<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Возможно ли удостоверить договор мены квартиры, принадтжвщвй физическому лицу, ня квартиру, находящуюся я стадии строительства, инвестором которой является юридическое лицо?
Такой договор мены удостоверить нельзя. В данном случае можно оформить предварительный договор с обоюдными обязательствами.
В нотариальную контору г. Королева Московской области поступило письмо от управления социальной защиты администрации г. Королева Московской области, в котором со ссылкой на п. 11 ст. 24 Федерального закона о социальном обслуживании граждан пожилого
34
№ 7/97
возраста от 2 июня 1995 г. № 122-ФЗ указывалось на необходимость получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на совершение сделки.
В соответствии с п. 11 ст. 24 указанного Закона сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требованиям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи;
2) получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделок.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество на основании договоров, заключаемых в соответствии с российским зако нодател ьством.
Некоторые управления социальной защиты при администрациях городов Московской области считают, что в соответствии с указанным положением Закона все сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при условии получения согласия в письменной форме в местных органах управления социальным обслуживанием населения на оформление сделки.
В связи с изложенным возникают следующие вопросы, требующие разъяснений:
1) существуют ли в российском законодательстве критерии отнесения людей к людям пожилого возраста?
2) что представляет собой оплата социальных услуг: сделки с органами социальной защиты населения о купле-продаже недвижимости, с органами социальной защиты населения или их хозрасчетными подразделениями в целях оплаты различных социальных услуг, предоставляемых этими органами, или любые сделки с недвижимостью, при которых продавец недвижимости, получивший деньги за счет сделки, сам обеспечивает собственные социальные услуги?
3) касается ли указанное требование всех договоров отчуждения квартир (домов) с участием в качестве продавцов, дарителей людей пожилого возраста и инвалидов или речь идет о договорах пожизненной ренты ?
4) является ли неполучение указанного согласия местных органов управления социального обслуживания населения на оформление купли-продажи квартиры, где в качестве продавца выступил пожилой человек, основанием для расторжения договора в судебном порядке?
В российском законодательстве четко не определены критерии людей пожилого возраста. Вместе с тем в Законе РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340—1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (с изменениями от 19 апре-
ля 1991 г., 27 декабря 1991 г., 6 февраля, 3 апреля, 25 декабря 1992 г., 15 января 1993 г., 6 марта 1993 г., 30 марта 1993 г., 8 июня 1993 г., 5 мая, 10 июня, 4 августа
1994 г., 27 января, 7 мая, 22 августа, 9, 17, 27 декабря
1995 г.) в разделе II статьи 10 определены общие основания, определяющие право на пенсию по старости. Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Таким образом, косвенно предполагается, что лица пожилого возраста — мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины, достигшие 55 лет.
Согласно п. 11 ст. 24 Федерального закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста от 2 июня 1995 г. № 122-ФЗ при оформлении сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг необходимо получение согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделок.
Вместе с тем в Законе определено и целевое назначение указанных сделок, которыми являются лишь сделки по отчуждению недвижимости, заключаемые с органами социальной защиты населения или их хозрасчетными подразделениями в целях оплаты различных социальных услуг, предоставляемых этими органами. Это же относится и к договорам пожизненной ренты, заключаемым лицами пожилого возраста и инвалидами с органами социального обеспечения.
В связи с изложенным считаем, что получение согласия в письменной форме от местных органов управления социальным обслуживанием населения распространяется не на все сделки по отчуждению недвижимости пожилыми людьми, а лишь на такого рода сделки.
Неполучение согласия местных органов Управления социального обслуживания населения на оформление купли-продажи квартиры, где в качестве продавца выступил пожилой человек, может служить основанием для расторжения договора в судебном порядке лишь в случае заключения договора с органами социальной защиты населения с целью оплаты различных социальных услуг, предоставляемых этими органами.
Примечание: Данный ответ направлен для согласования в Министерство социальной защиты населения Российской федерации.
Как правильно оформлять наследство на недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации, если наследодатель постоянно проживает вне территории Российской Федерации?
1. Заводится наследотвенное дело к имуществу, находящемуся на территории России.
2. Направляется запрос по месту жительства насле-додателя с целью определения круга наследников.
3. Свидетельство о праве на наследство выдается после предъявления наследниками свидетельства о праве на наследство для действий за границей, выданного нотариусом по месту жительства наследодателя и уплаты налогов наследниками.
**************************************

№ 8/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
На вопросы нотариусов отвечают специалисты Московской городской нотариальной палаты.
