<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Выписка из протокола конкурсной комиссии выдается всем желающим лицам, участвовавшим в конкурсе.
Протокол в течение десяти дней после проведения конкурса представляется конкурсной комиссией в орган юстиции. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица (лиц), победившего (победивших) в конкурсе, на должность(и) нотариуса(ов). Копия приказа в течение трех дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.
Все документы, связанные с проведением конкурса, по каждому участнику конкурса, сформированные в дело, хранятся в органе юстиции в течение трех лет.
Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
7. С утверждением данного Положения утрачивает силу Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой 7 июня 1994 г.
На вопросы нотариусов отвечают члены Научно-методического Совета Московской областной нотариальной палаты
Требуется ли согласие совладельца при дарении доли жилых домов и квартир при долевой и совместной собственности?
Нормы Гражданского кодекса не требуют согласия совладельцев в общей долевой собственности на дарение одним из совладельцев своей доли.
При дарении имущества, находящегося в общей совместной собственности, требуется согласие всех участников совместной собственности (ст. 253 ГК РФ).
***
При отчуждении обремененного рентой недвижимого имущества плательщиком ренты с согласия получателя ренты как освободить приобретателя имущества от обязательств содержания получателя ренты и т.д. по договору ренты (составлять ли соглашение и др.)?
Согласно ст. 586 ГК РФ рента обременяет имущество, переданное под выплату ренты. В случае отчуждения такого имущества плательщиком ренты его обязательства по договору переходят на приобретателя имущества. Из этого следует, что при отчуждении имущества с согласия получателя ренты освободить нового приобретателя от обязательств по договору ренты нельзя. Если получатель ренты отказывается от получения содержания, то следует расторгнуть договор ренты и заключить тот договор, который стороны имеют в виду.
***
Подлежит ли регистрации земельный участок, предоставляемый в бессрочное пользование, если владелец земельного участка не желает приобретать его в собственность или аренду?
Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" запрещает обязывать граждан, имеющих земельные участки в бессрочном пользовании, выкупать их или брать в аренду.
Требовать какие-либо документы на земельный участок не следует. При заключении такого договора следует разъяснить сторонам содержание ст. 552 ГК РФ.
***
Регистрировать ли согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества в реестре, если супруг лично явился к нотариусу?
Пунктом 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено нотариальное удостоверение согласия другого супруга на отчуждение совместного недвижимого имущества. ***
Как производится раздел Товарищества с ограниченной ответственностью?
Как реальный раздел имущества, предусмотренный Уставом ТОО. ***
Процедура наследования денежного вклада, находящегося за границей, наследником — гражданином Российской федерации?
Выдается Свидетельство о праве на наследство для действия за границей. ***
Вправе ли нотариус удостоверять копии паспортов?
Нет, не вправе на основании Указа ПВС СССР от 4 сентября 1983 года № 9779-Х. *4i*
Применяются ли нормы стаге*} 552, 553 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации до принятия Земельного кодекса?
Федеральный закон "О введении в действие части второй ГК РФ" от 22 декабря 1995 года каких-либо особых указаний по введению в действие статей 552, 553 не содержит. Указанные статьи действуют с 1 марта 1996 года.
* ***
При продаже квартир в рассрочку платежа в силу закона пункта 3 статьи 489 ГК РФ квартира находится в залоге. Регистрировать ли залог в данном случае?
Согласно п. 2 ст. 339 ГК РФ договор о залоге недвижимого имущества подлежит нотариальному удостоверению, а п. 3 той же статьи предусматривает также обязательную регистрацию в порядке, предусмотренном для сделок с недвижимым имуществом (в настоящее время — в БТИ). При несоблюдении указанных условий залог считается недействительным.
***********************************************************
№ 4/97
31
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Нотариусы обращаются за защитой в Конституционный Суд
Принятие Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1991 год" буквально всколыхнуло нотариальное и адвокатское сообщество. Последние на своем чрезвычайном съезде просили власти срочно привести данный Закон в соответствие с Конституцией и объявили о прекращении с 1 марта принятия поручений на ведение дел по назначению органов дознания, следствия и суда (Российская юстиция. 1997. №3).
Российские нотариусы тоже провели срочные совещания и решили обратиться ^а защитой в Конституционный Суд. Позицию, выработанную нотариусами, приводим с незначительными сокращениями.
ЖАЛОБА
25 декабря 1996 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".
Указанный Федеральный закон 22 января 1997 года одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и 5 февраля 1997 года подписан Президентом Российской федерации.
Обжалуемый Федеральный закон опубликован 11 февраля 1997 года в "Российской газете".
Признавая необходимость выполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, считаем, что обжалуемый Федеральный закон является фискально-дискриминационным, не соответствует статьям 2,6,15,18, 19, 35, 39, 54 и 57 Конституции Российской Федерации и нарушает наши конституционные права и обязанности.
1. Обжалуемый Федеральный закон нарушил статьи 15, 54 и 57 Конституции Российской Федерации по следующим основаниям.
Указанным Законом придана обратная сила правовым нормам, устанавливающим обязанность по уплате новых обязательных платежей и ухудшающим наше положение как налогоплательщиков. Текст обжалуемого Федерального закона официально опубликован в "Российской газете" 11 февраля 1997 года. На основании статьи 5 Конституции он вступил в силу с 1 января 1997 года.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, относящейся к основам конституционного строя Российской Федерации, неопубликованные законы не применяются. Исходя из данного конституционного требования, общие правила вступления законов в силу определяются законодателем в Федеральном законе от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В соответствии с указанным федеральным законом момент вступления любого закона в силу определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации", если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу. При определении иного порядка законодатель связан требованиями статьи 54 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Статьи 54 и 57 Конституции Российской Федерации содержат прямые запреты, касающиеся придания обратной силы в
отношении законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, а также в отношении законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков.
Изложенная правовая позиция, по нашему мнению, соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года № 17-11 "По делу о проверке конституционности ччсти первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах".
