<< Предыдущая

стр. 11
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

надписей (титры). Сценарий может представлять собою
вполне оригинальное литературное произведение или мо-
жет быть написан с использованием уже существующего
произведения (романа, повести, пьесы и т.д.); в данном
случае имеет место так называемая экранизация повество-
вательного или драматического произведения.

Возможно создание кинофильма и без сценария (на-
пример хроникального фильма).

При переносе театрального спектакля на кинопленку
(фильм-спектакль) также не требуется литературного сце-

(**1) <Советская юстиция>, 1937, № 4, стр. 58.
(**2) Чехословацкий закон об авторском праве, включая фотогра-
фические произведения в перечень объектов авторского права, охра-
няет только те фотографии, которые можно считать результатом
творческой деятельности фотографа ( 2),

-58-

пария; роль сценария выполняет текст пьесы (обычно с
некоторыми сокращениями и переделками) (*1), но и неза-
висимо от того, были ли произведены сокращения и пере-
делки пьесы, в данном случае происходит создание нового
произведения, а не просто воспроизведение уже сущест-
вующего.

Написанию сценария должно предшествовать утвержде-
ние киностудией либретто-творческой заявки, излагаю-
щей основную идею, сюжетный замысел и характеристику
главных действующих лиц будущего сценария. На основа-
нии утвержденного либретто и пишется литературный сце-
нарий. Как правило, автором либретто является автор ки-
носценария; но в отдельных случаях написание либретто
может быть поручено киностудией и другому лицу. Диа-
логи действующих лиц также пишутся обычно автором
сценария, но киностудия может поручить их написание
другим лицам, если, например, автор сценария отказался
от выполнения этой части работы; нередко киностудии по-
ручают другим лицам и написание дикторского текста.
Указанные элементы сценария в случае выполнения их
другими лицами приобретают характер самостоятельных
объектов авторского .права. Самостоятельными объектами
авторского права следует признать также тексты песен,
написанные поэтом по предложению киностудии. В слу-
чае дублирования кинофильма объектом авторского пра-
ва является перевод на другой язык диалогов действую-
щих лиц, текстов пояснительных надписей, текстов песен
и т. п. (*2).

При создании художественного кинофильма, кроме
сценария, обычно используется и ряд других произведений,
являющихся самостоятельными объектами авторского
права: написанных для кинофильма композитором музы-
кальных произведений, разработанных художником эски-
зов декораций, костюмов и т. д.

(**1) За осуществленную экранизацию спектакля киностудии вы-
плачивают авторам пьес вознаграждение в размере до 25% суммы
гонорара, предусмотренной за написание сценария по готовым про-
изведениям, но не более 10000 руб. См. инструктивное письмо Мини-
стерства культуры СССР от 23 декабря 1955 г. № 29-149 <О вза-
имоотношениях киностудий с авторами пьес при съемках фильмов-
спектаклей>.


(**2) Б. П. Орлов. Основные вопросы киноавторского права СССР.
Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 8.

-59-

Объектом авторского права следует признать режис-
серский (рабочий) сценарий, представляющий собою не
только техническую, но и творческую разработку киноре-
жиссером литературного сценария. По режиссерскому сце-
нарию и осуществляется постановка кинофильма.

Поскольку закон признает фотографические произведе-
ния и произведения, полученные способами, аналогичными
с фотографией, объектами авторского права (ст. 4 <Ос-
нов>), а кинокадры представляют собой по существу ряд
отдельных фотографических снимков на кинопленке, нет
оснований отказывать в признании кинокадров объектами
авторского права. Необходимо при этом учитывать несом-
ненный творческий характер деятельности кинооператора (*1).

В перечне объектов, на которые распространяется ав-
торское право, закон упоминает также киноленты (ст. 4
<Основ>). Кинолента-это негатив кинофильма, в кото-
ром кинематографическое произведение получает объек-
тивное внешнее выражение (*2). Правильнее было бы объек-
том авторского права считать все же не киноленту, а ки-
нофильм.

Поскольку в СССР производство кинофильмов осуще-
ствляется в киностудиях, являющихся государственными
предприятиями, кинолента, как материальный продукт
производства, составляет объект права государственной
социалистической собственности (*3). Объектом же автор-
ского права кинопроизводственного предприятия (кино-
студии) следует считать кинофильм. Поэтому в тех слу-
чаях, когда закон говорит об авторском праве на кино-
ленту, следует Считать, что речь идет об авторском праве
на кинофильм. Иногда вместо термина <кинофильм> при-
меняется еще термин <кинокартина> (*4).

(**1) Признание отдельных кинокадров самостоятельными объекта-
ми авторского права имеет практическое значение в случае репро-
дуцирования их в печати, которое следует признать возможным лишь
с согласия автора-кинооператора и с уплатой ему авторского
вознаграждения.
(**2) Кинолентой называют и копню фильма, воспроизведенную на
копировальной фабрике, поступающую для демонстрирования на
экраны кинотеатров.
(**3) Б, С. Мартынов. Права авторства в СССР. <Уч. тр. ВИЮН>,
вып. IX. М., Юриздат, 1947, стр. 147.
(**4) Некоторые авторы пользуются понятиями <кинематографиче-
ское произведение> и <кинокартина>, как понятиями, предназначен-
ными для выражения идейно-художественной сущности кинофильма,
кинофильм же они рассматривают и как объект права государствен-
ной социалистической собственности и как объект авторского пра-
ва (см. Б. П. Орлов. Основные вопросы киноавторского права
СССР. Автореф. канд. диссерт. М" 1954, стр. 12). Вряд ли, однако,
следует обособлять понятие кинематографического произведения
(кинокартина) от понятия кинофильма. Кинофильм-это и есть ки-
нематографическое произведение (кинокартина), выраженное в
объективной форме.

