<< Предыдущая

стр. 15
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

рования (*1).

(**1) В законодательстве по авторскому праву стран народной де-
мократии этот вопрос был урегулирован следующим образом. По
болгарскому закону об авторском праве, авторам произведений,
созданных во исполнение служебных заданий, принадлежит автор-
ское право на общем основании. Соответствующие органы, во
исполнение служебных заданий которых создано произведение,
имеют право без разрешения автора: а) использовать произведение
без уплаты вознаграждения как материал для научных и других
целей, связанных с их служебной работой, а также размножать к
распространять это произведение бесплатно в пределах соответ-
ствующего органа и среди его служащих; б) издавать произведение
в количестве по своему усмотрению с уплатой автору соответ-
ствующего вознаграждения. Это право принадлежит соответствую-
щему органу в течение двух лет со дня, когда произведение им
было принято. До истечения упомянутого срока произведение мо-
жет быть издано и другим государственным учреждением или об-
щественной организацией по договору с автором, но лишь с пись-
менного разрешения органа, по служебному заданию которого про-
изведение создано (ст. 15). Близко к болгарскому закону (хотя и
с рядом особенностей) проведено регулирование этого вопроса в
чехословацком законе об авторском праве ( 19). При выработке
этого закона учитывались в известной мере некоторые проекты ГК
СССР. См. объяснительную записку к чехословацкому закону об
авторском праве 1953 г. (<Бюллетень чехословацкого права>, 1954,
№ 1, стр. 42). По польскому закону об авторском праве, научному
учреждению принадлежит право первого издания научного произ-
ведения, разработанного сотрудником учреждения в пределах за-
дания, установленного трудовым договором или заказом. Это пра-
во прекращается по истечении двух лет со дня сдачи произведения.
Кроме того, учреждение может пользоваться произведением как на-
учным материалом без обязательства испрашивать разрешение
автора и без особого за это вознаграждения (ст. 14).

-81-

Довольно сложным представляется вопрос о субъектах
авторского права в области киноискусства. Авторское пра-
во на кинофильм в целом закон признает за кинопроизвод-
ственным предприятием (ст. 3 закона об авторском праве
РСФСР). Вместе с тем ряд лиц, участвовавших в создании
кинофильма, являются субъектами авторского права в от-
ношении отдельных элементов кинофильма.

К числу таких лиц прежде всего относится автор сце-
нария. Если отдельные элементы сценария (диалоги дей-
ствующих лиц, пояснительные надписи и т. д.) написаны
не автором сценария, то авторы этих элементов сценария
также являются субъектами авторского права. Субъектом
авторского права должен быть признан переводчик сце-
нария.

Субъектами авторского права являются композитор,
написавший музыку для кинофильма, а также художник,
создавший эскизы декораций, костюмов и проч. для кино-
фильма. Субъектом авторского права должен быть при-
знан кинорежиссер. Огромная творческая роль киноре-
жиссера при постановке кинокартины несомненна и не
исчерпывается созданием режиссерского (рабочего) сце-
нария, являющегося самостоятельным объектом автор-
ского права. Творчество кинорежиссера закрепляется в
неизменном виде и на кинопленке. Это дает основание к
признанию кинорежиссера субъектом авторского права.
Субъектом авторского права должен быть признан и ки-
нооператор, роль которого в создании кинофильма весьма
значительна. Кинооператор не только осуществляет тех-
нический процесс киносъемки, но и принимает активное
участие в решении ряда композиционных, тональных и ко-
лористических задач, связанных с постановкой кинофиль-
ма; при создании хроникально-документального фильма
кинооператору приходится выступать и в качестве кино-
журналиста, не только производящего съемку, но и. отби-
рающего при этом наиболее типические факты действи-
тельности соответственно теме и идейному замыслу филь-

-82- ..-

ма (*1). Результаты творческой работы кинооператора также
получают свое объективирование на кинопленке.

То обстоятельство, что некоторые творческие работни-
ки киностудии состоят с киностудией в трудовых отноше-
ниях и авторского вознаграждения не получают, также не
является препятствием к признанию их субъектами автор-
ского права, как и в случае признания субъектами автор-
ского права штатных сотрудников научно-исследователь-
ских учреждений, выполнивших научно-исследовательскую
работу в порядке осуществления планов этих учреждений.