2. Обжалуемый Федеральный закон нарушил статью 6 Конституции Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, относящейся к основам конституционного строя Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Данная конституционная норма таким образом гарантирует, в частности, равенство граждан при несении обязанностей, возложенных на них Конституцией Российской Федерации.
Пункт "б" статьи 1 обжалуемого Федерального закона, возложив на нас дополнительную обязанность по уплате обязательных платежей, нарушил указанную конституционную норму, поскольку в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации на нас возложена конституционная обязанность лишь по уплате законно установленных налогов и сборов. Обязанности граждан по уплате обязательных "страховых взносов" Конституция Российской Федерации не предусматривает. Следствием нарушения указанных конституционных норм является нарушение обжалуемых Федеральным законом норм действующего налогового, гражданского и пенсионного законодательства.
Согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями и дополнениями, страховые взносы, взимаемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются налогом или сбором (статьи 2, 19—21 указанного Закона). Вместе с тем обязательный, безэквивалентный, безвозмездный порядок начисления и уплаты обязательных страховых взносов и выплаты пенсий свидетельствует исключительно о налоговом характере указанных взносов. Данное заключение подтверждается отнесением рассматриваемых обязательных страховых взносов к социальному налогу в проекте Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 часть 3 статья 8).
Согласно главе 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное пенсионное страхование как вид обязательного страхования не предусматривается. В соответствии со статьей 935 Кодекса обязательное страхование может быть связано лишь с причинением ареда жизни, здоровью или имуществу либо с риском своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения зреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Кроме того, данная статья содержит императивную норму, в соответствии с которой обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Обжалуемый Федеральный закон противоречит принципам и нормам пенсионного законодательства. Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями) установлен порядок выплаты гражданам гарантированных государственных пенсий за счет средств государственного бюджета. Указанный Закон не регулирует вопросов пенсионного обеспечения, основанного на
32
№ 4/97
принципах страхования, осуществляемого за счет страховых взносов работодателей и граждан. Так, в соответствии с последней частью статьи 1 Закона отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств предприятий (организаций), регулируются этими предприятиями (организациями). Кроме того, установленные статьями 16 и 18 Закона размеры пенсий зависят не от размеров уплаченных страховых взносов, а исходят из общего принципа государственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым дифференцирование условий и норм пенсионного обеспечения зависит от трудового стажа, возраста гражданина и результатов труда.
Помимо этого, данный Закон не предусматривает возможности дифференциации среди работодателей и граждан как плательщиков страховых взносов (статья 8) и не допускает дискриминации при пенсионном страховании.
Обжалуемым Федеральным законом нарушен также принцип соразмерности, то есть прямой зависимости реализации нашего конституционного права на пенсионное обеспечение в зависимости от объема и характера трудовой деятельности в качестве нотариусов, занимающихся частной практикой. Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров оплаты труда. Данный размер пенсии несоизмеримо меньше суммы страховых взносов, принудительно взыскиваемых с нас обжалуемым Федеральным законом.
Изложенная правовая позиция, по нашему мнению, соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", принятому 16 октября 1995 года.
3. Обжалуемый Федеральный закон нарушил части 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов и других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Являясь фискальным, обжалуемый Федеральный закон по существу лишает нас заработанной на законном основании частной собственности, взимая в принудительном порядке не предусмотренные Конституцией Российской Федерации платежи для государственных нужд с целью выполнения обязанности государства по обеспечению граждан государственными пенсиями. В соответствии с частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; часть 3 указанной статьи гарантирует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Доказательством неконституционности обязательно-принудительного характера страховых взносов, установленных обжалуемым Федеральным законом, является, по нашему мнению, часть 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, предусматривающая лишь поощрение добровольного социального страхования, осуществляемого как дополнение к гарантированному государственному пенсионному обеспечению.
4. Как указывалось выше, в соответствии с частью 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Кроме этого, статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав граждан независимо от имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Полагаем, что статьи 1 и 3 обжалуемого Федерального закона нарушили как указанные статьи Конституции Российской федерации, так и ряд норм действующего законодательства по следующим основаниям:
1 ) статья 1, устанавливая единый объект для исчисления суммы "страхового взноса" в отношении отдельных занимающихся предпринимательской деятельностью и иной самостоятельной, в том числе нотариальной, деятельностью граждан,
вводит дифференцированный подход в определении размера ставок взноса в зависимости от вида деятельности и рода занятий (фермеры, предприниматели,, частные охранники, нотариусы, адвокаты, частные аудиторы). Действующее налоговое законодательство при едином объекте налогообложения не предусматривает дифференциации размеров ставок налога в зависимости от вида деятельности, профессиональной принадлежности и должностного положения граждан. Таким образом, налоговое законодательство, в отличие от обжалуемого Федерального закона, соблюдает в полной мере конституционный принцип равенства граждан по несению обязанностей по уплате налога. В соответствии с этим размеры ставок при налогообложении доходов устанавливаются в зависимости от размера налогооблагаемого дохода;
2) изменение размеров страховых взносов вводится только в отношении граждан, индивидуально осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, в то время как для граждан, объединившихся для осуществления предпринимательской деятельности в рамках юридического лица, сохранился прежний размер страховых взносов;
3) данным законом мы поставлены в неравное положение с иными гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность как индивидуально, так и совместно с другими гражданами в рамках юридического лица, в связи с тем, что:
а) мы не вправе объединяться с другими нотариусами для осуществления нотариальной деятельности в рамках юридического лица, что позволило бы на законных основаниях не уплачивать либо существенно сократить размеры "страховых взносов" с полученного дохода, так как гражданин, объединившийся с другим гражданином в рамках юридического лица, обязан уплачивать страховые взносы лишь в размере 1 процента от установленных выплат и при условии, что он как участник или учредитель юридического лица будет отнесен к категории "работающего гражданина";
б) в отличие от граждан, объединившихся в рамках юридического лица, которые уплачивают страховые взносы лишь с сумм, указанных в вышеназванном пункте, мы обязаны уплачивать страховые взносы не только с полученного собственного дохода, но и с сумм, начисленных гражданам, с которыми вступаем в трудовые и гражданско-правовые отношения. Так, в соответствии с обжалуемым Федеральным законом мы, по существу, обязаны трижды уплачивать страховые взносы: 28 процентов с полученного дохода — как нотариусы; 28 процентов с сумм, начисленных нами как работодателями работающим у нас гражданам; 1 процент .от дохода — как работающий гражданин;
в) в отличие от предпринимателей и граждан, объединявшихся в рамках юридического лица, мы как нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате выполнять целый ряд обязательств, без которых не вправе осуществлять свои профессиональные обязанности. Среди них — уплата обязательных страховых взносов для страхования риска своей профессиональной ответственности И уплата обязательных членских взносов в нотариальную палату, которые не относятся налоговыми органами к затратам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы, исчисляемой для уплаты нами налогов и сборов. ^
Полагаем, что с изложенной правовой точки зрения нусоот-ветствующий Конституции Российской Федерации обжалуемый фискально-дискриминационный Федеральный закон нарушает не только наши конституционные права, но и права других граждан Российской Федерации. Социально-экономическая порочность указанного Закона заключается, по нашему мнению, не только в том, что заложенные в нем подходы в принципе не в состоянии решить существующие государственные проблемы по пенсионному обеспечению граждан, но и в том, что создается негативная нормотворческая практика, в соответствии с которой аналогичная противоречащая Конституции Российской Федерации обязанность может быть возложена на врачей, преподавателей, научных работников и других граждан, занимающихся частной практикой.
