<< Предыдущая

стр. 25
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

те, после чего и в этом случае будут действовать те же постанов-
ления, которые относятся к пищевым продуктам, медикаментам
и инсектицидам, поскольку они применимы. Отчуждения могут
быть эффективными только в том случае, когда запатентованное
изобретение играет решающую роль в производстве какого-ни-
будь товара п соответствующий промышленный процесс не за-
висит также от непатентованных секретов производства или
других находящихся в распоряжении патентообладателя ресур-
сов.

Потребность страны в запатентованной продукции или в ис-
пользовании запатентованного процесса производства должна
быть сопоставлена с возможным отрицательным влиянием, кото-
рое принудительная выдача лицензий или отчуждение в интере-
сах страны могут оказать на инициативу патентообладателя в
отношении дальнейших изобретений или инвестирования средств
для промышленной эксплуатации его технических достижений.

-117-

Глава4

ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Сочетание международного и национального уровней охраны
результатов творческой деятельности не является чем-то уни-
кальным в современной практике международного частного пра-

117

ва. Напротив, тенденции мирового развития, анализ которых дал
XXVII съезд КПСС, как раз проявляются в глубокой внутрен-
ней взаимозависимости государств, внешнее выражение которой
формализуется в расширяющемся международном сотрудниче-
стве их по различным вопросам. (*1).

Успешный анализ такого сотрудничества применительно к
охране результатов творческой деятельности тесно связан и в
известном смысле предопределяется общетеоретическими поло-
жениями науки международного частного права. В самом де-
ле, от того, как мы определим задачи международного частного
права, его понятие, предмет и в особенности механизм действия
его норм, который мы рассматривали в пп. 5 и 6 гл. 1, зависит
характер воздействия положений международных соглашений по
охране интеллектуальной собственности на саму суть такой охра-
ны. Выявление же природы норм, регулирующих охрану резуль-
татов творческой деятельности (гл. 2 настоящей работы), их
социальной сути в современных условиях помогает показать
классовый характер не только авторского и патентного законо-
дательства конкретных стран, но и международного сотрудниче-
ства в рассматриваемой области человеческой деятельности.

Для анализа международного уровня охраны, на наш взгляд,
целесообразно применить ту же методику исследования, что и
национального уровня, т. е. показа социальной общности автор-
ско-правовых и патентно-правовых проблем, истоки которой в
самой сути права интеллектуальной собственности (гл. 2 на-
стоящей работы), а применение в дальнейшем инструментария
международного частного права (гл. 1 настоящей работы) к
анализу соответствующих Международных соглашений, посвя-
щенных охране результатов творческой деятельности.

Объем работы не позволяет в настоящей главе остановиться
на двусторонних соглашениях государств, в том числе и Совет-
ского Союза, по охране авторских и изобретательских прав. Хо-
тя конкретное содержание таких соглашений представляет не-
сомненную научную ценность, отсутствие их' анализа в данной
работе, учитывая ее название, не вносит кардинальных измене-
ний в направление и методологию исследования, ибо в между-
народных соглашениях универсального характера механизм
международного частного права и его инструментарий задейст-
вованы наиболее глубоко и полно.

А. Охрана авторских прав на международном уровне

Л. Заключение международных соглашений по охране автор-
ского права началось в середине XIX в. Самое крупное согла-
шение такого типа было подписано в Берне в 1886 г.

По мере развития Бернская конвенция не оставалась без
изменений и дополнений. Первичный текст Конвенции был из-
менен и дополнен в 1896, 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 гг. на
специальных дипломатических конференциях.

-118-

На 1 января 1986 г. в этом соглашении участвовало 76 го-
сударств, из которых более половины составляют развивающие-
ся страны, и в том числе: 16 африканских, 6 арабских, 9 лати-
ноамериканских и Карибского бассейна, 6 азиатских и 2 из про-
чих районов земного шара.

Однако в Конвенции не участвуют Соединенные Штаты Аме-
рики, что объясняется существенными различиями между внут-
ренним законодательством этой страны и положениями Конвен-
ции. Из социалистических стран в соглашении участвуют Бол-
гария, ГДР, Чехословакия, Румыния, Венгрия и Югославия.
СССР к Конвенции не присоединился.

