<< Предыдущая

стр. 30
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

области фотографии и прикладного искусства) сокращен-
ные сроки действия авторского права. Как уже отмеча-
лось выше, они не могут быть менее 10 лет с момента
выпуска в свет такой работы путем воспроизведения.
Некоторые республики (Азербайджан, Грузия, Казах-
стан, Молдавия и Узбекистан) ввели это правило в прак-
тику. (*12). В большинстве же республик в отношении этих
видов произведений действуют общие сроки охраны ав-
торского права. Однако исчисляются они с момента вы-
пуска в свет таких работ. Указ от 21 февраля 1973 г.
предоставил право союзным республикам устанавливать
также круг прав автора, не переходящих по наследству.

IV. Бездоговорное использование произведений, охра-
няемых авторским правом. Как уже отмечалось, одним
из руководящих принципов советского авторского права
является последовательное сочетание интересов автора

с интересами всего социалистического общества. Это со-
четание выражается прежде всего в установлении до-
вольно широкого числа случаев использования произве-
дений, охраняемых авторским правом, без согласия авто-

-157-

ра и в ряде случаев без выплаты ему авторского возна-
граждения. При этом, однако, обязательно должны ука-
зываться фамилия автора, произведения которого исполь-
зуются, и источник заимствования.

Указ от 21 февраля 1973 г. сохранил и вместе с тем
уточнил эти случаи. В настоящее время подобное нс-
пользование произведений возможно:

а) при использовании чужого изданного труда для
создания новой творчески самостоятельной работы, кро-
ме переработки повествовательного произведения в дра-
матическое либо в сценарий и наоборот, а также пере-
работки драматического произведения в сценарий и на-
оборот. Это правило не претерпело сейчас изменений по
сравнению с ранее действовавшим законодательством;

б) при воспроизведении в научных и критических ра-
ботах, учебных и политико-просветительных изданиях от-
дельных опубликованных произведений науки, литерату-
ры и искусства и отрывков из них в пределах, устанавли-
ваемых Советами Министров союзных республик. Это
обусловливается целью издания, а воспроизведение в
ином виде, в том числе и в сборниках, допускается в объ-
еме, не превышающем в общей сложности одного автор-
ского листа из произведений одного автора. Такая ре-
гламентация указа произведена в настоящее время всеми
союзными республиками. Эти правила заменили ранее
действовавшие нормы, предполагавшие возможность за-
имствования 10 тыс. типографских знаков из каждого
произведения одного автора, а при цитировании из капи-
тальных трудов объемом не менее 30 авторских листов,
норма допустимого заимствования увеличивалась до
30 тыс. знаков;

в) при информации в периодической печати, кино, по
радио и телевидению о выпущенных в свет произведениях
литературы, науки и искусства. Это правило не претер-
пело изменений по сравнению с прошлым, но республи-
канские законодательства развили и детализировали его.
Так, в РСФСР уточняется, что подобная информация мо-
жет быть выражена, в частности, <в виде аннотации, ре-
фератов, обзоров и в иных документально информацион-
ных формах> (*13) (п. 4 ст. 492 ГК);

г) при воспроизведении в кино. по радио и телевиде-
нию публично произнесенных речей, докладов, выпущен-
ных в свет произведений литературы, науки и искусства,
а также транслированию по радио и телевидению публич-

-158-

но исполняемых произведений непосредственно из мест
их исполнения;

д) при воспроизведении в газетах публично произне-
сенных речей, докладов, а также выпущенных в свет про-
изведений литературы, науки и искусства в оригинале и
переводе. Эта норма действовала п ранее, но была вклю-
чена в пункт, предусматривавший подобного рода вос-
произведение в кино, по радио и телевидению. В настоя-
щее время правило о воспроизведении в газетах допол-
нено словами <в оригинале и переводе>;

