<< Предыдущая

стр. 17
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

том авторского права в отношении произведений, признан-
ных государственным достоянием. В первые годы Совет-
ской власти признание произведений умерших авторов
достоянием государства применялось в широких размерах.
Следует иметь в виду, что ко времени Великой Октябрь-
ской революции авторские права на произведения многих
дореволюционных авторов перешли к издателям-капита-
листам. Объявление произведений достоянием государства,
означавшее признание государственной монополии на
издание и исполнение этих произведений, давало возмож-
ность сохранения в неприкосновенности идейного наследия
и широкого распространения его по доступным ценам
среди народа. Были признаны достоянием государства
произведения виднейших дореволюционных писателей и
композиторов. Достоянием государства были признаны
произведения Г. В. Плеханова.

<Основы авторского права> 1925 г. установили иной
способ признания произведения достоянием государства-
принудительный выкуп произведения. Это положение

-92-

нашло свое отражение и в <Основах авторского права>
1928 г.

Согласно статье 20 <Основ> авторское право на всякое
произведение может быть выкуплено принудительным
порядком Правительством Союза ССР или правительством
той союзной республики, на территории которой данное
произведение впервые было выпущено в свет или находит-
ся в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме.
Размер причитающегося в случае принудительного выкупа
автору или его правопреемникам вознаграждения опреде-
ляется компетентными государственными органами (ст. 13
закона об авторском праве РСФСР). В силу принудитель-
ного выкупа государство делается обладателем авторского
права (как правило, в течение всей жизни автора и 15 лет
после его смерти). По истечении этого срока авторское
право считается прекратившимся и произведение может
воспроизводиться, распространяться и исполняться всеми
лицами. Принудительный выкуп .произведения рассчитан
на тот исключительный случай, когда автор или его право-
преемники по тем или иным причинам не захотят опубли-
ковать произведение, представляющее для общества зна-
чительный интерес. Необходимо, однако, заметить, что в
СССР случаев принудительного выкупа литературного,
Музыкального или иного произведения не было.

Государство может стать субъектом авторского права
также и после смерти автора, если автор завещает свое
произведение государству (*1).

(**1) См. ниже, гл. V.

Глава IV
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Общая характеристика содержания
авторского права

В условиях социалистического общества автор пресле-
дует основную цель - создать такое произведение, кото-
рое могло бы обогатить советскую культуру, способство-
вать удовлетворению все растущих научных и художест-
венных запросов советского народа. Свою работу над со-
зданием произведений литературы, науки и искусства
советский автор проводит в тесном и постоянном содру-
жестве с преследующими ту же цель социалистическими
организациями, при помощи которых он доводит свое
произведение до сведения общества (с издательствами,
зрелищными предприятиями, различного рода научны-
ми учреждениями, а также с творческими организаци-
ями).

В социалистическом обществе автор не является оди-
ночкой и всегда может рассчитывать на содействие и по-
мощь общества.

Существенное значение в обеспечении необходимых
условий для развития творческой деятельности авторов
имеют и нормы авторского права, всемерно охраняющие
их имущественные и неимущественные интересы, возни-
кающие в связи с созданием произведения и использова-
нием его обществом. Для охраны этих интересов совет-
ское авторское право предоставляет автору ряд прав

-94-

(правомочий), которые в своей совокупности и состав-
ляют содержание авторского права (*1).

В статье 7 <Основ>, на которую уже приходилось
ссылаться, сказано, что <автор имеет исключительное
право под своим именем или под условным именем (псев-
донимом), или без обозначения имени (анонимно) вы-
пустить в свет свое произведение и в течение установлен-
ного в законе срока всеми дозволенными законом спосо-
бами воспроизводить и распространять его, а равно
извлекать всеми законными способами имущественные
выгоды из названного исключительного права>. Но этим
не исчерпывается перечень принадлежащих автору прав.
Закон предоставляет ему также ряд других прав, среди
которых следует отметить: право на неприкосновенность
произведения (ст. 18 <Основ>), право на издание и пере-
издание произведения (ст. ст. 17, 18 и др. закона об автор-
ском праве РСФСР), право на постановку и публичное
исполнение неизданного драматического, музыкально-
драматического. музыкального, пантомимного, хореогра-
фического или кинематографического произведения
(ст. 8 <Основ>, ст. 30 закона об авторском праве РСФСР),
право разрешать снабжение своих произведений иллю-
страциями (ст. 18 <Основ>), право запрещать использо-
вание текста литературного произведения в музыкальных

(**1) В советской юридической литературе является спорным, вхо-
дит ли интерес в само понятие субъективного гражданского права.
Некоторые авторы включают интерес в качестве необходимого
элемента в содержание субъективного гражданского права
( A. В. Венедиктов. Государственная социалистическая соб-
ственность. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 38: его же.
О государственной собственности в СССР и организации управле-
ния ею (<Советское государство и право>. 1951, № 2, стр. 45);
О С Иоффе. Правоотношение по советскому гражданскому пра-
ву Л, Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1949, стр. 50: Ю.К.Толстой.
Содержание и гражданско-правовая защита права собственности
в СССР Л., Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1955, стр. 155). Другие

полагают, что субъективное право, опираясь на интерес, само инте-
ресом не является, хотя утеря социально-значимого интереса и
может повести к тому, что субъективное право утратит свое значе-
ние и свою ценность (С. Н. Братусь. Субъекты гражданского
права. М., Госюриздат, 1950, стр. 20-21). Последняя точка зрения.
нам представляется более правильной. Но так или иначе, интерес,
понимаемый как социально-значимый, классовый интерес, имеет ре-
шающее значение для субъективного гражданского права.

