стр. 1
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ПРАВА им. А. Я. ВЫШИНСКОГО

В. И. СЕРЕБРОВСКИЙ

ВОПРОСЫ СОВЕТСКОГО
АВТОРСКОГО ПРАВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР
МОСКВА 1956

Глава I

СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
СОВЕТСКОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

Для построения коммунистического общества наряду с
ростом материального богатства и повышением материаль-
ного уровня жизни граждан исключительно важное значе-
ние имеет рост культуры, социалистической по содержанию
и национальной по форме, способствующей коммунисти-
ческому просвещению и воспитанию народа.

Характерной чертой многонациональной социалистиче-
ской культуры является ее органическая связь с народом.
Все блага культуры идут на службу народу, принадлежат
народу, который сам и является творцом культурных цен-
ностей.

В. И. Ленин, характеризуя принципиальное отличие
культуры социалистической от буржуазной, писал: <Рань-
ше весь человеческий ум, весь его гений творил только для
того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а
других лишить самого необходимого - просвещения и раз-
вития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания куль-
туры станут общенародным достоянием, и отныне никогда
человеческий ум и гений не будут обращены в средства
насилия, в средства эксплуатации> (*1).

Определяемая социалистическим способом производ-
ства, который она отражает, основанная на идеологии
марксизма-ленинизма, социалистическая культура являет-
ся и культурой общечеловеческой, так как марксизм
<... усвоил и переработал все, что было ценного в более

(**1) В.И.Ленин. Соч., т. 26, стр. 436.
-3-

чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и
культуры> (*1).

Руководящая роль в содействии росту социалистиче-
ской культуры принадлежит Коммунистической партии,
которая, учитывая закономерности развития социалистиче-
ского общества, в постановлениях и решениях своих цен-
тральных органов устанавливает на соответствующих
исторических этапах основные задачи и цели, стоящие
перед работниками литературы, науки и искусства.

На базе преимущественного развития тяжелой промыш-
ленности, непрерывного технического прогресса и повы-
шения производительности труда Директивами XX съезда
КПСС предусматривается обеспечить дальнейший мощный
рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить
крутой подъем сельскохозяйственного производства и до-
биться на этой основе значительного повышения матери-
ального благосостояния и культурного уровня советского
народа. Директивы по шестому пятилетнему плану ставят
задачу всемерного развития науки, дальнейшего роста
таких средств культуры, как кино, радиовещание, телеви-
дение, книгоиздательское дело.

В социалистическом обществе имеются все материаль-
ные условия, способствующие созданию культурных цен-
ностей. Социалистическая система хозяйства и социали-
стическая собственность на орудия и средства производства,
уничтожение эксплуатации обеспечивают исключительные
возможности для творчества ученых, писателей, компози-
торов, художников. Советским государством ежегодно рас-
ходуются огромные суммы на культурное строительство.

В СССР имеется много творческих организаций - сою-
зы писателей, композиторов, художников, архитекторов;
задачей этих союзов является содействие развитию социа-
листической культуры и творчества своих членов, а также
защита их правовых и экономических интересов (*2). При
этих союзах для улучшения материально-бытовых и куль-
турных потребностей их членов образованы особые обще-
ственные организации - Литературный фонд СССР, Му-

(**1) В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 292.
(**2) В настоящее время создается новая общественная организа-
ция-Союз советских журналистов, которая должна объединить все
творческие силы советской печати: работников редакций, газет,
журналов, радио и издательств.

4

зыкальпый фонд СССР, Художественный фонд СССР,
Архитектурный фонд СССР. Литературный фонд СССР
содействует развертыванию творческой работы своих чле-
нов, предоставляя им заимообразно материальные сред-
ства на время работы над новыми произведениями, а
также организуя и финансируя поездки для собирания
материалов, оказывает материальную помощь в случае
временной утраты трудоспособности и инвалидности в виде
пособий и ссуд, организуя для своих членов и их семей
медицинскую помощь, санаторное лечение и т. д. Анало-
гично организована деятельность и других фондов.

В социалистическом обществе литература, наука и ис-
кусство не являются уделом <избранных>. В Советском
Союзе творческой деятельностью занимаются не только
лица, избравшие литературную, научную и художествен-
ную деятельность в качестве своей профессии, но и рабочие,
колхозники, служащие, создающие культурные ценности в
часы досуга. Формы творческой деятельности могут быть
различными. Наряду с индивидуальным творчеством су-
ществует и коллективное народное творчество (фольклор).
При индивидуальном творчестве произведение создается
одним лицом - писателем, художником и т. д., либо в
соавторстве с другим определенным лицом или с другими
определенными лицами. Таким образом, для этой формы
творчества является характерным индивидуальное автор-
ство. При коллективном же народном творчестве личное и
коллективное начала объединяются процессом создания
художественного произведения столь крепко и непосред-
ственно, что творческие индивидуальности поглощаются
коллективом (*1). Поэтому в коллективном народном творче-
стве автор произведения обычно неизвестен. Коллективное
народное творчество получило в СССР исключительно ши-
рокое распространение: существуют целые коллективы,
участники которых являются и создателями и исполнителя-
ми произведений - песен, частушек и т. п. (*2)

(**1) <Коммунист>, 1955, № 14, стр. 72.
(**2) Советская народная песня чаще всего возникает в хоровом
коллективе: песня, созданная одним из участников хора, изменяется
в хоре, подвергаясь коллективной обработке, причем <авторство сти-
рается>. Сложившаяся и распетая в местном хоре песня часто ос-
ваивается населением и входит в массовый песенный репертуар
(см. <Русское народное поэтическое творчество>. М., Учпедгиз,
1954, стр. 521-522,525).

