<< Предыдущая

стр. 27
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ляет, что понятие национального регулирования означа-
ет режим, устанавливаемый внутренним законодатель-
ством государства-члена, где ищется защита, для:

1) отечественных артистов в отношении исполнений,
имевших место, радиотранслированных или впервые за-
фиксированных на своей территории;

2) имеющих на данной территории штаб-квартиру
отечественных изготовителей фонограмм, впервые за-
крепленных или впервые выпущенных в свет в пределах
своей страны;

3) радиовещательных организаций, имеющих штаб-
квартиры в своей стране, в отношении радиопередач,
осуществленных передатчиками, расположенными на
этой территории.

Таким образом, государства-члены могут своими
внутренними законодательствами определять различные
условия предоставления охраны владельцам <смежных>
прав. Они могут предусматривать необходимость осу-
ществления первичного исполнения, звукозаписи или
радиопередачи лишь с национальной территории либо
только отечественными радиовещательными организаци-
ями и тому подобное.

Статьи 7, 10, 12, 13 и 14 конвенции уточняют общий
принцип национального регулирования, устанавливая
определенный минимум охраны для владельцев <смеж-
ных> прав.

Так, ст. 7 очень осторожно формулирует минимум ох-
раны прав артистов-исполнителей, ибо, как это неодно-
кратно подчеркивалось на всех стадиях выработки кон-
венции, даже на национальном уровне довольно трудно
определить конкретные меры по охране их прав. В об-

-141-

щем плане ст. 7 признала за исполнителем право на
санкционирование использования при радиотрансляции
или других способах публичной коммуникации, фикса-
ции и воспроизведении результатов их творчества. При
этом охрана прав исполнителей от неразрешенной радио-
трансляции или других способов публичной коммуника-
ции предоставляется лишь для случаев осуществления
этих последних с места непосредственного исполнения.
Исполнители имеют право разрешать фиксацию их ис-
полнения лишь в отношении еще не зафиксированных

результатов их творчества. Использование уже произве-
денных фонограмм, фиксаций или радиотрансляция то-
го, что специально создано для этих целей, может про-
изводиться и без согласия исполнителя, если: 1) фикса-
ция произведена с его согласия, 2) воспроизведение
осуществляется в соответствии с целями, для которых
оно произведено, и .в других случаях. Что касается взаи-
моотношений исполнителей, когда им является одно ли-
цо или когда представление осуществляется с одновре-
менным участием нескольких лиц: хор, спектакль, ор-
кестр, давших согласие на радиотрансляцию, с радиове-
щательными организациями в отношении ретрансляции,
фиксации для целей трансляции и воспроизведения та-
ких фиксаций, то конвенция относит эту проблему к ве-
дению национальных законодательств. (*3). При этом под-
черкивается право исполнителей контролировать радио-
вещательные организации на основе контрактов.

Объем правомочий изготовителей фонограмм в Рим-
ской конвенции определен в очень общей форме. Ста-
тья 10 предоставляет им право <разрешать или затре-
щать непосредственное или непрямое (*4) воспроизведение
их фонограмм>. Такой широкий подход не разрешал од-
ну из самых сложных проблем, стоящих перед конфе-
ренцией,-проблему так называемого <вторичного ис-
пользования фонограмм>, то есть воспроизведения в ра-
диопрограммах и других коммуникациях для широкой
публики. Результатом долгих дебатов явились положе-
ния ст. 12, в соответствии с которыми <использователь>
фонограммы обязывался выплачивать единовременное
вознаграждение либо исполнителям, либо изготовителям
фонограмм, либо обоим. Причем на национальные зако-
нодательства возлагалось определение условий и долей,
выплачиваемых каждой из сторон, при условии, что меж-
ду ними не достигнута соответствующая договоренность.

-142-

Указанное единовременное вознаграждение выплачива-
ется лишь для случаев выпуска фонограммы для ком-
мерческих целей либо если воспроизведение ее исполь-
зуется непосредственно для радиопередачи или другого
способа коммуникации для широкой публики.

Учитывая огромное экономическое значение правил
ст. 12, а также отсутствие единого подхода к проблеме
вторичного использования в национальных законода-
тельствах, ст. 16 конвенции предусмотрела возможность
для государств-членов в любое время известить Гене-
рального секретаря ООН, что оно не намерено приме-
нять положения ст. 12 конвенции вообще либо в отноше-
нии определенных случаев. Договаривающееся государ-
ство может ограничить применение правил ст. 12 лишь
изготовителями фонограмм - граждан государств -
членов конвенции. Более того, оно вправе поставить
охрану прав изготовителей фонограмм-граждан Дру-
гих государств-членов в зависимость от того объема
прав, который предоставляется в этих последних его
гражданам -изготовителям фонограмм.

Подобные ограничения возможны и в отношении
срока охраны.

Проблему формальностей конференция разрешила
сравнительно легко. Статья 11 конвенции предусмотрела
правило, по которому формальности считаются выпол-
ненными, когда все выпущенные и предназначенные для
продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка носят
символ c с указанием даты первой публикации. Этот
символ должен быть размещен так, чтобы он был легко
различим. Если на экземплярах либо упаковке нет ука-
зания имени изготовителя либо его лицензии (с указа-
нием его имени, товарного знака или других соответст-
вующих символов), то помещаемый знак c должен так-
же включать имя владельца права на изготовление фо-
нограммы. Более того, если экземпляры фонограммы или
их упаковка не указывают основного исполнителя, то в
знаке c должно быть указано имя лица, которому в
стране, где произведена запись, принадлежит право ис-
полнения. Все вышеуказанные положения применимы
для стран, которые в качестве условия предоставления
охраны прав изготовителей фонограмм, либо исполните-
лей, либо и тех и других предусматривают соблюдение
формальностей. Таким образом, в странах, где таких
условий нет, конвенционная охрана предоставляется и

-143-

при отсутствии знака (Р) с соответствующими указа-
ниями. -

Характеризуя охрану прав изготовителей фонограмм,
следует коротко остановиться также и на конвенции об
охране их интересов при незаконном использовании при-
надлежащей им продукции.

