<< Предыдущая

стр. 27
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

няться в других государствах-участниках на основании спе-
циально установленных правовых норм, без соблюдения каких-
либо формальностей . (*7).

Законодательство ряда стран предусматривает возможность
защиты авторских прав более чем на один срок (Филиппины-
дважды по 30 лет), причем продление охраны авторских прав
на следующий срок сопряжено с выполнением определенных
формальностей. Принимая во внимание интересы таких стран,
Конвенция ( 5 ст. III) устанавливает: <...если продолжитель-
ность первого такого периода превышает один из минимальных
сроков охраны, предусмотренных ст. IV настоящей Конвенции,
то заинтересованное государство-участник Конвенции может не
применять постановления п. 1 настоящей ст. III как ко второму,
так и к последующим периодам охраны>. То есть, иными слова-
ми, для того чтобы продлить срок действия авторского права
в стране с несколькими сроками, необходимо выполнить фор-
мальности, предусматриваемые законодательством данной стра-
ны.

Защита авторских прав в странах Бернского союза не зави-
сит от выполнения каких-либо условий и формальностей. П. 2
ст. 5 Конвенции прямо предусматривает, что пользование пра-
вами, <...которые предоставляются в настоящее время или бу-
дут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами
стран Союза своим гражданам...> и осуществление этих прав не
связано с выполнением каких бы то ни было формальностей.
Осуществление прав не зависит от охраны произведения в
стране происхождения.

Таким образом, если Бернская конвенция не устанавливает
иных правил, то за основу берется законодательство страны,
где предъявляется требование об охране.

Отсутствие требований о соблюдении специальных формаль-
ностей проявляется в отношении условий судебной защиты ав-
торских прав. Так, для опубликованных произведений Конвен-
ция устанавливает единственное условие: обозначение на про-
изведении имени автора или псевдонима, не оставляющего
сомнений в личности автора. В отношении анонимных произ-
ведений и произведений, выпущенных под псевдонимом, если
подлинное имя автора осталось неизвестным, все авторские
права осуществляются издателем, имя которого указано на
экземпляре произведения. Если речь идет о фильмах,-то доста-
точно указать фамилию физического лица или наименование
юридического лица, являющегося продюсером. Не требуя со-
блюдения формальностей. Бернская конвенция делает опреде-
ленное изъятие из принципа национального режима, которое
направлено в пользу лиц, имеющих право на конвенционную
охрану. Если в какой-то стране необходимо выполнить формаль-
ности, то это не будет распространяться на произведения ука-
занных лиц. Произведение получит охрану в полном объеме и
при не соблюдении этих формальностей.

-129-

Б. Охрана промышленной собственности на международном
уровне

Охране промышленной собственности в рамках междуна-
родного частного права так же, как и охране авторских прав,
посвящено несколько международных соглашений универсаль-
ного характера. (*8). Однако самым важным и наиболее старым по
времени заключения несомненно является Парижская конвен-
ция 1883 г., в которой участвуют в настоящее время 97 госу-
дарств, включая Советский Союз и другие социалистические
страны. (*9). Конвенция неоднократно пересматривалась. Послед-
ний раз это было в 1967 г. в Стокгольме (Швеция). В настоя-
щее время готовится новый пересмотр соглашения, который,
однако, торпедируется западными странами, в особенности
США.

Как в советской, так и в зарубежной правовой литературе,
включая монографии, учебные пособия и специальные курсы
международного частного права, при рассмотрении Парижской
конвенции 1883 г. принято употреблять термин <международ-
ная охрана промышленной собственности>. При этом у чита-
теля может создаться впечатление о том, что Парижская кон-
венция непосредственно в своих статьях содержит какие-то оп-
ределенные материальные нормы права, которые повсюду в
мире защищают владельцев технических достижений и нов-
шеств. Дело, однако, обстоит далеко не так.

Прежде всего следует учитывать, что конвенционный режим,
т. е. все положения конвенции, относящиеся к промышленной
собственности как таковой, распространяется не на все мировое
сообщество, а лишь на строго ограниченный круг стран, под-
писавших конвенцию, и согласно се ст. 1, образовавших Союз
по охране промышленной собственности.

