<< Предыдущая

стр. 12
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ский юрист Баркер отмечал, что <авторы и издатели не
видят никаких причин к тому, чтобы их собственность бы-
ла изъята у них для помощи развивающимся странам>. (*16).

Небезынтересно отметить и резолюцию, принятую на
конгрессе Международной конфедерации обществ авто-
ров и композиторов в Вене (июнь 1968 г.). Она квали-
фицировала положения протокола как неприемлемые и
рекомендовала воздержаться от его ратификации. (*17).

В целом обстановка после принятия Стокгольмского
протокола именовалась не иначе, как <кризисом системы
международной охраны авторского нрава>.

Стокгольмский текст был подписан 35 присутствовав-
шими на конференции государствами-членами Берн-
ской конвенции. Обращает на себя внимание тот факт,
что представители Австралии, Великобритании, Канады
и Ирландии от подписи демонстративно отказались. Все-
го же 16 стран из 51 участвующей в конференции отка-
зались поставить свои подписи под Стокгольмским тек-
стом. Причем это объяснялось в основном положениями
протокола о развивающихся странах.

-62-

ВСЕМИРНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
(Женева, 1952 г.)

После очередного изменения Бернском конвенции в
Брюсселе международная система охраны авторского
права продолжала оставаться эффективным правовым
инструментом в распоряжении основных капиталистиче-
ских государств Западной Европы, а также некоторых
развитых стран Азии и Америки. Главным ее недостат-
ком в глазах крупных издателей и книготорговцев явля-
лось отсутствие США, которые отказывались присоеди-
няться к Бернскому союзу в связи с тем, что уровень ох-

-62-

раны авторского права по конвенции был слишком высок
по сравнению с их внутренним законодательством. Вме-
сте с тем американский книжный рынок являлся самым
крупным среди капиталистических государств. Амери-
канская полиграфическая промышленность с ее огромны-
ми производственными мощностями чувствовала себя
тесно в национальных границах. Общее количество ра-
бочих, занятых в этой отрасли к началу 50-х годов, пре-
высило 470 тыс. (*18) с ежегодным доходом в 6 млрд. долл.,
что превосходит объем таких отраслей промышленности.
как угледобывающая, газовая, электрическая и банков-
ский бизнес. (*19). Однако экспортируя свою печатную про-
дукцию в другие страны, книгопромышленники и торгов-
цы терпели значительные убытки в связи с тем, что про-
изведения, впервые опубликованные в США, не пользо-
вались охраной за их пределами. Именно эти обстоятель-
ства и определили стремление Соединенных Штатов при-
общиться к международной системе по охране авторско-
го права. Для этих целей была выбрана ЮНЕСКО, где
политические позиции США были достаточно крепкими,
для того чтобы во вновь выработанной международной
конвенции обеспечить свои интересы без необходимости
принесения слишком больших жертв с их стороны.

Существовали в мире и другие страны, не считавшие
для себя возможным присоединиться к Бернской конвен-
ции из-за слишком высокого уровня охраны авторского
права. К ним относятся развивающиеся страны Латин-
ской Америки. Азии и Африки, а также молодые неза-
висимые государства, становление которых только на-
чиналось.

Таким образом, говоря о причинах принятия Всемир-
ной конвенции об авторском праве, следует иметь в виду
прежде всего стремление к этому Соединенных Штатов и,
кроме того, заинтересованность, проявленную целым ря-
дом других стран, которые хотели видеть в международ-
ной конвенции соглашение с как можно меньшим коли-
чеством императивных условий и формальностей.

Подготовка новой конвенции началась в 1948 году и
заняла три года. К 1951 году был подготовлен проект
Всемирной конвенции, который был представлен на рас-
смотрение дипломатической конференции 1952 года. Как
неоднократно подчеркивалось на различных уровнях, при
работе над проектом никаких сложных теоретических во-
просов не ставилось и не разрешалось. Было необходимо

-63-

найти правильное решение стоявших проблем без нару-
шения национальных законодательств будущих госу-
дарств-членов.

Всемирная конвенция об авторском праве была при-
нята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года

межправительственной конференции с участием предста-
вителен 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре
1955 года.

Женевская конвенция открывается преамбулой, не со-
держащей положений нормативного характера. Она при-
мечательна, однако, тем, что содержит общую деклара-
цию о стремлении стран-участниц конвенции создать
международно-правовой инструмент, приемлемый для
как можно более широкого круга различных стран и на-
правленный на облегчение распространения продуктов
интеллектуального труда в целях лучшего международ-
ного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, что
Всемирная конвенция создается в дополнение к уже су-
ществующим международным соглашениям об авторском
праве и не имеет целью ни заменить, ни нарушить их.
В данном случае проявилась забота развитых стран За-
пада (в частности, Великобритании, Италии, Франции)
о неприкосновенности Бернской системы с ее высоким
уровнем охраны авторского права.

