<< Предыдущая

стр. 10
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


-52-

Такая формулировка порождает споры о том, что же в
действительности охраняется - изложенные в письмен-
ной или иной форме указания и ремарки постановщика-
балетмейстера или само хореографическое произведение-
танец или целый комплекс танцев. Принятие первой точки
зрения по существу означает, что охраняется не само
хореографическое произведение, а литературное
произве-
дение (запись танца балетмейстером) (*1). Мы присоединя-
емся к мнению тех, кто считает, что объектом авторского
права является все же сам танец или балет (*2) Это подтвер-
ждается прямо самим текстом закона, распространяющи.м
действие авторского права на хореографические произве-
дения и пантомимы, а не на записи их постановщиком-
балетмейстером. Фиксацией же танца или балета балет-
мейстером посредством графического метода или рисунка
или иным способом хореографическое произведение полу-
чает внешнее выражение, дающее возможность другим
лицам его воспроизводить. Правда, пока способы фикса-
ции хореографического произведения еще недостаточно
совершенны, но, как показывает опыт, путем записи его
на кинопленке уже создаются возможности для точного
воспроизведения хореографического произведения другими
лицами (*3). Разумеется, не могут быть признаны объектами
авторского права хореографические произведения, постав-
ленные па сцене по записям 'постановок других балетмей-
стеров.

Признание хореографического произведения самостоя-
тельным объектом авторского .права не означает, что и сам
балетный спектакль (а также любой иной театральный
спектакль) тоже является объектом авторского 'права.
В данном случае отсутствуют те основные признаки, кото-
рые должны быть присущи произведению как объекту
авторского права-объективная форма и способность к

(**1) Я. Л. Канторович. Авторское право. М., 1926, стр. 40',
М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955,
стр. 65.
(**2) И. А. Грингольц. Права автора сценического произведе-
ния в СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 10.
(**3) Польский закон об авторском праве признает объектами ав-
торского права произведения хореографического и кинематографи-
ческого искусства, зафиксированные в сценариях, рисунках или фо-
тографических снимках (ст. 1, 2, п 4).

-53-

воспроизведению. Театральная постановка не допускает
возможности ее вполне тождественного воспроизведения,
даже в прежнем составе исполнителей, с прежними мизан-
сценами и т. д. (*1). Дело не меняется и в том случае, когда
спектакль записывается на кинопленку (*2); все равно поста-
новка не может быть воспроизведена полностью другим
театрально-зрелищным предприятием, что не исключает
возможности воспроизведения отдельных элементов спек-
такля, например декораций, бутафории, костюмов и т. д.
Наша судебная практика, правда, по одному конкретному
делу признала, что закон не знает авторского .права на
спектакль (определение Гражданской коллегии Верховно-
го суда РСФСР по делу художника Ф. с Театральным
музеем им. Бахрушина и Советской филателистической
ассоциацией) ^ Нам кажется такой вывод Верховного
суда РСФСР обоснованным.

Объектами авторского <права являются произведения
изобразительного искусства. Общего понятия произведе-
ния изобразительного искусства закон не дает. Это и не
представляется возможным ввиду крайнего многообразия
форм и технических способов выражения творческой мы-
сли в произведениях изобразительного искусства. В каче-
стве отдельных видов произведений изобразительного
искусства закон упоминает произведения живописи,
скульптуры, графических искусств, иллюстрации, эскизы,
пластические произведения.

Судебная практика признала объектом авторского
пра-
ва декорации (определение Гражданской кассационной
коллегии Верховного суда РСФСР по делу художника Ф.

(**1) Тем более не приходится говорить о возможности тождествен-
ного воспроизведения театрального спектакля, когда спектакль идет
в новом составе исполнителей или в новой сценической редакции,
как, например, пьеса Н. Погодина <Кремлевские куранты>, впервые
поставленная Московским Художественным театром в 1942 г. и во-
зобновленная им в 1956 г.
(**2) Обычно при фиксации театрального спектакля на кинопленке
(фильм-спектакль) в него все же вносятся некоторые изменения
(сокращения и другие отступления от текста). Поэтому фильм-спек-
такль не является вполне тождественным своему прототипу - теат-
ральному спектаклю.
(**3) <Советская юстиция>, 1937, ? 4, стр. 58. См. также Г. М.Та-
нин. Договор художественного заказа (<Советское государство и
право>, 1948, № 2, стр. 70).

