<< Предыдущая

стр. 16
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


-86-

То же следует сказать и в отношении других видов произ-
ведений (например высокохудожественное чтение В. И. Ка-
чаловым отрывков из <Мертвых душ> Гоголя, <Демона>
Лермонтова, роли <от автора> в пьесе <Воскресение> по
роману того же названия Л. Н. Толстого). Авто же время
артист-исполнитель не пользуется правовой охраной в слу-
чае использования его исполнения какой-либо организа-
цией (например киностудией, организацией звукозаписи
и т. д.). Артист-исполнитель не имеет в своем распоряже-
нии правовых средств, обеспечивающих от искажения до-
стигнутый им результат его творческой деятельности при
публичном демонстрировании, воспроизведении в механи-
ческой записи и т. д. (*1). В этом отношении ему должна быть
предоставлена надлежащая правовая охрана. Следует так-
же обеспечить права артистов-исполнителей при дальней-
шем использовании их исполнения (тем или иным спосо-
бом зафиксированного) другими организациями (например
при передаче по радио исполнения певца в механической
записи). Как правило, дальнейшее использование исполне-
ния должно иметь место только с разрешения артиста-
исполнителя. Разумеется, при этом должны учитываться и
интересы всего общества; поэтому в отдельных случаях
должно быть допущено дальнейшее использование испол-
нения и без предварительного разрешения артиста-
исполнителя. Должны быть разработаны специальные
ставки вознаграждения за дальнейшее использование
исполнения. На практике при передаче по радио или
телевидению, а также при демонстрировании кинофильмов
обычно указываются имена артистов-исполнителей; но это
должно быть закреплено в законе.

Признание законом прав артистов-исполнителей будет
стимулировать развитие творчества исполнителей, способ-
ствовать повышению качества исполнения, а вместе с тем
обеспечит наблюдение и контроль за выпускаемыми в
свет записанными на граммофонную пластинку или иным
способом их выступлениями. В случае нарушения прав
артиста-исполнителя, которые должны быть закреплены
за ним в законе, артисту-исполнителю должно 'быть пре-
доставлено 'право требовать воспрещения соответствующих

(**1) О необходимости защиты при монтаже кинофильма образа,
созданного киноактером, писал заслуженный артист РСФСР
Г. Бударов (см. <Советская культура> от 5 февраля 1955 г.).

-87-

действий и устранения последствий их совершения (напри-
мер изъятия негодных грампластинок из продажи).

Естественно, что при законодательном урегулировании
правового положения артистов-исполнителей должен быть
решен и вопрос о круге артистов-исполнителей, исполне-
ние которых должно охраняться законом. При установле-
нии охраны прав артистов-исполнителей должны быть над-
лежащим образом обеспечены и права автора исполняемо-
го произведения и права организаций, при посредстве ко-
торых осуществляется исполнение (киностудий, радиостан-
ций, организаций, осуществляющих телевизионные переда-
чи, и др.). Все это представляет немалые трудности. Но
все же при пересмотре действующего законодательства эти
вопросы не должны уйти из поля зрения законодателя.
Вместе с тем нельзя не отметить, что правовая охрана прав
артистов-исполнителей несколько выходит за пределы ав-
торского права. Самый гениальный артист-исполнитель все
же нового, самостоятельного произведения не создает. По-
этому, устанавливая в законе охрану прав артистов-испол-
нителей, быть может, правильней было бы говорить о пра-
вах, <смежных> или <родственных> с авторским правом (*1).

