стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Регистрация прав на недвижимость: понятие и проблемы

В соответствии с нормами-ГК РФ права на недвижимость, их возникновение, ограничение, прекращение и переход подлежат регистрации в^осударственном реестре.
ПО существу названная регистрация призвана служить обеспечением стабильности оборота недвижимости, поскольку последняя имеет не только имущественную, но и социальную значимость. Обеспечение стабильности достигаефя посредством вьщеления сделок и иных актов с недвижимостью за рамки частных интересов сторон и создания особой информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать исключительно и единственно достоверные данные о правовом статусе того или иного объекта.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что регистрация — это легализация для гражданского оборота сделок и порождаемых ими прав и обязанностей, а также иных оснований возникновения прав и обязанностей, предусмотренных в п. 1 ст. 8 ГК РФ.
Представляется, что предлагаемое определение государственной регистрации согласуется и с общими положениями ГК РФ, регулирующими оборот недвижимости и прав на нее. Так, в соответствии сост. 131 ГК РФ вещные права на недвижимость, их ограничение, возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Момент же возникновения прав может по времени и не совпадать с их государственной регистрацией, что предусмотрено как исключение в п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса. Более того, указанная норма права не связывает момент возникновения ограничений, например в виде наложения ареста, со временем их государственной регистрации.
Таким образом, законодатель, установив обязательность государственной регистрации прав и иных событий, вместе с тем не придал данному процессу исключительно правоустанавливающий характер, что в свою очередь позволяет рассматривать такую регистрацию как отражение в реестре для неограниченного круга лиц достоверной и исчерпывающей информации о правовом статусе недвижимости, его изменении или прекращении.
Не совсем удачной поэтому представляется редакция ст. 2 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятого Государственной Думой 17 июня 1997 г., подписанного Президентом РФ 21 июля 1997 г. (опубликован в "Российской газете' от 30 июля 1997 г.), в которой государственная регистрация определяется как юридический акт признания и. подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, а также как. единственное и исчерпывающее доказательство существования прав на недвижимость.
Неудачность такой формулировки, на. наш взгляд, связана и с тем обстоятельством, что государственная регистрация вряд ли может рассматриваться как единственное доказательство существования прав, посколь-
ку это положение противоречит ст. 12 ГК РФ, устанавливающей возможность судебного признания прав, а также судебно-процессуальным нормам.
Более того, анализируемая дефиниция, думается, не вполне корректна и с лексической точки зрения, так как используемый оборот 'юридический акт признания государством прав' вполне обоснованно может обозначать акт государственного органа, порождающего права. В то же время представляется недопустимым смешивать государственную регистрацию прав и акт государственного органа, порождающий права. Данный вывод следует из сопоставления пл. 1, 2 ст. 8 ГК РФ, в которых эти понятия рассматриваются как самостоятельные.
Разницу между государственным актом и регистрацией можно проследить и путем сравнения решаемых ими задач. Так, издание государственного акта служит основанием для возникновения прав и обязанностей. Государственная регистрация имеет иные, указанные выше задачи, в том числе определяет в конкретных случаях время возникновения прав.
Не может регистрация прав рассматриваться как государственный акт, порождающий гражданские права, и с точки зрения юридической логики, так как оборот 'регистрация прав, порождающая эти права' такой логики не имеет.
Кроме того, признание за регистрацией статуса соответствующего государственного акта повлекло бы и негативные последствия для бюджета государства. Так, если государство будет посредством актов регистрации создавать, изменять гражданские отношения, то в этом случае на него ложится и ответственность за юридическую чистоту и законность удостоверяемых прав. Фактически речь в этом случае будет идти об ответственности государства в виде ответственности налогоплательщиков за незаконность действий сторон при заключении сделки. Ни одна страна в мире не является настолько богатой, чтобы позволить себе такую роскошь, как ответственность за действия участников частных сделок.
В то же время мировая практика исходит из необходимости использования в обязательном порядке возможностей негосударственныы правовых институтов для обеспечения юридической чистоты регистрируемых соглашений и законности возникающих на их основе прав. Представляется, что данное требование вполне обоснованно как отвечающее задачам создания стабильного оборота недвижимости и служащее для исключения возможности регистрации в массовом порядке оспори-мых и ничтожных сделок.
Действующие правовые системы зарубежных стран выработали два основных пути обеспечения законности частных правоустанавливающих документов, а также прав, подлежащих государственной регистрации. Для стран, использующих систему континентального права, — это обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. Для стран англосаксонской модели права — обязательное участив в процессе заключения соглашения страховой компании совместно с адвокатом или маклером.
К сожалению, ГК РФ обошел вниманием данную проблему, в связи с чем она по-прежнему требует своего
32
№ 10/97
безотлагательного решения, принимая во внимание возможные негативные последствия незаконных сделок в такой социально значимой сфере, как недвижимость.
Попытки возложить названные выше функции юридического контроля на учреждения юстиции, как предусмотрено в Федеральном законе Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не только противоречат вышеизложенным доводам и влекут ничем не обоснованные негативные последствия для бюджета, но и позволяют говорить о создании квазисудебного контроля за гражданско-правовыми отношениями. Создание подобного контроля вызывает множество вопросов и по квалификации специалистов и руководителей учреждений юстиции, поскольку анализируемый Федеральный закон не содержит требований об их обязательном юридическом образовании, допуская, что соответствующие должности в учреждениях юстиции могут занимать лица, имеющие опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию.
Определенную сложность в деятельности правозащитных институтов будут вызывать и существующие исключения из общего правила о необходимости регистрации для возникновения прав на недвижимость. Указанная сложность связана прежде всего с тем обстоятельством, что момент возникновения соответствующих прав не будет отражен в системе государственного реестра, что в свою очередь может повлечь невозможность получения через систему регистрации исчерпывающих данных о статусе объекта недвижимости.
К подобным исключениям можно отнести положения п. 4 ст. 218 ГК РФ, предусматривающего приобретение права собственности на квартиру, гараж, иное имущество потребительского кооператива после выплаты своего паевого взноса.
Другим исключением, на наш взгляд, являются положения ч. 1 ст. 341 того же Кодекса, в которой устанавливается правило о возникновении права залога в отношении имущества, подлежащего передаче, с момента такой передачи, если иное не предусмотрено соглашением о залоге.
Названный перечень исключений может быть дополнен. Так, в частности, ждет своего судебного разрешения вопрос о моменте возникновения прав на недвижимость, основанных на нормах закона. Согласно ч. 5 ст. 488 ГК РФ, товар, проданный в кредит, находится в залоге у продавца, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Кроме того, право залога на недвижимость в силу закона возникает и при регистрации договора пожизненного содержания с иждивением на основании ч. 1 ст. 587 ГК РФ. С нашей точки зрения, возникновение подобных прав должно быть связано с моментом их государственной регистрации, что объясняется необходимостью обеспечить унификацию принципа закрепления прав и обременении недвижимости, а также ограничить возможность неоправданного расширения перечня исключений из общего правила, предусмотренного в п. 2 ст. 8 ГК РФ. В связи с изложенным, представляется, что договор купли-продажи, в котором предусмотрена оплата недвижимости в кредит, попадает в поле-зрения государственной регистрации в качестве основания для возникновения вещного права — ипотеки, хотя в иной ситуации (за исключением, когда объектом выступает жилой дом или помещение) он на регистрацию не предоставляется.
