<< Предыдущая

стр. 30
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нилось - либо к Стокгольмскому акту Парижской конвенции в
целом или только с изъятием, предусмотренным в его ст. 20
(1, в/, 1,2), либо к Стокгольмскому акту Бернской конвенции
или только с изъятием, предусмотренным в его ст. 28 (1, в)
(ст. 14 (2))>. Таким образом, этим странам для членства в ВОИС
предписывается принять Стокгольмскую редакцию их соответст-
вующих конвенций полностью или по крайней мере администра-
тивные положения.

Зависимость новой Организации от Парижского и Бернского
союзов прослеживается в вопросах принятия поправок и изме-
нения Конвенции, учреждающей новую Организацию.

Во-первых, следует отметить отсутствие четкости ст. 17, ре-
гулирующей эти вопросы. Без каких-либо уточнений в парагра-
фе 2 ее говорится, что в случаях, когда и принятие поправки
затронуло бы права и обязанности государств-сторон настоя-
щей Конвенции, не являющихся членами какого-либо из союзов,
участие в голосовании принимают и эти страны. Как и в ряде
других статей, здесь не содержится указаний на то, кто будет
решать, затрагивает тот или иной вопрос интересы упомянутых
стран, а также не говорится ничего и о самом круге вопросов.

Во-вторых, любое голосование по поправкам на Конференции
проводится только после того, как соответствующие предложе-
ния были одобрены Ассамблеями Парижского и Бернского сою-
зов. При такой процедуре понятие независимости новой Органи-
зации, как видно, является понятием относительным.

Тем не менее, с учетом вышеизложенных замечаний Всемир-
ную организацию интеллектуальной собственности, созданную на
Стокгольмской дипломатической конференции 1967 г., можно
смело рассматривать как современную, универсальную межпра-
вительственную организацию научно-технического управления,
которая будет эффективно содействовать охране результатов
творческой деятельности во всем мире путем плодотворного со-
трудничества государств с различными правовыми системами.
Участие Советского Союза и других социалистических стран
несомненно укрепит практическую деятельность ВОИС.

-143-


Глава 5

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ОХРАНЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Как было показано выше, сложившиеся па национальном и
международном уровнях системы охраны результатов техниче-
ского и литературно-художественного творчества, обладая своей
отдельной спецификой, вместе с тем в существе решаемых ими
задач имеют много общего. По своему замыслу в рамках кон-
кретных стран и мирового сообщества в целом они направлены
на ускорение социально-экономического и культурного развития
народов, в чем и проявляется их общая гуманная, интернацио-
налистская цель. Эта цель не может не опосредоваться в меж-
дународной жизни иначе, как в выработке согласованных норм и
принципов для деятельности государств в интересах друг друга
и мирового сообщества в целом. Указанные нормы и принципы
образуют совокупность, получившую название право интеллек-
туальной собственности, являющееся составной частью между-
народного частного права. В его рамках неизменно действуют
интересы различных государств и классов, внося тем самым
политические и идеологические аспекты в характер правового
регулирования охраны результатов творческой деятельности.
Так, за нормой права, действующей внутри страны или в груп-
пе стран, объединенных соглашением, присутствует, а зачастую
и предопределяет саму норму политический интерес правящих
классов соответствующих государств.

Не менее важно и другое обстоятельство, а именно оценоч-
ный механизм той или иной нормы международного частного
права, регулирующий охрану результатов творческой деятель-
ности. Идеологические и политические воззрения и интересы гос-
подствующих классов, действуя во времени, могут предопреде-
лять изменение отношения государства к ранее выработанным
нормам. Формально изменение оценки находит выражение в
различных тенденциях в правовом регулировании соответствую-
щих отношений. Применительно к охране результатов творче-
ской деятельности это особенно ярко проявляется в связи с уча-
стием развивающихся стран в международном сотрудничестве
по авторско-правовым и патентно-правовым вопросам.