Закон признает авторское право не только за самим
автором, но и за его правопреемниками (ст. 1 <Основ>).
В литературе принято авторское право автора называть
первоначальным, так как оно возникает в силу самого
факта создания автором произведения, авторское же право
преемника автора - производным, поскольку оно возни-
кает в результате перехода к нему правомочий, уже при-
надлежащих автору; содержание производного авторского
права находится в прямой зависимости от содержания
первоначального авторского права. Объем прав субъекта
первоначального и производного авторского права не сов-
падает. По общему правилу, объем прав субъекта произ-
водного авторского права является более узким, нежели
объем прав субъекта первоначального авторского права;

(**1) Так поступает чехословацкий закон об авторском праве
( 83-91). Ксть взгляд, рассматривающий исполнительство как са-
мостоятельный объект авторского права (см. тезисы доклада Н. Г.
Зильберштейна <Музыкальное произведение, как объект права>,
сделанного на заседании сектора гражданского права и процесса
Института права АН СССР 3 февраля 1955 г.). Но представители
этого взгляда идут слишком далеко: исполнительство - это все же
только интерпретация чужого произведения.

-88-

путем правопреемства переходят не все, а только часть
правомочий автора.

Правопреемство в авторском 'праве возможно как при
жизни автора, так и в порядке наследования. При жизни
автора правопреемство в авторском праве обычно про-
исходит на основании договора, которым автор передает
другому гражданину, а чаще юридическому лицу те или
иные свои правомочия для использования их определенным
способом и в пределах сроков, установленных законом или
договором (*1).

В связи с тем, что правопреемники автора могут осу-
ществлять не все правомочия, возникающие из авторского
права, в нашей литературе было сделано предложение
вообще отказаться от деления авторского права на перво-
начальное и производное (*2). Но именно потому, что к
правопреемникам автора переходят не все правомочия
автора и не по всем способам их использования, имеет
смысл пользоваться понятиями первоначального и про-
изводного авторского права.

Что юридическое лицо может быть субъектом автор-
ского права в порядке правопреемства - это не вызывает
сомнений. Обычно производное авторское право юриди-
ческое лицо приобретает по договору с автором произведе-
ния (издательскому, постановочному или иному), по
которому автор уступает на известный срок принадлежа-
щее ему право на издание-издательству, на постанов-
ку - зрелищному предприятию и т. д. Но может ли
юридическое лицо быть субъектом первоначального автор-
ского права? Этот вопрос привлек к себе внимание со
стороны ряда советских юристов.

По мнению одних юристов, юридическое лицо может
обладать только производным авторским правом, так как
первично оно возникает лишь в результате творчества
действительных авторов или соавторов произведения (*3)
По мнению других, юридическое лицо может явиться

(**1) См ниже. гл. IV и V.
(**2) В. А. Кабатов. Советское авторское право на произведения
изобразительного искусства. Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 7.
(**3) Ci. И. Я. Хейфец. Авторское право. М., Изд-во <Советское
законодательство>, 1931, стр. 70: <Советское гражданское право>.
Учебное пособие для высших учебных заведений, т. II. М., Госюр-
издат, 1951, стр. 340.

-89-

обладателем первоначального авторского права, поскольку
оно возникает не в результате только простой передачи
прав отдельными авторами-гражданами, но в результате
организующей деятельности соответствующих предприя-
тий (*1). Некоторые авторы (применительно к авторскому
праву киностудии) считают, что юридическое лицо произ-
водно приобретает лишь часть правомочий действительно-
го автора, не устраняя последнего совсем: приобретение
же самостоятельного авторского права касается только
объекта, который не является объектом права других
авторов - граждан (*2).

За последнее время в нашей литературе было выска-
зано еще такое мнение, что для признания авторского пра-
ва юридического лица требуется наличие двух обстоя-
тельств. Авторское право за юридическим лицом может
быть признано: 1) когда оно возникает не на тот объект,
на который имеют авторское право отдельные конкретные
авторы, 2) когда по самому характеру произведения не
может быть установлено определенное лицо, которое
создало это произведение; самостоятельное авторское пра-
во признается за юридическим лицом в силу того, что это
юридическое лицо организовало и объединило творческую
деятельность группы лиц (*3).