Также остается открытым для теории права вопрос о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество у наследников. Существующие расхождения в этом вопросе связаны с редакцией ст. 546 ГК РСФСР, согласно которой принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а сам факт принятия осуществляется посредством фактического вступления во владение или подачей заявления нотариусу. Названная норма права, устанавливая момент, с которого наследуемое имущество признается принадлежащим наследнику, в то же время не указала, на каком вещном праве базируется эта принадлежность: на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве доверительного управления и т.д. Использование для уточнения позиции законодателя иных норм гражданского права также не позволяет прийти к исчерпывающему выводу.
Так, возникновение именно права собственности при вступлении в наследство косвенно подтверждается положениями абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ и ст. 548 ГК РСФСР. В первом случае законодатель связывает понятие принадлежности имущества при наследовании с правом собственности, а во-втором — предусматривает, что в случае смерти гражданина, принявшего, но еще не оформившего наследство, его наследники наследуют это имущество на общих основаниях, в то время как в иной ситуации наследование осуществляется в порядке наследственной трансмиссии прав.
В качестве оппонента названным правовым нормам выступает ст. 549 ГК РФ, которая говорит о невозможности возникновения права собственности с момента принятия наследства, так как фактическое вступление во владение наследуемым имуществом одним из наследников либо подача им заявления о принятии наследства не исключают возможности признания за другими наследниками права собственности на то же имущество или его часть. Исходя из содержания данной статьи принятие наследства следует рассматривать как волеизъявление наследника вступить в наследственные права и как возникновение у него права управлять (владеть) в рамках закона наследуемым недвижимым имуществом до момента регистрации права собственности. Это право управления (владения) не подлежит регистрации, так как оно не содержится в перечне вещных прав, изложенном в ст. 131 ГК РФ.
Указанный пробел законодателя в отношении четкого определения момента возникновения права собственности при наследовании, на наш взгляд, должен быть разрешен в нормах раздела 'Наследственное право' третьей части ГК РФ. .,
Возвращаясь к возможны^ негативным последстви-. ям существования исключений из общего правила, предусмотренного в п. 2 ст. 8 ГК РФ, необходимо отметить следующее. Подобные последствия должны быть снижены посредством неукоснительного в^рблнения требований ст. 131 ГК РФ, которая обязывае^всех пра-вообладателей, включая тех, которые приобрели этот статус без государственной регистрации, внести соответствующие данные» реестр. Осуществление право-обладателем своих правка недвижимость с участием третьих лиц должно быть поставледо в зависимость от момента внесения соответствующих данных об^этих правах в реестр. Таким образом, без государственной регистрации прав собственник не может в полном объеме осуществлять свои властные полномочия в отношении принадлежащего ему имущества.
№ 10/97
33
Нотариусы г. Владивостока: Как оформлять доверенности на пользование и распоряжение автотранспортом?
С ноября прошлого года в нашем городе сложилась "оригинальная" практика (с точки зрения закона) по оформлению доверенностей на пользование, распоряжение, продажу автотранспорта, его регистрацию в органах ГАИ.
Специализированные юридические консультации готовят проекты указанных доверенностей, но этим не ограничиваются. Под текстом доверенности после подписи доверителя адвокаты делают отметку об установлении личности доверителя, проверке его дееспособности, о подписании доверенности в их присутствии. Тем самым используются фрагменты удостоверительной надписи, утвержденной Минюстом для нотариально удостоверенных доверенностей. Эту "удостоверитель-ную" надпись адвокаты заверяют своей подписью и печатью. Таким образом, указанной доверенности как бы придается юридическая сила (по мнению граждан, обращающихся в консультации). Такая доверенность обходится гражданину в два раза дешевле суммы государственной пошлины, поэтому пользуется большим спросом у населенияя По местному радио постоянно идет реклама, предлагающая "оформление адвокатами любых автомобильных доверенностей, в том числе с правом передоверия". При этом адвокаты почему-то забывают разъяснять гражданам, что доверенности с правом передоверия подлежат обязательному нотариальному удостоверению в соответствии с п. 2 ст. 185 и п. 3 СТ.187ГКРФ.
Просим ответить со ссылкой на действующее законодательство (в том числе приказы и инструкции МВД) на следующие вопросы:
Требуется ли обязательное нотариальное удостоверение для доверенности на регистрацию, снятие с учета, управление, продажу автотранспорта?
Правомерны ли действия адвокатов, использующих при подготовке документов фрагменты удостоверительной надписи нотариусов? Правомочны ли они устанавливать личность граждан и проверять их дееспособность?
В каких целях быЛи введены в действие новые формы бланков доверенностей на автотранспорт (строгой отчетности с дополнительными компонентами защиты)? Мы полагали, что "в целях обеспечения контроля за использованием транспортных средств на основании выданных гражданами доверенностей, предупреждения преступных посягательств на транспортные средства и их владельцев, а также применения поддельных доверенностей", как это следует из приказа № 9-01-31-95 от 09.03.95 г. Минюста и МВД РФ. Как могут обеспечиваться эти цели при заключении доверенностей в простой письменной форме, без обязательного нотариального удостоверения? Как следует толковать абзац 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ применительно к доверенностям на автотранспорт? Следует ли из текста этой статьи, что указанные доверенности должны оформляться только на спецбланках (согласно вышеуказанному приказу)?
Хотелось бы задать вопрос МВД РФ: будут ли приниматься работниками регистрационных отделов ГАИ до-
нотариальная ПРАКТИКА РОССИИ
веренности на распоряжение, продажу, снятие и постановку на учет автотранспорта, выданные гражданам в простой письменной форме, не заверенные вообще никакой печатью? Мы надеемся, что компетентные органы понимают, чем могут закончиться подобные эксперименты.
Эксперт "Российской юстиции": Доверенности необходимо оформлять по закону
В связи с обращением ряда нотариусов г. Владивостока по вопросу правильности оформления доверенностей, касающихся передачи прав по пользованию, распоряжению автотранспортом, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно ст. 187 ГК РФ также требует нотариального удостоверения доверенность, выдаваемая в порядке передоверия.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе или предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась (см. ст. 163 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного нотариального удостоверения сделок в отношении движимых вещей, к которым относится и автотранспорт, за исключением, как указывалось выше, доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия.
