В-четвертых, это дает стимул для вложения капитала в но-
вые отрасли производства, которые могут оказаться невыгод-
ными, если многие конкурирующие производители начнут дей-
ствовать в них одновременно.

И, наконец, формулируя защитную цель патента, нужно пом-
нить, что лишает других возможности совершать определенные
действия в отношении изобретения не сам изобретатель, а полно-
мочный государственный орган по его просьбе и только после
установления факта нарушения его прав. В свете вышеизложен-
ного выставлять на первое место в определении патента негатив-
ную функцию запрета было бы неверным.

Без претензии на абсолютную четкость и правильность па-
тент, по-видимому, можно было бы определить как срочный, уза-
коненный, действительный на определенной территории доку-
мент, выдаваемый изобретателям или их правопреемникам пол-
номочным органом с целью охраны производства, использования

-104-

или продажи запатентованного продукта или процесса в госу-
дарственных интересах исключительно патентовладельцем или
его правопреемником.

4. Законодательство развивающихся стран знает различные
виды патентов, выдаваемых изобретателям и их правопреемни-
кам. В большинстве стран они являются главным методом по-
ощрения, наделяя лицо на определенный срок исключительными
правами. Наибольшее распространение получили так называе-
мые <основные патенты>. Они выдаются в Индии, Иордании,
Ираке, Иране, Пакистане, Сирийской Арабской Республике,
Турции, Филиппинах (единственный вид патента), Шри Ланке
и других странах. Для получения основного патента продукция
или процесс должны удовлетворять определенным законодатель-
ным нормам, определяющим то, что подлежит патентованию, и
содержащим общие признаки относительно возможности про-
мышленного применения, новизны и изобретательства.

Почти все патентные законы предусматривают, что право на
получение патента принадлежит изобретателю. <Действительный
и первый изобретатель любого нового изобретения, во всех отно-
шениях удовлетворяющего условиям и постановлениям настоя-
щего закона, вправе получить патент>, - говорится в ст. 4, п. 1,
части 2 Закона о патентах и промышленных образцах Иордании
от 30 декабря 1952 г.

Однако подать заявку и получить патент может и другое ли-
цо, например правопреемник изобретателя, законный представи-
тель умершего действительного изобретателя, любое лицо, кото-
рому действительный изобретатель сообщил содержание своего
изобретения (в случае, если сам он не проживает в стране) . (*29).

Если заявку на патент подает недействительный и первый
изобретатель, то заявитель должен доказать, что он является
законным представителем или правопреемником этого изобре-
тателя. (*30).

Датой патента считается дата подачи первоначальной заяв-
ки, если иное прямо не предусмотрено законами. (*31). Срок дейст-
вия составляет от 5 до 20 лет (в Шри Ланке- 14, на Филиппи-
нах - до 17 лет).

В законодательстве ряда стран (Индия, Пакистан, Шри Лан-
ка) предусмотрена возможность продления срока патента. За
поддержание основного патента в силе патентообладатель вы-
плачивает государству возрастающие с годами пошлины.

Среди других видов патентов, выдаваемых в некоторых стра-
нах, можно отметить следующие: дополнительные патенты; ввоз-
ные патенты или патенты на импорт; подтвержденные патенты
и, наконец, предварительные патенты для обеспечения приори-
тета.

Дополнительные патенты существуют в Индии, Иордании,
Ираке, Иране, Пакистане, Сирийской Арабской Республике,
Турции. (*32). Они охватывают усовершенствования по уже запатен-
тованным изобретениям и сохраняют силу до тех пор, пока дей-

-105-

ствует патент на основное изобретение. (*33). Дополнительный па-
тент становится независимым, если основной патент отменен и
орган, произведший отмену, установит это.

Законодательство ряда развивающихся стран предусматри-
вает годичный приоритет для обладателя основного патента на
подачу заявки на изменение, усовершенствование или дополне-
ние изобретения, причем, если такая заявка подана посторонним
лицом до истечения одного года, она должна храниться у реги-
стратора с соблюдением тайны до истечения установленного
срока. (*34).

Получение нового патента этим лицом впоследствии не даст
никакого права на использование основного запатентованного
изобретения, и, наоборот, обладатель первоначального патента
не вправе эксплуатировать изобретение второго патентооблада-
теля. (*35).

Ввозные патенты или патенты на импорт выдаются на изо-
бретения, которые уже запатентованы в другой стране, и осно-
ваны на первом соответствующем патенте, выданном за грани-
цей. Целью выдачи этого вида патентов является содействие
внедрению и внутреннему использованию иностранных изобрете-
ний и продуктов этих изобретений. Ст. 3, гл.1 Закона о патен-
тах 1935 г. Ирака и ст. 35, гл. III Закона о патентах 1879 г. Тур-
ции предусматривают выдачу таких патентов. Срок действия их
прекращается вместе с окончанием срока действия патента,
полученного за границей, но составляет не более 15 лет. (*36).

