<< Предыдущая

стр. 28
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

звучало в радиопрограмме, охраняемой по правилам
настоящей конвенции.

Следует обратить внимание на то, что 2-е и 3-е пра-
вила фактически направлены на то, чтобы исполнение,
закрепленное в фонограмме или прозвучавшее в радио-
программе, охранялось лишь в том случае, если сама
фонограмма и радиопередача подлежали охране в госу-
дарствах - участниках конвенции.

Для охраны изготовителей фонограмм конвенция
установила один из трех критериев: национальность,
фиксация и выпуск в свет. В соответствии с таким под-
ходом каждое договаривающееся государство получило
возможность, путем извещения об этом Генерального
секретаря ООН, применять любой из этих критериев,
если национальные законодательства не позволяют при-
менять какой-нибудь из них, например выпуск в свет
или фиксацию. Таким образом, фонограммы охраняют-
ся в соответствии либо с критерием национальности
(изготовитель фонограмм является гражданином дру-
гого договаривающегося государства), либо в соответ-
ствии с критерием фиксации (первая фиксация звука
была произведена в другом договаривающемся государ-
стве), либо в соответствии с критерием выпуска в свет
(фонограмма впервые выпущена в свет на территории

-146-

договаривающегося государства). Если же в государст-
ве-участнике исключается критерий выпуска в свет, то
могут применяться критерии национальности и фикса-
ции. И, наконец, для государств, не применяющих прин-
цип фиксации, предоставляется возможность применять
критерии национальности и выпуска в свет.

Естественно, что в случае охраны невыпущенных в
свет фонограмм критерий выпуска в свет применяться
не может. Значит, договаривающееся государство впра-
ве обратиться либо к критериям национальности и фик-
сации, либо к одному из них.

Уточняя критерий выпуска в свет, ст. 5, п. 2, закреп-
ляет правило, в соответствии с которым даже если фоно-
грамма впервые выпущена в свет на территории госу-
дарства, не участвующего в конвенции, но в течение 30
дней с момента первичной публикации осуществлена в
договаривающемся государстве (одновременный выпуск
в свет), то такая фонограмма считается впервые выпу-
щенной в свет в государстве - участнике конвенции.

Довольно много внимания конференция уделила оп-
ределению круга возможных исключений, которые до-
говаривающиеся государства вправе своим внутренним
законодательством допускать в отношении охраны, пре-
доставляемой конвенцией. В соответствии со ст. 15, п. 1,
такие исключения допускаются для случаев:

1) личного использования;

2) использования коротких выдержек в связи с вы-
пусками последних известий;

3) временной фиксации радиовещательными органи-
зациями своими средствами для своих радиопрограмм;

4) использования исключительно для образователь-
ных целей и научных исследований. Кроме этого, кон-
венция допускает распространение на <смежные> права
тех же исключений, которые существуют в договарива-
ющихся государствах в отношении прав на литератур-
ные и художественные произведения. Например, если
какое-либо государство-участник своим внутренним за-
конодательством допускает свободное использование
охраняемых авторским правом произведений для благо-
творительных целей или литературной критики, то по-
добного рода исключения допускаются в отношении объ-
ектов творчества артистов-исполнителей, программ ра-
диовещательных организаций и фонограмм.

-147-

Для правильного толкования материально-правовых
положений конвенции имеют большое значение понятия,
которые применяются в ее тексте, в частности такие, как
<исполнители>, <фонограмма>, <изготовитель фоно-
грамм>, <выпуск в свет>, <воспроизведение>, <радио-
трансляция> и <ретрансляция>. Все они определены в
ст. 3.

Под исполнителями понимаются актеры, певцы, му-
зыканты, танцоры и другие лица, которые представля-
ют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-
либо другим образом исполняют литературные или ху-
дожественные произведения. Причем, как это было со-
гласовано на конференции, под последними понимают-
ся, в частности, музыкальные, драматические и музы-
кально-драматические работы, которые имеются в виду
в Парижской и Всемирной конвенциях. Было достигну-
то также понимание по вопросу о том, что дирижеры
музыкантов или певцов также подпадают под категорию
исполнителей, хотя и специально не указаны в ст. 3.
Не вызвало сомнений и то, что понятие <исполнение>
включает и такие частные формы, как декламация или
представление.

Фонограмма в тексте конвенции означает любую
<исключительно устную> фиксацию звукового исполне-
ния или других звуков. Причем запись пения птиц и
других естественных звуков не подпадает под категорию
<фонограммы> в смысле конвенции.

Изготовитель фонограмм означает лицо либо объе-
динение (юридическое лицо), которое осуществляет пер-
вичную фиксацию звуков исполнения или других зву-
ков. При этом на конференции подчеркивалось, что в
случае если фиксацию звуков непосредственно выпол-
няет служащий объединения (юридическое лицо), то
изготовителем фонограммы в смысле конвенции являет-
ся это юридическое лицо, а не непосредственный испол-
нитель.

Выпуск в свет означает предложение копий или эк-
земпляров фонограмм широкой публике в достаточном
количестве. Что понимать под терминами <широкая пуб-
лика> и <достаточное количество>, в конвенции не опре-
деляется.

Воспроизведение означает производство (изготовле-
ние) копии или копий фиксаций. В данном случае важ-
но, что в понятии <воспроизведение> подчеркивается

-148-

элемент копирования, что исключает такие действия как
представление, показ, выставление, то есть действия
не ведущие к появлению экземпляров в объективной
форме.