Вообще же следует признать субъектами авторского
права на отдельные элементы кинофильма всех лиц, твор-
честву которых обязано создание кинофильма, при усло-
вии, конечно, наличия объективированного результата их
творческой деятельности, могущего быть использованным
и в качестве самостоятельного объекта авторского права.
Таким образом, эти лица являются субъектами авторского
права на отдельные элементы кинофильма и вместе с тем
сохраняют авторское право на свои произведения.

При отсутствии объективированного результата, могу-
щего быть использованным и в качестве самостоятельного
объекта авторского права, нет оснований к признанию
данного лица субъектом авторского права, хотя бы дея-
тельность этого лица и имела творческий характер.

Признание ряда лиц, принимавших творческое участие
в создании кинофильма, субъектами авторского права не
означает, однако, что между ними устанавливаются отно-
шения соавторства, -предусмотренные статьей 5 <Основ>.
Каждое из этих лиц имеет авторское право только на
определенные элементы кинофильма, но не на кинофильм
в целом (*2). За всеми этими лицами должно быть признано
право авторства в отношении созданных ими элементов
кинофильма, в связи с чем они вправе требовать указания
их имени при демонстрировании кинофильма, на афишах
и т. д. Вместе с тем эти лица, в той или иной мере, сохра-

(**1) <Большая Советская Энциклопедия>, т. 21, изд. 2-е, стр. 30.
(**2) До издания <Основ> и закона об авторском праве РСФСР
1928 г. авторское право на кинофильм считалось принадлежащим
как соавторам сценаристу и кинорежиссеру. Иногда в число со-
авторов включались и некоторые другие творческие работники ки-
но (М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюр-
издат, 1955, стр. 196).

-83-

няют за собой право распоряжения созданными ими про-
изведениями при их использовании отдельно от кинофиль-
ма: сценарист вправе издать сценарий, композитор - но-
ты, написанные для кинофильма, и т. д.

Как указывалось выше, авторское право на киноф.ильм
в целом закон признает за кинопроизводственным пред-
приятием. Это значит, что субъектами авторского права
на кинофильмы являются кинопроизводственные предприя-
тия (*1). Такими кинопроизводственными .предприятиями, со-
стоящими на хозрасчете, являются киностудии художе-
ственных, документально-хроникальных, научно-популяр-
ных, научно-художественных, учебных и мультипликацион-
ных фильмов.

Признание киностудии субъектом авторского права на
кинофильмы, естественно, должно иметь следствием, что
киностудии принадлежат в отношении этого объекта кон-
кретные авторские правомочия (ст.ст. 7 и 18 <Основ>).
Однако на практике авторские правомочия киностудии
почти ни в чем не сказываются. Право на выпуск произ-
ведения в свет киностудии не принадлежит. По существую-
щему порядку окончательное решение вопроса о зрелости
кинематографического произведения (кинофильма) и о
возможности выпуска его на экран принадлежит не кино-
студии, а Министерству культуры. Предоставленное авто-
ру произведения статьей 7 <Основ> право на извлечение
всеми законными способами имущественных выгод фак-
тически, согласно существующим правилам, сводится к
обязанности студии <продавать> свою продукцию кино-
прокату, по сметной стоимости с 5% надбавкой (*2). Кинопро-
катом, а не киностудией осуществляется и воспроизведе-
ние кинофильма с привлечением к изготовлению фильмо-
копий на договорных началах копировальных фабрик.
Кинопрокат осуществляет и распространение кинофильма,
выпуская фильмокопии для демонстрирования на экранах
кинотеатров. Из авторских правомочий у киностудий оста-
лось только право на имя - на обозначение наименования
данной киностудии на выпускаемой ею продукции. Таким

(**1) Возможно создание и так называемых любительских кино-
фильмов. Авторское право на такие кинофильмы должно быть при-
знано за их создателями.

(**2) Имеется в виду Главное управление кинофикации и кинопро-
ката Министерства культуры,

-84-

образом, киностудии практически не осуществляют автор-
ских правомочий, хотя еще около 30 лет назад за ними
было признано авторское право на кинофильмы. Нам ка-
залось бы, что за киностудиями следует закрепить в зако-
не право требовать указания своего наименования на всех
фильмокопиях, афишах, объявлениях в газетах и т. п.
Следовало бы установить, что всякого рода изменения
выпущенного на экраны кинофильма могут иметь место
только при участии киностудии; это могло бы обеспечить
и интересы автора киносценария, композитора и других
участников кинофильма. Возможно признание за кино-
студиями права воспроизводить кадры одного кинофиль-
ма при производстве другого кинофильма (*1). Но вряд ли
имеются достаточные основания к коренному пересмотру
имущественных взаимоотношений киностудий с кинопро-
катом (*2). Таким образом, за киностудией могут быть при-
знаны некоторые правомочия в отношении созданного в
киностудии кинофильма (*3). Но, очевидно, объем этих пра-
вомочий является значительно более узким, нежели объем
правомочий, предоставленных законом автору произведе-
ния - отдельному гражданину (ст. 7 <Основ>).