-5-

Коммунистическая партия проявляет постоянную забо-
ту о развитии коллективного народного творчества, в кото-
ром находят свое ярчайшее выражение народные таланты
и способности. Повседневная помощь коллективному на-
родному творчеству оказывается Советским государством
путем проведения различных мероприятий (организация
Домов народного творчества и др.). Необходимая помощь
оказывается коллективному народному творчеству различ-
ными организациями (Союзом советских писателей, Сою-
cii советских композиторов).

Отмеченные выше различия между индивидуальным
творчеством и коллективным народным творчеством
(имеются и некоторые другие различия) не означают, од-
нако, что между ними нет ничего общего. В условиях со-
циализма общей для них является прежде всего их идей-
ная направленность. Следует также отметить, что между
индивидуальным и коллективным народным творчеством
существует постоянная связь. Многие произведения народ-
ного творчества создавались на основе индивидуального
творчества (например, народные песни на уже написанные
литературные тексты). С другой стороны, несомненно вли-
яние творчества народных масс на индивидуальное твор-
чество (например, при использовани,и композиторами на-
родных песен в создаваемых ими музыкальных произве-
дениях). Но тем не менее индивидуальное творчество и
коллективное народное творчество все же обладают суще-
ственными различиями, что находит свое отражение и в
правовом регулировании тех отношений, которые склады-
ваются в связи с созданием и использованием произве-
дений.

Советское законодательство по авторскому праву охра-
няет произведения индивидуального творчества; произ-
ведения же народного творчества закон не относит к числу
охраняемых им объектов авторского права (ст. 6 <Основ
авторскогоправа>от16мая 1928 г.). Объясняется это
именно тем, что в произведениях коллективного народного
творчества творческая деятельность отдельных лиц обыч-
но поглощается коллективом, делается, как правило, не-
распознаваемой.

Есть и переходные формы, когда на основе традиций
народного творчества, отдельными лицами создаются ли-
тературные произведения высокого художественного зна-

-6-

чения (например стихи лезгинского ашуга Сулеймана
Стальского и казахского акына Джамбула). В таких слу-
чаях имеются все основания к применению к такого рода
произведениям норм авторского права.

Какой же круг общественных отношений регулируется
советским авторским правом?

Характеризуя в условиях капитализма деятельность че-
ловека, названную им <нематериальным производством>,
К- Маркс различал два вида <нематериального производ-
ства>. В одном случае <нематериальное производство> име-
ет своим результатом такие товары, которые обладают
самостоятельной формой, обособленной как по отношению
к производителю, так и по отношению к потребителю, ко-
торые <... способны сохранить свое существование в про-
межутке времени между производством и потреблением...>
(например, книги, картины и вообще все произведения ис-
кусства, существующие отдельно от деятельности создаю-
щего их художника); во втором случае <производимый
продукт неотделим от того акта, в котором он производит-
ся...> (учителя, актеры и т. д.) (*1). Как отмечалось в совет-
ской юридической литературе, авторское право связано с
нематериальным производством первого вида, в результате
которого создаются произведения литературы, науки и
искусства (*2).

В буржуазном обществе произведения литературы,
науки и искусства представляют собой товары, обменивае-
мые на деньги; автор является товаропроизводителем, а
капиталист- товаровладельцем, извлекающим прибыль от
проданного ему автором произведения (в какую бы пра-
вовую форму эта продажа ни облекалась). <В обществе,
базирующемся .на частной собственности, - говорил
В. И. Ленин, - художник производит товары для рынка,
он нуждается в покупателях..Наша революция освободила
художников от гнета этих весьма прозаических условий.
Она превратила советское государство в их защитника и
.заказчика> (*3)

(**1) К.Маркс. Теории прибавочной стоимости, ч. 1. М., Госполит-
издат. 1955, стр. 395, 396.
(**2) И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения
в СССР, Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 5.
(**3) Сб. <Ленин о культуре и искусстве>. Воспоминания Клары
Цеткин о- В. И.. Ленине, М., Изогиз, 1939, ст.р 298.

-7-

В условиях социалистического общества <нематериаль-
ное производство> осуществляется в интересах народа, ра-
ди удовлетворения его культурных потребностей. Создавае-
мые авторами произведения литературы, науки и искус-
ства не являются товарами и не предназначаются для об-
мена, а создатели таких культурных ценностей не являют-
ся товаропроизводителями. Задачей же издательств, зре-
лищных предприятий, киностудий и т. п. социалистических
организаций является не извлечение прибыли из созда-
ваемых авторами произведений, а оказание авторам все-
мерной помощи и содействия в повышении качества про-
изведений, в доведении их до общества. Отношения между
автором и социалистической организацией строятся не
как отношения товаропроизводителя и покупателя <това-
ра>, а как отношения сотрудничества лиц, преследующих
одинаковую цель-создание и использование обществом
полноценной идеологической продукции.

Советское авторское право регулирует отношения, свя-
занные с созданием и использованием произведений лите-
ратуры, науки и искусства. Отношения, регулируемые со-
ветским авторским правом, весьма разнообразны: сюда
входят отношения, возникающие в связи с изданием ли-

тературно-художественного или научного произведения,

стр. 1
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>