-95-

произведениях (п. <з> ст. 9 <Основ>), право на коррек-
туру своего произведения (п. 17 типового издательского
договора), право присутствовать на всех репетициях,
просмотрах и обсуждениях спектакля (п. 8 типового по-
становочного договора). Приведенный здесь перечень
могущих принадлежать автору прав не является исчер-
пывающим. Закон и другие нормативные акты предостав-
ляют автору и некоторые другие права (правомочия).
Конкретное же содержание прав (правомочий) автора на
данное произведение определяется родом произведения
и способом его использования.

Вместе с тем надо иметь в виду, что в зависимости от
развития техники и появления новых способов использо-
вания произведений могут появляться и новые виды
правомочий автора.

Широкий круг закрепленных законом за автором прав
является ярким доказательством заботы Коммунистиче-
ской партии и Советского правительства об обеспечении
наиболее благоприятных условий для стимулирования
творческой деятельности авторов.
* * *

В советской юридической литературе принято деление
субъективных гражданских прав на права имуществен-
ные и права личные (*1). Этим делением пользуются также
и законодательство (*2) и судебная практика (*3).

В настоящей работе мы не можем ставить перед
собой задачу исследования общего вопроса о делении
субъективных гражданских прав на права имущественные
и личные. Но поскольку это деление применяется в лите-
ратуре и в отношении авторских правомочий, приходится
все же уделить ему известное внимание.

Под имущественными правами обычно понимаются
права, имеющие экономическое содержание. Что же пред-

(**1) <Советское гражданское право>, т. 1. М., Госюриздат, 1950,
стр. 113.
(**2) Закон о судоустройстве СССР (ст. 2); Положение о прокурор-
ском надзоре СССР (ст. 2).
(**1) В качестве примера можно сослаться хотя бы на постановле-
ние Пленума Верховного суда СССР от 7 мая 1954 г. <О судебной
практике по делам об установлении фактов, от которых зависит
возникновение, изменение или прекращение личных или имущест-
венных прав граждан>.

-96-

ставляют собой личные права, является более чем
спорным.

Так, С. Н. Братусь пишет, что, строго говоря, каждое
субъективное право является личным правом, поскольку
оно принадлежит определенному лицу. Можно понимать
также под личным правом всякое субъективное право,
обеспечивающее удовлетворение неимущественных инте-
ресов. И наконец, в более узком смысле под личным не-
имущественным правом можно понимать только права на
блага, неотделимые от личности (право на имя, на честь,
право авторства и др.); неотделимость благ от личности
означает непередаваемость этих благ, а потому и непере-
даваемость личных неимущественных прав (*1).

Е. А. Флейшиц, отмечая многообразие значения тер-
мина <личные права>, выделяют особую группу <личных
прав>, охраняющих непротивоправные проявления инди-
видуальных черт, способностей, стремлений человека.
К числу таких прав она относит: 1) права на жизнь, здо-
ровье, на телесную неприкосновенность и на личную сво-
боду, 2) право на имя, 3) право на честь и 4) личные
права изобретателей и авторов литературных, научных или
художественных произведений (*2).

М. М. Агарков, также обращая внимание на много-
образие значений термина <личные права>, сам понимает.
под <личными правами> некоторые неимущественные
права, защищаемые против всякого и каждого (так на-
зываемые абсолютные), права на блага, неотделимые от
личности субъекта права. Возражая против определений
понятия <личных прав>, данного Е. А. Флейшиц,
М. М. Агарков отмечает прежде всего, что оно является
слишком широким. Индивидуальные особенности личности,
ее наклонности, вкусы и т. д. охраняются и правом личной
собственности и другими правами, принадлежащими от-
дельному гражданину. По мнению М. М. Агаркова, опре-
деление Е. А. Флейшиц обладает и другим недостатком.
Оно совершенно не подходит для определения наиболее
важных видов личных прав, а именно-права на честь и
права авторства. Честь является некоторым чисто

(**1) <Советское гражданское право>, т. 1. М., Госюриздат,
1950, стр. 193.
(**2) Е. А. Флейшиц. Личные права я гражданском праве
Союза ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 9, 121.

-97-

объективным качеством. Ее никак нельзя отнести к вкусам,
наклонностям или вообще к индивидуальным особенно-
стям отдельного человека. Равным образом авторство, т. е.
принадлежность определенному лицу как автору литера-
турного или иного произведения, является объективным
фактом. Защита права авторства, защита права назы-
ваться автором произведения и права запрещать другим
приписывать это авторство кому-либо другому не имеет
никакого отношения к индивидуальным особенностям и
наклонностям того или другого лица (*1).

Расходится М. М. Агарков с Е. А. Флейшиц и в отно-
шении круга личных неимущественных прав, охраняемых
гражданским, правом. М. М. Агарков не видит оснований
к отнесению к области гражданского права таких прав,
как право на жизнь, на свободу, па телесную неприкосно-
венность. По мнению М. М. Агаркова, по поводу таких
личных благ, как жизнь, здоровье, свобода, возникают
лишь отношения, регулируемые административным пра-
вом или уголовным правом, но не возникает общественных
отношений, которые пришлось бы отнести к другой отрас-
ли советского права (*2).

Автор статьи в Большой Советской Энциклопедии
<Личные права по советскому праву> подразделяет лич-
ные права на политические (право участия в выборах,
право собраний и др.), имущественные (право личной
собственности, право на социальное обеспечение, право
на алименты и др.) и неимущественные (например автор-
ство). Далее он указывает, что некоторые имущественные
личные права неразрывно связаны с данным лицом и не

<< Предыдущая

стр. 17
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>