Действующее советское законодательство об автор-
ском праве ничего не говорит о возможности признания
субъектом авторского права театрального режиссера. А
между тем, как нам кажется, этот вопрос заслуживает вни-
мания. Творческий характер деятельности режиссера-
постановщика не может вызвать сомнений. Широко из-
вестно, что в доведении пьесы до публики режиссер-по-
становщик играет весьма важную роль. История театраль-
ного искусства знает случаи, когда написанная драматур-
гом пьеса приобретала широкую известность только бла-
годаря творческой интерпретаций ее режиссером-постанов-
щиком (*4).. Основная трудность в признании режиссера са-

(**1) Б. П. Орлов. Основные вопросы киноавторского права
СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 16.
(**2) Ряд конкретных предложений именно в такой плоскости де-
лает Б. П. Орлов (см. там же, стр. 14-15).
(**3) Это может иметь некоторое значение и для случаев вывоза
советских кинофильмов за границу.
(**4) А. П. Чехов считал свою пьесу <Вишневый сад> комедией и
даже местами фарсом и удивлялся, почему на афишах и в газетных
объявлениях она называется драмой (см. А. П Чехов. Письма.
собр. соч., т. XX. М., ГИХЛ, 1951, стр. 131, 265). Но Вл. И. Неми-
рович-Данченко и К. С. Станиславский восприняли эту пьесу как
драму (см. там же, стр. 397, 425), вскрыв ее глубокий социальный
смысл. В такой интерпретации она и получила всемирную извест-
ность.

-85-

мостоятельным субъектом авторского права заключается
в том, что деятельность театрального режиссера не фикси-
руется полностью в такой конкретной форме, которая до-
пускала бы возможность ее воспроизведения. Сделанные
режиссером письменные указания и ремарки охраняются
в качестве литературных произведений. Следует, однако,
полагать, что быстрое развитие техники даст возможность
запечатлеть полностью творческий труд режиссера по до-
ведению пьесы до зрителя (например путем записи на ки-
нопленку, магнитную ленту и т. д.). При таких условиях
отпадают основные возражения против признания режис-
сера-постановщика субъектом авторского права (на пра-
вах соавтора вместе с драматургом, а при постановке опе-
ры или балета-вместе с либреттистом и композитором).

Назрел, как нам кажется, вопрос о .признании законом
прав артистов-исполнителей (солистов-музыкантов, пев-
цов, драматических артистов, дирижеров и др.). Никто не
сможет отрицать того исключительного значения, которое
имеет художественное исполнение для понимания, истол-
кования смысла произведения. Иногда музыкальное про-
изведение <доходит> до слушателя полностью только в
результате его интерпретации, обладающей всеми черта-
ми творчества (например романсы Глинки, Мусоргского и
других русских композиторов в исполнении Ф. Шаляпина,
исполнение известным дирижером А. Никишем Пятой сим-
фонии П. И. Чайковского, не имевшей особого успеха,
когда дирижировал сам автор). Новая интерпретация за-
ставляет иногда понимать совсем по-новому уже хорошо
знакомые музыкальные произведения (например интер-
претация произведений Баха, Бетховена, Листа и других
композиторов в исполнении одного из лучших представи-
телей советской музыкальной школы С. Рихтера)(*1).

(**1) Академик Б. Асафьев писал: <Жизнь музыкального произве-
дения в его исполнении...>. <Написанная картина может жить
в музее или в любом помещении; стихи, если они напечатаны, уже
живут; напечатанное произведение-ноты-еще не музыка; ее
надо воспроизводить-интонировать, нужны инструменты, нужны
исполнители> (Б. Асафьев. Музыкальная форма, eaet процесс.
М.-Л., Гос. музыкальное изд-во, 1947, стр. 58, 59).

<< Предыдущая

стр. 15
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>