<< Предыдущая

стр. 10
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ных произведений, а также к режиссерам-постановщикам
(ст. 14 bis, п. 3). Законодательство отдельных стран
Бернского союза может содержать положения, лишающие
их права противиться воспроизведению и прочему исполь-
зованию созданных ими фильмов. Государства обязаны
уведомить об этом Генерального директора ВОИС путем
письменного заявления, которое немедленно рассылается
другим членам Бернского союза (ст. 14 bis, п. 3).


В заключение следует отметить, что впервые при опре-
делении прав создателей интеллектуального произведе-
ния, в данном случае кинематографического, конвенция
в ст. 14 bis встала на сторону владельцев авторского пра-
ва и кипопромышленников, а не на сторону лиц, творче-

-51-

ски участвующих в создании фильма. Это отправное по-
ложение было отмечено уже на конференции в Стокголь-
ме и подвергалось критике впоследствии.

Охрана произведений фольклора. На Стокгольмской
конференции проблема охраны фольклора подлежала ши-
рокому обсуждению, в результате чего в тексте Бернской
конвенции появилась ст. 15, п. 4, п/п. а, касающаяся ох-
раны произведений такого рода.

В соответствии с этой статьей неопубликованные
фольклорные произведения приравнивались к тем, автор
которых неизвестен. В этом случае, а также при условии,
что есть все основания полагать, что создатель такого
произведения является гражданином страны-члена
Бернского союза, законодательство этой страны может
определить компетентный орган, который будет представ-
лять автора и осуществлять авторские права и их охрану
в странах Бернского союза, Генеральный директор кото-
рого должен быть соответствующим образом информиро-
ван.

В отношении опубликованных произведений фолькло-
ра действуют правила, распространяющиеся на анонимно
изданные работы. Авторские права в таких случаях осу-
ществляются издательством, выпустившим их в свет
(ст. 15, п. 3).

Представители многих развивающихся стран неодно-
кратно отмечали неэффективность вышеуказанных пра-
вил. Так, в мае 1973 года Генеральный директор
ЮНЕСКО получил от правительства Боливии нотифика-
цию, обращающую внимание на необходимость создания
международного акта для охраны фольклора и культур-
ного наследия. В ней отмечалось также, что за послед-
нее время произведения фольклора, особенно музыкаль-
ные и танцевальные, являются объектом все более интен-
сивной нелегальной торговли, что разрушающе действует
на культурные традиции многих народов и этнографиче-
ских групп.

Вопрос об охране произведений фольклора был пред-
метом обсуждения на заседаниях межправительственно-
го комитета Всемирной конвенции в 1973 году. Однако
дебаты не привели к решению этой проблемы, и межпра-
вительственный комитет принял решение поручить секре-
тариату ЮНЕСКО изучить вопрос об охране фольклора
и информировать комитет о результатах на его следую-
щей сессии.

-52-

В последующие годы внимание к этой проблеме не-
сколько ослабло.

Охрана личных прав. Статья 6 bis Стокгольмского
текста Бернской конвенции под личными правами авто-
ра, существующими независимо от его имущественных
прав или даже после их отчуждения, понимает право на
авторство и на препятствование всякому изменению, ис-
кажению и другого рода посягательствам в отношении
его работы, которые могут быть направлены против его
репутации либо чести.

Предоставленные автору вышеуказанные нрава про-
должают существовать, по крайней мере, до прекраще-
ния действия имущественных нрав автора и реализуются
лицом либо организацией, призванной к этому законода-
тельством страны, где ищется защита.

Конкретные формы и средства реализации охраны
личных прав автора определяются законодательством
страны, в которой ищется защита.

Сроки охраны авторского права. На дипломатической
конференции в Стокгольме представители некоторых
стран (Италии, ФРГ) и ряда международных организа-
ций вносили предложения об установлении более дли-
тельного по сравнению с Брюссельским текстом срока
охраны авторского права. Он мог равняться 80 и более
годам. Многие юристы склонны видеть в увеличении сро-
ка охраны тенденцию в развитии авторского права. Под-
тверждение этому можно найти в сравнительно недавно
принятых законах об охране авторского права, устано-
вивших, например, в ФРГ 70 лет, Бразилии, Испании и
Португалии - более 50 лет.

Конференция не пошла по пути увеличения 50-летнего
срока охраны. Вместе с тем она одобрила специальную
резолюцию, поощряющую проявившееся в настоящее
время стремление некоторых стран выработать особое
соглашение о применении между ними срока продолжи-
тельностью свыше 50 лет, исчисляемых со дня смерти ав-
тора.

Пункт 1 ст. 7 воспроизводит почти дословно соответ-
ствующие положения предыдущего Брюссельского тек-
ста. Таким образом, минимальный обязательный срок
охраны авторского права установлен в 50 лет, исчисляе-
мых со дня смерти автора (post mortem autoris). Этот
минимум применяется и к кинематографическим произ-
ведениям, хотя страна Бернского союза вправе устано-

-53-

вить начало истечения его со дня, когда работа стала до-
ступна публике, или со времени производства фильма
(ст. 7, п. 2).

Для произведений, авторы которых неизвестны или
имеют псевдоним, срок охраны исчисляется нс со дня
публикации, а с момента, когда они стали правомерно до-
ступны публике.

Как и в Брюсселе, в Стокгольме были одобрены поло-
жения для тех случаев, когда псевдоним не оставляет
никаких сомнений относительно личности автора либо
если последний объявит свое настоящее имя в течение
50 лет со дня публикации произведения. В этих случаях
срок также исчисляется со дня смерти автора. Конфе-
ренция, однако, уточнила, что страны Бернского союза
не обязаны охранять анонимные произведения или ра-
боты, авторы которых выступают под псевдонимом, если
есть достаточные основания полагать о смерти их созда-
телей, наступившей более 50 лет назад.

