<< Предыдущая

стр. 29
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Парижская конвенция, в особенности в ее последней редак-
ции, регулирует только некоторые международно-правовые проб-
лемы, касающиеся товарных знаков, из которых наиболее важ-
ными являются следующие.

Независимость прав на товарный знак в различных странах
Международного союза. Государства не могут требовать пред-
варительной регистрации знака в стране происхождения, по-
скольку владельцу его предоставлено право иметь возможность
избрать различные товарные знаки в разных странах па один и
тот же товар (ст. 6). <Знак, надлежащим образом зарегистри-
рованный в какой-либо стране Союза, рассматривается как не-
зависимый от знаков, зарегистрированных в других странах
Союза, включая страну происхождения> (ст. 6(3)).

Право заявителя получать охрану в стране Конвенции всяко-
го товарного знака, надлежащим образом зарегистрированного
в стране происхождения, <в неизменном виде>, <таким, как он
есть> (telle-quelle) на территории других стран с оговорками,
указанными в ст. 6-quinquio.

Интересно отметить, что введение такого принципа представ-
ляет собой изъятие из общего правила о национальном режиме
и применении внутреннего законодательства, о котором говори-
лось выше.

Обязанность стран либо по инициативе администрации, если
-138-

это допускается законодательством данной страны, либо по
ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать
недействительной регистрацию товарного знака, представляюще-
го собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака,
способные вызвать смешение со знаком, который уже является в
этой стране общеизвестным (ст. 6-bis).

Запрещение использования без разрешения компетентных
властей - в качестве фабричных или торговых знаков, или в
качестве элементов этих знаков, гербов, флагов и других госу-
дарственных эмблем стран Союза (ст. 6-ter).

В странах, где национальное законодательство разрешает
переуступку товарного знака только вместе с предприятием,
которому принадлежит этот знак, достаточно передать только
часть предприятия, находящегося в стране, чтобы считать пере-
дачу знака осуществленной (ст. 6-quarter).

Обязанность стран Союза охранять знаки обслуживания
(ст. б-sexies). Регистрация этих знаков необязательна.

Конвенционная охрана интересов владельца товарного знака
от незаконных действий его агента или представителя (ст. 6-sep-
ties).

И, наконец, обязанность стран Союза охранять коллективные
знаки (ст. 7-bis).
в) Фирменное наименование

В этой области Конвенция устанавливает единственное, но
весьма важное правило: <фирменное наименование охраняется
во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или
регистрации и независимо от того, является ли оно частью фаб-
ричного или торгового знака>. Содержание охраны определяется
национальным законодательством каждой страны.
г) Ложные указания происхождения товара
Ст. 10 Парижской конвенции говорит о необходимости уста-
новить защиту от таких указаний.
д) Недобросовестная конкуренция

Некоторые основные нормы, относящиеся к недобросовест-
ной конкуренции, фиксирует ст. 10.

Таковы основные положения Парижской конвенции, форму-
лирующие подход стран-членов Международного союза к во-
просам охраны промышленной собственности. Они убеждены,
что Конвенция не содержит единых для государств-членов
Союза правовых норм о защите изобретений, товарных знаков,
промышленных образцов и т.д. По наиболее важным проблемам
патентного права в Конвенцию вообще не включено никаких
правил. Так, например, требования, предъявляемые к патентуе-
мым изобретениям, порядок определения новизны, срок дейст-
вия патента - все эти и ряд других вопросов регулируется
только внутренним законодательством стран-участников Меж-
дународного союза по охране промышленной собственности. И
лишь весьма немногочисленные и притом отнюдь не основные

-139-

вопросы патентного законодательства разрешены в самой Кон-
венции, без отсылки к национальным законам.