Для различных стран Конвенция действует в различных ре-
дакциях. Это зависит от того, какой текст был ратифицирован
соответствующей страной.

Бернская конвенция является открытой для присоединения
к ней любого государства. Через 3 месяца после уведомления,
если в самом акте о присоединении не указан более длительный
срок, Конвенция вступает в силу для нового члена. Присоеди-
няясь к соглашению, каждое государство должно принять необ-
ходимые меры в соответствии со своим правом для обеспечения
применения Бернской конвенции. За государствами при при-
соединении остается право на оговорки. Эти оговорки могут
касаться материально-правовых норм самой конвенции, прави-
ла о порядке рассмотрения споров и т. д.

Бернская конвенция действует без ограничения срока. Любая
страна может заявить о своем выходе из нее. Заявление о выходе
из конвенции вступает в силу только через год с даты получения
Генеральным Директором ВОИС извещения о ней. При этом
надо отметить, что право на денонсацию не может быть приме-
нено государством-членом Конвенции до истечения пяти лет с
момента, когда оно стало членом Бернского союза. За государ-
ствами-членами союза сохраняется право заключить между
собой самостоятельные соглашения. Эти соглашения могут пре-
доставлять более широкие права, чем установленные Конвен-
цией, или содержать другие положения, которые не противоре-
чат Бернской конвенции.

Другая система охраны авторских прав существует в стра-
нах Американского континента. Здесь охрана регулируется не-
сколькими межамериканскими конвенциями. Важнейшими из
них являются Конвенция, заключенная в Монтевидео 1889 г. и
Вашингтонская конвенция 1946 г. Конвенция, заключенная в
Монтевидео, имеет много положений, которые нашли свое отра-
жение в положениях Бернской конвенции. Однако в ней есть
положения, отличающиеся от Бернской конвенции. Так, Берн-
ская конвенция признала критерий гражданства автора и места
первой публикации произведения в качестве условия защиты, в
то время как по Конвенции, заключенной в Монтевидео, граж-
данство автора не имеет никакого значения. Кроме того, Берн-
-119-

ская конвенция признала права на перевод для автора без огра-
ничений, но допускает при этом для стран-участниц оговорку
по этому вопросу. Конвенция в Монтевидео признала это право
за автором без оговорки. Имеются и другие существенные отли-
чия.

Вашингтонская конвенция 1946 г. действует в отношении
14 государств и заменила собой все предшествующие соглаше-
ния об авторском праве, заключенные в Мехико, Каракасе, Га-
ване и Рио-де-Жанейро.

После второй мировой войны по инициативе ЮНЕСКО на-
чалось движение по созданию всемирной системы охраны автор-
ского права.

В 1952 г. на конференции в Женеве была принята Всемир-
ная конвенция об авторском праве. Конвенция вступила в силу
в сентябре 1955 г. и на 1 января 1986 г. насчитывала 78 участ-
ников. В преамбуле Конвенции говорится о стремлении стран-
участниц создавать международно-правовой институт, прием-
лемый для возможно более широкого участия в нем различных
стран и направленный на облегчение распространения продук-
тов интеллектуального труда для лучшего международного взаи-
мопонимания. Конвенция создана в дополнение к уже сущест-
вующим международным соглашениям и не имеет целью ни
заменить, ни нарушить их.

СССР присоединился к Конвенции в 1973 г. Из других со-
циалистических стран во Всемирной конвенции участвуют Венг-
рия, Югославия, Куба и Чехословакия.

Всемирная конвенция носит также открытый характер. При-
соединение к ней осуществляется путем депонирования соответ-
ствующего документа у Генерального директора ЮНЕСКО.
Всемирная конвенция исключает какие бы то ни было ого-
ворки.