Радио- и телетрансляция предполагает беспроволоч-
ную передачу для публичного приема звуков или изо-
бражений и звуков. В данном случае важно подчерк-
нуть, что из понятия исключены передачи частного ха-
рактера, то есть предназначенные не для широкой пуб-
лики, такие как сообщения с морских кораблей, поли-
цейские радиопереговоры и тому подобное. В докладе
главного докладчика говорится, что слова <передача в
целях принятия ее населением (слушателями)> означа-
ют, что если передача предназначена одному лицу или
четко выраженной группе: морским кораблям, самоле-
там в воздухе, также работающим в городе и так далее,
то она не должна рассматриваться как радиопередача
в смысле конвенции.

Ретрансляция означает одновременное транслирова-
ние одной радиоорганизацией передачи другой радио-
станции. К числу основных трудностей при применении
понятия <ретрансляция> относится проблема, возника-
ющая тогда, когда радиооборудованне (радиопередат-
чик) принадлежит одной организации, а сама программа
подготовлена и представлена (исполнена) другой. Кто
в данном случае является передающей организацией?
Участники конференции пришли к выводу, что таковой
в смысле конвенции является та радиостанция, которая
подготовила и представила программу, а не та, пере-
датчики которой были использованы. Аналогично, если
программа фиксируется кем-либо, а передастся какой-
либо радиостанцией, то последняя и является той, пере-
дачи которой нельзя использовать (ретранслировать)
без ее разрешения.

Как уже отмечалось, Римская конвенция не поль-
зуется большой популярностью, к ней присоединились
на январь 1977 года 19 государств. Часто говорят поэ-
тому, что конвенция является практически мертворож-
денной. Каковы причины этого? Обычно отмечаются три
главные. Прежде всего Римская конвенция открыта
лишь для государств, участвующих либо в Бернском со-
юзе, либо во Всемирной конвенции. Естественно, что это
фактически сужает круг возможных се участников. За-
крытый характер конвенции неизбежно поднимает про-

-149-

блему нарушения национального суверенитета госу-
дарств.

Кроме того, против присоединения к Римской кон-
венции выступает целый ряд организаций, охраняющих
права авторов, которые противятся предоставлению ох-
раны субъектам, творчески не участвующим в создании
произведений литературы и искусства.

В данном случае идет речь о так называемой <теории
пирога>, которая рассматривает вознаграждение за про-
изведение интеллектуального творчества в виде кусков
пирога. В этом смысле, чем больше участников <трапе-
зы>, тем меньше им перепадает. Наконец, против конвен-
ции активно выступают радиовещательные организации,
которые полагают, что Римская конвенция фактически
не предоставляет им никакой охраны.

Ряд комментаторов отмечают также, что конвенция
охраняет несовпадающие интересы трех групп субъек-
тов: прав радиовещательных организаций, производите-
лей фонограмм и артистов-исполнителей. При этом, если
все страны мира, в том числе и развивающиеся, распо-
лагают радиовещательными организациями и могут про-
явить интерес к охране их передач, то не все страны
располагают фонографической промышленностью, экс-
портирующей свою продукцию, или артистами-исполни-
телями, регулярно выезжающими на гастроли за рубеж.
В этом случае у них нет экономической заинтересован-
ности стать участниками конвенции, охраняющей инте-
ресы субъектов права лишь в другой стране-участнице.

На охрану прав артистов-исполнителей, изготовите-
лей фонограмм и радиовещательных организаций пер-
воначально были направлены усилия при создании Кон-
венции о распространении несущих программу сигналов,
передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.). Более
того, результатом работы двух сессий комитета прави-
тельственных экспертов (Лозанна 1971 г. и Париж
1972 г.) явился проект, предусмотревший целый ряд
конкретных обязательств, которые должны принимать
на себя государства-участники для охраны интересов
носителей <смежных> прав при использовании резуль-
татов их творчества и деятельности в передачах через
спутники.

Однако III сессия комитета правительственных экс-
пертов (Найроби, 1973 г.) и вслед за ней дипломатичес-
кая конференция в Брюсселе (1974 г.) полностью пере-

-150-

смотрели правовые принципы, представленные предыду-
щими совещаниями. Разработанные правила переноси-
лись из сферы международного частного права в об-
ласть публичного путем оставления государствам сво-
боды самим решать вопрос о наиболее подходящих
средствах запрещения несанкционированного распрост-
ранения и использования несущих программу сигналов.
Правда, ст. 6 конвенции предусмотрела, что меры, при-
нимаемые договаривающимися государствами, не долж-
ны никоим образом ограничивать или наносить ущерб
охране, предоставленной авторам, артистам-исполните-
лям, изготовителям фонограмм или органам вещания в
силу национального законодательства или международ-
ных соглашений.

К Брюссельской (1974 г.) конвенции о распростране-
нии несущих программу сигналов, передаваемых через
спутники, на 1 января 1977 г. присоединилось 4 государ-
ства: Кения, Мексика, Никарагуа и Югославия.

-151-

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СССР
К ВСЕМИРНОЙ (ЖЕНЕВСКОЙ) КОНВЕНЦИИ
ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ 1952 ГОДА




Великая Октябрьская социалистическая революция
поставила перед Советским государством и правом за-

дачу - быть главном организующей силой построения
социалистического и коммунистического общества в на-

<< Предыдущая

стр. 28
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>