Прибегая к грубой классификации, все 30 статей Парижской
конвенции можно условно разбить на три группы, каждая из
которых регулирует различные вопросы, связанные с охраной
промышленной собственности.

Первую группу, в которую входят ст.ст. 1-12, составляют
специальные положения Парижской конвенции. В них страны-
члены Международного союза декларируют те главные принци-
пы, которыми они обязуются руководствоваться в своих патент-
ных отношениях со всеми другими участниками конвенции.

Вторую группу составляют административные положения.
Это ст.ст. 13-17, регулирующие структуру Парижского союза и
финансовые вопросы организации.

К третьей группе относятся ст.ст. 18-30, которые можно
охарактеризовать как заключительные положения конвенции.
Они разрешают вопросы применения и изменения конвенции, ра-
тификации или присоединения к ней, сроки действия, порядка
денонсирования и ряд других вопросов.
В совокупности все три группы образуют многосторонний

-130-

международный договор, т. е. соглашение государств относи-
тельно их взаимных прав и обязанностей, которое выражает со-
гласованную волю сторон и основано на добровольности и су-
веренном равенстве. Возникший на базе Парижской конвенции
Союз представляет собой международное административно-
правовое объединение государств. Одним из главных принци-
пов, лежащих в основе Союза, является принцип универсально-
сти (ст. 21). Это означает, что любая страна, не являющаяся
членом его, может присоединиться к конвенции и тем самым стать
членом Союза. Следует отметить, что принцип универсально-
сти органически вытекает из самой сути Парижской конвен-
ции - соглашения, родившегося в конце прошлого века в про-
цессе разделения мирового рынка, ибо нет такой страны, кото-
рая стояла бы в стороне от международных экономических отно-
шений и не являлась бы торговым партнером других стран.

С принципом универсальности связано не только право сво-
бодного вступления государства в Международный союз, но и
конвенциально закрепленное право выхода из него (ст. 26 (29)),
Одним из средств достижения универсальности является пре-
доставление возможности экономически менее развитым госу-
дарствам присоединяться к конвенции по более низкому классу,
что влияет на их взнос в бюджет организации, но не влияет на
членство в ней (ст. 16 (4а)).

Другим важным замечанием, необходимым нам для понима-
ния тех принципов, на которых строится охрана промышленной
собственности внутри стран Международного союза, является
содержащееся в конвенции прямое указание на то, что <каждая
страна, являющаяся участницей настоящей Конвенции, обя-
зуется принять в соответствии со своей конституцией необхо-
димые меры для обеспечения применения настоящей Конвен-
ции> (ст. 25 (1)). Более того, существует договоренность, что
уже в момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или
акта о присоединении страны будут в состоянии в соответствии
со своим внутренним законодательством осуществлять положе-
ние Парижской конвенции (ст. 25(2)).

На эту обязанность государств привести свое законодатель-
ство о промышленной собственности в соответствие с между-
народно-правовыми нормами, закрепленными в Конвенции, сле-
дует обратить особое внимание.

Обращаясь к действующему тексту Парижской конвенции,
нельзя не заметить и то, что Международный союз не осуществ-
ляет сам какой-либо практической деятельности по обеспече-
нию прав на изобретения, товарные знаки и другие виды (объ-
екты) промышленной собственности. Органы Союза не вмеши-
ваются в деятельность патентных ведомств стран-участниц
конвенции и не дают каких-либо указаний. Парижская конвен-
ция не предусматривает также и международной процедуры
рассмотрения споров по нарушению прав на промышленную
собственность; такие споры должны рассматриваться исключи-

-131-

тельно внутренними судами в соответствии с национальным за-
конодательством стран-участников.

Одним из важных принципов Парижской конвенции, при-

дающим ей особую гибкость и привлекательность, является по-
ложение ст. 19, согласно которому за странами-участниками
сохраняется право заключать между собой самостоятельные со-
глашения об охране промышленной собственности при условии,
что они не будут противоречить положениям конвенции. Изве-
стно, что ряд стран успешно осуществляет эту возможность на
практике. (*10).