Дело в том, что сложившаяся система международной охра-
ны продуктов и результатов интеллектуального труда, получив-
шая юридическое оформление во Всемирной и Бернской конвен-
ции об авторском праве и в Парижской конвенции по охране
промышленной собственности, в основном удовлетворяет интере-
сы развитых капиталистических стран, ибо представляет собой
довольно эффективный правовой механизм в руках владельцев
права интеллектуальной собственности, которым в большинстве
случаев являются капиталистические предприятия, экспортирую-

-144-

щие технические досшжеиня н иную духовную продукцию. И
против, с выходом на международную арену развивающихся
стран выявилось, что эта система не отвечает в должной степе-
ни их потребностям. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС
<перед развивающимися странами научно-техническая револю-
ция с особой остротой ставит вопрос: суждено ли им в полной
мере воспользоваться достижениями науки и техники, обрести
тем самым силы в борьбе против неоколониализма и империали-
стической эксплуатации, или же они так и останутся на пери-
ферии мирового развития? Научно-техническая революция с
предельной ясностью высвечивает нерешенность многих со-
циально-экономических проблем, мешающих прогрессу в этой
части мира>. (*1).

Известно, что колониализм оставил н наследство развиваю-
щимся странам как экономическую, так и культурную отста-
лость. <Пожалуй, ни в одной сфере национальной деятельности
огставание развивающихся стран не достигли таких крупных
масштабов, как в науке, в практическом применении научно-тех-
нических знаний, в подготовке и использовании научно-исследо-
вательских кадров>. (*2).

Во многих государствах Азии, Африки и Латинской Америки
к моменту приобретения ими независимости население почти
полностью было неграмотным. Главной задачей, на выполнение
которой были направлены усилия стран, сбросивших иго коло-
ниализма, была задача ликвидации последствий этого ига путем
развития экономики. Вместе с тем ликвидация экономической
отсталости немыслима без преодоления отсталости культурной,
ибо без <подлинно культурной революции развивающиеся стра-
ны вряд ли сумеют полностью использовать богатейший интел-
лектуальный потенциал своего почти двухмиллиардного населе-
ния>. (*3). Осуществление культурной революции, в свою очередь,
требует значительных капиталовложений в организацию систе-
мы образования, строительство и оборудование школ и универ-
ситетов. И здесь во весь рост встает проблема издания книг и
учебных пособий.

Обеспечить же потребности системы обучения в книгах и
учебных пособиях путем публикации произведений отечествен-
ных авторов развивающиеся страны еще не имеют возможно-
сти. Это вынуждает их обращаться за помощью к бывшим мет-
рополиям. Естественно, что эта помощь небезвозмездная. Кроме
того, если какая-либо развивающаяся страна и имеет полигра-
фическую базу, то выплата гонораров иностранным авторам в
конвертируемой валюте сводит к минимуму значимость этого
факта, тем более, что национальные издательства испытывают
жестокую конкуренцию со стороны могущественных издатель-
ских компаний капиталистических держав, стремящихся к пол-
ному захвату обширного книжного рынка развивающихся стран.
Положение осложняется н тем, что в связи с низким жизненным
уровнем населения цены на книги, журналы и газеты должны

-145-

быть здесь сравнительно невысокими, в то время как в странах
Запада они очень высоки. В таких условиях государство неиз-
бежно должно брать на себя большую часть расходов, прини-
мать меры правового характера для изменения положения дел.

Отмеченные обстоятельства объясняют стремление развиваю-
щихся стран выработать такую национальную и международную
политику в области патентной и авторско-правовой охраны ре-
зультатов творческой деятельности, которая отвечала бы их,
национальным интересам.

С другой стороны, промышленные, издательские, авторско-
правовые и иные аналогичные организации капиталистических
государств пытаются повлиять на решение вопросов авторского
и патентного права в развивающихся странах, обеспечив при
этом прежде всего свои интересы. Борьба этих двух тенденций
наблюдалась в ходе различных международных конференций,

совещаний, семинаров по проблемам развивающихся стран . (*4).

В рамках национальной политики развивающиеся страны
стремятся к тому, чтобы, с одной стороны, в принимаемых ими
законодательных актах содержались нормы, поощряющие твор-
чество национальных авторов и изобретателей, а с другой -
чтобы как можно меньше было условий, ограничивающих воз-
можности свободного использования иностранных технических
достижений и произведений литературы и искусства в целях
обучения, преподавания и развития научных исследований. За-
конодательству Аргентины, Бразилии, Мексики известны такие
меры, как создание для стимулирования местных авторов раз-
личных фондов, например, путем отчисления от гонораров, вы-
плачиваемых за использование произведений иностранных авто-
ров, и более высокое налоговое обложение гонораров иностран-
ных авторов.