В отношении дополнительных требований к форме сделки, в том числе и совершению на бланке определенной формы, следует исходить из того, что возможность их установления законом, иными правовыми актами и соглашением сторон определена последним абзацем п. 1 ст. 160 и пп. 6,7 ст. 3 ГК РФ. Так, приказом МВД и Минюста РФ от 9 марта 1995 г. №165 и № 9-01-31-95 была введена новая форма бланка доверенности на право пользования и распоряжения транспортными средствами. Однако, как следует из текста приказа, эта форма бланка введена лишь для использования при удостоверении указанных доверенностей нотариусами и должностными лицами органов исполнительной власти.
По вопросу действий работников органов ГАИ в отношении доверенностей, совершенных в простой письменной форме не на специальном бланке, хотелось бы отметить следующее. Не вдаваясь в настоящем ответе в полемику о целесообразности и последствиях отмены обязательного нотариального удостоверения сделок с автомототранспортом, все же следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации (ст. 15) устанавливает обязательность соблюдения законов не только гражданами, но и органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Таким образом, представляется, что у работников органов ГАИ нет правовых оснований для признания недействительными вышеперечисленных правомерно выданных доверенностей.
34
№ 10/97
Что касается действий адвокатов по удостоверению доверенностей, по установлению при этом личности граждан и проверке их дееспособности, то в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. (далее — Положение), данные полномочия не входят в круг прав и обязанностей адвоката. Не входят данные действия и в перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, поскольку являются элементами нотариальных действий, правом совершения которых наделены лишь нотариусы, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений (см. ст.ст. 1, 42, 43, 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Не отнесены адвокаты и к должностным лицам, которые вправе в определенных случаях удостоверять доверенности отдельных категорий граждан (см. ст. 185 ГК РФ). Адвокаты могут, оказывая юри-
дическую помощь, лишь составлять документы правового характера (ст. 19 Положения).
Поскольку одной из обязанностей адвокатов является точное и неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства (ст. 16 Положения), то совершение отдельными адвокатами действий по удостоверению доверенностей, установлению при этом личности граждан и проверке их дееспособности свидетельствует либо о непрофессионализме данных адвокатов, либо об умышленном нарушении ими закона. В любом случае речь может идти о возможном привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Н. СУЧКОВА. начальник законодательного отдела Федеральной нотариальной палаты
На вопросы нотариусов отвечают специалисты налоговой инспекции по Московской области
Уплячимег ли налог гражданин, лримммммций • порядка дарения наличные денежные средства а рублях?
Статьей 2 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" не предусмотрено налогообложение наличных денежных средств в рублях.
Договор дарения квартиры, оформленный нотариусом, не яарегмстрироаан а БТИ. Можно ли начислять по нему налог?
В соответствии с действующим законодательством налог с граждан взимается при условии удостоверения нотариусом договоров дарения.
Исчисление налога не связано с последующей регистрацией договоров в БТИ.
Регистрация договоров дарения в БТИ необходима для исчисления налога на имущество новым собственникам имущества.
Какие документы следует предъяяяяя, чтобы подтвердит* факт совместного проживания с дарителем (насле-додателем) для получения литы?
Подразумевает ли факт совместного проживания совместную прописку?
Основанием для предоставления льготы является справка о совместном проживании, выданная соответствующими жилищно-эксплуатационными органами или местными органами исполнительной власти. В отдельных случаях (конфликтные ситуации) совместное проживание подтверждается решением суда. Других документов в подтверждение факта совместного проживания требовать не следует.
***
Есплилмтгы ныж участков?
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается со стоимости земельного участка, переходящего в порядке наследова-
•ма
ния пережившему супругу или дарения земельного участка одним супругом другому.
***
Подлежит ли обложению подоходным налогом доля имущества предприятия при выбытии фиамческою лица из состава участников предприятия, в том числе при его преобразовании в иную организационно-правовую форму?
В соответствии с п. 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" при выбытии физических лиц из состава участников предприятия, в том числе при их преобразовании в иную организационно-правовую форму, причитающийся физическому лицу доход в виде распределенной доли имущества предприятия (в денежной и натуральной форме) подлежит налогообложению в составе совокупного дохода. Внесенные ранее физическим лицом доли в уставный капитал обложению подоходным налогом не подлежат. В случае если физическое лицо выбывает из состава участников предприятия и реализует принадлежащий ему пай в виде акций, то из налогооблагаемой базы исключается внесенная им доля в уставный капитал и оставшаяся сумма подлежит налогообложению с исключением 1000-кратной минимальной месячной оплаты труда.
***
лол^М1
/
Кто является платемицинамиамн-я а спуча» наследства мли оформмимя допммум »п шенмолетнимдятямГ*
В связи с тем, что льготы для несовершеннолетних детей действующим законодательством о налогообложении не предусмотрены, они являются плательщиками налога. Платежное извбщение вылисьиЙется на родителей, усыновителей и опекунов с указанием, за кого взимается налог.
(Мятерпалы предоставлевы МосковсхоА областной нотармдыюв палатоб)
**********************
№ 3/97
31
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
- Как мы ранее сообщали, состоялось очередное общее собрание дредставителей региональных нотариальных палат («Российская юстиция». 1997. № 1). С отчетом на нем выступил Президент Федеральной нотариальной палаты А. ТИХЕНКО. Предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант его доклада.
****************************
Юрий Хамзатович КАЛМЫКОВ
На 64-м году ушел из жизни Юрий Хамзатович Калмыков — видный ученый-юрист и государственный деятель.
Воспитанник известной ленинградской школы цивилистов, он многие годы всецело отдавал себя любимой науке и подготовке юристов в Саратовском юридическом институте.
В конце восьмидесятых годов из академической среды профессор Ю. X. Калмыков был вовлечен в самую гущу политической жизни. Как председатель Комитета по законодательству Верховного Совета СССР он вел огромную работу по обновлению законодательства, укреплению начал правового государства, проявляя при этом высокий профессионализм. Всю страсть ученого он вкладывал в свою родную стихию — гражданское законодательство.
В качестве заместителя председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, где разрабатывался Гражданский кодекс, депутата Государственной Думы, Министра юстиции Ю. X. Калмыков сделал все возможное, чтобы страна обрела свою «экономическую конституцию»,
Возглавляя Министерство юстиции России, он последовательно решал две главные задачи — законотворчества и судебной реформы, сочетая волю руководителя и мудрость ученого, . .<""
Внезапная смерть прервала взятое им на себя трудное дело подготовки юристов высшей квалификации ц Российской школе частногоправа, ректором и ведущим профессором которой он был.