№ 4/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оформлению наследственных прав на квартиры, находящиеся в совместной собственности граждан
В связи с отсутствием в действующем законодательстве четкого механизма правового регулирования оформления наследственных прав на квартиры, находящиеся в совместной собственности граждан, в случае смерти одного из собственников, в практике нотариусов возникают затруднения при определении долей в общей собственности, переходящих в порядке наследования.
Общая долевая и общая совместная собственность, являясь подвидами общей собственности, отличаются друг от друга тем, что при общей долевой собственности доля сособствен-ника в общей собственности определена законом или договором, в то время как при общей совместной собственности доли сособственниками не определены, но могут быть определены в любое время и предполагается, что каждому сособственнику принадлежит равное право на общее имущество, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников. Одним словом, и при общей совместной собственности на квартиру сособственники тоже имеют право на определение долей, но размер их в общем имуществе заранее не определен. Они определяются лишь при прекращении отношений общей собственности или при выделе участника.
В случае смерти одного из сособственников квартиры, приватизированной в общую совместную собственность, происходит наследование "права в общей совместной собственности на квартиру", но поскольку наследник не может стать сособственником в праве общей совместной собственности в силу закона, поэтому необходимо определение доли умершего в общем имуществе.
В целях обеспечения единообразной правоприменительной практики нотариусов и Комитета муниципального жилья правительства Москвы до решения указанных вопросов в законодательном порядке, а также до формирования судебной практики нотариусам рекомендуется на основании ст.ст. 253 и 254 Гражданского кодекса Российской Федерации руководствоваться следующим.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В случае смерти сособственника квартиры, находящейся в общей совместной собственности, по заявлению наследников умершего заводится наследственное дело.
1.1. При отсутствии спора между сособственниками и наследниками умершего заключается соглашение об определении долей всех сособственников в праве общей собственности на квартиру (за исключением случаев, когда переживший со-собственник является единственным наследником).
Соглашение удостоверяется нотариусом (желательно по месту открытия наследства) по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, т.е. после полного выяснения нотариусом круга лиц, призванных к наследованию, при представлении правоустанавливающих документов на квартиру. (Такое соглашение может быть удостоверено и нотариусом, занимающимся частной практикой, при наличии справки из государственной нотариальной конторы о круге наследников, принявших наследство.)
1.2. Соглашение удостоверяется не менее чем в трех экземплярах, один из которых остается в делах нотариальной конторы (в наряде сделок), а два выдаются участникам соглашения.
Соглашения подлежат регистрации в Комитете муниципального жилья правительства Москвы (для регистрации свидетельствуется копия соглашения). В обязательном порядке на договоре передачи (или ином правоустанавливающем документе на квартиру), а также на свидетельстве о собственности на жилище нотариус делает отметку об удостоверении соглашения и оставляет копии правоустанавливающих документов в делах нотариуса.
В каждом конкретном случае нотариус должен определить количество удостоверяемых экземпляров.
Например: в квартире, принадлежащей на праве совместной собственности мужу, жене и дочери, умерла жена, у которой имеется, кроме указанных наследников (являющихся одновременно и сособственииками), еще наследник—сын.
В этом случае соглашение будет удостоверено в 4 экземплярах, один из которых остается в делах нотариуса.
Или: в квартире, принадлежащей на праве совместной собственности отцу и дочери, умер отец, у которого имеются еще наследники—трое сыновей от первого брака.
В этом случае соглашение будет удостоверено в 3 экземплярах, один из которых остается в делах нотариуса.
1.3. Если лица предполагают заключить соглашение об определении долей, ими подаются нотариусу предварительные заявления о принятии наследства без указания наследственного имущества, а после регистрации соглашения в КМЖ подаются заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, в котором уже указываются конкретные доли квартиры.
1.4. На основании нотариально удостоверенного и зарегистрированного в Комитете муниципального жилья правительства Москвы соглашения первичных правоустанавливающих документов на квартиру и других документов, подтверждающих право на наследование имущества умершего, государственный нотариус выдает наследникам свидетельство о праве на наследство. При этом вновь делает отметку на правоустанавливающих документах о выданном свидетельстве о праве на наследство. Однако непредставление сособственниками подлинных правоустанавливающих документов на этом этапе не является основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство. Предельные сроки для выдачи свидетельства законом не установлены. Наследник, принявший наследство, может получить свидетельство в любое время.
1.5. Если переживший сособственник или наследник является несовершеннолетним или недееспособным, то за них действуют их законные представители (опекуны) в соответствии с гражданским и семейным законодательством. При наличии среди сособственников квартиры несовершеннолетнего для удостоверения соглашения об определении долей в этой квартире в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ требуется разрешение органов опеки. Если несовершеннолетний участвует в сделке как наследник (а не сособственник), такого разрешения не требуется.