Принятый в 1954 г. Египетский закон об охране литератур-
ной и художественной собственности установил в общественных
интересах определенные ограничения права авторов: например,
исключительное право на перевод предоставляется только на
5 лет; если же произведение не было переведено за это время на
арабский язык, то право на перевод прекращается, и произве-
дение может свободно переводиться. Ограничения авторских
прав предусмотрены в главе II Сенегальского закона о защите
авторских прав, принятого в 1973 г., и ряде других законов
освободившихся стран.

Однако главным направлением, с которым связано достиже-

ние более свободного доступа развивающихся стран к зарубеж-
ным достижениям науки, техники, культуры и искусства, без-
условно, является регулирование государством процедуры огра-
ничения исключительных прав иностранных авторов и патенто-
обладателей в общественных интересах данной страны путем
принудительного лицензирования охраняемых в ней объектов
интеллектуальной собственности. В пользу такого подхода го-
ворит, например, то обстоятельство, что, как уже отмечалось,

-146-

из 20 тысяч действующих в развивающихся странах патентов
85% принадлежит фирмам западных стран. Однако около 90-
95% этого числа не используется в хозяйстве этих стран. (*5). Учи-
тывая данное обстоятельство и связанную с ним технологиче-
скую зависимость, некоторые специалисты из развивающихся
стран прямо высказываются за отказ молодых государств от
признания патента и выхода из ныне действующей международ-
ной патентной системы, ибо, по их мнению, не только сама
система выдачи патентов, но в еще большей степени условия
выдачи лицензий по ним также осуществляются практически
полностью в пользу зарубежных патентодержателей. (*6). То же са-
мое можно сказать и о международной системе охраны автор-
ских прав. Ведь ни чем иным не объяснишь тот факт, что до сих
пор более 3/4 всех африканских стран весьма сдержанно отно-
сится к самой возможности вступления во Всемирную или
Бернскую конвенции об авторском праве.

А. Принудительное лицензирование результатов творческой
деятельности в рамках международного частного права

1. Борьбу за пересмотр действующих международных согла-
шений в области охраны результатов творческой деятельности
в интересах удовлетворения своих насущных потребностей и, в
первую очередь, для целей развития образования и культуры
освободившиеся страны начали еще в 60-е годы при активной
поддержке со стороны Советского Союза и других социалисти-
ских стран.

Сама постановка этого вопроса в рамках международного
частного права ярко свидетельствовала о глубоком внутреннем
единстве и тесной связи национального и международного ме-
тодов решения этой важнейшей политико-экономической задачи
освободившихся стран. В известном смысле она говорила и о
том, что принятие мер только внутреннего порядка по охране
результатов творческой деятельности в своих интересах не ре-
шает проблемы. Эти меры должны согласовываться с мерами
международными, поскольку общественные отношения в связи с
созданием, признанием и использованием результатов творче-
ской деятельности, составляющие, как было показано в гл. 1
предмет международного частного права, нельзя вместить в
узкие национальные рамки.

В результате длительной и напряженной борьбы в 1971 г. в
Бернскую и Всемирную конвенции об авторском праве были
внесены новые положения, ограничивающие исключительное
право на перевод и воспроизведение произведений путем уста-
новления системы принудительных лицензий (Дополнительный
протокол к Бернской конвенции и статьи 5-bis, ter, quater Все-
мирной конвенции). Тенденция к пересмотру соглашений с
целью создания в их рамках более льготного правового режима
для освободившихся стран получила поддержку.

-147-

Однако новые положения лишь частично удовлетворили тре-
бованиям развивающихся стран. Так, принудительные лицензии
на перевод после пересмотра конвенций могут предоставляться в
этих странах только для обучения в школах, системе высшего
образования и для проведения научных исследований (ст. 5-ter

<< Предыдущая

стр. 30
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>