<< Предыдущая

стр. 26
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Субъектом авторских прав могут быть различные междуна-
родные организации, такие как ООН, ее специализированные
организации (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и т. п.), Организация аме-
риканских государств. Путем присоединения к дополнительному
протоколу № 2 к Всемирной конвенции государства-участники
Всемирной конвенции могут предоставить охрану произведениям
как выпущенным в свет, так и не выпущенным, авторские пра-
ва на которые принадлежат указанным организациям.

Авторские права лиц, не являющихся гражданами госу-
дарств-участников Конвенции, охраняются лишь в том случае,
если произведение впервые выпущено в свет на территории
страны-участницы Всемирной конвенции. Произведениям не-
указанных лиц, не выпущенным в свет, такая охрана не предо-
ставляется.

Помимо авторов ст. 1 Всемирной конвенции говорит и о
<всех других обладателях> авторских прав. Здесь прежде всего
имеются в виду наследники либо другие законные правопреем-
ники автора в случае его смерти, а также лица, к которым ав-
торские права переходят в силу соглашений. В большинстве
случаев в роли последних, как правило, выступают издатели, а
также различные фирмы и корпорации, которые, таким обра-
зом, пользуются защитой адекватной защите, предоставляемой
действительным авторам-творцам.

Круг лиц, подлежащих охране в соответствии с положения-
ми Бернской конвенции, определяется ст.ст. 3-5 данной кон-
венции. Так же, как и Всемирная конвенция, Бернская конвен-
ция прежде всего предоставляет защиту авторам - гражданам
стран Союза в отношении произведений как опубликованных,
так и неопубликованных. Такая же охрана предоставляется ав-
торам, не являющимся гражданами стран Союза, но имеющим
свое обычное местопребывание в одной из стран Союза. Сюда
также входят авторы, являющиеся лицами без гражданства,
имеющие местожительство в государствах-участниках Союза.
Авторы - граждане стран, не являющихся членами Союза,
пользуются правом на охрану лишь в отношении произведений,

-122-

впервые опубликованных па территории одной из стран-участ-
ниц Союза.

В соответствии со ст. 4 охране подлежат произведения архи-
тектуры, сооруженные в какой-либо стране Союза, или произ-
ведения изобразительного искусства, составляющие единое це-
лое с недвижимостью, расположенной в стране Союза, также
кинематографические произведения, изготовитель которых имеет
свое местонахождение или обычное место пребывания в стране
Союза.

Владелец авторского права на кинематографическое произ-
ведение пользуется такими же правами, как автор оригиналь-
ного произведения. Но определение лиц - владельцев автор-
ского права на кинематографическое произведение Бернская
конвенция сохраняет за законодательством страны, в которой
потребуется охрана.

П. 2 ст. 14 значительно ограничивает права авторов, участ-
вовавших в создании кинематографического произведения. Они
не могут противиться любому использованию произведения при
отсутствии противоположного либо особого условия, поскольку
обязались внести определенный вклад в создание данного про-
изведения. Форма такого обязательства авторов определяется
законодательством страны Союза, в которой имеет свое место-
нахождение или обычное пребывание изготовитель кинемато-
графического произведения. Поскольку внутренним законода-
тельством не предусматривается иного, эти правила не распро-
страняются на автора сценария, композитора, автора диалогов
и на режиссера-постановщика. В качестве продюсера фильма,
иными словами фактического владельца всех авторских прав.
рассматривается <...пока не доказано противное, физическое
или юридическое лицо, имя или наименование которого обозна-
чено на этом произведении обычным образом>.

Исходя из положений ст. 14 можно сделать вывод, что здесь
открыто защищаются права владельцев авторского права, ко-
торыми фактически являются кинопромышленники, а не лица,
творчески участвующие в создании фильма.

3. При определении сроков охраны авторских прав на про-
изведение Всемирная конвенция исходит из принципа нацио-
нального регулирования. <Срок охраны произведения опреде-
ляется законом Договаривающегося государства, в котором
предъявляется требование об охране...> (см. IV п. 1 Всемирной
конвенции).

