<< Предыдущая

стр. 26
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ных произведений исключительное право разрешать во-
просы их воспроизведения <любым образом и в
любой форме>. Однако п. 2 этой же статьи предоставил
право странам Бернского союза разрешать воспроизве-
дение в определенных случаях при условии, чтобы оно
не наносило ущерба <нормальной эксплуатации произ-
ведения и не ущемляло необоснованным образом закон-
ные интересы автора>. Так, например, если количество
фотокопий превысит какой-то уровень <нормальной эк-
сплуатации произведения>, то это может быть признано
противоречащим нормам Бернской конвенции. Однако
сам термин <нормальная эксплуатация> крайне рас-
плывчат и неопределенен, что, естественно, снижает эф-
фективность применения этой статьи.

В тексте Всемирной конвенции об охране авторского
права 1952 года право на воспроизведение вообще не упо-
минается. Парижский же текст (1971 г.) в ст. IV
включил в основные права, обеспечивающие охрану иму-
щественных интересов авторов, <исключительное право
на разрешение воспроизведения любыми способами>. Од-
нако п. 2 ст. IV bis разрешил договаривающимся госу-
дарствам при обязательстве <придерживаться разумного
уровня эффективной охраны> признаваемых прав делать
<не противоречащие духу и положениям настоящей кон-
венции> исключения из них. Необходимо отметить также
и то, что конвенция в ст. V quater предусмотрела необы-
чайно детализированный список условий, при которых
возможно получение развивающимися странами лицен-
зии на воспроизведение той или иной работы.

Исследования, проводимые в области фотографиче-
ской репродукции произ.всдений, учитывали целесообраз-
ность и своевременность принятия по этому вопросу ме-
ждународной регламентации. Созванный в 1968 году
комитет экспертов принял ряд важных рекомендаций по
даному вопросу. Им рассматривались случаи, когда:

а) репродукции выполнены исключительно в личных
целях копирующего;

б) репродукции выполнены библиотеками в различ-
ных целях (в том числе в коммерческих);

в) репродукции сделаны в педагогических целях в об-
разовательных или учебных заведениях, не преследующих
получение прибыли.

-136-

Рекомендации комитета сводились к следующему:
1. Полное освобождение от уплаты авторского гоно-
рара при репродукциях, выполненных исключительно для
личного использования копирующего лица.

2. Разрешение производить микрофильмирование
журналов или периодических изданий, а также книг из
коллекции библиотек, не преследующее коммерческих це-
лей. Эти библиотеки вправе предоставлять пользователю
без оплаты авторского права один экземпляр (фотоко-
пии) при условии, что он не будет превышать размеров
одной статьи или <разумно допустимой> части книги.
В случаях, преследующих коммерческие цели, должно
соблюдаться авторское право, то есть выплачиваться го-
норар.

3. Разрешение свободного репродуцирования, осу-
ществляемого с педагогическими целями в учебных заве-
дениях или учреждениях по подготовке кадров, не пре-
следующих получение прибыли.

Следует отметить, что многочисленные условия сопро-
вождали все эти рекомендации.

На основании этих последних XVI сессия Генеральной
конференции ЮНЕСКО (Париж, 1970 г.) предложила Ге-
неральному директору изучить проблему целесообразно-
сти и своевременности принятия международной регла-
ментации в отношении фоторепродукции произведений,
охраняемых авторским правом, сферы охвата и масштаба
ее, а также определить метод, который надлежит избрать
для осуществления этой задачи. Кроме того, межправи-
тельственный комитет по авторскому праву и исполни-
тельный совет Бернского союза на своих сессиях в 1971 го-
ду приняли решение о том, что регламентирование фото-
графической репродукции произведений, охраняемых ав-
торским правом, должно осуществляться в международ-
ном плане не путем принятия международной конвенции,
а с помощью рекомендаций, которые могли бы служить
руководством для национального законодательства.

XVII сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (Па-
риж, 1972 г.) вынесла решение о необходимости дальней-
шего изучения рассматриваемой проблемы, для чего в
Париже со 2 по 4 мая 1973 г. под совместным руковод-
ством ЮНЕСКО и ВОИС состоялись заседания рабочей
группы по репрографическому воспроизведению работ,
охраняемых авторским правом. Была отмечена возрос-
шая срочность решения рассматриваемой проблемы в свя-

-137-

зи с расширением использования многообразного репро-
графического оборудования и постоянного снижения
стоимости машин и воспроизведения.

Было признано, что в принципе репрография являет-

ся формой воспроизведения, которое регламентируется
Бернской конвенцией, пересмотренной в Стокгольме в
1967 году и в Париже в 1971 году, а также Всемирной
конвенцией об авторском праве, пересмотренной в том же
году в Париже. В связи с этим рабочая группа полагала,
что именно национальное законодательство должно опре-
делять необходимые положения по регламентации репро-
графического воспроизведения работ, охраняемых автор-
ским правом. Вместе с тем она рекомендовала учитывать
определенные правила:


1) воспроизведение репрографическим способом вле-
чет за собой <справедливое вознаграждение>;
2) исключением из этого может быть:
а) воспроизведение отдельными лицами отдельных
экземпляров какой-либо статьи из периодических изда-
ний или разумной части любого другого произведения для
личного пользования. Подобное воспроизведение может
быть предоставлено лицу библиотечным центром или
центром документации. Национальное законодательство
может предусмотреть эту возможность только для науч-
ных работников:

б) производство преподавателями в педагогических
учреждениях всех уровней ограниченного числа репрогра-
фических копий произведений, охраняемых авторским
правом, но исключительно для целей преподавания в со-
ответствии с неограниченной лицензией, выдаваемой по-
сле переговоров между руководством той или иной отрас-
ли образования и соответствующей организацией, пред-
ставляющей авторов и издателей. Эти же правила могли
бы применяться к органам государственного управления,
организациям и коммерческим предприятиям;

в) возможность для развивающихся стран не преду-
сматривать выплату вознаграждений за репрографиче-
ское воспроизведение.