1.6. Государственная пошлина за удостоверение соглашения взыскивается как за удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке.
2. В случаях когда переживший сособственник является единственным наследником (или все другие наследники отказались от наследства в его пользу), действует иной порядок
34
№ 4/97
оформления наследства. Соглашение об определении долей не заключается. Свидетельство о праве на наследство выдается на основании заявления о принятии наследства с отметкой о согласии считать доли в общей собственности с умершим равными (ст.ст. 253-254 ГК РФ).
2.1. Если переживший сособственник является супругом умершего и квартира приобретена супругами во время брака за счет общих средств, 1/2 доля квартиры умершего супруга (сособственника) определяется в порядке ст. 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате путем оформления свидетельства о праве собственности, т.е. по письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с согласия пережившего супруга.
3. В связи с ожидаемым увеличением обращений наследников для оформления своих наследственных прав на долю в квартире, принадлежащей на праве общей совместной собственности с наследодателями, умершими в 1993, 1994, 1995 годах, нотариусу следует руководствоваться ст. 546 ГК РСФСР и рекомендовать наследникам представлять документы о фактическом вступлении во владение наследственным имуществом. Доказательством вступления во владение имуществом может служить, например, справка из жилищного органа о совместном проживании наследника с наследодателем, или о том, что наследником было взято имущество наследодателя, или о подтверждении любых других действий наследников по управлению и распоряжению имуществом (уплата налогов и иных платежей). Для наследников по закону и по завещанию на все имущество фактическое вступление во владение частью имущества рассматривается как принятие всего наследства.
Рассмотрим несколько вариантов:
1. Если квартира находилась в собственности трех и более сособственников, один их которых умер, и у него имеются наследники, то пережившие сособственники вправе с наследниками умершего (после подачи ими заявления в нотариальную контору о принятии наследства) составить соглашение об определении долей квартиры переживших и умершего сособственников.
Таким образом, сторонами в соглашении будут являться пережившие сособственники и принявшие в установленном порядке наследство наследники умершего (независимо, проживали они с наследодателем или отдельно).
При этом доля умершего сособственника и доли переживших сособственников признаются равными на основании ст.ст. 253-254 ГК РФ.
Для удостоверения соглашения нотариусу должны быть представлены правоустанавливающие документы на квартиру, зарегистрированные в установленном порядке.
После регистрации соглашения в Комитете муниципального жилья правительства Москвы наследники вправе получить свидетельство о праве на наследство на долю умершего в указанной квартире, определенную соглашением. В этом случае в свидетельстве о праве на наследство в составе наследственного имущества нотариус указывает, что доля квартиры, определенная соглашением, принадлежит наследодателю на основании первичного правоустанавливающего документа и соглашения об определении долей. В конце текста свидетельства делается отметка, что другая доля квартиры сохраняется по праву собственности за пережившим сособственником.
На руки наследнику выдается свидетельство о праве на наследство. Подлинный экземпляр соглашения об определении
долей, зарегистрированный в Комитете муниципального жилья правительства Москвы, остается в наследственном деле. У переживших сособственников, не являющихся наследниками, на руках остаются первичные правоустанавливающие документы с отметками об удостоверении соглашения и выданном свидетельстве о праве на наследство, а также их экземпляры соглашения об определении долей в праве общей собственности на квартиру.
Если в квартире проживает и пользуется жилым помещением член семьи сособственника (ст. 292 ГК РФ), об этом указывается в соглашении об определении долей и в свидетельстве о праве на наследство.
2. Когда переживший сособственник является единственным наследником, он подает в нотариальную контору по месту открытия наследства заявление о принятии наследства, в котором дает свое согласие о выделении 1/2 доли умершего СО-собственника квартиры, принадлежащей ему (пережившему сособственнику) и умершему сособственнику на праве общей совместной собственности и разъяснении ему ст.ст. 253—254 ГКРФ.
Если переживший сособственник является супругом умершего сособственника и его единственным наследником, дополнительно разъясняются ст. 256 ГК РФ и ст.ст. 34—38 Семейного кодекса РФ.
В свидетельстве о праве на наследство в составе наследственного имущества нотариус в этом случае указывает, что 1/2 доля квартиры принадлежит умершему на основании правоустанавливающего документа и с согласия наследников в порядке ст.ст. 253—254 ГК РФ в конце текста свидетельства делает в обязательном порядке отметку, что оставшаяся 1/2 доля квартиры сохраняется по праву собственности за пережившим СО-собственником.
3. В случае когда переживший сособственник является супругом умершего, при наличии других наследников, 1/2 доля квартиры умершего супруга может быть оформлена в порядке ст. 75 Основ законодательства о нотариате, а также путем заключения соглашения.
4. Если у умершего сособственника нет наследников ни по закону, ни по завещанию, удостоверение соглашения об-опреде-лении долей возможно только с участием компетентных органов. являющихся представителями государства (налоговые инспекции), оповещение которых является обязанностью нотариуса.
Свидетельство о праве на наследство имущества умершего выдается государству и регистрируется в Комитете муниципального жилья правительства Москвы. На государство не распространяются правила о праве наследников отказаться от наследства. '' /
5. Если квартира находилась в собственности двух и более лиц и все они умерли, соглашение об определении долей заключается между их наследниками.
5. Если квартира находилась в собственности двух и более лиц и все они являлись наследниками по отношению друг к другу, в этом случае заводится наследственное дело после последнего наследодателя^ по заявлению наследника определяются доли всех умерших сособственников.
При наличии других наследников заводятся наследственные дела после каждого наследодателя и заключатся соглашения об определении идеальных долей между наследниками каждого сособственника.
(Методические рекомендации разработаны отделом нотариата Управления юстиции г. Москвы и методическим отделом Московской городской нотариальной палаты 05.02.97.) **************************************
№ 6/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
На вопросы нотариусов отвечают специалисты Методического совета Московской областной нотариальной палаты
Если нотариус является учредителем в 000 или ЗАО, можно ли это считать коммерческой деятельностью?