Охраняемые произведения. В соответствии со ст. 1
конвенции каждое договаривающееся государство обя-
зуется принять необходимые меры для обеспечения до-
статочной и эффективной охраны прав авторов и всех
других носителей авторского права на литературные, на-
учные и художественные произведения. Причем конвен-
ция не расшифровывает, что понимается под терминами
<достаточной и эффективной> охраны, имея в виду, что
она будет осуществляться по законам той страны, где
ищется. Таким образом, по мнению создателей конвен-
ции, та охрана, которая предоставляется каким-либо го-

сударством своим авторам, будет расценена в качестве
<достаточной и эффективной> при распространении ее на
иностранцев (за некоторыми исключениями, о чем будет
сказано ниже). Имея это в виду, председатель конферен-
ции при анализе первой статьи отмечал, что права, пре-
доставляемые авторам по конвенции, должны включать
те, которые обычно предусматриваются в <цивилизован-
ных странах>. Такое общее замечание было сделано в
связи с тем, что па практике объем прав в националь-

-64-

ных законодательствах стран, участвовавших в выработ-
ке конвенции, в общем сходен, различны лишь детали.
Имеются в виду такие общепризнанные права, как право
на выпуск в свет, воспроизведение, публичное представ-
ление, распространение, перевод и тому подобное. Таким
образом, конференция не поддержала предложения ряда
стран (Канады, Греции, Италии) о перечислении в кон-
венции хотя бы основных прав автора: на воспроизведе-
ние и представление. Не поддержано было также и пред-
ложение Греции (док. DA/43) о личных правах автора,
так как законодательство англосаксонских стран их не
признает. Конвенция предусматривает лишь одно: право
на перевод, учитывая, что оно имеет огромное экономи-
ческое и социальное значение, а регулируется во многих
странах по-разному.

Определяя конкретные виды подлежащих охране ли-
тературных, научных и художественных произведений,
Всемирная конвенция воспринимает метод Бернской, ог-
раничиваясь лишь примерным перечнем. Такой прием
определения охраняемых произведений принят подавля-
ющим большинством национальных законодательств.
Вместе с тем в этой области в настоящее время наблю-
дается тенденция к более подробному перечислению кон-
кретных произведений. Так, в законе об охране авторско-
го права, одобренном в Перу в 1961 году, указаны че-
тырнадцать видов произведений с детальной разработкой
каждой категории. Подобная ситуация наблюдается в
законодательствах Доминиканской Республики, Эквадо-
ра, Сальвадора, Гватемалы, Индии, Кении, Малави,
Монако, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистана, Филип-
пин, Румынии, Сьерра Леоне, Туниса, Арабской Респуб-
лики Египет, Танзании и некоторых других стран.

С другой стороны, законодательство таких стран, как
Бельгия, Боливия, Бразилия, Коста-Рика, Дания, Гре-
ция, Марокко, Никарагуа, Панама, Испания, Швеция,
Япония, и ряда других просто констатирует, что охране
подлежат либо интеллектуальные работы, либо литера-
турные и художественные произведения.

В примерном перечне подлежащих охране трудов
ст. 1 конвенции предусмотрены работы в области лите-
ратуры, музыки, драматургии, кинематографии, живопи-
си, скульптуры и графики. В связи с тем что этот список
носит примерный характер, под общую категорию лите-
ратурных, художественных и научных трудов подпадают

-65-

и другие их конкретные формы. Аналогично произведе-
ния, прямо указанные в ст. 1, могут, например, в области
музыки и драматургии существовать в виде опер, оперетт,
литературно-драматических постановок, различных му-
зыкально-драматических форм. Подобные варианты мож-
но проследить на кинематографических, скульптурных,
графических и других работах.

В национальных законодательствах понятие письмен-
ных произведений обычно включает:

письменные литературные и научные труды вне зави-
симости от формы их выражения, ценности или назначе-
ния, как, например, рукописи, мемуары, книги, памфлеты,
газеты, различные периодические издания, сборники, ан-
тологии, личные письма и т. д.;

карты различных видов: географические, топографи-
ческие, навигационные, звездного неба и тому подобное,
планы, иллюстрации, скетчи, пластические работы, отно-
сящиеся к географии, топографии, архитектуре, науке и
так далее, при условии, что они не подпадают под кате-
горию творений искусства.

В этом отношении нужно отметить, что законодатель-
ства некоторых стран, например США, включают в поня-
тие <письменные произведения> любые музыкальные ком-
позиции, картины, скульптуры, фотографии и тому подоб-
ное.

Музыкальные и драматические произведения обычно
включают драматические, музыкально-драматические,
музыкальные и хореографические работы и пантомимы.
В некоторых странах (Австралии, Ирландии, Канаде
и т. д.) в их число включают кинематографическую про-
дукцию. Все они обычно охраняются национальными за-
конодательствами. Однако в отношении произведений хо-
реографии и пантомимы некоторые национальные зако-
нодательства предусматривают в качестве условия охра-
ны их форму, которая должна позволять воспроизведе-
ние продукта интеллектуального творчества без участия
автора (обычно имеется в виду письменная форма).

Кинематографические произведения охраняются прак-
тически во всех странах, несмотря на то что законода-
тельство некоторых из них специально об этом не упо-
минает. В то же время ряд стран предусмотрел специ-
альные законы либо в отношении кинематографических
работ вообще, либо лишь в отношении <коммерческих
фильмов>. Очень часто к кинематографическим произве-

-66-

дениям примыкает фотография, хотя некоторые страны
предусмотрели для нее специальные правовые режимы.

Под разряд произведений живописи, скульптуры и
графики обычно подпадают все виды художественных
работ в области архитектуры, прикладного искусства,
графики, литографии и тому подобное. Они охраняются
национальными законодательствами. Неясности возника-
ют с такими видами художественных произведений, как
архитектурные, так как некоторые законодательства не
упоминают их в числе охраняемых. Однако это не озна-
чает, что они не пользуются охраной авторского права.
Теоретически архитектурные работы включают в себя не
только строения, но также планы, эскизы и чертежи,
относящиеся к зодчеству, парковую и ландшафтную ар-
хитектуру, планирование городов и тому подобное. В этом
отношении следует подчеркнуть, что авторское право рас-
пространяется лишь на художественную сущность про-
изведений и не предусматривает охрану процессов и ме-
тодов строительства.

Следует особо остановиться на ст. VII, установившей
принцип, согласно которому правила конвенции не при-
меняются в отношении произведений или прав на них,

<< Предыдущая

стр. 12
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>