В области фотографии и прикладного искусства
Стокгольмский текст предусмотрел минимальный, 25-лет-
ний, срок, исчисляемый со дня создания этих произведе-
ний (ст. 7, п. 4).

Срок охраны авторского права исчисляется с 1 ян-
варя года, следующего за годом смерти автора, либо
после изготовления, опубликования или публичного об-
народования произведения.

Как уже отмечалось, к нововведениям Стокгольмского
текста можно отнести правило о том, что страны Берн-
ского союза могут внутренним законодательством уста-
навливать сроки охраны авторского нрава, которые пре-
вышали бы те, которые признаны конвенцией (ст. 7, п. 6).
С другой стороны, конвенция оставила в силе для стран
Бернского союза, связанных Римским текстом, более
краткие сроки охраны авторского права (п. 7), чем пре-
дусмотрено з предыдущих пунктах, при условии, чтобы
страны-участницы сохранили их своим национальным
законодательством на момент подписания Стокгольм-
ского акта.

Обычно сроки охраны авторского права определяет
законодательство страны, где ищется защита. Пункт 8
ст. 7 сохранил правило о <сравнении сроков>, сводящее-
ся к тому, что срок защиты, предоставленный в стране,
где она ищется, не должен превышать тот, который уста-
новлен в стране происхождения.

-54-

Подводя итог, можно отметить, что значительных из-
менений в данной области по сравнению с Брюссельской
конференцией не произошло. Имеющиеся же новеллы,
такие как, например, возможность сохранения более ко-
ротких сроков охраны, преследуют цель расширить тер-
риториальную сферу действия конвенции. Этим же стрем-
лением можно объяснить и появление правил о необяза-
тельности материальной фиксации произведений как ус-
ловия предоставления охраны, признание возможности нс
охранять отдельные личные права после смерти автора,
снижение уровня охраны в связи с цитированием и дру-
гим использованием чужих работ и тому подобное. Од-
нако ожидаемого расширения территориальной сферы
действия Бернской конвенции не произошло.

Протокол о развивающихся странах. Принятию про-
токола на конференции предшествовала острая полити-
ческая борьба между представителями развивающихся
стран, с одной стороны, и главными импсриалнстически-
ми государствами - с другой. Ни одна предыдущая кон-
ференция по международному авторскому нраву не зна-
ла таких открытых и серьезных политических конфлик-
тов, как это было в Стокгольме.

Благодаря сплоченности развивающихся стран и их
поддержке представителями социалистических государств
конференция одобрила протокол, многие положения ко-
торого были довольно радикальны. Вместе с тем разви-
тым капиталистическим странам в ряде случаев удалось
ослабить их эффект и значимость.

Впервые предложения, нашедшие затем свое отраже-
ние в протоколе, были выдвинуты на заседаниях конфе-
ренции африканских государств по изучению проблем
авторского права в Браззавиле, проводимой ЮНЕСКО и
Бернским союзом в 1963 году. (*8). На ней многие делегаты
из африканских стран отмечали, что существующая си-
стема охраны авторского права функционирует лишь в
пользу европейских стран-экспортеров и что эффект этих
конвенций состоит в закреплении и продлении эксплуата-
ции развивающихся стран даже после приобретения ими
независимости. Справедливо указывалось и на то, что
конвенции не учитывают уровень жизни в развивающих-
ся странах, их специфические социальные и экономиче-
ские нужды.

Год спустя, в декабре 1964 года, в Женеве комитет
экспертов по авторскому праву, созванный ЮНЕСКО и

-55-

Бернским союзом, выработал типовой проект закона по
авторскому праву для развивающихся стран, в котором
нашли отражение некоторые идеи Браззавильской конфе-
ренции. Он был положен в основу законодательств в Зам-
бии, Кении, Малави и Танзании. Все это вызвало резко
отрицательную реакцию в странах-экспортерах, в первую
очередь в Англии. В 1967 году в Нью-Дели состоялся ме-
ждународный симпозиум развивающихся стран по во-
просам авторского права. Здесь еще раз была продемон-
стрирована противоположность интересов развитых и
развивающихся стран. Требования последних сводились
в основном к снижению уровня охраны авторских прав с
целью получения оперативного и свободного доступа к
произведениям, необходимым для преодоления экономи-
ческой и культурной отсталости. (*9).

Конференции в Браззавиле, Женеве и Нью-Дели по-
служили базой для выработки позиции развивающихся
стран в Стокгольме. Однако уже тогда их требования вы-

зывали со стороны капиталистических государств отри-
цательную реакцию. Так, на упомянутом уже симпозиуме
в Нью-Дели Генеральный директор Бернского союза пре-
дупредил, что радикальные требования развивающихся
стран повлекут за собой <слишком большие жертвы> со
стороны авторов и их представителей. Он также выразил
опасение, что подобные требования изменения в режиме
охраны прав авторов могут дать повод для <чувств враж-
дебности>, которые в конце концов не будут способст-
вовать интересам развивающихся стран. (*10).

По общему мнению, политическая борьба на конфе-
ренции в Стокгольме была более открытая, глубокая и
серьезная, чем на любой конференции прежде. Впослед-
ствии эта атмосфера будет расцениваться как атмосфера
<демагогии и амбиции>, препятствующая серьезным об-
суждениям, но на самой конференции представители ка-
питалистических стран не посмели открыто выступить
против очевидных интересов развивающихся государств.

Длительные дискуссии возникли уже при обсуждении
преамбулы к протоколу при определении самого понятия
<развивающиеся страны>. Предлагалось несколько про-

<< Предыдущая

стр. 10
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>