В результате заключения конвенции не был устранен строго
ограниченный, территориальный характер действия патента. По-
этому для обеспечения международной охраны прав на
изобретение и другие виды промышленной собственности вовсе
недостаточно одного участия в Парижском союзе, необходимо
еще запатентовать, т. е. организовать охрану этого изобре-
тения с учетом национального законодательства той или иной
страны. Отсюда видно, что основная функция Парижской кон-
венции состоит не в унификации патентного законодательства, а
в создании условий, облегчающих защиту прав, первоначально
возникших в одном государстве Международного союза, на тер-
ритории всех остальных стран-участников, и, следовательно, в
создании более благоприятных условий для патентования изо-
бретений иностранцами.

Поскольку Конвенция не является ни международным па-
тентным законом, ни единым международным законом о товар-
ных знаках и промышленных образцах, а исходит из сохранения
действия для стран-участниц их внутреннего национального за-
конодательства, представляется целесообразным не говорить о
ней как о соглашении, обеспечивающем <международную охрану
промышленной собственности>.

В. Роль Всемирной организации

интеллектуальной собственности в регулировании охраны
результатов творческой деятельности

Тенденция к более тесному международному сотрудничеству
в различных областях культуры, науки, экономики, наметившая-
ся после второй мировой войны, особенно ярко проявляется в
возникновении ряда международных организаций, заключении
новых и пересмотре старых конвенций. Ярким примером этому
может служить состоявшаяся в июне--июле 1967 г. в г. Сток-
гольме Дипломатическая конференция по интеллектуальной
собственности, учредившая Всемирную организацию интеллек-
туальной собственности (ВОИС) . (*18).

Организация призвана содействовать охране интеллектуаль-
ной собственности во всем мире путем сотрудничества госу-
дарств в соответствующих случаях во взаимодействии с любой
другой международной организацией (ст. 3). Она должна со-
действовать заключению новых международных соглашений в
области охраны результатов творческой деятельности и про-
водить работу по согласованию в этой области национальных
законодательств. Одной из задач ВОИС является сбор и рас-
пространение информации, относящейся к охране интеллекту-
альной собственности; оказание юридической и технической по-
мощи в области обеспечения охраны интеллектуальной собст-
венности; осуществление административного управления всеми

-140-

существующими союзами по охране интеллектуальной собст-
венности; принятие других надлежащих действий в рамках под-
писанной конвенции (ст. 4).

К числу главных органов ВОИС относятся: Генеральная
Ассамблея, Конференция, Координационный Комитет и Меж-
дународное бюро.

Генеральная Ассамблея (ст. 6) как высший орган Органи-
зации наделена самыми широкими полномочиями. Она, в част-
ности, назначает Генерального директора ВОИС, рассматри-
вает и утверждает его отчеты и отчеты Координационного ко-
митета и дает им необходимые инструкции; принимает трехго-
дичный бюджет расходов, общих для Парижского и Бернского
союзов; одобряет предлагаемые Генеральным директором ме-
роприятия, касающиеся администрации по осуществлению дру-
гих международных соглашений, принимает финансовый рег-
ламент, определяет рабочие языки секретариата, приглашает
государства стать сторонами Конвенции и выполняет другие
надлежащие ей функции.

В ведение Конференции, состоящей из государств-сторон
настоящей Конвенции, независимо от того, являются они члена-
ми какого-либо из союзов или не являются, входит обсуждение
вопросов, представляющих общий интерес в области интеллек-
туальной собственности, и принятие рекомендаций по таким
вопросам с учетом компетенции и самостоятельности союзов;
принятие трехгодичного бюджета Конференции, принятие в пре-
делах этого бюджета трехгодичной программы юридико-техни-
ческой помощи, принятие поправок к настоящей Конвенции, как
это предусмотрено ст. 17, решение вопроса, какие государства
не члены организации, а также международные организации
могут быть допущены на ее заседания в. качестве наблюдателей,
выполнение других надлежащих ей в рамках этой Конвенции
функций (ст. 7 (2)).

В организации учрежден Координационный Комитет (ст. 8),
состоящий из государств-сторон Конвенции, являющихся члена-
ми Исполкомов Парижского или Бернского союзов или обоих
этих комитетов. Наличие такого органа нужно потому, что
союзы не объединены органически друг с другом в новой орга-
низации, они продолжают сохранять автономию в решении основ-
ных вопросов своей компетенции и имеют лишь общий админи-
стративных орган-секретариат, обслуживаемый одним и тем
же персоналом. Ряд же вопросов, представляющих общий инте-
рес, не может быть решен секретариатом, а поэтому необходима
координация и взаимное согласование деятельности исполни-
тельных органов отдельных союзов.