е) при воспроизведении каким-либо способом, кроме
механически контактного копирования, произведений изо-
бразительного искусства, находящихся в местах, откры-
тых для свободного посещения, за исключением выставок
и музеев. Эта норма не претерпела изменений по сравне-
нию с ранее действовавшим порядком;

ж) при репродуцировании печатных произведений в
научных, учебных и просветительских целях без извле-
чения прибылей. Эта норма ранее не была известна со-
ветскому авторскому праву. В данном случае особое зна-
чение приобретает определение репродуцирования, ибо
оно ограничивается размножением печатной продукции
путем фотокопирования, ксерокопирования, микрофиль-
мирования и другими способами, известными под назва-
нием <репрографирование>. (*14). В это понятие не входит
воспроизведение типографским способом либо каким-ли-
бо подобным образом. Правда, по этому вопросу воз-
можны различные точки зрения, особенно потому, что,
как отмечалось выше, техника репродуцирования разви-
вается очень быстро. В принципе возможно появление но-
вых методов, представляющих собой сочетание репроду-
цирования с типографским воспроизведением. При таких
обстоятельствах, по всей вероятности, на первый план
должны выходить цели размножения печатных произве-
дений. Однако и здесь возможны осложнения, так как
понятие <научные, учебные и просветительские цели>
позволяет распространить его на размножение печатных
произведений по правилам настоящего пункта на не-
оправданно широкий круг обстоятельств. Очевидно, что
законодательство имеет в виду репродуцирование печат-
ных произведений в библиотеках, научных информаци-
онных центрах, научных институтах и университетах,
школах, медицинских учреждениях и тому подобное.
Однако все это при условии неизвлечения прибылей.

-159-

V. Действие Всемирной конвенции и соотношение ее
норм с внутренним законодательством СССР. Положе-
ния Указа Президиума Верховного Совета СССР от
21 февраля 1973 г., а также соответствующие республи-
канские нормы не имеют обратной силы и затрагивают
лишь те правоотношения, права и обязанности, которые
возникли после 1 июня 1973 г.

Как уже отмечалось, Всемирная конвенция для прео-
доления различий в национальных законодательствах по
вопросу о формальностях выработала правило, согласно
которому все экземпляры произведения, выпущенные с
согласия владельца авторского права, должны носить
знак конвенционной охраны (С), сопровождаемый именем
владельца авторских прав и годом первичной публика-
ции. Эти указания должны быть сделаны таким образом
и на таком месте, где они были бы хорошо видны. В свя-
зи с этим Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам издательств, полиграфии и книжной тор-
говли утвердил Инструкцию о порядке применения знака
охраны авторского права на произведениях литературы,
науки и искусства, издаваемых в СССР. (*15). Эта инструк-
ция предполагает, в частности, что в случае публикации
книг, знак охраны должен быть расположен либо на ти-
тульном листе, либо на странице, идущей за ним.

VI. Структура и деятельность ВААП. Решающее зна-
чение для охраны произведений советских авторов и их
правопреемников имеет деятельность Всесоюзного агент-
ства по авторским правам (ВААП), созданного в 1973
году. Учредителями этой общественной организации яв-
ляются все творческие союзы (писателей, композиторов,
художников, журналистов, кинематографистов и архи-
текторов) , а также Академия наук СССР, ВЦСПС, агент-
ство печати <Новости>, Государственный комитет Совета
Министров СССР по делам издательств, полиграфии и
книжной торговли. Государственный комитет Совета Ми-
нистров СССР по науке и технике, Государственный ко-
митет Совета Министров СССР по телевидению и радио-
вещанию, Государственный комитет Совета Министров
СССР по кинематографии, Министерство культуры
СССР и Министерство внешней торговли СССР.