В связи с этим, следует прежде всего заметить, что
конкретно вопрос может итти не о первоначальном автор-
ском праве юридических лиц вообще, а о первоначальном
авторском праве издательств журналов и других повре-
менных изданий, а также энциклопедических словарей, за
которыми закон признает такое авторское право на эти
издания в целом (ст. 13 <Основ>), и кинопроизводствен-
ных предприятий, за которыми закон признает такое
авторское право на киноленту (ст. 3 закона об авторском
праве РСФСР) (*4).

(**1). Б. Н. Городецкий. Правовое положение писателей
и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР. М.,
1946, стр. 21.
(**2) Б. П. Орлов. Основные вопросы киноавторского права
СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 12 и 13.
(**3) М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Гос-
юриздат, 1955, стр. 51-52.
(**4) Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 января 1935 г.
было установлено, что Телеграфное агентство СССР и Телеграфные
агентства союзных республик пользуются всеми правами авторства
на информацию, распространяемую ими при посредстве всех видов
связи (СЗ СССР, 1935, № 5, ст. 366). В данном случае не возникает
вопроса о производном характере авторского права ТАСС, так как
самая информация, собираемая работниками ТАСС, не является
объектом авторского права

-90-

Применительно к этим случаям и должен рассматри-
ваться вопрос о первоначальном авторском праве юриди-
ческого лица. В указанных случаях, действительно, автор-
ское право издательства и киностудии признается не на
тот объект, на который имеют авторское право конкретные
авторы. Но как киностудиям, так и издательствам повре-
менных изданий и энциклопедий всегда хорошо известны
лица, принимавшие непосредственное участие в создании
произведения. Поэтому нельзя согласиться с тем, что
первоначальное авторское право юридического лица имеет
место, когда по самому характеру произведения не могут
быть установлены определенные лица, которые создали
это произведение. Что же касается организующей деятель-
ности издательств повременных изданий и энциклопедий,
а также киностудий, в силу которой, якобы, они делаются
субъектами первоначального авторского права, то органи-
зующая деятельность этих юридических лиц не является
более значительной, нежели организующая деятельность
многих других юридических лиц, например издательств
политической, художественной или технической литерату-
ры; а ведь закон не предоставляет этим издательствам
авторского права на издаваемые ими коллективные учеб-
ники, сборники и т. п. Основание для признания в рас-
смотренных выше случаях у юридического лица перво-
начального авторского права, быть может, следует видеть
в том, что в этих случаях в создании произведения прини-
мает участие большой состав лиц, между которыми не воз-
никает правовых отношений даже в тех случаях, когда они
являются обладателями авторского права на какие-то
части коллективного труда, в связи с чем законодатель и
счел нужным закрепить авторское право непосредственно
за данной организацией, которая несла бы ответственность
перед обществом за весь коллективный труд в целом.

Но если объем правомочий автора-писателя, худож-
ника и т. п. определяется общими нормами законодатель-
ства об авторском праве, то в отношении юридического
лица решающее значение имеет его специальная правоспо-

-91-

собность, за пределы которой оно при осуществлении своих
авторских прав выйти не может. Таким образом, объем
авторских правомочий юридического лица всегда является
более узким, нежели автора произведения - отдельного
гражданина.

Во всяком случае, признание первоначального автор-
ского права за юридическим лицом является изъятием из
общего правила, что субъектом первоначального автор-
ского права может быть только гражданин, в результате
творческой деятельности которого возникло произведение.
Поэтому и требуется для этого специальная норма закона.
Если же она отсутствует, то юридическое лицо не может
являться субъектом первоначального авторского права.

Вместе с тем следует констатировать, что закрепление
в указанных выше случаях за издательствами и киносту-
диями первоначального авторского права большого прак-
тического значения не получило. В отношении киностудий
мы это уже раньше отмечали. К тому же по действующему
законодательству срок его действия ограничен десятью
годами, и по истечении этого срока указанные организации
уже не являются субъектами авторского права.

В некоторых случаях субъектом авторского права
может быть и государство. Государство является субъек-

<< Предыдущая

стр. 16
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>