Секретариатом организации является Международное бюро.
Его возглавляет Генеральный директор, который имеет двух или
более заместителей.
В связи с тем, что ВОИС имеет практически два высших ор-

-141-

гана: Генеральную Ассамблею и Конференцию, перед которыми
стоят различные задачи, весьма своеобразно решен и вопрос о
финансовом положении новой Организации.

Она имеет 2 независимых друг от друга бюджета: бюджет
расходов, общих для союзов, и бюджет Конференции (ст. 11).

Если первый предназначен для финансирования мероприятий,
представляющих интерес для нескольких союзов, то второй пред-
усматривает ассигнования на проведение сессий самой Конфе-
ренции и на осуществление программы юридико-технической по-
мощи заинтересованным в этом государствам.

Несмотря на огромные усилия Советского Союза и других
социалистических стран, направленные на закрепление в Кон-
венции ВОИС наиболее прогрессивных принципов современного
международного права, не все статьи ее можно охарактеризовать
как наилучшим образом отвечающие нынешним требованиям
международного общения.

Хотя ст. 5 и предоставляет возможность стать стороной Кон-
венции всем государствам независимо от их социально-экономи-
ческого и политического строя, практическое применение ее
столкнулось с нежеланием ряда капиталистических стран предо-
ставить место в Организации некоторым социалистическим стра-
нам. (*19). Естественно, более правильным был бы допуск в членст-
во ВОИС всех миролюбивых государств, разделяющих ее цели
и принципы и заявивших о своем желании вступить в нее. Это
улучшило бы состав Организации и в структурном плане.

На сегодняшний день в ней, как было указано, имеется прак-
тически два высших органа: Генеральная Ассамблея и Конфе-
ренция, что нельзя назвать вполне оправданным. Не исключена
возможность дублирования работы этих органов, так как раз-
граничение функций их во многом искусственное. Например,
непонятно, почему вопрос переноса штаб-квартиры Организации
должна решать только Генеральная Ассамблея (ст. 10), где, как
известно, ряд членов ВОИС, а именно государства, не состоящие
в Бернском и Парижском союзах, не имеют права голоса. Во-
просы поправок к Конвенции, хотя и отнесены к ведению Кон-
ференции, практически в силу предусмотренной процедуры бу-
дут приниматься в основном государствами-членами Гене-
ральной Ассамблеи. К тому же, согласно Конвенции они при-
нимаются простым большинством голосов (ст. 17(2)).

Определенным анахронизмом является положение ст. 11
(9, а) Конвенции, предусматривающее, что государство, на
территории которого расположена штаб-квартира ВОИС и ко-
торое предоставляет авансы Организации, имеет в силу этого
место в Координационном комитете. Такое положение вряд ли
можно считать характерным для крупных международных орга-
низаций. Скорее это дань старому, ныне в принципе ликвиди-
рованному положению о высоком покровительстве над союзами
Правительства Швейцарской конференции.

-142-

Конвенция ВОИС провозглашает независимость входящих в
организацию союзов. Действительно, государства могут быть
или стать членами Парижского союза независимо от того, под-
пишут они Конвенцию ВОИС или нет, и могут стать членом
ВОИС, не вступая в Бернский и Парижский союзы. И тем не
менее, независимость и самостоятельность Организации от сою-
зов и наоборот, с нашей точки зрения, является понятием отно-
сительным. Например, согласно ст. 14(2) Конвенции ВОИС
<несмотря на любое другое положение настоящей Конвенции,
государство-сторона Парижской конвенции, Бернской конвен-
ции или обеих этих конвенций может стать стороной настоящей
Конвенции только если оно одновременно ратифицирует или
присоединится или если оно уже ратифицировало или присоеди-

<< Предыдущая

стр. 29
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>