Высшим руководящим органом ВААП является кон-
ференция его учредителей, которая созывается не реже
одного раза в пять лет. Конференция избирает совет
агентства, учреждает сеть республиканских и межреспуб-

-160-

ликанских отделений, а в автономных республиках, краях
и областях, а также в крупных городах страны - сеть
уполномоченных. В Ленинграде, Новосибирске и Хаба-
ровске созданы межобластные отделения. ВААП имеет
зарубежные представительства.
Устав определяет основные функции ВААП:
1) обеспечение соблюдения и представительства за-
конных прав и интересов советских и иностранных авто-
ров и их правопреемников при использовании произведе-
ний литературы, науки и искусства в СССР, а также со-
ветских авторов и их правопреемников при использова-
нии их произведений за рубежом и принятие необходи-
мых мер по предотвращению нарушений и восстановле-
нию нарушенного права;

2) посредничество при подготовке договоров (контрак-
тов) и заключение их с иностранными юридическими и
физическими лицами об использовании произведений со-
ветских авторов за рубежом и иностранных - в СССР. (*16).

Кроме того, на ВААП возложено получение и выплата
авторского гонорара, принадлежащего наследникам со-
ветских авторов, за использование их произведений в
СССР или за рубежом. ВААП осуществляет регистра-
цию публично исполняемых произведений советских ав-
торов, ведет учет других, принадлежащих как советским,
так и иностранным авторам произведений, за использо-
вание которых он выплачивает авторское вознагражде-
ние. ВААП информирует советские зрелищные предприя-
тия о новых драматических работах за рубежом и обес-
печивает ими, а также знакомит зарубежных книгоизда-
телей с произведениями советских авторов. С этой целью
издаются на русском, английском и французском языках
бюллетень ВААП, различные каталоги, буклеты и тому
подобное. На ВААП возложено представительство .и уча-
стие в работе международных организаций по вопросам
авторского права, (*17), подготовка и заключение междуна-
родных соглашений и договоров о взаимной охране ав-
торских прав и рабочих .соглашений в пределах своей
компетенции с соответствующими организациями стран-
участниц Всемирной конвенции и стран, с которыми
СССР заключил двусторонние соглашения о взаимной
охране авторских прав. (*18). Не менее важной является так-
же его работа по изучению практики применения совет-
ского законодательства об охране авторских прав и раз-
работка предложений по его совершенствованию.

-161-

VII. Порядок передачи права использования произве-
дения советского автора за пределами СССР. Этот поря-
док зависит от того, было ли произведение ранее выпу-
щено в свет или нет. Если оно было ранее опубликова-
но на территории СССР, то советский автор или его
правопреемник может предоставить право использова-
ния иностранной фирме или гражданину другой страны
через ВААП и только с разрешения советского перво-
пользователя произведения или иного обладателя автор-
ского права на него.

Если же работа советского автора не была опублико-
вана ни в СССР, ни за его пределами, то она может быть
передана автором или его правопреемником для исполь-
зования за рубежом только через ВААП. Изъятия из это-
го правила установлены для Государственного комитета
Совета Министров СССР по кинематографии, Государст-
венного комитета Совета Министров СССР но телевиде-
нию и радиовещанию, а также агентству печати <Ново-
сти>. Эти организации в пределах своей компетенции не-
посредственно передают права на использование за рубе-
жом произведений советских авторов.

Кроме того, рукописи лекций, докладов и выступлений
на конференциях, симпозиумах, съездах и совещаниях.
вывозимые за рубеж и ввозимые в СССР в установленном
порядке, могут быть опубликованы в материалах этих

конференций, симпозиумов, съездов и совещаний помимо
ВААП. Однако договорные отношения по последующей
публикации таких произведений должны осуществляться
только через ВААП с согласия учреждений и организа-
ций СССР, в которых рукописи подготовлены.


Использование произведений иностранных авторов
(как опубликованных, так и неопубликованных) советски-
ми издательствами, театрами, киностудиями, радио- и те-
левещательными организациями и тому подобными допу-
скается также только через ВААП.

Нарушение порядка передачи советскими авторами
и их правопреемниками права на использование за рубе-
жом произведений, как опубликованных в СССР, так

<< Предыдущая

стр. 30
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>