В памяяяяяяех знавших Юрия Хамзатовича Калмыкова он останется человеком богатого природного дарования и большой доброты, f»'
Б. Н. Ельцин, В. С. Черномырдин, С. С.' Алексеев, М. И. Брагинский, В. В. Витряасквй, Г. Д. Голубов, В. А. Дозорцев, В. А. Ковалев, М. А. Краснов. В. М. Лебедев, А. И. Лукьянов, А. Л. Маковски*, А. В. Себе-зцов, Н. Ю. Сергеева, Ю. И. Скуратов, С. В. Стопашин, Е. А. Суханов, В. А. Туманов, И. Г. Цыганко, А. Б. Чубайс, С. М. Шахрай, Б. С. Эбзеев, В. Ф. Яковлев
№ 2/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Нотариус Дубровского нотариального округа Брянской области Александр Кузнецов: «Правильно ли я применяю Закон РФ «О госпошлине» ?»
24 ноября 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О госпошлине», изложив его в новой редакции. В ст. 3 (пункт 4) указаны размеры госпошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий.
Мы со своими коллегами по-разному истолковываем содержание подл. 23 п. 4 ст. 7 Закона в новой редакции, где говорится, что за совершение проектов сделок, предмет которых подлежит оценке, взимается один процент от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50% от минимального размера оплаты труда.
В соответствии с этим подпунктом при определении размера тарифа — у нас, частнопрактикующих нотариусов, пошлина называется тарифом,— я беру за составление проекта сделки, предмет которой подлежит оценке, один процент от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50% от минимальной оплаты труда.
Пример: сделка по купле-продаже дома заключается на 1000000 рублей, при инвентаризационной оценке продаваемого дома в 1500 000 рублей, т. е. я беру тариф за составление проекта договора сто тысяч рублей — один процент.
Мои коллеги говорят, что я не прав, и предлагают читать Закон дальше (не спешите говорить то же самое и вы). Давайте читать Закон дальше вместе. В Законе говорится следующее: «Для исчисления размера государственной пошлины, взимаемой за удостоверение сделок,.. а также за выдачу свидетельства о праве на наследство,.. стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции,,, стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация не произведена,— органами местного самоуправления, или страховыми организациями».
Далее в абзаце 3 Закона речь идет о случаях заключения договоров, предметом которых является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе. В этом случае пошлина исчисляется, исходя из суммы, указанной в оценочном документе. То есть в этих абзацах (1, 2, 3 после подл. 25 п. 4 ст. 4 Закона) разъясняется, как брать пошлину за удостоверение сделки, но не за составление проекта сделки, т. е. разъясняется, как практически применять подл. 1, 2, 3 п. 4 ст. 4 Закона. На мой взгляд, здесь разъясняется, как применять Закон при определении одного из основных условий договора — цены (стоимости), и, еще раз повторяюсь, ничего не говорится о стоимости проекта договора, так как она уже определена в подп. 23.
Опять тот же пример: продается дом за десять миллионов рублей, а инвентаризационная оценка его 15 миллионов рублей. Я говорю сторонам, что с них надлежит взыскать тариф за удостоверение договора 1,5% от 15 миллионов, т. е, 225 000 рублей, но поскольку это менее десяти минимальных оплат труда, то за удостоверение договора надлежит взыскать по состоянию на сегодняшний день 632500 рублей плюс 100000 рублей за составление проекта, итого 732 500 рублей.
Мне говорят, что я не прав, а я говорю коллегам, что они не правы, так как истолковывают Закон расширительно, тогда как он, если вчитаться в него внимательно, подлежит буквальному толкованию и не иначе.
Почему я обращаюсь к вам по этому вопросу? Если для города это неверное толкование Закона не столь существенно, так как удостоверяемые в городе сделки обычно превышают инвентаризационную оценку или равны ей, то для сельской местности, где я работаю, это имеет большое значение,
Страховая оценка жилых домов на селе ох как высока, а продаются они за бесценок. И если исходить из того принципа, что за составление проекта договора надо взять один процент от страховой оценки, да плюс десять минимальных оплат труда, то получается, что удостоверение договора у нотариуса обойдется и обходится порой дороже, чем плата продавцу за весь дом.
Прошу понять меня правильно: мы хотя и частные нотариусы, но должны зарабатывать свои средства законным путем, не обирая граждан, т. е. быть не только частными, но и честными.
Не говорите мне, что новый ГК РФ, часть вторая не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок и что этот вопрос со временем сам по себе отпадет. Статьи нового Гражданского кодекса о необязательности нотариального удостоверения сделок пока еще не применяются и не будут применяться до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Когда Дума примет этот закон никому не известно. Пока же мы должны удостоверять сделки и правильно применять Закон «О госпошлине», а он нуждается в разъяснении. Подробной инструкции пока нет. Поэтому прошу вас разъяснить, как толковать подп. 23 п, 4 ст. 4 названного выше Закона.
И второе. Этот же Закон существенно увеличил пошлину (1ариф) за выдачу доверенностей на право пользования или распоряжения автотранспортными средствами, особенно в отношении других пиц, кроме родственников,— пятикратный размер минимальной оплаты труда. Возникает вопрос, что понимать под автотранспортными средствами? Само слово расшифровывается как автомобильный транспорт и все. На мой взгляд, мототранспорт, мотоциклы, мотоколяски не входят в это понятие, поэтому доверенности на их пользование и распоряжение должны облагаться пошлиной по подп. 9 п. 4 ст. 4 Закона, т. е. как за удостоверение прочих доверенностей. То же самое и в отношении автомобильных прицепов.
Однако мы все — это выяснилось на областном совещании 3 апреля 1996 г.—вынуждены за удостоверение доверенностей на пользование и распоряжение мотоциклами, мотоколясками, выдаваемые другим лицам, кроме родственников, брать пятикратный размер минимальной оплаты труда, что вызывает серьезные нарекания граждан. В этом случае также непонятно толкование подп. 7 п. 4 ст. 4 названного Закона, поэтому и в этом случае необходимо ваше разъяснение.
Эксперт «Российской юстиции» Лариса Крыканова (начальник отдела Государственной налоговой службы РФ): «Пошлина рассчитывается верно»
За нотариальные действия при их совершении взимается государственная пошлина в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине». По большинству нотариальных действий исчисление пошлины не вызывает затруднений.
Ставки государственной пошлины предусмотрены в кратности к размеру установленной законом минимальной месячной оплаты труда, в процентном отношении к размеру минимальной месячной оплаты труда или в процентном отношении к сумме документа.
Установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда при определении ставки государственной пошлины учитывается на день уплаты пошлины.
34
№ 2/97
Государственная пошлина уплачивается наличными денежными средствами в учреждениях банка (их филиалах), а также путем перечисления сумм госпошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
Государственная пошлина, уплачиваемая за нотариальные действия, совершаемые государственными нотариусами или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений, зачисляется в доход местного бюджета по месту .нахождения банка (его филиала), принявшего платеж.
В соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества), государственная пошлина взимается в следующих размерах; детям, супругу, родителям — 0,5% от суммы договора, но не менее четырехкратного размера минимальной месячной оплаты труда; другим лицам — 1,5% от суммы договора, но не менее десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда. К таким сделкам относятся сделки купли-продажи, мены и дарения.
