<< Предыдущая

стр. 12
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(**1) От соавторства надо отличать сотрудничество, под которым
понимается участие нескольких авторов в составлении коллективно-
то труда, объединяющего ряд самостоятельных произведений, причем
каждый из авторов сохраняет авторское право только на написанную
им часть такого коллективного труда, не приобретая авторского пра-
ва на весь труд. Действующее законодательство предусматривает
такую возможность при издании журналов и других повременных
изданий, а также энциклопедических словарей. Авторское право на
коллективный труд в целом признается за соответствующим изда-
тельством (ст. 13 <Основ>).

-61-

иногда возникают требования о признании такого помощ-
ника соавтором, кончающиеся передачей спора на раз-
решение суда. В связи с этим в нашей литературе были
сделаны попытки дать известные критерии, руководствуясь
которыми можно было бы признать наличие творческой
деятельности, дающей право на соавторство. Так, в частно-
сти, указывалось, что право на авторство в научной работе
имеет тот, кто непосредственно участвует в проработке
плана исследования и установлении рабочей гипотезы,
проводит определенную часть исследования, изучает спе-
циальную литературу вопроса, анализирует полученные
результаты, литературно оформляет научную работу в
целом или отдельную заранее определенную ее часть (*1).

Такие критерии в отдельных случаях смогут оказать
известную помощь в определении характера работы, вы-
полненной данным лицом, но все же вряд ли могут ока-
заться достаточными для всех случаев. Обычно вопрос о
требовании данного лица признать его соавтором произ-
ведения в случае спора решается экспертизой.

Установление наличия или отсутствия творчества в де-
ятельности данного лица нередко представляет большие
трудности. Весьма интересным в этом отношении являет-
ся дело П. А. Ламма с дирекцией Большого театра. Явля-
ясь весьма квалифицированным музыкантом, П. А. Ламм,
работая ряд лет над оперой Мусоргского <Борис Годунов>,
воссоздал первоначальную редакцию этой оперы, основан-
ную на тщательном изучении музыкального наследия Му-
соргского. Считая, что его работа по восстановлению опе-
ры не является техническим редактированием, а носит
более сложный творческий характер, П. А. Ламм просил
Московский губсуд о признании за ним права соавторства
на оперу <Борис Годунов> в его, Ламма, редакции. Москов-
ский губсуд признал за Ламмом авторское право на план
произведения Мусоргского <Борис Годунов> ввиду того,
что планы, относящиеся к постановке на сцене музыкаль-
но-драматических произведений, являются объектом ав-
торского права. Однако ГКК Верховного суда РСФСР не
согласилась с решением губсуда, признав, что <за восста-
новление подлинной транскрипции оперы следует ставить

(**1) М. Лупинский. Еще об авторских правах научных работ-
ников (<Фронт науки и техники>. 1935, № 1, стр. 82).
-65-

вопрос не об авторском гонораре, а о соответствующем
единовременном вознаграждении...> (*1). Иначе говоря, ГКК
Верховного суда РСФСР признала, что работа Ламма
представляет собою не творческую обработку произведе-
ния, а редакторскую работу реставрационного порядка,
направленную лишь на освобождение текста оперы от
последующих его обработок, и потому у Ламма нет осно-
ваний к признанию его соавтором оперы <Борис Годунов>.

Иногда затруднения в признании данного лица соавто-
ром возникают при создании скульптурного произведения.
Скульптор, работающий над крупным произведением,
обычно прибегает к помощи других квалифицированных
лиц. Если эта помощь носит чисто технический характер,
то, конечно, нет оснований признавать этих лиц соавтора-
ми. Если же оказываемая скульптору помощь имеет харак-
тер творческой деятельности, следует считать таких лиц
соавторами в созданном скульптурном произведении, хо-
тя бы между скульптором и этими лицами и не было за-
ключено соавторского соглашения (*2). Но следует признать
совершенно недопустимыми случаи, о которых сообщалось.
в печати, когда отношения между маститым автором и
приглашенными им молодыми скульпторами превраща-
лись в отношения подрядчика с нанятыми им рабочими (*3).
Если в работе молодых скульпторов могут быть установ-
лены элементы -творчества, они должны быть признаны
соавторами, хотя доля их участия, конечно, может быть и
иной, нежели основного автора.