Согласно ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариус вправе заниматься только нотариальной, преподавательской, научной деятельностью и никакой иной.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ граждане без образования юридического лица, а также юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью. Юридические лица образуются путем объединения как юридических, так и физических лиц для ведения предпринимательской деятельности.
На основании изложенного можно сделать вывод, что учредительство — это предпринимательская деятельность, которая осуществляется как одним лицом, так и группой лиц (юридическим лицом).
* * *
Как открыть депозитный счет нотариусу, занимающемуся частной практикой?
1. В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ст.ст. 35, 36) принятие денежных сумм и ценных бумаг в депозит на территории РФ производят государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Под понятием "депозит" понимается поступление денежных сумм или ценных бумаг от должника на временное хранение к нотариусу и подлежащих при наступлении определенных условий передаче кредитору.
Частью 1 ст. 327 ГК РФ "Исполнение обязательства внесением долга в депозит" предусмотрен перечень обстоятельств, при которых должник может внести в депозит нотариуса для последующей передачи кредитору денежные суммы или ценные бумаги. Такими обстоятельствами являются:
1) отсутствие кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;
2) недееспособности кредитора и отсутствие у него представителя;
3) отсутствие определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;
4) уклонение кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.
Согласно ст. 316 ГК РФ — место исполнения обязательства — это место, которое определено нормативным актом, договором либо соглашением сторон. Если место исполнения не определено, то исполнение должно быть произведено по денежному обязательству в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства, а если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место жительства или место нахождения и известил об этом должника, то в новом месте жительства или нахождения кредитора с отнесением за счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения. Если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения в момент возникновения обязательства.
II. Порядок учета депозитивных операций регулируется действующей Инструкцией "О порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах", утвержденной приказом Министра юстиции
СССР от 01.08.75 г. № 20 (с изменениями и дополнениями от 30.06.82 г. №10), а также пп. 142—149 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 06.01.87 году №01/1&-01).
Для открытия депозитного счета нотариусу необходимо подать заявление в отделение банка.
Так, в 1996 году Реутовской ГНК открыт депозитный счет в Уникомбанке г. Реутово Московской области. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
— справку из налогового органа о поставке на учет нотариуса;
— копию приказа о назначении на должность; — копию лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.
III. Прием, учет и хранение, а также выдача денежных сумм и ценных бумаг, принятых в депозит, осуществляются нотариусом в следующих документах:
— лицу, внесшему в депозит денежные суммы или ценные бумаги, выдается квитанция по форме № 14 (приложение № 1).
Квитанция выписывается в 2-х экземплярах, один из которых выдается на руки лицу, а другой остается у нотариуса.
О поступлении денежных сумм и ценных бумаг нотариус извещает кредитора по форме (приложение № 2). Если адрес кредитора должником не указан, то должник предупреждается что извещение кредитора о взносе денег или ценных бумаг лежит на его обязанности.
— учет депозитных операций осуществляется нотариусом в следующих книгах:
книга учета депозитных операций по форме № 8 (приложение № 3);
книга лицевых счетов депонентов по форме № 9 (приложение № 4).
После записи поступивших в депозит денежных сумм или ценных бумаг в книге учета депозитных операций эти суммы записываются в книге лицевых счетов депонентов (форма № 9).
Лицевой счет депонента открывается на имя гражданина или организации, в пользу которых внесены в депозит денежные суммы или ценные бумаги.
— выдача денежных сумм учитывается в расходной части книги учета депозитных операций (форме № 8).
В кассе нотариуса хранятся наличные деньги в су^ме, не превышающей лимита, который согласовывается с местным отделением банка.
Ценные бумаги сдаются в банк в опечатанных пакетах. На пакете указывается номинальная стоимость ценных бумаг.
Выдача из депозита денежных сумм или ценных бумаг производится по заявлению, подаваемому депонентом ("депонент" — гражданин или организация, которым причитаются денежные суммы или ценные бумаги, внесенные в депозит).
Невостребованные депозитные суммы по истечении сроков их хранения подлежат перечислению нотариусом в доход бюджета по форме № 16 (приложение № 5). Книги учета депозитных операций и квитанционные книжки должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью должностного лица соответствующего финансового органа с указанием количества содержащихся в них листов.
34
№ 6/97
Учет квитанционных книжек осуществляется в книге учета депозитных операций, в конце которой отводится место для "Ведомости учета квитанционных книжек" по форме № 20 (приложение № 6).
В этой ведомости каждая квитанционная книжка записывается отдельной строкой с указанием даты получения книжки и номеров квитанций (номер первой квитанции и номер последней квитанции).
IV. Возврат денежных сумм или ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит, допускается лишь с согласия на то лица, в пользу которого поступили денежные суммы или ценные бумаги, либо по решению суда.
Невостребованные денежные суммы хранятся на депозитном счете нотариуса в течение следующих сроков:
а) депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение 3-х лет;
б) депозитные суммы, подлежащие передаче предприятиям, учреждениям, организациям (кроме бюджетных учреждений), хранятся в течение 1 года;
течение указанных сроков исчисляется со дня направления извещения лицу, в адрес которого внесены депозитные суммы (в тех случаях, когда адрес не указан, срок хранения исчисляется со дня их принятия в депозит);
в) депозитные суммы, подлежащие передаче бюджетным учреждениям, хранятся до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены. * * *
Необходимо ли нотариусу налагать запрещение отчуждения подаренного недвижимого имущества, если в договоре дарения в соответствии с п. 4 ст. 573 ГК РФ обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого, и вправе ли нотариус удостоверять договоры последующего отчуждения указанного имущества и на каких условиях (требуется ли для этого согласие первоначального дарителя)?