При этом следует иметь в виду, что договоры купли-продажи являются двусторонней сделкой и при их нотариальном удостоверении государственная пошлина уплачивается двумя сторонами в согласованных между ними долях.
Что касается договора дарения, то здесь достаточно выражения воли одной стороны, и госпошлина уплачивается, как правило, дарителем. Поэтому при удостоверении договоров дарения, когда несколько лиц дарят имущество, принадлежащее им на праве совместной собственности, государственная пошлина уплачивается всеми дарителями с суммы своей доли в этом имуществе по ставкам согласно своим родственным отношениям с одаряемым.
При исчислении государственной пошлины, взимаемой за удостоверение сделок с недвижимостью и транспортными средствами, а также за выдачу свидетельства о праве на наследство этого имущества, стоимость определяют: по транспортным средствам — судебно-экспертные учреждения органов юстиции или организации, связанные с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств; по жилым домам, квартирам, дачам, гаражам и иным строениям, помещениям и сооружениям — органы 'технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена,— органы местного самоуправления или страховые органы; по земельным участкам — органы по земельным ресурсам и землеустройству.
Если стороны показали стоимость выше, чем в оценочном документе, то для исчисления пошлины принимается стоимость, показанная ими в договоре.
При удостоверении договоров мены цена договора определяется стоимостью этого имущества с учетом денежной доплаты к нему. которая выше стоимости другого обмениваемого имущества.
При определении размера пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследование не принимаются в расчет и исключаются из общей стоимости переходящего по наследству имущества:
— стоимость жилого дома, квартиры, если наследники проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти;
— стоимость имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
— стоимость имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям; — суммы вкладов в банках;
— страховые суммы по договорам личного и имущественного страхования;
— суммы оплаты труда, авторских прав и суммы авторского вознаграждения, предусмотренные законодательством об интеллектуальной собственности.
За составление проектов сделок, предмет которых подлежит оценке, государственная пошлина взимается в размере 1% от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда и не зависит от стоимости, показанной в оценочном. документе.
За составление проектов завещаний государственная пошлина взимается, как за составление проектов других документов,—в размере 20 процентов от минимальной месячной оплаты труда.
При определении размера государственной пошлины за удостоверение доверенностей на право пользования или распоряжения автотранспортными средствами следует иметь в виду, что, по разъяснению МВД России, к автотранспортным средствам отнесены грузовой и легковой автомобиль, автобус, автопоезд (грузовой автомобиль со специальным полуприцепом), прицеп и полуприцеп. Что касается доверенностей на право пользования или распоряжения другими транспортными средствами (трактор, мотоцикл..,), то за удостоверение таких доверенностей следует исчислять государственную пошлину согласно подл. 7 п. 4 ст. 4 вышеназванного Закона, как за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом.
За удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, государственная пошлина взимается в соответствии с назначением этой доверенности. Например, за удостоверение доверенностей в порядке передоверия на распоряжение автотранспортными средствами государственная пошлина взимается согласно подл. 8 п. 4 ст. 4 вышеназванного Закона, как за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами, а на распоряжение недвижимостью — согласно подл. 7 п. 4 ст. 4 Закона, как за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом. Во всех случаях передоверие — это выполнение действий от имени собственника имущества, а следовательно, при определении размера государственной пошлины необходимо учитывать степень родства по отношению к собственнику имущества, а не к лицу, которое действует по доверенности от имени собственника.
Например, по основной доверенности в которой оговорено право передоверия, отец доверяет дочери право пользования и распоряжения автомобилем. За удостоверение такой доверенности взимается государственная пошлина в размере однократного размера минимальной месячной оплаты труда. Дочь передоверяет право пользования и распоряжения автомобилем своему мужу. За удостоверение такой доверенности необходимо уплатить госпошлину в сумме, соответствующей пятикратному размеру минимальной месячной оплаты труда на момент Ьы-дачи доверенности.
Законом о госпошлине установлен ряд льгот. Так, например, от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также л^ца, имеющие право на льготу в соответствии с Законами Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 годуна производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом «О социальной защите «раждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне». -"'
В том случае, если один из плательщиков имеет право на льготу, лицо, не имеющее такого прара, уплачивает пошлину в размере 50% (соответственно о^ей доле) суммы госпошлины, подлежащей уплате в бюджет. Сумма пошлины, подлежащая уплате в бюджет'лицами, не имеющими права на льготу, может быть уплачена одним из них или всеми в согласованных долях. Если сторона, имеющая право на льготу, берет на себя обязательства по уплате госпошлины за другую сторону, то она ее уплачивает в размере, причитающемся к уплате стороной, не имеющей такого права на льготу.
********************************
**********************************************

№ 12/97
33
Нотариус Александр Кузнецов: Правильно ли я толкую Закон "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"?
Работаю нотариусом Дубровского нотариального округа Брянской области. Ранее обращался с письмом по поводу правильности применения Закона РФ "О государственной пошлине", благодарен специалисту за разъяснения ("Российская юстиция" № 2 за 1997 год).
Вновь обращаюсь в редакцию. Суть вопроса в следующем: Законом РФ от 12 декабря 1991 г. "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 22 декабря 1992 г.) предусмотрено взыскание налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в том случае, если стоимость наследственного имущества превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда, а стоимость подаренного имущества превышает 80-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда (в дальнейшем — размер МОТ).
В п. Зет. 5 Закона первоначально предусматривалась обязанность нотариусов направлять в налоговую службу копии свидетельств о праве на наследство и копии договоров дарения. По смыслу Закона предполагалось, что копии документов должны были высылаться во всех случаях, независимо от стоимости имущества.
Однако 6 марта 1993 г. внесены изменения в указанный Закон. Абзац 1 п. 3 ст. 5 законодатель изложил в следующей редакции: "Нотариусы обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Таким образом, по-моему, законодатель конкретизировал п. 3 ст. 5 Закона РФ от 12 декабря 1991 г., указал цель, с которой нотариусы должны представлять справки.
Кроме того, конкретизирован и п. 1 ст. 5 Закона. Указано, что налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследство или удостоверения договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает соответственно 850- и 80-кратный размер МОТ.
Если же превышения установленного размера нет, то и налога нет. Поэтому не случайно в п. Зет. 5 Закона в новой редакции сказано о направлении справки, необходимой для исчисления налога. Об этом говорится также и в п. 4 ст. 16 Основ законодательства РСФСР "О нотариате", и в Инструкции налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (зарегистрирована Минюстом РФ 14 июня 1995 г. № 871 ).
Отсюда следует, что если стоимость имущества, переходящего по наследству или в порядке дарения, меньше 850-кратного размера или 80-кратного размера МОТ, то такая справка не нужна, тем более при выдаче свидетельства о праве на наследство. Инструкция предусматривает суммирование стоимостей подаренного имущества, если дарение производилось в течение года несколько раз. Сложения стоимостей наследуемого имущества не требуется (п. 17 Инструкции).