Соавторство предполагает совместную творческую де-
ятельность нескольких лиц. Но для наличия соавторства
нет необходимости, чтобы данные лица работали совме-
стно с самого начала зарождения произведения и до его
завершения. Автор учебника, уже написавший какую-то
его часть, может пригласить с разрешения издательства
другое лицо помочь ему в написании учебника; в таком
случае и это лицо делается соавтором учебника, хотя и
начинает работать над ним уже после того, как часть учеб-


(**1) И. Я. Хейфец. Авторское право. М., 1931, стр. 62.
(**2) В создании архитектурного произведения иногда принимают
участие скульпторы и художники. Если соглашением не предусмот-
рено иное, эти лица не считаются соавторами архитектурного про-
изведения. сохраняя, однако, авторское право на созданные ими
части архитектурного произведения.
(**3) <Литературная газета> от II мая и 30 сентября 1954 г.

-66-

ника была написана. При создании оперы композитор
обычно приступает к написанию музыки, когда уже на-
писано другим лицом либретто; оба они признаются со-
авторами. При создании скульптуры соавторство возмож-
но не только со стадии создания первоначального эскиза,
а и со стадии создания рабочей модели; но если скульптор
приглашает других скульпторов уже в стадии работы над
моделью в натуре, когда по существу речь идет только о
завершении работы, то это уже отношения технического
сотрудничества, но не соавторство.

Спорным представляется возможность соавторства в
отношении уже законченного произведения. Иногда утвер-
ждают, что о соавторстве в подлинном смысле слова мож-
но говорить только тогда, когда данное произведение
создается впервые совместным трудом, хотя бы и в изве-
стной последовательности (текст песни и затем музыка).
Если же на основе уже законченного произведения соз-
дается другое произведение, то отношений соавторства нет.

По другому и, как нам кажется, более правильному
взгляду, отношения соавторства возможны в некоторых
случаях и при наличии уже законченного произведения,
когда на его основе создается другое произведение. Такие
отношения соавторства могут существовать не только при
наличии соответствующего авторского соглашения между
данными лицами, но и при отсутствии такого соглашения.

Статья 5 <Основ> говорит, что взаимоотношения
авторов определяются их соглашениями. Но отсюда не
следует, что закон вообще не допускает отношений со-
авторства без соглашения.

Соавторство по соглашению возникает при совместной
работе автора романа или повести с приглашенным им
драматургом по переделке этого произведения в пьесу
(так называемая инсценировка). Соавторство по согла-
шению имеет место также в тех случаях, когда драматург
вместе с привлеченным им другим лицом осуществляет
переделку пьесы в киносценарий, и в ряде других слу-
чаев (*1).

(**1) Соавторство возникает, в частности, в тех случаях, когда ли-
тературное произведение создается в результате совместной работы
над рукописью писателя с не имеющим литературного опыта <рас-
сказчиком> (например участником революции 1905 г., командиром
партизанского отряда в период Великой Отечественной войны,
производственником-новатором и т. д.). Но если у <рассказчика>
уже имеется готовая рукопись, то, независимо от сложности и объе-
ма рукописи, работа писателя над ней должна квалифицироваться
как работа редактора. Если же к началу работы у <рассказчика>
рукописи не было и писатель сам творчески создал эту рукопись,
хотя бы и на основе данных, сообщенных ему <рассказчиком>, писа-
тель должен быть признан автором произведения. В случае спора
между указанными лицами о характере их участия в создании про-
изведений вопрос должен решаться экспертизой.