Переходя к анализу основных положений Конвенции, следует
обратить внимание еще на два момента.

Ранее мы рассмотрели понятие промышленной собственно-
сти в теоретическом плане, дав определение некоторых видов ее,
чаще всего встречающихся в международных договорах. Париж-
ская конвенция в одной из своих статей прямо перечисляет все
те объекты, которые подпадают под предусмотренную ею право-
вую охрану. Это <патенты на изобретения, полезные образцы,
промышленные рисунки или модели, фабричные или торговые
знаки, знаки обслуживания, фирменное наименование и указа-
ния происхождения или наименования места происхождения, а
также меры с целью пресечения недобросовестной конкурен-
ции>. (*11). Понятие <промышленная собственность> охватывает в
конвенции очень широкий круг объектов и распространяется не
только на промышленность и торговлю в собственном смысле, но
и на сельскохозяйственное производство, добычу полезных иско-
паемых и все продукты как промышленного производства, так
и природного происхождения, например, вина, зерно, табак, цве-
ты, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, мука
(ст. 1(3)).

Необходимо сказать и о том, кому предоставляются права
и преимущества, предусмотренные Конвенцией. Это прежде все-
го граждане государств-членов Союза, а также граждане тех
государств, не входящих в состав Союза, которые имеют свое
постоянное жительство или <серьезное и действительное> про-
мышленное или торговое предприятие на территории одной из
стран, входящих в Союз (ст. 3).

Оговорка о <серьезном и действительном> предприятии была
введена в текст конвенции на Брюссельской конференции 1900 г.
и означала, что такое предприятие <не должно быть фиктивным
заведением, организованным исключительно с целью распрост-
ранения на него преимуществ Парижской конвенции>.

Остановимся более конкретно на первой группе статей Па-
рижской конвенции, которые, по нашему определению, содержат
те главные принципы, которыми государства-члены Междуна-
родного союза обязались руководствоваться в своих патентных
отношениях. Именно эти статьи чаще всего имеют в виду, когда
говорят о международной охране промышленной собственности.
Для удобства анализа сложных и громоздких статей Конвен-

-132-

ции весь комплекс положений, содержащихся в ст.ст. 1-12, мож-
но сгруппировать по трем основным разделам. В этом случае
как бы за скобки можно вынести два фундаментальных институ-
та Парижской конвенции: <национальный режим> и <права
приоритета>, которыми страны-члены Международного союза
неизменно пользуются при получении охраны любых видов про-
мышленной собственности в рамках своего союза. Третью группу
при такой разбивке составят <общие или смешанные положения>
конвенций. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Национальный режим

Страны-члены Международного союза согласились в том,
что в отношении промышленной собственности их граждане бу-
дут пользоваться в других странах Союза <теми же преимущест-
вами, которые предоставляются в настоящее время или будут
предоставляться впоследствии соответствующими законами соб-
ственным гражданам> (ст. 2(1)). Такое распространение на
иностранцев законов и общих правил, установленных внутрен-
ним законодательством, действующим в данной стране, получи-
ло в международном частном праве название <национального
режима>.

Ст. 2(1) Парижской конвенции говорит далее о том, что пра-
ва иностранных граждан на территории государств-участников
союза будут соответственно охраняться так же, как и права
граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же за-
конными средствами защити от всякого посягательства на их
права, при условии соблюдения ими условий и формальностей,
предписываемых собственным гражданам. Это означает, что
каждая страна предоставляет иностранцам охрану прав на изо-
бретения, товарные знаки, промышленные образцы и т.д. на та-
ких же условиях, что и гражданам своей страны.

Предоставляя иностранным заявителям возможность поль-
зоваться национальным режимом во всех странах союза, конвен-
ция как будто бы обеспечивает равенство между местными и
иностранными патентообладателями. Но в действительности в
условиях капитализма это равенство часто оказывается лишь
равенством на бумаге. Как указывалось выше, монополии высо-
коразвитых империалистических государств получают в странах

<< Предыдущая

стр. 27
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>