Вот таким образом толкуя названный Закон и разработанную на его основе Инструкцию, справки в налоговую инспекцию о стоимости наследственного имущества, переходящего в
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
собственность наследников, я не пяедставляю, потому что за весь период действия этого Закона у меня не было случаев, когда бы стоимость наследственного имущества превышала 850-кратный размер МОТ.
По договорам дарения справки мною предоставляются регулярно, как и требует того закон, потому что очень часто стоимость подаренного имущества превышает так называемый необлагаемый минимум, т.е. 80-кратный размер МОТ.
В какой-то мере мое толкование Закона убеждало и работников нашей инспекции ГНС. Но проверяющий из областной ГНС потребовал справки, которые указаны в Законе.
Работники нашей ГНС составили акт о непредоставлении мной справок, и начальник ГНС подверг меня штрафу на пять МОТ.
Сразу оговорюсь, что его действия незаконны, так как в силу ст. 17 Основ законодательства "О нотариате" и п. 25 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" нотариусы за аналогичные нарушения подвергаются штрафу в размере 5-кратного установленного законом размера МОТ, налагаемого в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Дело не в штрафе, а в том, что, на мой взгляд, я правильно истолковываю названный Закон.
Извините за столь пространное письмо, но объяснить вопрос короче я не смог. Еще раз обращаю ваше внимание на важность затронутой темы, так как нас, частных нотариусов, помимо государственных, около трех с половиной тысяч в России и все мы по логике ГНС должны гнать ворох никому не нужных, ни к чему не обязывающих бумаг.
Эксперт "Российской юстиции": Закон толкуется неверно
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, введен в России с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020—1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с последующими изменениями и дополнениями).
По действующему в настоящее время налоговому законодательству ставки налога установлены в зависимости от стоимости имущества и степени родства. Так, для наследников первой очереди (дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти) установлена минимальная ставка 5 процентов, максимальная — 15 процентов от стоимости имущества, соответственно для наследников второй очереди (братья и сестры, дед и бабка) —10 и 30 процентов, других наследников —20 и 40 процентов.
При дарении для детей и родителей установлена минимальная ставка 3 процента и максимальная — 15 процентов, для других граждан соответственно —10и 40 процентов.
Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, независимо от того, проживают они на территории Российской Федерации или за ее пределами, получающие в собственность жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищностроительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки,
34
№ 12/97
стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении на территории России в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения выступают плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Полученное в порядке наследования или дарения другое имущество, например гаражи, магазины, кафе и т.д., обложению не подлежит.
Нотариус в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" и ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате обязан представлять в налоговые органы справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимые для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Поскольку на основании таких справок о стоимости имущества налоговый орган, а не нотариус производит начисление налога, то их следует представлять по всем без исключения договорам дарения и свидетельствам о праве на наследство.
Когда физическое лицо в течение года получает несколько подарков от одного и того же физического лица, в таких случаях налог исчисляется с общей стоимости всего подаренного имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров. В связи с этим нотариус не может однозначно определить, попадает ли под налогообложение то или иное имущество; это могут сделать только налоговые органы.
Справка о стоимости имущества, переходящего в порядке дарения или наследования в собственность физического лица, проживающего на территории России, представляется в налоговый орган в 15-дневный срок после удостоверения договора дарения или выдачи свидетельства о наследовании, и граждане уплачивают исчисленный им налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения.
Если имущество получают граждане, проживающие за пределами России, то в таких случаях справка о стоимости имущества представляется в период оформления права собственности на это имущество, и уплату налога такие граждане должны произвести до получения ими документа (свидетельства о праве на наследство или договора дарения), удостоверяющего их право собственности на имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения. Без уплаты налога, что должно подтверждаться соответствующей квитанцией, выдача указанных документов не допускается.
В случае нарушения нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой, законодательства Российской Федерации его деятельность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства о нотариате может быть прекращена судом по представлению налогового органа.
Кроме того, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к штрафу в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, в случае непредставления или несвоевременного представления сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения.
Законом Российской Федерации 'О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлен размер не облагаемого налогом минимума. Так, при получении имущества в порядке наследования 850-кратный размер минимальной месячной оплаты труда от его стоимости облагаться не будет, а в порядке дарения — 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда. Следует иметь в виду, что установленный размер минимальной месячной оплаты труда применяется тот, который действовал на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.
Законодательством также определено имущество, которое не подлежит налогообложению. Так, от налогообложения освобождаются: имущество, перешедшее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения;
жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам 1 и II групп;
транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Следует отметить, что законодательством не предусмотрено право предоставления дополнительных льгот по уплате этого налога органам власти.
При получении в дар имущества, принадлежащего на праве общей совместной собственности нескольким лицам, а также при дарении имущества в общую совместную собственность нескольким физическим лицам налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от стоимости этого имущества и степени родства дарителя и одаряемого.
Доли участников совместной собственности на имущество признаются равными, если иное не установлено законом или не определено соглашением всех участников сделки.
При получении наследства от нескольких наследодателей налог исчисляется отдельно по каждому открывающемуся наследству; совокупность наследуемого имущества от разных наследодателей не допускается.
По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 0,3 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.
В случае необходимости налоговый орган имеет право по обоснованному письменному заявлению гражданина предоставить ему отсрочку или рассрочку по уплате налога. С таким заявлением гражданин может обратиться в налоговый орган в течение трехмесячного срока, отведенного ему для уплаты налога.
Под отсрочкой понимается перенос срока уплаты налога на более поздний срок, а под рассрочкой — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Отсрочка (рассрочка) уплаты налбга с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, предоставляется сроком не более чем на два года с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующие в Сберегательном банке РФ на момент вынесения решения. Начисление процентов производится исходя из количества дней отсрочки (рассрочки) платежа. *
В заключение необходимо напомнить, что наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты налога, что подтверждается справкой налогового органа.
Л. КРЫКАНОВА. начальник отдела исчисления имущественных налогов, госпошлины и сборов Госналогслужбы РФ
***************************
№ 5/97
31
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Редакция в числе других статей, помогающих определить место нотариата в системе правоприменительных органов, опубликовала статьи Ю. Филимонова (Нотариус — лицо должностное? // Российская юстиция. 1996. №9) и Г. Черемных (Нотариус — необходимая фигура в экономическом процессе // Российская юстиция. 1996. № 10).
Ю. Филимонов считает, что нотариальная деятельность представляет собой контроль за законностью в сфере гражданского оборота, нотариус выполняет исполнительно-распорядительную функцию, и факт вхождения нотариусов в нотариальные палаты (статус которых окончательно не закреплен) не меняет содержания их деятельности.
Г. Черемных отдает предпочтение частному нотариату, видит в нем гаранта защиты интересов участников сделки, предотвращающего возникновение возможных споров; считает необходимым изменение роли нотариальных палат.