-67-

Без соглашений, на основе уже законченного произве-
дения, возникают отношения соавторства, например при
сочинении музыки на уже изданный текст, при отсутствии
на это запрещения, объявленного автором текста на каж-
дом экземпляре своего произведения (п. <з> ст. 9 <Ос-
нов>)(*1). В этом случае автор литературного текста и ком-
позитор должны быть признаны соавторами. Судебная
Практика признала наличие соавторства и в случаях
использования композитором неизданного текста литера-
турного произведения. Молдавская государственная фи-
лармония по договору с композитором Гершфельдом
включила в репертуар капеллы <Дойна> песню <Эх ты,
Родина, краса>, текст которой был написан Стрельцо-
вым, но не был издан. Молдавское республиканское
управление по охране авторских прав обратилось в суд с
иском к Молдавской Государственной филармонии о взы-
скании авторского гонорара в пользу Стрельцова. Судеб-
ная коллегия по гражданским делам Верховного суда
СССР в своем определении от 27 февраля 1952 г. при-
знала, что <и при отсутствии договора организация, ис-
пользовавшая произведение с согласия или без согласия
автора, не может быть освобождена от уплаты авторского
гонорара, кроме тех случаев, когда использование произ-
ведения в силу ст. 9 <Основ авторского права> не считает-
ся нарушением авторского права (перевод чужого произ-
ведения на другой язык и др.). По настоящему же делу
установлено, что Молдавской Государственной филармо-
нией использован текст не изданной Стрельцовым песни;
следовательно, народный суд правильно обязал Филармо-
нию оплатить Стрельцову гонорар в размере, установлен-
ном для произведения данного жанра>. Таким образом.
Судебная коллегия признала наличие соавторства (в отно-

(**1) На практике такие запрещения не применяются, так как у
автора текста нет оснований запрещать композитору использовать
текст литературного произведения.

-68-

шении раздела гонорара) и в случае использования ком-
позитором неизданного текста произведения.

Возникновение отношений соавторства при использо-
вании ранее созданных произведений без соавторского
соглашения может встречаться и в области изобразитель-
ного искусства.

Возможно признание соавторства, когда художник пи-
шет картину по фотографии, сделанной другим лицом (*1).

Во всяком случае, нет оснований ограничивать соав-
торство только случаями совместной работы по созданию
данного произведения. При наличии определенных усло-
вий отношения соавторства могут возникнуть и в тех слу-
чаях, когда на основе вполне законченного произведения
создается новое произведение.

Соавторство предполагает добровольное совме-
стное участие нескольких лиц в создании произведения.

В связи с имевшими место попытками некоторых работ-
ников театра, цирка, эстрады и кино навязывать авторам
свое соавторство, Наркомпрос РСФСР циркуляром от
16 февраля 1930 г. № 6602/9 категорически воспретил
<постановку в данном театре или на кинофабрике ориги-
нальных произведений, переделок, инсценировок и пере-
водов, сделанных лицами, от которых в той или иной мере
или форме зависят составление репертуара или режиссер-
ско-постановочная работа в данном театре (тематически-
сценарных планов данной фабрики), в соавторстве с одним
или несколькими лицами, хотя бы и не работающими на
данном зрелищном предприятии (кинофабрике) или не
служащими в учреждении или органе, коим эти предпри-
ятия или кинофабрики подчинены> (*2). Аналогичные ука-
зания были даны Наркомпросом РСФСР в циркуляре от
5 октября 1933 г. № 505/800/108 в отношении музыкаль-
ных произведений (*3). Эти циркуляры Наркомпроса, запре-
щающие принудительное соавторство, действуют и те-
перь (*4). Изъятия из этих правил в отношении руководящих
работников театра или кино в настоящее время могут
быть сделаны только с разрешения Министерства куль-

(**1) <Социалистическая законность>, 1938, № 1, стр. 75.
(**2) <Бюллетень Наркомпроса>, 1930 № 7, стр. II.
(**3) <Бюллетень Наркомпроса>. 1933, № 21, стр. II.
(**4) В. Н. Городецкий. Правовое положение писателей и ком-
позиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР. М., 1946,
стр. 20.

-69-

туры СССР или министерств культуры союзных респуб-
лик (соответствующих главных управлений этих мини-
стерств) .

От принудительного соавторства следует отличать слу-
чаи образования научно-исследовательскими учреждени-
ями или творческими организациями особых авторских
коллективов или бригад (обычно во главе с более опыт-
ным и сведущим научным работником, писателем, скульп-
тором и т. д.), перед которыми ставится задача разра-
ботки той или иной научной темы, создания литературного

<< Предыдущая

стр. 12
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>