Указанная конвенция была подписана 29 октября
1971 г. в Женеве и направлена на борьбу с усилившимся
незаконным производством и распространением фоно-
грамм, достигшим за последние несколько лет, по дан-
ным Международной федерации фонографической инду-
стрии, ста миллионов пластинок, кассет и других видов
фонограмм. (*5). Вместе с тем в конвенции предусмотрены
правила, направленные на снижение отрицательного эф-
фекта уже действующих международных соглашений со
сходными объектами регулирования (прежде всего Рим-
ской конвенцией 1961 г.).

В соответствии со ст. 1 конвенции участвующие госу-
дарства обязуются охранять посредством своих нацио-
нальных законов, предотвращающих <недобросовест-
ную> конкуренцию или предоставляющих право собст-
венности, интересы производителей фонограмм, являю-
щихся гражданами других государств-участников.

При этом охрана их интересов предоставляется на-
циональным законодательствам, которые определяют
для этого юридические меры. Срок охраны этих интере-
сов определяется также национальными законами стра-
ны, где ищется защита. Однако он не должен быть менее
20 лет, начиная с конца года, в котором сделана первая
запись фонограмм.

В случаях, когда какое-либо участвующее государ-
ство предусматривает необходимость выполнения фор-
мальностей относительно условий, при которых обеспе-
чивается охрана интересов производителей фонограмм,
то эти требования считаются выполненными, если все
разрешенные копии фонограммы, находящиеся в торго-
вом обращении, или их упаковка имеют на видном ме-
сте знак (Р) с указанием года первого издания. Этот
знак ставится на видном месте, с тем чтобы было отчет-
ливо видно, что данная фонограмма находится под ох-
раной. Если же копии и их упаковка не позволяют уста-
новить производителя фонограммы либо его правопреем-
ника, то соответствующее упоминание должно включать

-144-

также фамилию изготовителя, его преемника в должно-
сти или обладателя лицензий.

Национальные законодательства стран-участниц
вправе предусмотреть ограничения, касающиеся охраны
интересов производителей фонограмм. Они должны
быть аналогичны тем, которые охраняют интересы авто-
ров литературных и художественных произведений. Вме-
сте с тем создатели конвенции постановили, что прину-
дительные лицензии на воспроизведение фонограмм мо-
гут выдаваться исключительно для использования в це-
лях образования или научных исследований (ст. 4, п. 1).

Объем правомочий радиотрансляционных организа-
ций определен ст. 13. Римской конвенции и включает
право <разрешать или запрещать>:

1) ретрансляцию своих программ;

2) фиксацию своих программ;

3) воспроизведение зафиксированных без их согла-
сия программ либо зафиксированных на надлежащем ос-
новании, но воспроизведенных не в соответствии с целя-
ми, при которых была сделана запись программ;

4) публичное представление телевизионных про-
грамм, если оно производится в местах с платным вхо-
дом. Статья 16, п. b, предоставила возможность участ-
вующему в конвенции государству оговорить неприем-
лемость последнего правила у себя в стране. В таком
случае другие государства-члены не обязаны гаранти-
ровать соответствующее право тем радиовещательным
организациям, штаб-квартира которых находится в стра-
не, сделавшей оговорку к ст. 13, п. d.

Минимальный срок конвенционной охраны установ-
лен ст. 14 и равен 20 годам, исчисляемым с конца года:

а) в котором была произведена фиксация фонограмм
и использованных в них исполнении;

б) в котором имело место исполнение, не закреплен-
ное в фонограммах;
в) в котором была произведена радиопередача.

Учитывая то обстоятельство, что внутреннее законо-
дательство стран может предусмотреть срок охраны
прав, смежных с авторскими, больший, чем он установ-
лен конвенцией, участники конференции пришли к вы-
воду, что государства, установившие более длительный
срок, не обязаны распространять его целиком на субъ-
ектов тех стран, где он меньший.

-145-

Критерии применимости правил конвенции определе-
ны в ст. 4, 5 и 6. Основной вопрос, который пришлось
решать участникам конференции, сводился к тому, при-
менимы ли правила конвенции лишь к международным
ситуациям либо и к внутринациональным тоже. Други-
ми словами, применяются ли правила конвенции лишь
к иностранным исполнителям изготовляемых фонограмм
и радиовещательным организациям либо и к отечест-
венным также. Результатом дискуссии явились правила
о применимости положений конвенции лишь к иностран-
ным субъектам, в то время как на граждан своей стра-
ны распространяется лишь внутреннее законодательство
стран-участниц.

Статья 4 конвенции относит к лицам, на которых рас-
пространяется охрана, исполнителей при условии, что:

1) исполнение имело место в другом государстве-
члене, либо

2) исполнение является частью фонограммы, охра-
няемой по правилам настоящей конвенции, либо

3) исполнение, не закрепленное фонограммой, про-

<< Предыдущая

стр. 27
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>