Статьи вызвали интерес. Ниже публикуем отклики наших читателей — сотрудника нотариальной палаты и адвоката.
Частный нотариус — не должностное лицо
С. БЕЗУСОВ,
исполнительный директор нотариальной палаты Свердловской области
Уже никого не пугает определение "рыночная экономика". И не столько потому, что фраза стала привычной и доступной для понимания, сколько из-за столь милых сердцу россиянина (и непривычных в прошлом), лоснящихся от переполненности прилавков даже самых обычных дворовых магазинов, причем не где-то там. в далекой и прекрасной Москве, а здесь, рядышком, стоит лишь выглянуть из окна "хрущевки". Так что экономика эта принята и сердцем, и желудком рядового гражданина одной шестой части суши. Однако при этом никто не желает ассоциировать слово "рынок" со столь "нехорошим" понятием, как частный. Ведь частный — значит чей-то, не мой; значит, взять его, растерзать, разорвать, или уж (пусть живет) — посадить за решетку...
Вот на какие грустные мысли наводит статья Ю. Филимонова. Поставив вопросительный знак в заголовке статьи, автор как бы предлагает дискуссию. Что ж, можно и поспорить. Я попытаюсь заинтересованно и по возможности доказательно изложить свои мысли по поднятому вопросу. Статья продиктована не обидой; видимо, правовой статус нотариуса до сих пор не всем ясен. Как иначе можно объяснить полученный нами в конце прошлого года запрос из прокуратуры города с просьбой обосновать мнение о том, что нотариус, занимающийся частной практикой, не является должностным лицом. И это при том, что уже давно был опубликован новый Уголовный кодекс (хотя на то время и не успевший еще вступить в силу).
Прежний нотариус — безответный, с самым маленьким окладом среди юристов, но зато государственный. С принятием Основ тот, кого вчера даже не замечали при встрече, неожиданно для всех получает приставку к званию — частный, а вместе с ней —деньги и независимость! Ладно бы лишь второе, тут целые республики стали независимыми... Но деньги! Откуда? Нет, этого наш чиновник от юриспруденции уже выдержать не может. Рука его, натренированная многолетним опытом, тянется в верхний ящик стола, где хранятся любезные сердцу ярлыки. Итак, какой повесить на частного негодника? Вор? Не пойдет, ведь украсть, будучи нотариусом, невозможно — все в реестрах, все на виду. Тогда, может быть, бандит? Тоже не пойдет, ведь они, нотариусы, в большинстве случаев женщины. Ага, есть! На свет извлекается не ярлык даже, а звание почетное какое-то —должностное лицо. С легкой руки господина Филимонова мы примерили к себе это высокое звание и считаем, что оно нам не подходит.
Хотелось бы начать с аргументов, приводимых автором в виде неоспоримых доказательств правдивости заголовка статьи.
Аргумент первый: частный нотариат — всего лишь новые элементы в механизме осуществления одного из направлений исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата. Следовательно, противоправное использование своего должностного положения в равной степени как государ-
ственным, так и частнопрактикующим нотариусом не может не причинить вред прежде всего нормальной деятельности государственного аппарата (в его широком понимании). Нет, мною не случайно выделена фраза о "широком' понимании госаппарата, ибо автор традиционно-коммунистически-широко трактует государство, отождествляя его с личностью, причем в первично-приоритетном порядке. И при этом приписывает нотариусу абсолютно несвойственную ему функцию государственного контроля за законностью. Прямо-таки прокурор получается у Ю. Филимонова, а не нотариус. А ларчик-то открывается удивительно просто. Автор видит в изменении статуса нотариуса всего-навсего "изменение субъективного состава, реализующего выполнение нотариальной функции" (был маленьким и незаметным, а стал большим и значительным). Что ж, обычный государственный подход— имеет место быть функция, но традиционно забывается ответственность данного конкретного субъекта. Да ведь это же мечта, взлелеянная целыми поколениями госчиновников, — создать этакий симбиоз послушного бессловесного госслужащего с лично материально ответственным лицом (именно таким лицом является нотариус, занимающийся частной практикой). Читатель; конечно же, давно догадался, почему такой симбиоз невозможен. Правильно, именно потому, что желаем он только в отношении подчиненных данного конкретного чиновника. Но как только он, чиновник, начинает сам выступать в качестве подчиненного (а это неизбежно на госслужбе), то в его понимании такое явление уже вовсе не симбиоз, а крайне нежелательная мутация. Да, частный нотариус осуществляет госконтроль за соблюдением законности, но отнюдь не в интересах госаппарата, а именно в интересах конкретного гражданина. И именно передним, гражданином (а не перед чиновником), несет нотариус полную материальную ответственность. И именно поэтому для него, нотариуса, первичен гражданин, а не чиновник, как бы того ни желал уважаемый господин Филимонов. Статус же должностного лица изначально предполагает должностную ответственность, которая, как мы уже убедились, несовместима с ответственностью личностно-материальной.
Второй аргумент автора названной статьи (и последний), которым он пытается обосновать необходимость укрепления на груди "частного" нотариуса почетного значка с надписью "должностное лицо", заключается в попытке применить порядок назначения— снятия нотариуса с должности, наделения и лишения его соответствующих полномочий к проблеме его социально-правового статуса. (Увы, даже если в Томской области данные вопросы и решаются с нарушением законодательства РФ, то мне видится некорректным пропагандировать такую практику на всю страну.) Действительно, автор пишет, что "учреждение должностей, назначение и увольнение частнопрактикующих нотариусов... в полной мере соответствует государственной службе федерального уровня". Но кто из вас, уважаемые читатели, может привести хоть один пример, когда бы госслужащий (даже федерального уровня) мог бы быть уволен со службы исключительно по решению суда. Нет таких примеров и быть не может. А значит, не может и нотариус, занимаю-
32
№ 5/97
щийся частной практикой, иметь статус должностного лица. Все остальные аргументы автора в пользу своей теории (идущей, кстати, вразрез с мнением законодателя), как то: наличие у нотариуса гербовой печати, установление законом круга его полномочий и т.д. — и вовсе не подлежат обсуждению по причине их малозначительности. Действительно, нельзя же называть должностным лицом уличного торговца квасом только за то, что круг его полномочий также определен Федеральным законом — Законом о торговле.
Наконец, хотелось бы заострить внимание читателя на такой "незначительной", с точки зрения автора статьи, проблеме, как оплата труда нотариуса, занимающегося частной практикой. Как известно, любое "должностное лицо" получает от государства твердый оклад, независимо от того, спит ли он на работе все 8 часов рабочего времени или "вкалывает" до седьмого пота. А вот нотариус, действуй он по первому варианту, рискует просто остаться голодным, поскольку если на висках его не выступает ежедневно пот от многомиллионной ответственности за принимаемые им юридически значимые решения, то никто ему 20-го числа не принесет "на блюдечке с голубой каемочкой" вожделенные денежные знаки.