-60-

Кинофильм является объектом авторского права, в ко-
тором находят свое завершение творческие усилия кино-
драматурга, композитора, кинорежиссера и ряда других
творческих и производственно-технических работников. Пе-
речисленные же выше объекты, входя в кинофильм в каче-
стве его элементов, сохраняют вместе с тем для их авто-
ров значение самостоятельных объектов авторского права,
могущих быть использованными ими независимо от про-
цесса создания и использования кинофильма.



Глава III
СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Субъектом авторского права, по общему правилу,
является гражданин, в результате творческой деятельно-
сти которого возникло данное произведение, т. е. его автор
(писатель, композитор, художник и т. д.).

Для признания данного лица субъектом авторского
права требуется, чтобы результат его деятельности отвечал
признакам, которыми должно обладать произведение(*1).
Сама творческая деятельность, приводящая к созданию
произведения, хотя и порождает определенные правовые
последствия, но юридической сделкой не является, если
даже и обусловлена ею (при договоре литературного или
художественного заказа). Поэтому в данном случае не-
применимы требования, установленные законом в отно-
шении юридических сделок (о воле и волеизъявлении, по-
роках воли и проч.). Автором может быть и лицо недееспо-
собное. В СССР широко развито детское творчество: су-
ществуют специальные художественные школы для детей,
устраиваются детские выставки изобразительного искус-
ства и т. д.

В отличие от сделки, закон связывает правовые послед-
ствия не с волеизъявлением данного лица, которое может
и не подозревать правового эффекта совершаемого им дей-
ствия, а с тем объективированным результатом, который
является следствием его деятельности.

Как выше указывалось, произведение как объект ав-
торского права возникает с того .момента, когда оно при-
обретает самостоятельное бытие, отделяется от автора,.

(**1) См. выше, гл. II.
-62-

причем не требуется, чтобы произведение представляло со-
бой вполне законченный продукт творческой деятельности
автора: это может быть только эскиз, набросок. Не тре-
буется также, чтобы оно уже было выпущено в свет (ст. 1
<Основ>). Но момент возникновения произведения имеет
весьма существенное значение, так как с этого момента
определяется автор произведения как субъект авторского
права, причем, по общему правилу, закон не связывает
это с совершением каких-либо формальностей (*1).

Автор - советский гражданин - признается субъектом:
авторского права независимо от того, появилось ли его
произведение в свет или находится в виде рукописи, эски-
за или в иной объективной форме на территории Союза
ССР или на территории иностранного государства. Но,
если произведение появилось в свет в иностранном госу-
дарстве или находится в виде рукописи, эскиза или в иной
объективной форме на территории иностранного государ-
ства, преемники автора, за исключением наследников, за-
щитой авторского права на территории Союза ССР не
пользуются. Автор-иностранец признается субъектом ав-
торского права, если его произведение вышло в свет или
находится в виде рукописи, эскиза или в иной объектив-
ной форме на территории Союза ССР; субъектами автор-
ского права в таком случае признаются и его правопре-
емники.

По советскому праву, защита авторских прав авторов-
иностранцев, произведения которых появились в свет за
границей или находятся та'м в виде рукописи, эскиза или
в иной объективной форме, возможна лишь при наличии
специального соглашения Союза ССР с соответствующим
государством и лишь в пределах, установленных таким со-
глашением (см. ст. ст. 1, 2, 3 <Основ>). До настоящего
времени СССР таких соглашений с иностранными государ-
ствами не имеет (*2).

Чаще всего произведение создается в результате твор-
ческой деятельности одного лица - писателя, композитора,
художника и т.д. Но возможно создание произведения

(**1) Исключение--для фотографии (ст. 12 <0снов>).
(**2) Подробнее см. И. С. Перетерскийи С. Б. Крылов
Международное частное право. М., Юриздат, 1940, стр. 134;
Л. А. Лунц. Международное частное право. М., Юриздат, 1949,
стр. 295; М. В. Гордон. Советское авторское право. М Госюр-
издат, 1955, стр. 35.


-63-

несколькими лицами. В таких случаях имеет место так на-
зываемое соавторство. Соавторство встречается в различ-
ных областях литературы, науки и искусства.

Отношения соавторства вызывают ряд вопросов право-
вого порядка, не находящих ответа в законодательстве и
требующих своего разрешения. На рассмотрении некото- .
рых из них мы и предполагаем здесь остановиться. Но
прежде всего следует остановиться на самом понятии со-
авторства.

Соавторство можно было бы определить, как участие
двух или более лиц в совместной творческой деятельности
по созданию произведения литературы, науки или искус-
ства, в результате чего все эти лица приобретают автор-
ские права на созданное ими произведение (*1).

Такое определение соавторства применимо ко всем его
видам. Но это не исключает все же некоторых различий
в самом содержании отношений соавторства в зависимо-
сти от того, идет ли, в частности, речь о соавторстве в об-

ласти литературы или о соавторстве в области музыки,
изобразительного искусства и т. д.

Из приведенного выше определения соавторства сле-
дует прежде всего, что о соавторстве можно говорить
только в тех случаях, когда данные лица проявляют
творческую деятельность. Поэтому нс являются соав-
торами лица, оказывавшие автору при создании им про-
изведения только техническую помощь вспомогательного
характера, например составлявшие по его поручению таб-
лицы, диаграммы, чертежи, производившие опыты, на-
блюдения за экспериментами, и т. д. Однако на практике
не всегда легко провести грань между теми случаями, ко-
гда деятельность привлеченных автором лиц носит харак-
тер технической помощи и когда эти лица вносят в произ-
ведение и свою долю творческого участия. На этой почве

<< Предыдущая

стр. 11
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>