Эти рекомендации были подвергнуты обсуждению на
проходившем в декабре 1973 года заседании межправи-
тельственного комитета Всемирной конвенции. В связи
с этим участвующие в его работе представители разви-
вающихся стран отмечали, что рассматриваемая пробле-
ма должна решаться таким образом, чтобы были преду-

-138-

смотрены для этих стран возможности наиболее эффек-
тивного доступа к культурным и научным ценностям, не-
обходимым для преодоления последствий колониализма
во всех областях. Это мнение было поддержано большин-
ством делегаций, в связи с чем межправительственный
комитет решил не рекомендовать предстоящей XVIII сес-
сии Генеральной конференции выносить окончательное
решение по рассматриваемой проблеме.

В 1975 году в Вашингтоне под эгидой межправитель-
ственного комитета Всемирной конвенции и постоянного
комитета Бернского союза состоялись заседания подко-
митета, где были представлены .правительственные экс-
перты из 23 стран и наблюдатели целого ряда неправи-
тельственных международных организаций. Подкомитет
продолжил изучение проблемы целесообразности приня-
тия международной регламентации о репродуцировании
произведений, охраняемых авторским правом.

Его выводы сводились к тому, что существующие ме-
ждународные конвенции об авторском праве содержат
общие положения относительно права на воспроизведе-
ние. Естественно, что они должны распространяться и на
репрографический способ. Таким образом, эксперты ис-
ключили возможность разработки нового международно-
го соглашения в этой области.

Было также отмечено, что проблемы в правовой ре-
гламентации репродуцирования особенно остры лишь в
развитых капиталистических странах и не характерны
для социалистических и развивающихся государств.

Наконец, эксперты пришли к выводу, что националь-
ные законодательства отдельных государств вполне мо-
гут решать проблему фоторепродуцирования без между-
народных рекомендаций. Примерами этого могут быть:
включение в стоимость фотоматериалов части авторского
гонорара, заключение писательскими организациями спе-
циальных договоров с государственными органами, кото-
рые будут производить соответствующие компенсацион-
ные отчисления. Отмечались и другие способы.

Рекомендации подкомитета были приняты без особого
энтузиазма в развитых капиталистических странах. Мно-
гие комментаторы предсказывают неизбежность возвра-
щения к проблемам международной регламентации ре-
продуцирования произведений. Во всяком случае, и
ЮНЕСКО, и ВОИС в своих программах предусматрива-
ют дальнейшую .разработку рассматриваемого вопроса.

-139-

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА
ТАК НАЗЫВАЕМЫХ <СМЕЖНЫХ> ПРАВ




МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВ
АРТИСТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ- ФОНОГРАММ
И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

(Рим, 1961 г.)

В сложной международной системе отношений меж-
ду лицами, организациями и странами по использова-
нию произведений литературы и искусства огромную
роль играют радиовещательные и телевизионные орга-
низации, а также производители фонограмм, пропаган-
дирующих, рекламирующих и использующих произведе-
ния для радио и телевидения (пластинки, видео- и маг-
нитные пленки и тому подобное). В этой же системе
важнейшее значение отводится артистам и интерпрета-
торам, непосредственно исполняющим конкретные лите-
ратурные, художественные и музыкальные произведе-
ния. Права, которыми располагают указанные категории
субъектов, тесно связанные с авторскими, но не относя-
щиеся к ним, получили в международной практике на-
звание <смежные>. (*1). По сути своей они тесно смыкаются
друг с другом, но по характеру своему противоречивы,
а очень часто даже антагонистичны. Действительно, с
одной стороны, артист-исполнитель заинтересован преж-
де всего в более полном и эффективном контроле над
исполнением, являющимся плодом его интеллекта, ма-
стерства, таланта и вдохновения. С другой стороны, ра-
диовещательные и телевизионные организации, а также
изготовители фонограмм (пластинок, магнитных пле-
нок) стремятся к более свободному и монопольному ис-
пользованию результатов труда артистов-иополнителей в
своих программах и передачах.

Аналогичный антагонизм присущ также взаимоотно-
шениям между радио- и телевизионными организациями,
с одной стороны, и изготовителями фонограмм-с дру-
гой.

-140-

В международном плане охрана прав, примыкающих
к авторским, осуществляется в соответствии с Конвен-

цией по охране прав артистов-наполнителей, изготовите-
лей фонограмм и радиовещательных организаций, за-
ключенной в Риме в 1961 году. Эта конвенция, представ-
ляющая собой попытку сбалансировать охрану интере-
сов трех категорий носителей прав, не получила до на-
стоящего времени широкого признания, хотя и вступила
в действие 18 мая 1964 г.

Основные положения конвенции. (*2). Подобно Бернской
и Всемирной конвенциям, Римская базируется на прин-
ципе национального регулирования с гарантированием

обязательного минимума охраны. Статья 2, п. 1, опреде-

<< Предыдущая

стр. 26
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>