По смыслу запрещения последнее ограничивает права собственника на распоряжение имуществом до погашения каких-либо возмездных обязательств между сторонами по сделке, Договор же дарения считается безвозмездным и в соответствии со ст. 209 ГК РФ (содержание права собственности), ст. 223 ГК РФ (момент возникновения права собственности у приобретателя по договору) право собственности на недвижимое имущество безо всяких ограничений переходит к Одаряемому с момента государственной регистрации Договора дарения, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
* * *
Можно ли считать право Дарителя на отмену дарения по л. 4 ст. 578 ГК РФ (смерть одаряемого) отменительным условием (т.е. условием, в соответствии сост. 157 ГК РФ, расторгающим Договор) сделки?
Нет, т.к. смерть не может быть "условием", она не может быть "предусмотрена", законодатель в п. 4 ст. 578 ГК РФ не ставит в зависимость от наступления смерти возврат подаренного имущества, он лишь оговаривает право Дарителя на отмену дарения, а механизм отношений сторон известен — Даритель обращается в суд, ссылаясь на п, 4 ст. 578 ГК РФ, с отменой договора, наследники одаряемого оспаривают свои права на наследуемое имущество и т.д.
Нотариус также вправе удостоверять договоры последующего отчуждения указанного имущества в соответствии с содержанием права собственности (ст. 209 ГК РФ), не требуя согласия первоначального Дарителя, с учетом прав несобственников, охраняющихся законом
(ст. 292 ГК РФ (члены семьи собственника жилого помещения), ст. 305 ГК РФ (права владельца, не являющегося собственником). * * *
Квартира приватизирована на одного из супругов, который оставил завещание на имя постороннего лица. В указанной квартире проживает другой супруг, который имеет право на обязательную долю в наследстве. На вызовы нотариуса »тот супруг не является.
Оставить обязательную долю открытой или выдавать свидетельство о праве на наследство по завещанию на всю квартиру?
Нотариус должен принять все необходимые меры к извещению обязательного наследника (направить извещение заказным письмом с заказным уведомлением). В связи с тем, что получение свидетельства о праве на наследство на обязательную долю является добровольным делом, то неявка его к нотариусу позволяет выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию на всю квартиру. * « *
Можно ли применять к договору пожизненного содержания с иждивением, если имущество передано под выплату ренты бесплатно, положения п. 4 ст. 578 ГК РФ о том, что даритель вправе отменить дарение в случав, если он переживет одаряемого, и если это возможно, каков механизм реализации и как применить это на практике.
Бесплатная передача имущества под выплату ренты не подразумевает дарение, ведь договор ренты порождает у плательщика ренты обязательства перед получателем ренты. В случае смерти плательщика его обязательства должны по принципу правопреемства перейти к его наследникам, а если таковых не имеется, получатель ренты в судебном порядке должен возвратить свое имущество. Поэтому получатель ренты не может отменить дарение, но может опять же в судебном порядке требовать расторжения договора ренты. А п. 2 ст. 585 ГК РФ применяет правила договора дарения в отношениях между сторонами лишь по передаче и оплате предмета договора, но не отмены самого договора.
* * *
Вправе ли орган сельской исполнительной власти своим решением (или его руководитель своим распоряжением) возложить совершение нотариальных действий на специалиста сельской администрации. Является ли специалист сельской администрации должностным лицом?
Вправе, если руководитель своим распоряжением возложил обязанности на специалиста по выполнению нотариальных действий в установленном порядке (постановление Пленума ВС СССР от 30.03.1990. № 4).
* * *
В сельской местности у граждан в основном нет правоустанавливающих документов на жилые дома. На основании уаких документов производить правовую регистрацию указанных домов?
Регистрация права собственности граждан на жилые дома в сельской местности проводится в похозяйствен-ных книгах и подворных списках. Сельская администрация вправе выдать гражданину справк/об имеющейся регистрации права собственности на жилой дом..Такая справка является правоустанавливающим документом. (постановление Совета Министров СССР от 5.06.1985. № 136).
***********************************
№ 7/97
31
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Московская область: новые правила регистрации сделок с недвижимостью
© в. ОГОРОДНИКОВ, председатель Московской областной регистрационной палаты, генерал-лейтенант милиции, . заслуженный работник МВД
Гражданский кодекс РФ, в частности ст. 131, обязывает участников гражданского оборота регистрировать все права на недвижимость и совершенные с нею сделки. Регистрации в едином государственном реестре подлежат: право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты и иные права, предусмотренные законом. Таким образом, все действия с недвижимостью, кому бы owi ни принадлежала, должны проходить государственную регистрацию учреждениями юстиции,
Закон связывает с актом государственной регистрации момент возникновения права на имущество. И пока это право собственником не зарегистрировано, имущество считается принадлежащим прежнему владельцу, а сделки, не прошедшие государственную регистрацию, — ничтожными. Речь идет о зданиях, сооружениях, хозяйственных постройках, квартирах, дачах и подобных объектах.
Проект федерального закона о государственной регистрации находится на рассмотрении в Государственной Думе. Законодательная и исполнительная власти Московской области не стали дожидаться его принятия и, действуя в пределах своей компетенции, урегулировали вопросы регистрации на уровне субъектов Федерации. Был разработан закон "О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области"(принят решением Московской областной Думы от 17.01,96 г. № 4/78; подписан главой администрации Московской области А.С. Тяжловым 1.02.96 г.).
Этим законом установлено, что для целей государственной регистрации должен быть создан специализированный орган юстиции — Московская областная регистрационная палата с ее территориальными агентствами. Затем глава администрации Московской области А.С. Тяжлов своим постановлением от 25.03.96 г. № 99-11 Г утвердил соответствующее Положение о регистрационной палате.
Статья 51 Гражданского кодекса РФ предусматривает государственную регистрацию при образовании юридического лица. Оно считается созданным с момента регистрации. Эти вопросы также включены в компетенцию палаты.