-54-

с Театральным музеем им. Бахрушина и Советской фила-
телистической ассоциацией) (**1).

Как уже выше указывалось, способы выражения
творческой мысли в произведениях изобразительного ис-
кусства чрезвычайно разнообразны. Произведение жи-
вописи,- будь то картина, роспись архитектурных соору-
жений (плафоны, фризы, орнаменты и т. д.),- может
быть исполнено на холсте, бумаге, дереве и т. д. при по-
мощи красок, пастели, угля и др.; произведение скуль-
птуры - в виде бюстов, статуй, барельефов, горельефов,
орнаментов, причем материалом могут служить глина,
цемент, гипс, камень, мрамор, дерево, бронза и др. Гра-
фические работы могут состоять в выполнении гравюр,
литографий, в оформлении и иллюстрировании книг, изго-
товлении плакатов, значков, эмблем, реклам и т. д., с при-
менением различных способов выполнения и материалов.

Объектами авторского права являются не только
вполне законченные произведения изобразительного искус-
ства (картины, статуи и т.п.), но и эскизы, этюды,
зарисовки, наброски, модели и т. п.

Произведения изобразительного искусства, как и всякие
другие, получают конкретное внешнее выражение. Их
особенностью в этом отношении является то, что 'конкрет-
ное внешнее выражение произведение изобразительного
искусства получает в виде такого материального предмета
внешнего мира, который обладает самостоятельной цен-
ностью. Конечно, .известную ценность имеет и рукопись
литературного 'произведения; но эта ценность по общему
правилу незначительна (стоимость бумаги и оплата труда
машинистки), ценность же картины, рисунка и т. п. опре-
деляется не стоимостью холста, бумаги, красок и т. п., а их
художественным значением. Рукопись литературного про-
изведения самодовлеющего значения не имеет (за исклю-
чением рукописей, имеющих особое историческое, научное
или художественное значение). Произведение же изобра-
зительного искусства <живет> именно в своем внешнем
воплощении, в виде вещи, на которую создатель ее имеет
право личной собственности и может ею распоряжаться,
как собственник (продать, подарить). Но вместе с тем
создатель такого произведения обладает .по отношению к

(**1) <Советская юстиция>, 1937, № 4, стр. 58.
-55-

нему и авторским правом; произведение может явиться
предметом издательских отношений и получить распро-
странение в виде репродукций и т. д., не переставая быть
вещью-объектом права личной собственности (*1).

Переход права собственности на оригинал произведе-
ния не влечет за собою <перехода к новому собственнику
вытекающих из авторского права правомочий (например
на воспроизведение произведения), если иное не преду-
смотрено договором. С другой стороны, и передача от-
дельных авторских правомочий не должна сама по себе
порождать перехода права собственности на оригинал про-
изведения (например созданные театральным художником
эскизы декораций, если иное не обусловлено договором,
должны составлять личную собственность художника и по
их использовании должны быть ему возвращены). Суды в
отдельных своих решениях и определениях исходят из
этих положений, но было бы необходимо отразить их в
законе (*2).

Среди объектов авторского права своеобразное положе-
ние занимают произведения архитектуры, в которых
сочетаются инженерно-технические и художественные
элементы. К числу произведений архитектуры, являющих-
ся объектами авторского права, относятся созданные
архитектором 'проекты зданий, сооружений, архитектурных
ансамблей, планировок городов и т. д., планы, чертежи,
рисунки, эскизы. Не являются объектами авторского
права сами здания и сооружения, выстроенные на основа-
нии архитектурных проектов. С точки зрения законода-
тельства об авторском праве, постройка зданий и соору-
жений является способом выпуска в свет произведения
архитектуры .путем его воспроизведения (ст. 14 <Основ>).
Особенно ясно это видно при осуществлении строитель-
ства по типовым проектам, 'приобретающим в настоящее
время первостепенное значение.