Прошу вас разъяснить содержание ст. 52 Основ законодательства РФ о нотариате в части выдачи дубликатов нотариально удостоверенных документов. Является ли правомерной выдача нотариусом по письменным заявлениям законных представителей юридических лиц дубликата исполнительной надписи, учиненной нотариусом, в связи с утратой исполнительной надписи?
Статьей 52 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, нотариусами выдаются дубликаты утраченных документов. К документам, в обязательном порядке хранящимся в делах нотариальной конторы, в соответствии со ст. 50 Основ относятся завещания, договоры о залоге имущества, возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества.
По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус принимает на хранение один экземпляр документов, в которых излагается содержание иных сделок. В силу изложенного, исполнительная надпись не относится к документам, подлежащим хранению в нотариальной конторе.
Кроме того, следует учитывать, что исполнительные надписи совершаются в порядке, определенном гл. XVI Основ и п. 155 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, Перечнем документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. №171. В соответствии с указанными нормативными актами нотариус совершает исполнительную надпись на подлинниках документов, устанавливающих задолженность. Отдельно от документов, устанавливающих задолженность, исполнительная надпись не совершается. Подлинники документов вместе с совершенной исполнительной надписью передаются взыска-телю и поэтому не могут оставаться в делах нотариальной конторы.
В связи с возникшей необходимостью прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам:
1) вправе ли нотариус, занимающийся частной практикой, взимать плату с юридических и физических лиц за совершение нотариальных действий наличными средствами?
2) вправе ли нотариус рассчитываться за услуги, работы и пр. с юридическими и физическими лицами наличными средствами?
3) имеются ли какие-либо ограничения для нотариусов при расчетах наличными средствами?
4) вправе ли нотариус либо обязан открыть расчетный и иные счета албанке?
5) обязан ли нотариус состоять на учете в Мосгорстате и иметь коды ИНН, ОКПО, АХО и пр. ?
Пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1996 г. № 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" предусмотрено, что уплата государственной пошлины (тарифа) за совершение нотариальных действий производится наличными деньгами по квитанции установленной формы.
При расчете за работы, услуги, оказываемые нотариусам юридическими либо физическими лицами, форма расчетов определяется сторонами соответствующего договора. При этом следует учитывать, что поскольку нотариус не является юридическим лицом и предпринимателем, на него не распространяются ограничения по сумме расчетов наличными деньгами, установленные действующим законодательством для юридических лиц. По указанной причине нотариусам не присваиваются статистические коды, установленные для юридических лиц. В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открывать в любом банке расчетный и иные счета. Следовательно, открытие счета является правом, а не обязанностью нотариуса.
Мы, группа нотариусов города Москвы, осуществляем нотариальную практику по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 9, стр. 7, в помещении, расположенном рядом с 19-й Московской государственной нотариальной конторой.
За прошедший 1996 год нами было засвидетельствовано в общей сумме 83 205 копий документов, что составляет около 70 процентов от общего количества нотариальных действий, совершенных каждым нотариусом (статистические отчеты за 1996 год были нами представлены в нотариальную палату).
Поток граждан с обращениями засвидетельствовать верность копий постоянно увеличивается в связи еще и с тем, что государственные нотариусы отказываются совершать данный вид нотариальных действий.
Оформление копий является одним из самых трудоемких действий, требующих большого количества времени.
В связи с тем, что нотариальное свидетельствование копий документов не является обязательным, и в соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, мы решили установить тариф самостоятельно в размере 3000 руб. за 1 страницу копии. При этом в каждом конкретном случае в зависимости от количества копий, срока их исполнения и вида подлинного документа мы взимаем тариф от 1000 руб. до 3000 руб. за 1 страницу, предварительно уведомляя об этом клиента и оставляя за ним право отказаться от наших услуг. Информация об этом также имеется на стенде, доступном каждому посетителю, при входе в нашу контору. Считаем наши действия законными.
Просим правление Палаты выразить письменно свое мнение и аргументы по нему.
34
№ 8/97
Рассмотрев ваше письмо по вопросу тарифа за сви-детельствование верности копий документов, правление Палаты еще раз обращает внимание всех нотариусов на недопустимость произвольного установления тарифов, что приводит в ряде случаев к жалобам клиентов, нареканиям со стороны налоговых органов и в целом — к дискредитации частного нотариата.