Для того чтобы проводить свою деятельность во взаимодействии с нотариусами, регистрационная палата совместно с Московской областной нотариальной палатой разработали временные правила определения полномочий, распределили функции при удостоверении и регистрации сделок с недвижимостью. Это соглашение оформлено в виде информационного письма, оно определяет порядок и устанавливает требования к документам, которые принимаются нотариусами и Регистрационной палатой. К этому документу нужно относиться именно как к акту, снимающему первоочередные проблемы. Всех вопросов он не решает и, безусловно, будет дорабатываться,
Регистрационная палата устроена следующим образом: небольшой центральный аппарат, состоящий из управления недвижимости, правового управления, отдела регистрации юридических лиц, и других, которые осуществляют организационную и методическую работу (сюда входит также ведение областных реестров); филиалы и представительства, работающие на местах во всех районах и городах Московской области. Филиалы отличаются от представительств тем, что имеют право самостоятельной хозяйственной деятельности. Создаются филиалы, как правило, в густонаселенных районах и городах (свыше 150 тыс. человек) и имеют большую штатную численность, нежели предста-
вительства. Такое "вынесение" подразделений палаты на периферию имеет целью максимальное удобство для клиентов и в целом населения.
Регистрационные сборы невелики — от половины до двух минимальных размеров оплаты труда за каждый объект регистрации. 70% средств от регистрационных сборов направляется в областной бюджет, остальное — в местные бюджеты.
Прием документов на регистрацию ведется и в центральном аппарате (г. Москва, ул. Коккинаки, д. 5). Обычно это происходит, когда недвижимость, права на которую хотят зарегистрировать, расположена на территории нескольких районов Московской области, а также в том случае, если оценка недвижимого имущества, подлежащего регистрации, составляет свыше 1 млрд. рублей.
Помимо собственно регистрационной деятельности палата имеет право оказывать различные услуги населению — подготовка учредительных документов, договоров купли-продажи, аренды, дарения, мены, доверительного управления, простого товарищества, договоров об инвестировании строительства и др. Причем документы, подготовленные специалистами регистрационной палаты, вне всякого сомнения, будут юридически выверенными. Кроме того, в палате всегда можно проконсультироваться по всем вопросам, касающимся регистрации субъектов предпринимательской деятельности, прав собственности и сделок с ней, изготовить и заверить копии документов без нотариуса, получить справки, подтверждающие права на объекты недвижимости, выписки из реестра. И что немаловажно: если вы спешите и вам надо зарегистрировать фирму или сделку быстрее, чем за месяц (срок, определенный законом), вы можете ускорить дело, заплатив по тарифу за срочность.
Необходимо также отметить, что регистрационная палата не только закрепляет законность приобретения недвижимого имущества, но и выступает на стороне собственника в суде, подтверждая его права на имущество.
Сегодня в полную силу уже заработали представительства во многих районах (Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Можайский, Истринский, Павлово-Посадский, Наро-Фоминский). Здесь отлажена система работы с населением, четко определен порядок прохождения документов через нотариат и БТИ.
Навести порядок в учете старых и новых предпринимательских структур и частных собственников, в переходе собственности от одних хозяев к другим, создать базу для налогообложения — таковы основные задачи Московской областной регистрационной палаты.
Утверждено управлением юстиции администрации Московской области 15.04.97г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
"Порядок взаимодействия Московской областной регистрационной палаты и Московской областной нотариальной палаты по вопросу удостоверения и государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество на территории Московской области"
В соответствии с законом Московской области "О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и
32
№ 7/97
связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области", подписанным главой администрации Московской области А.С, Тяжловым 1.02.96 г., опубликованным в газете "Подмосковные известия" 29.02.96 г., и законом Московской области "О регистрационных сборах, взимаемых при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подписанным главой администрации Московской области А.С. Тяжловым 9.02.96 г., опубликованным в газете "Подмосковные известия" 22.02.96 г., в целях создания единого порядка государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним на территории Московской области создана Московская областная регистрационная палата с ее территориальными представительствами и филиалами на местах, которая осуществляет следующие функции в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
1. Регистрирует права (право собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения) на недвижимое имущество с выдачей свидетельства установленного образца:
1. На основании актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, нотариальных свидетельств, судебных решений и иных правовых актов.
2. На основании исполнения договоров (сделок) с недвижимым имуществом.
II. Регистрирует нотариально удостоверенные сделки с недвижимым имуществом путем совершения регистрационной надписи на документе, независимо от их исполнения сторонами на момент регистрации.
lit. Регистрирует ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
IV. Осуществляет хранение документов о правах на недвижимое имущество.
V. Осуществляет взимание регистрационных сборов.
VI. Выдает справки о правах пользования объектами недвижимости.
VII. Осуществляет ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области.
Центральный аппарат Московской областной регистрационной палаты находится по адресу: г. Москва, ул. Кокки-наки, д. 5, 6-й этаж, тел. 155-89-93.
На основании вышеизложенного при сохранении порядка нотариального удостоверения сделок и выдачи нотариальных свидетельств предлагается следующая процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области:
1. В тех районах и городах Московской области, где созданы филиалы и представительства Московской областной регистрационной палаты, нотариус при удостоверении сделки с недвижимым имуществом, отнесенным как к жилому, так и к нежилому фонду, указывает в тексте сделки об обязательной ее государственной регистрации.
До удостоверения сделки правообладатель обязан зарегистрировать свое право на недвижимое имущество, отнесенное к нежилому фонду, в соответствующем филиале или представительстве Московской областной регистрационной палаты.
2. В тех районах и городах Московской области, где представительства и филиалы Московской областной регистрационной палаты не созданы, при удостоверении сделки с недвижимым имуществом, отнесенным к нежилому фонду, нотариус указывает в тексте сделки об обязательной ее государственной регистрации.
Такая регистрация осуществляется в настоящее время центральным аппаратом Московской областной регистрационной палаты по вышеуказанному адресу.
До удостоверения сделки правообладатель обязан зарегистрировать свои права на недвижимое имущество, отнесенное к нежилому фонду, в центральном аппарате Московской областной регистрационной палаты.
При удостоверении сделок с недвижимым имуществом по жилому фонду сохраняется прежний порядок удостоверения и их регистрации.
3. При вторичной сделке в отношении того же имущества нотариус требует как правоустанавливающий документ, так и свидетельство о государственной регистрации.