В перечне произведений, на которые распространяется
авторское право, упоминаются также фотографические
произведения и произведения, полученные способами,

(**1) Г. М. Танин. Договор художественного заказа (<Советское
государство и право>, 1948, № 2, стр. 69).
(**2) В качестве общей нормы, действующей и в отношении других
видов произведений,

-56-

аналогичными с фотографией (*1). Для сохранения за фото-
графом авторского права закон требует обозначения на
каждом экземпляре фотографии фирмы или имени, фами-
лии и места жительства фотографа, а также года выпуска
в свет фотографического произведения (ст. 12 <Основ>).
Таким образом, в. отличие от других видов произведений,
для возникновения авторского права фотографа требует-
ся соблюдение известных формальностей.

До сих пор является спорным, можно ли фотографи-
ческие произведения рассматривать как вид изобразитель-
ного искусства или же они являются только продуктом
технической деятельности. Некоторые авторы относят
фотографию к числу новых видов изобразительного искус-
ства, стоящих рядом с живописью. Другие считают, что
<подлинный художественный образ, который является
основной отличительной особенностью искусства, мертвая
фотография создать не в состоянии> (*2). Поскольку фото-
графия, в том числе и цветная, только механически
фиксирует предметы, то, конечно, сравнить ее с живописью
не представляется возможным даже в том случае, когда
художник создает образ, взятый из действительности
(например -портрет, пейзаж): художник всегда привносит
в созданное им произведение что-то новое, оригинальное.
С другой стороны, и фотография в ряде случаев может
достигать высоких художественных результатов в связи
с умением фотографа выбрать соответствующие объекты,
надлежащим образом их расположить, использовать
освещение, художественно обработать снимок и т. д. -так
называемая художественная фотография. Но фотография
может представлять не только художественное, а и науч-
ное значение; достаточно указать хотя бы на роль фото-
графии в криминалистике, не говоря уже о таких науках,
как астрономия, физика, в которых фотография исполь-
зуется весьма широко. Поэтому следует считать, что закон
правильно относит фотографические произведения к числу
объектов авторского права. Однако при этом должно
учитываться общее требование, выставленное нами в от-

(**1) К произведениям, получаемым способами, аналогичными с фо-
тографией, могут быть отнесены фотолитография, фотоцинкография
н др.
(**2) А. Каменский. Творческие искания советских худож-
ников (<Литературная газета> от 28 нюня 1955 г.),

-57-

ношении охраны законом произведений литературы, науки
и искусства, - наличие в них элементов творчества.
Фотография, в которой имеются элементы творческой дея-
тельности (художественной или научной), имеет все осно-
вания быть признанной объектом авторского права, не-
зависимо от того, сделана ли она фотографом-профессио-
налом или фотографом-любителем. Судебная практика, в
частности, признала объектом авторского права фото-
этюды одного художника с кукол, сделанных другим ху-
дожником (*1). Если же элементы творчества в деятельности
1фотографа отсутствуют, то фотография нс должна охра-
няться нормами авторского права. Это положение при пе-
ресмотре законодательства об автороком праве следовало
бы отразить в законе (*2).
К числу объектов авторского права закон относит ки-
нематографические сценарии (ст. 4 <Основ>). Создание
кинематографического произведения-дело весьма слож-
ное, требующее участия многих лиц: автора киносцена-
рия, кинорежиссера, кинооператора, обычно композитора
и ряда других лиц, в зависимости от характера кинемато-
графического произведения (актеров-исполнителей, ху-
дожников, декораторов, костюмеров и др.). Киносцена-
рий является основой кинофильма, во всяком случае, филь-
ма художественного. Киносценарий должен представлять
собою законченное драматургическое произведение, в ко-
тором дается подробное и последовательное описание дей-
ствия, диалоги действующих лиц, тексты пояснительных

<< Предыдущая

стр. 10
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>