Позиция правления по данному вопросу такова: при совершении нотариальных действий, если по обстоятельствам дела требуется выполнение технической работы по изготовлению документов, нотариус взимает плату, размер которой определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, об-
ратившимися к нотариусу, и нотариусом. Размер платы должен соответствовать фактическим расходам по изготовлению документов и не может превышать размера тарифа, взимаемого за совершение соответствующего нотариального действия. При этом под технической работой по изготовлению документов понимается изготовление копий документов на пишущей машинке, компьютере, ксероксе и другими способами, заполнение бланков документов, заявлений, доверенностей, завещаний и выполнение других работ подобного рода.
Правление считает, что именно этими положениями и следует руководствоваться в нотариальной практике.
Московская городская нотариальная палата, рассмотрев запросы нотариусов г. Москвы по поводу уплаты взносов в фонд обязательного медицинского страхования, сообщает следующее.
В настоящее время сформировались две категории частнопрактикующих нотариусов: нотариусы, работающие без привлечения наемных работников, и нотариусы, использующие труд наемных работников (секретарей, помощников и т.п.). Некоторые территориальные фонды обязательного медицинского страхования требуют от всех частнопрактикующих нотариусов уплаты взносов со всех сумм, получаемых ими от нотариальной деятельности, независимо от их принадлежности к указанным категориям.
В соответствии с действующим законодательством об обязательном медицинском страховании (Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положение "О порядке уплаты взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования") плательщиками страховых взносов являются предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности. Уплата страховых взносов производится плательщиками в установленных размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование, т.е. производится работодателями.
Нотариусы, не использующие труд наемных работников, не подпадают под признаки плательщиков по Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", так как не относятся к категории "предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов". Их деятельность в соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли и, кроме того, нотариусы, не имеющие наемных работников, не начисляют фонд оплаты труда, с которого производятся отчисления на государственное социальное страхование.
Требования территориальных фондов медицинского страхования основаны на п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 1 октября 1993 г. № 1018, которым все нотариусы отнесены к категории плательщиков взносов наряду с гражданами, использующими труд наемных работников.
Однако такая позиция противоречит ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой обязанность уплачивать налоги возлагается на плательщиков законодательными актами, а не правовыми актами Правительства РФ, а также Закону РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", которым нотариусы не отнесены к плательщикам взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, нотариусы, не имеющие наемных работников и соответственно не начисляющие им фонд оплаты, с которого производятся отчисления в фонд государственного социального страхования, не должны уплачивать в силу закона взносы в фонды обязательного медицинского страхования.
Нотариусы, использующие труд наемных работников и таким образом выступающие как работодатели, должны платить страховые взносы на обязательное медицинское страхование, но только с суммы начисленной оплаты труда по всем основаниям лиц, работающих у них по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, а не со всех поступающих к ним сумм денежных средств от нотариальной деятельности, поскольку денежные средства, остающиеся в распоряжении нотариуса, не являются его заработной платой и из них не должны производиться отчисления на государственное социальное страхование.
При этом следует иметь в виду и то, что Основами законодательства РФ о нотариате нотариус несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, обратившимися к нему за совершением нотариальных действий, а также обеспечивает финансирование своей нотариальной деятельности, осуществляемой от имени государства, на что и предназначены остающиеся у него средства.
Такая позиция подтверждается и судебной практикой ряда регионов России, в частности решением Волжского городского суда Волгоградской области по жалобе частнопрактикующих нотариусов (дело № 2—5301/96), который признал требование территориального фонда обязательного медицинского страхования об уплате нотариусами взносов в указанный фонд незаконным.
*************************************

№ 9/97
33
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССИИ
Материалы рубрики представлены Московской городской нотариальной палатой
В связи с многочисленными запросами граждан и нотариусов Московская городская нотариальная палата просит сообщить, пользуются ли льготами по уплате государственной пошлины следующие категории граждан:
лица, работавшие во время Великой Отечественной войны в воинских частях по найму, а также служащие тыловых учреждений;
лица, имеющие знак "Житель блокадного Ленинграда" и награжденные медалью "За оборону Ленинграда";
лица, имеющие удостоверения узников немецких концлагерей;
лица, находившиеся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.
По мнению Палаты, основания для освобождения указанных категорий лиц от уплаты государственной пошлины отсутствуют, поскольку льготы могут применяться только в отношении лиц и по основаниям, прямо указанным в Законе РФ "О государственной пошлине" и инструкции Госналогслужбы РФ по применению Закона.
Государственная налоговая инспекция по г. Москве на Ваш запрос сообщает следующее.
Статья 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" и п. 53 раздела VII инструкции Госналогслужбы России № 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" содержат исчерпывающий перечень льгот по государственной пошлине для граждан, совершающих нотариальные действия.