Патенты подтверждений пли ратификации имеют те же са-
мые характеристики, что и патенты на импорт. Их цель заклю-
чается в том, чтобы обеспечить охрану изобретений, несмотря
на его предыдущую публикацию, в результате запатентования
его в других странах. Выдаются они в Ираке и в Шри Ланке.

Из азиатских развивающихся стран в Шри Ланке, кроме то-
го, получили распространение предварительные патенты или
предостережения. На сравнительно короткий период времени, но
не более 9 месяцев, они предоставляют лицу, которое является
изобретателем, но еще работает над усовершенствованием сво-
ею изобретения, право обращения с заявкой на получение па-
тента с целью предупреждения заявок другими лицами на па-
тент по этому же самому изобретению и предоставляют возмож-
ность оспаривать в течение данного периода такие заявки, сде-
ланные другими лицами.

5. Как отмечалось выше, патенты обычно выдаются в отно-
шении тех видов продукции, методов и процессов, которые обла-
дают некоторыми, определенными законодательствами каждой
страны, признаками новизны, пригодности для промышленного
использования или изобретательства.

Однако степень новизны, по которой определяется изобрете-
ние как имеющее право па патентную охрану, зависит в дейст-
вительности не только от определения законодательного акта,
но также и от того, каким образом бюро патентов и суды в от-

-106-

дельных государствах интерпретируют и применяют требования,
изложенные в положениях о патентах.

Надо отметить, что в законодательстве развивающихся стран
эти требования изложены не совсем ясно и слишком обширно,
что затрудняет применение их к конкретным отраслям, требует
от юристов большой практики общения с законами и высокой
теоретической подготовки. Разумеется, отвечать этим высоким
требованиям в развивающихся странах могут далеко не все спе-
циалисты.

В теоретическом плане по крайней мере два вопроса, тесно
связанных друг с другом, встают при рассмотрении условий па-
тентования объектов в рассматриваемых странах.

Объекты патента должны быть патентоспособными и обла-
дать патентной чистотой. Это разные вещи, хотя на первый
взгляд и похожие.

В нашей литературе патентоспособность определяется как
свойство технического решения, заключающееся в том, что оно
может быть запатентовано в качестве изобретения в определен-
ной стране или странах. (*37).

Патентоспособность скорее касается не изделий как таковых,
а технических решений, использованных в изделиях. Требование
к патентоспособности объекта имеет во многом локальный ха-
рактер. Одно и то же решение является патентоспособным в од-
них странах и непатентоспособным - в других. Одним из при-
знаков патентоспособности является новизна изобретения.

В развивающихся странах, как впрочем и в других, вопрос о
том, имеется или отсутствует новизна и изобретательность в кон-
кретных видах продукции, методах или процессах, проходит
различные стадии рассмотрения.

Такой вопрос может возникнуть во время рассмотрения в
административном порядке заявки на получение патента; или
же он может возникнуть как основание для отказа в удовлетво-
рении заявки; или же на более поздней стадии при рассмотрении
вопроса об изъятии или приостановке действия уже выданного
патента; или же во время разбора дела о нарушении патентных
прав, когда законность патента оспаривается лицом, обвиняе-
мым в его нарушении.

Следует добавить, что в некоторых странах, например, Ин-
донезии, Иордании, Ираке, Иране, Сирийской Арабской Респуб-
лике и Турции, где действует, явочная система, патенты, заяв-
ки на получение которых поданы в соответствии с требованиями
закона, <выдаются без предварительной экспертизы на страх и
риск заявителя и без гарантии действительности, новизны и
достоинств изобретения, а также правильности и точности опи-
сания>. (*38).

В других странах таких, как Индия, Пакистан, Шри Ланка,
действует проверочная система при выдаче патента, т. е. уста-
навливается наличие новизны изобретения, однако новизна эта

-107-

может носить <локальный характер>, т. е. быть в пределах той
территории, где патент имеет силу.

Мировая новизна предъявляется к уже запатентованным изо-
бретениям в Ираке, Иране, Сирийской Арабской Республике,
Турции, Филиппинах.

Условия патентования развивающихся стран, в отличие от
требований патентного законодательства стран индустриальных,
не предусматривают так называемой <существенной новизны>,
т. е. наличия непременно высокого уровня решения технической
задачи. Это положение надо учитывать при выработке патентной
политики.

Из сказанного выше ясно, что патентоспособность представ-
ляет собой лишь возможность получения патента, она вовсе не
закрепляет никаких прав на изобретение и носит срочный харак-
тер.

Что касается патентной чистоты, то здесь надо учитывать два
основных момента: с одной стороны, патентная чистота - это
требования, предъявляемые к изделиям, технической документа-
ции, процессам, реализуемым или используемым в определенной
стране, с точки зрения соблюдения прав, вытекающих из дейст-
вующих в этой стране патентов, а с другой - это юридическое
свойство изделия, процесса и т. д., заключающееся в том, что
оно может быть использовано в определенной стране как не на-
рушающее прав, которые вытекают из действующих патентов,
выданных в этой стране.

<< Предыдущая

стр. 22
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>