Надо отметить, что на Парижской конференции 1971 г. по
пересмотру Всемирной конвенции был принят новый текст кон-
венции. Очень большое значение имеет статья 9 нового текста,
так как она регулирует отношения между теми государства-
ми-участниками конвенции 1952 г., которые не присоединились
к тексту 1971 г., и государствами, которые присоединились толь-
ко к тексту 1971 г. Было установлено, что государства, не уча-
ствующие в конвенции в редакции 1952 г., присоединяясь только
к тексту в редакции 1971 г., будут рассматриваться как автома-
тически присоединяющиеся к тексту 1952 г. Однако после
вступления в силу текста 1971 г. ни одно государство не сможет
присоединиться только к тексту в редакции 1952 г. (*2). Это поло-
жение направлено на то, чтобы в отношениях между всеми чле-
нами конвенции применялся общий текст конвенции и чтобы в
конце концов текст 1952 г. мог быть заменен текстом 1971 г. (*3).
Редакция 1971 г. действует в настоящее время в отношении
42 государств.
Всемирная конвенция сохраняет силу за всеми соглашения-

-120-

ми между отдельными се участниками. Однако в случае расхож-
дения норм этих конвенций с нормами Всемирной конвенции
преимущество имеют нормы Всемирной конвенции. Именно в
этом отличаются Всемирная и Бернская конвенции от межаме-
риканских конвенций. Для последних во всех случаях преиму-
щество имеют конвенции, заключенные между ними позднее
других. Таким образом, нормы межамериканских конвенций,
заключенных до вступления ее участников во Всемирную кон-
венцию, противоречащие этой последней, вытесняются ее нор-
мами. Но нормы межамериканских конвенций, подписанных
после присоединения их членов ко Всемирной конвенции, полу-
чают преимущество перед положениями последней.

Таковы крупнейшие системы международной охраны автор-
ских прав, действующие в настоящее время. Наряду с общими
конвенциями есть такие соглашения специального характера,
как, например, Римская конвенция по охране прав артистов-
исполнителей производителей фонограмм и организаций радио-
вещания 1961 г. Конвенция об охране производителей фоно-
грамм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм 1971 г.

и др. Естественно, в силу специального характера объектов ре-
гулирования эти конвенции имеют меньшее значение.

Главной задачей международных соглашений об авторском
праве было и остается обеспечение охраны авторских прав, воз-
никших первоначально в одном государстве, на территории всех
других государств-участников этих конвенций. Иначе говоря,
цель международных конвенций по авторскому праву состоит в
охране авторских прав иностранцев. Заключение международных
конвенций не приводит к созданию какого-то единообразного
авторского права в мире, и речь здесь нс идет о создании типо-
вого закона как общей основы для национальных законода-
тельств.

Заключение авторских конвенций, как и любых международ-
ных соглашений, есть компромисс национальных законода-
тельств, который осуществлен странами-участницами таких
конвенций в этой специфической области общественных отноше-
ний. Несмотря на различия содержания все международные
конвенции по авторскому праву содержат правила, определяю-
щие соответствующий режим охраны авторских прав на терри-
тории договаривающихся стран. Правила, установленные кон-
венциями, можно разделить на следующие группы: нормы, со-
держащие непосредственно объем тех или иных прав автора
(материальные нормы); (коллизионные нормы) нормы, не со-
держащие конкретных правил, а отсылающие к национальному
закону; наконец, нормы, определяющие административные
положения и касающиеся применения конвенции. Рассмотрим
основные положения Всемирной и Бернской конвенций под
этим углом.

И в Бернской и во Всемирной конвенциях определяется круг
лиц, которые имеют право на охрану своих произведений.

-121-

Всемирная конвенция прежде всего охраняет авторские пра-
ва лиц, которые являются гражданами государств, участвую-
щих в Конвенции. В данном случае охрана предоставляется в
отношении произведений как выпущенных, так и не выпущенных
в свет. Каждое государство - участник Конвенции может пре-
доставлять такую же охрану произведениям лиц, домицилиро-
ванных (постоянно проживающих) на его территории. Кроме
этого, путем присоединения к дополнительному протоколу № 1
к Всемирной конвенции государства-участники Всемирной кон-
венции могут предоставить охрану произведениям лиц без
гражданства, а также беженцам, постоянно проживающим в
данном государстве, адекватную охране,^предоставляемой дан-
ным государством национальным авторам.

<< Предыдущая

стр. 25
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>