Однако в Конвенции предусмотрен и минимальный срок ох-
раны авторских прав, который должен применяться на терри-
тории всех стран-участниц Конвенции. Этот срок <...не может
быть короче периода, охватывающего время жизни автора и
двадцать пять лет после его смерти>. (*4).

Некоторые государства ограничивают срок охраны автор-
ских прав произведений определенных категорий периодом, ис-
числяемым со времени первого выпуска произведения в свет.

-123-

торого сводится к тому, что срок охраны авторских прав в стра-
не, где ищется защита, не должен превышать срока охраны,
предоставляемого в стране происхождения произведения.

Сроки охраны авторских прав, установленные и во Всемир-
ной конвенции и в Бернской конвенции, являются минимальны-
ми. Основным принципом, на основании которого определяются
конкретные сроки охраны авторских прав, является принцип
<национального регулирования>, иными словами, срок охраны
авторских прав на данное произведение определяется законом
страны, в которой ищется защита. В обеих конвенциях при ре-
шении вопроса о конкретных сроках охраны авторских прав на
произведение применяется принцип материальной взаимности.
Обе конвенции закрепляют положение, устанавливающее, что
ни одно государство-участник не обязано обеспечивать охрану
произведения в течение срока, превышающего срок охраны дан-
ного произведения, установленный законом страны происхожде-
ния произведения.

4. Всемирная конвенция не дает в своем тексте исчерпываю-
щего перечня произведений, на которые должна распростра-
няться защита, а ограничивается лишь примерным перечнем.
Преамбула Конвенции говорит об обеспечении охраны автор-
ского права на литературные, научные и художественные про-
изведения. Далее в ст. 1 Конвенция предусматривает, что охра-
на распространяется на произведения письменные, музыкальные,
драматические и кинематографические, произведения живописи,
скульптуры и графики. Несмотря на то что Конвенция прямо не
говорит о произведениях прикладного искусства, фотографиче-
ских произведениях, а также о произведениях устного творче-
ства, эти произведения могут получить и получают защиту в
странах-членах Конвенции, так как основным принципом Все-
мирной конвенции является принцип национального режима
охраны. Отсюда следует, что вопросы предоставления или не-
предоставления охраны в отношении указанных произведений, а
также .объем охраны определяются внутренним законодательст-
вом страны, где предъявляется требование о защите. В вопросах
охраны авторских прав па указанные произведения действует
принцип формальной взаимности, т. е. охрана предоставляется
независимо от того, имеет ли место охрана на указанные про-
изведения в стране, гражданином которой является автор.

В связи с рассмотрением вопроса об объектах защиты Все-
мирной конвенции необходимо рассмотреть и вопрос об обрат-
ной силе Конвенции. Положения, определяющие действие об-
ратной силы Конвенции, содержатся в ст. 7, которая опреде-
ляет, что <настоящая Конвенция не распространяется на произ-
ведения или права на произведения, которые ко времени
вступления в силу настоящей Конвенции в договаривающемся
государстве, где предъявляется требование об охране, оконча-
тельно прекратились или никогда не существовали>.
Таким образом, защите во всех странах-участницах подле-

-126-

жат произведения, впервые опубликованные после вступления
Конвенции в силу для данного государства. Так, например, при
переиздании какого-либо произведения важнейшее значение
имеет дата первого издания. Если произведение было издано
впервые до вступления Конвенции в силу, а второе издание сле-
дует после этого момента, то это произведение охране не под-
лежит.

Ст. 1 Бернской конвенции определяет объекты, подлежащие
охране как произведения в области литературного и художест-
венного творчества.

Ст. 2 конкретизирует положение ст. 1, давая развернутый
перечень конкретных произведений, на которые распространяет-
ся охрана. Сюда входят <...все произведения в области литера-
туры, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме
они не были выражены, как-то: книги, брошюры и другие пись-
менные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие
подобного рода произведения; драматические и музыкально-
драматические произведения; хореографические произведения и
пантомимы; музыкальные сочинения с текстом и без текста; ки-
нематографические произведения, к которым приравниваются
произведения, выраженные способом, аналогичным кинемато-
графии (здесь прежде всего имеются в виду телевизионные про-
изведения); рисунки, произведения живописи, архитектуры,
скульптуры, графики и литографии; фотографические произве-
дения, к которым приравниваются произведения, выраженные
способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного
искусства; иллюстрации, географические карты; планы, эскизы
и пластические произведения, относящиеся к географии, топо-
графии, архитектуре или наукам>.