В заключение хочется задать всего один вопрос — а для чего вдруг потребовалось Ю. Филимонову придать нотариусу, занимающемуся частной практикой, статус должностного лица? Вторая половина его статьи на этот вопрос отвечает многократно: для того, чтобы имелась возможность привлечь его, бе-долагу, к уголовной ответственности за "противоправные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата". Но автор забывает, что нотариусу вовсе ни к чему посягать на эту деятельность, поскольку она даже не является объектом его интересов. Его интерес — это имущественный интерес многочисленных субъектов гражданского оборота, среди которых и госаппарат, только без преимуществ представителей аппарата перед другими клиентами.
Таким образом, хочется высказать однозначное мнение, подтвержденное при этом законодателем: нотариус, занимающийся частной практикой, не только не является, но и по своему социально-правовому статусу не может быть должностным лицом, поскольку в этом случае он просто физически не в состоянии будет осуществлять свою изначальную и главную функцию правового и имущественного гаранта гражданского оборота.
Защищают ли частнопрактикующие нотариусы интересы граждан?
Е. ВОРОНИН.
адвокат юридической консультации г. Ржева
Г. Черемных "бьет в набат" по поводу того, что вторая часть ГК РФ, введенная в действие с 1 марта 1996 г., не предусматривает нотариальной формы сделок с недвижимостью. Объективности ради замечу, что статья солидная по объему, но суть ее в том (как бы ни стремился автор это скрыть ссылками на престиж России и т.д.), что нотариусов лишают возможности жить безбедно, получать солидные суммы государственных пошлин, именуемых тарифами, в "свой карман", при этом выплачивая государству в виде налогов ничтожные проценты с этих сумм, не прилагая к этому каких-либо значительных умственных или физических усилий.
Прочитав указанную статью, у лица, неискушенного в вопросах права, может сложиться впечатление, что "лишение" нотариусов полномочий в отношении сделок с недвижимостью может явиться, по меньшей мере, причиной катастрофы. Для обоснования своей позиции автор ссылается и на международный авторитет России, и на защиту конституционных прав и интересов граждан, и на криминализацию отношений в этой области. Все это для того, чтобы подчеркнуть необходимость нотариуса при совершении сделок с недвижимостью, что, конечно же, не соответствует действительности и вполне очевидно для тех, кто знаком с практикой гражданского оборота в этой сфере.
Далее. Неужели автор действительно полагает, что все, кто принимал участие в разработке нового ГК РФ (а это ведущие цивилисты России), — есть "недальновидные" люди, дилетанты, неспособные профессионально предвидеть развитие рыночных отношений в России?
Опасения автора статьи надуманны; разумеется, в ней больше лукавства, чем истины; они не имеют под собой правовой основы и подчинены всего лишь узким интересам.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что ГК РФ (ст. 1) предусматривает право граждан свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора, а также право, при наличии на то их желания (ст. 163 ч. 2 п. 2 ГК РФ), оформлять сделки с недвижимостью посредством нотариального удостоверения (желаешь — иди к нотариусу). Однако "навязывание" каждому свободному и независимому участнику гражданского оборота "услуг' нотариуса в подобных ситуациях, бесспорно, нарушало бы конституционные права и интересы граждан (ст.ст. 34, 35 Конституции РФ).
Вполне очевидно, что никакая печать нотариуса (какая бы большая и круглая она ни была) не страхует участников сделок с недвижимостью от того, что дальнейшее изменение каких-
либо обстоятельств (или возникновение неизвестных ранее) у сторон сделки или третьих лиц не повлечет признание сделок недействительными (ст.ст. 166—181 ГК РФ). Вместе с тем, если стороны договора (сделки) желают, то возможность иметь печать (со всеми иными атрибутами) на соответствующем договоре не исключена. Однако принуждать их к этому, заставляя тем самым нести неоправданно значительные материальные затраты, противоречило бы принципу свободы рыночных отношений, чего дальновидный и мудрый законодатель допустить не может.
Замечу (для тех, кто радеет за права и интересы граждан, но в данном случае почему-то за счет последних), что действующее законодательство имеет достаточно правовых средств дл^ того, чтобы эти права и интересы были должным образом защищены. Автору статьи, наверно, известны случаи, когда граждане под принуждением являются к нотариусу для оформления сделок, что отнюдь не является препятствием для их удостоверения. Но это "удостоверение" для данных "опекаемых" нотариусом граждан оборачивается досадным препятствием для признания сделок недействительными, когда последние вынуждены обращаться с соответствующими исковыми заявлениями в суд.
В заключение хотелось бы сказать о том, что если нотариуса и беспокоит надлежащая защита интересов граждан, то ее надо обеспечивать иначе, а именно: посредством снижения размера так называемого тарифа (а не обязательной явки к нотариусу с солидной суммой денег), что действительно бы отвечало интересам граждан, которых удивляет и возмущает "заоблачная" сумма тарифа за техническую по существу работу'. для выполнения которой, как правимо, требуется не более часа. Но об этом в статье по понятной причине умалчивается.
Исходя из изложенного выше, трудно не согласиться с мнением кандидата юридических наук заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В. Вит-рянского, который в отношении указанного отмечал следующее: "С самых неожиданных сторон оказывалось воздействие, чтобы восстановили нотариальную форму. С другой стороны, были реальные суб^кты имущественного оборота, которые жаловались, что это тормозит рынок недвижимости, нотариусам приходится платить за удостоверение этих сделок немалые суммы. В результате принято решение в этом деле не поддерживать нотариусов, поскольку если будет нормальная государственная регистрация (а купля-продажа недвижимости требует государственной регистрации), то вторая-процедура предварительного нотариального удостоверения уже не нужна' (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. №6. С. 125).
№ 5/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Утверждено Минюстом РФ (по согласованию с федеральной нотариальной палатой^ 17 февраля 1997 г.; зарегистрировано Минюстом РФ 12 марта 1997 г., регистрационный № 1268
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса
1. Настоящее Положение утверждено в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
2. Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10-ти дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.
Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.
3. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8-ми человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии.
Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в орган юстиции в 15-ти дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты.
Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции, о чем извещается нотариальная палата.
Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) руководитель органа юстиции назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии — сотрудников органа юстиции.
Порядок работы конкурсной комиссии определяется председателем конкурсной комиссии.
Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.
4. К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое
образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.
Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает независимо от срока получения лицензии.
5. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.
При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов: —диплома о высшем юридическом образовании; —№ трудовой книжки;
—лицензии на право нотариальной деятельности; а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.
При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность.
Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.
Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело.
Прием документов производится в срок, установленный распоряжением органа юстиции. По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются.
На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном представлении документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.
6. В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.
Оценка кандидатов производится по 10-ти бальной системе.
По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии долж-
34
№ 5/97
на быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.
После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.
При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>