Данный перечень не предусматривает льгот по государственной пошлине для перечисленной в Вашем письме категории граждан.
В связи с многочисленными запросами нотариусов Московская городская нотариальная палата просит разъяснить, включаются ли в состав затрат нотариусов суммы, уплаченные ими на приобретение сотовых телефонов, пейджеров, а также оплата переговоров по ним.
Государственная налоговая инспекция по г. Москве рассмотрела письмо Московской городской нотариальной палаты и сообщает следующее.
Налогообложение нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляется в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. № 1998—1 "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом внесенных изменений и дополнений. При исчислении подоходного налога облагаемым доходом считается разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и суммой документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода.
Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661 и от 20 ноября 1995 г. № 1133. В состав затрат включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы.
Телефонные аппараты (в том числе сотовой и спутниковой радиосвязи) в зависимости от стоимости их приобретения принимаются на учет как объекты основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов с последующим погашением стоимости путем начисления износа в общеустановленном порядке.
Оплата услуг связи (в том числе абонементная плата, плата за предоставление междугородных и международных переговоров, связанных с основной производственной деятельностью) включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Одновременно сообщаем, что затраты по оплате телефонных переговоров по номеру, зарегистрированному в квартире нотариуса, не являющейсяяофисом, в расходы не принимаются.
Просим Госкомвуз России разъяснить, вправе ли лицо, имеющее диплом об окончании Центра правовой переподготовки при Гуманитарной академии Вооруженных Сил, претендовать на занятие должности нотариуса?
В ответ на Ваш запрос Отдел нострификации Госкомвуза России информирует.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" о получении высшего образования свидетельствуют дипломы, выданные аккредитованными образовательными учреждениями. Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. быыо установлено, что аккредитация распространяется на учреждения высшего образования, открывшие подготовку по специальности "Юриспруденция" в установленном порядке.
Проверка, проведенная соответствующими подразделениями Госкомвуза России и Минобороны России, показала, что Центр правовой переподготовки при Гу-мани1 арной академии Вооруженных Сил был открыт без получения лицензии на образовательную деятельность. В связи с этим названный Центр лишен права выдавать дипломы государственного образца.
Московская городская нотариальная палата неоднократно обращала внимание нотариусов на необходимость строгого соблюдения Таможенного кодекса РФ и недопустимость удостоверения доверенностей на право пользования и распоряжения транспортными средствами, в отношении которых таможенными органами наложены ограничения по передаче другим лицам.
Тем не менее в Палату продолжают поступать от органов государственной автомобильной инспекции, таможенных органов и управления юстиции Москвы сообщения о фактах незаконного удостоверения нотариусами г. Москвы без разрешения таможенных органов доверенностей на право пользования и распоряжения транспортными средствами, которые в соответствии с таможенным законодательством условно выпущены с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей (ст.ст. 28 и 29 Таможенного кодекса РФ).
В связи с изложенным Палата считает необходимым сообщить следующее.
Согласно ст. 131 Таможенного кодекса РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, по которым не завершено таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета РФ.
34
№ 9/97
Проведение операций (сделок) с такими товарами и транспортными средствами квалифицируется Таможенным кодексом РФ как один из видов нарушений таможенных правил и предусматривает ответственность как лиц, перемещающих товары, так и лиц, их приобретающих (ст.ст. 259, 267, 273 Таможенного кодекса РФ).
Таким образом, нотариус, удостоверяющий доверенности на право пользования и распоряжения такими транспортными средствами, допускает грубое нарушение законодательства РФ и дает основания для применения к нему мер воздействия, предусмотренных статьей 12 Основ законодательства РФ о нотариате, вплоть до лишения полномочий нотариуса.
В соответствии с "Порядком выдачи, учета, контроля и сохранности бланков нотариальных доверенностей на право пользования и распоряжения автотранспортными средствами" и письмом ГУВД г. Москвы от 26.04.96 г. № 45/13—928 в целях исключения краж и хищений бланков доверенностей нотариусы обязаны принимать меры по технической укрепленности нотариальных контор, в том числе по оснащению их средствами охранной сигнализации. При выявлении нарушений действующего порядка ГАИ (до устранения нарушений) имеет право приостановить выдачу бланков доверенностей.
Кроме того, в помещении нотариальной конторы находится архив (завещания, договоры, доверенности и т.д.), обеспеччние сохранности которого входит в обязанности нотариуса.
На основании изложенного мной в апреле 1996 года в арендуемом помещении установлена охранная сигнализация.