4, Заявитель (правообладатель) представляет в филиал или представительство Московской областной регистрационной палаты следующие документы: заявление;
правоустанавливающий документ (договор, свидетельство и т.п.), подтверждающий возникновение, изменение, ограничения (обременения) или прекращение соответствующего права на недвижимость и его копию;
документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами по передаче недвижимости;
документы, определяющие объекты недвижимости, являющиеся предметом сделки;
платежные документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора;
физическое лицо представляет документ, удостоверяющий личность, представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
5. Государственная регистрация проводится не позже чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации,
Руководителям филиалов и представительств на местах рекомендовано при регистрации нотариально удостоверенных сделок осуществлять регистрацию не позже 7 дней.
6. После проведения государственной регистрации регистратор филиала или представительства Московской областной регистрационной палаты направляет в БТИ выписку из реестра о зарегистрированной сделке или праве.
7. В тех районах и городах Московской области, где созданы филиалы и представительства, при выдаче свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество нотариус указывает в тексте, что документ подлежит обязательной государственной регистрации.
В случаях, когда наследодатель не зарегистрировал свое право собственности на недвижимое имущество при жизни, наследники должны зарегистрировать правоустанавливающий документ и объект недвижимости в филиале или представительстве регистрационной палаты. Для этого необходимы следующие документы:
1.1. правоустанавливающий документ, не прошедший регистрацию (сделки, свидетельства, справки ЖСК, ГСК, ДСК, садоводческих кооперативов, сельских администраций);
Примечание: в справках ЖСК, ГСК, ДСК, садоводческих кооперативов, сельских администраций обязательно должна быть ссылка, на основании какого документа она сделана (похозяйственная книга, протоколы общих собраний и т.д.);
1.2. документ, определяющий объект недвижимости (техпаспорт или выкипировка из поэтажного плана, справка БТИ, план земельного участка); 1.3. свидетельство о смерти; ,-
1.4. платежные документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора;
1.5. документ, удостоверяющий личность заявителя. На документе проставляется штамп о государственной регистрации. Свидетельство о регистрации прав на недвижимость не выдается.
На основании данного документа выдается свидетельство о праве на наследство.
8. В тех районах и городах Московской области, где филиалы и представительства Московской областной регистрационной палаты не созданы, сохраняется прежний порядок оформления документов. ••' Председатель Московской Президеит Московской областной регистрационной областной нотариальной палаты палаты В. ОГОРОДНИКОВ В. ЧЕЛЫШЕВ
№ 7/97
33
Нотариус Светлана Киселева: Права ли налоговая инспекция?
Уважаемая редакция, мы, нотариусы Республики Башкортостан, обращаемся к вам за помощью.
Государственная налоговая инспекция нашей республики разработала новые формы сведений, которые предлагаются нотариусам к заполнению.
Например, мы должны давать полные сведения о на-следодателях — наследниках, дарителях — одаряемых, продавцах — покупателях и др. Заполняем "сведения о нотариальных действиях, необходимые для исчисления налогов физическим лицам", а также "сопроводительный реестр" к этим сведениям. На их составление времени уходит больше, чем на непосредственно оформление нотариального документа. Однако эта работа не оплачивается.
Кроме того, в сведениях, которые мы сообщаем, много информации, не имеющей к нам никакого отношения: почтовые индексы, коды.
Самое интересное, что мы кодируем это все, а работник налоговой инспекции забирает данные домой и долго расшифровывает, поскольку из кодов "03" или "01" суть сделки не проясняется.
Возникает вопрос, кому же это нужно, если ущерба больше, чем пользы, и не лучше ли представлять копии, как это делали прежде. (Кстати, и сейчас мы высылаем копии договоров мены, так как их почему-то нет в форме.) Создается впечатление, что эти самые сведения составлял человек, весьма смутно представляющий нашу работу.
Может быть, в ГНИ есть специальный человек, который мог бы сам заниматься сбором подобной информации, а то наши бумаги проходят через десять рук и от нотариальной тайны совершенно ничего не остается. Что можно предпринять в данной ситуации и как это должно быть?
Эксперт "Российской юстиции": Налоговая инспекция права частично
Федеральной нотариальной палатой рассмотрено обращение частнопрактикующего нотариуса Киселевой С.П. по поводу обоснованности требований налоговых инспекций Республики Башкортостан о представлении нотариусами сведений о совершенных ими нотариальных действиях.
Согласно Основам законодательства Российской федерации о нотариате (статья 16), Закону Российской Федерации "О налоге на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения" (пункт 3 статьи 5) в
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
случаях удостоверения договоров дарения или выдачи свидетельства о праве на наследство нотариусы обязаны представлять в налоговый орган только справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, необходимую для исчисления налога на это имущество. Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30 мая 1995 г. № 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (пункт 5) также предусмотрено представление нотариусами в указанных случаях лишь названной справки.
Вместе с тем представляется, что при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать общие принципы налогообложения и, в частности, обязанность каждого платить установленные налоги, а также право налоговых органов получать необходимые документы, справки и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов (см. Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
В связи с вышеизложенным полагаем, что налоговые органы в целях установления налогоплательщика и для правильного исчисления размера налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, вправе кроме стоимости такого имущества запрашивать сведения, касающиеся фамилии, имени, отчества, адреса местожительства налогоплательщика и факта его родственных отношений с дарителем или наследодателем.
Что касается иных сведений по данным видам нотариальных действий или каких-либо сведений по другим нотариальным действиям, то законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность нотариуса представлять их налоговым органам. Более того, на нотариуса возложена ответственность за разглашение сведений о совершенном нотариальном действии. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (статья 11 ) и Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (пункт 4 Перечня) персональные данные и сведения, связанные с нотариальной деятельностью, отнесены к категории конфиденциальной информации.
Н. СУЧКОВА. начальник законодательного отдела Федеральной нотариальной палаты
На вопросы нотариусов отвечают специалисты Методического совета Московской областной нотариальной-палаты

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>