Кроме произведений, перечисленных выше, конвенционной
охране подлежат без ущерба права автора оригинального про-
изведения различные переводы и другие трансформации лите-
ратурных и художественных произведений, а также различные
сборники литературных или художественных произведений без
ущерба права авторов произведений, этих сборников.

П. 1 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что необхо-
димым условием предоставления охраны произведения, выпу-
щенным в свет с разрешения автора или другого обладателя его
прав и подлежащим охране в соответствии с положениями на-
стоящей Конвенции, является наличие на произведении знака С
(Copyright) с именем обладателя авторских прав и с указанием
года первого выпуска в свет. <Этот знак, имя и год выпуска
должны быть помещены таким способом и в таком месте, кото-
рые ясно показывали бы, авторское право оставлено за собой
его обладателем>. (*5).

В отношении размещения символа С в 1957 г. в рамках Меж-
правительственного комитета по авторскому праву, созданного
в соответствии со ст. XI Всемирной конвенции, были приняты

-127-

рекомендации, в соответствии с которыми предложено, чтобы
этот символ был расположен либо на титульном листе, либо на
странице, идущей за ним, либо в конце; при публикации газет-
ных, журнальных статей - под основным названием статьи;
для кинофильмов - на кадре с изображением названия и т. п.
Несмотря на то что эти рекомендации не обязательны, они обыч-
но соблюдаются с тем, чтобы избежать любых оснований для
нарушения авторских прав.

Необходимо отметить, что наличие символа С является до-
статочным основанием для предоставления охраны конвенцион-
ным произведениям, впервые выпущенным в свет вне террито-
рии государств, авторы которых не являются гражданами госу-
дарств, ставящих предоставление защиты произведений в зави-
симость от выполнения формальностей, предусматриваемых
внутренним законодательством, как-то: <депонирование экземп-
ляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, ма-
териальные удостоверения, уплата сборов, производство или
выпуск в свет на территории данного государства...>. (*6).

Однако в соответствии с п. 2 ст. III каждое государство, где
требуется выполнение каких-то предварительных условий, охра-
ны, может сохранить действие своих законов в формальностях
в отношении произведений, выпущенных в свет впервые на тер-
ритории данного государства, или произведений, созданных
гражданами данного государства, независимо от места выпуска
в свет этих произведений. Наличие в тексте Конвенции подоб-
ного компромиссного положения, являющегося исключением из
общего принципа <национального регулирования>, установлен-

ного ст. II настоящей Конвенции, объясняется стремлением
устранить препятствия, мешающие привлечению к участию в
Конвенции как можно большего количества стран, внутреннее
законодательство которых предусматривает подобные формаль-
ности.

Далее п. 3 ст. III Конвенции допускает, что государства -
участники конвенции могут предусмотреть в споем внутреннем
законодательстве требования к лицу, которое участвует в су-
дебном деле. выполнения в интересах судебного производства
процессуальных правил, как-то: участие в деле на стороне истца,
допущенного в практике в данном государстве, адвоката или
депонирование истцом экземпляра произведения в суде или ад-
министративном органе или в том и другом одновременно. Од-
нако невыполнение указанных требований может лишь помешать
судебному разбирательству, но ни в коей мере не затрагивает
прав автора.

Если подобные требования о государстве-участнике Кон-
венции не предъявляются к авторам-гражданам данного го-
сударства, то они не могут быть предъявлены и авторам-граж-
данам любого другого государства-участника Конвенции.

Неопубликованные произведения, авторами которых являют-
ся граждане государств-участников Конвенции должны охра-

-128-

<< Предыдущая

стр. 26
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>