При декларировании доходов за 1996 год стоимость этих работ была мной включена в состав расходов согласно инструктивному письму Государственной налоговой службы РФ от 21.10.93 г. № 03—3-10 "О порядке включения в состав расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, различчых затрат", в котором, в частности, указано: "Все виды ремонта основных фондов, используемых в процессе осуществления частной практики, включая затраты по оборудованию отдельного помещения (установка железных дверей, решеток на окна), используемого для занятия названной деятельностью, включаются в состав расходов нотариуса".
Однако налоговая инспекция отказывается включить стоимость установки охранной сигнализации в состав расходов, мотивируя тем, что помещение я арендую, а не являюсь собственником. Права ли налоговая инспекция?
Рассмотрев Ваш запрос, Московская городская нотариальная палата считает следующее.
Инструктивным письмом Госналогслужбы от 21.10.93 г. № 03—3-10 предусмотрено включение в состав расходов нотариуса сумм, затраченных им на все виды ремонта основных средств. Из Вашего письма видно, что Вы занимаете помещение на условияя договора аренды, а основные средства (арендуемое помещение) находятся на балансе арендодателя, в связи с чем налоговая инспекция не сочла возможным включить затраты на установку сигнализации в состав Ваших расходов.
В данной ситуации следует учитывать условия заключенного Вами договора аренды в части расчетов с арендодателем, связанных с производством ремонта основных средств. По нашему мнению, Вы вправе потребовать от арендодателя либо возмещения понесенных расходов, либо соразмерного уменьшения арендной платы (в зависимости от условий заключенного договора аренды). При этом представляется целесообразным применить статью 623 ГК РФ, поскольку налицо улуччение за Ваш счет арендованного имущества.
Обращаемся с убедительной просьбой дать разъяснение по следующему вопросу:
каким образом осуществляется расторжение договора купли-продажи с условием пожизненного содержания с иждивением в том случае, если на момент расторжения один из бывших собственников жилого помещения умер, и возможно ли такое расторжение во внесудебном порядке?
Договор заключался с одинокими пожилыми гражданами, имевшими в общей совместной собственности жилое помещение. Моссоцгарантия и клиент согласны на расторжение сделки. Просим также уточнить, будет ли влиять на процесс расторжения договора, если, например, собственность была долевая?
Московская городская нотариальная палата сообщает.
Очевидно, под бывшими собственниками Вы имеете в виду лиц, которые продавали жилые помещения, занимаемые ими по праву собственности, по договорам, в которых Ваша организация выступала в качестве покупателя либо плательщика ренты.
Исходя из этого представляется, что упомяяутые Вами договоры следует разделить на две категории: договоры купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания продавца, заключенные до вступления в силу части второй ГК РФ, и договоры пожизненного содержания с иждивением, заключенные в соответствии с параграфами 3 и 4 части второй ГК РФ.
Следует отметить, что исходя из разной правовой природы договоров купли-продажи жилого дома с пожизненным содержанием продавца и договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением не представляется возможным распространять на ранее заключенные договоры купли-продажи жилого дома с пожизненным содержанием продавца (ст.ст. 253, 254 ГК РФ) соответственно нормы параграфов 3 и 4 части второй ГК РФ. В этом случче ранее заключенные договоры купли-продажи жилого дома с пожизненным содержанием продавца по соглашению сторон (пережившим "бывшим сособственником" и Вашей организацией) подлежат расторжению (без обращения в суд) с обязательным включением в указанные соглашения условия о собственности на жилое помещение. Указанное соглашение подлежит обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
В последующем стороны вправе заключить договор пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением.
В том случае, если заключался договор пожизненного содержания с иждивением (после вступления в силу части второй ГК РФ), то при решении поставленных Вами вопросов следует учитывать условия этого дого-' вора и прежде всего условия предоставления содержания с иждивением. При этом, еслисмерть одного из со-собственников обусловливает необходимость пересмотра этих условий и стороны согласны на такой пересмотр, то, учитывая длящийся характер правоотношений сторон и возможность внесения изменений и дополнений в договор, возможно расторжение данных договоров во внесудебном порядке при условии заключения нового договора*либо возможно заключение соответствующего дополнительного соглашения к договору. Указанные документы также подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации в Комитете муниципального жилья правительсагва Москвы. При этом следует учитывать, что при расторжении договора не имеет значения, к какой форме собственности относилось занимаемое гражданами (бывшими собственниками) жилое помещение, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции сторон.
****************************************





<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