<< Предыдущая

стр. 18
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

могут передаваться (алиментные права и др.). Личные
же неимущественные права характеризуются двумя при-
знаками: они не подлежат оценке и неотделимы от обла-
дателя этих прав (*3).

Такие разноречивые суждения о природе и круге лич-
ных прав показывают, что этот вопрос не может еще счи-
таться разрешенным (*4).

(**1) М. Агарков. Предмет и система советского гражданского
права (<Советское государство и право>, 1940, № 8-9, стр. 65--66).
(**2) См. там же, стр. 68.
(**3) <Большая Советская Энциклопедия>, т. 25, изд. 2-е, стр. 305.
(**4) Кроме названных выше работ см. также: Е. Домбровский.
Неимущественный интерес в гражданском праве (<Социалистиче-
ская законность>, 1937, № 8); И. Гуревич. Честь и другие не-
имущественные права граждан и их охрана в социалистическом
гражданском праве (<Советская юстиция>, 1939, № 2): В. Рясен-
цев. Неимущественный интерес в советском гражданском праве
(<Уч. зап. Мос. юр. ин-та>, 1939, № 1, стр. 26). С новой концепцией
личных прав выступил К. Ф. Егоров в статье <Личные неиму-
щественные права граждан в СССР> (<Вопросы советского права>.
<Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та>, № 151, 1953, стр. 139-150).

-98-

Следует констатировать, что советское законодатель-
ство по авторскому праву не знает деления прав автора
на личные и имущественные. Статья 7 <Основ>, перечис-
ляющая основные правомочия автора, не указывает, ка-
кие из них относятся к личным и какие-к имуществен-
ным правам. В статье же II закона об авторском праве
РСФСР сказано только, что <авторское право подлежит
защите от нарушения также и в тех случаях, когда с на-
рушением его не связаны определенные имущественные
интересы>.

Несмотря на это, в теории советского гражданского
права прочно укрепилось деление принадлежащих автору
прав на права личные и права имущественные (*1). При этом
иногда делаются попытки связать личные и имуществен-
ные права автора с двумя группами отношений, регули-
руемых авторским правом, - отношениями личными и
отношениями имущественными (*2).

Нам представляется, однако, что о непосредственной
связи права с теми или иными общественными отноше-
ниями можно говорить только в тех случаях, когда речь
идет о нормах права (или совокупности правовых норм),
регулирующих тот или иной круг общественных отноше-
ний. Общей же предпосылкой конкретного субъективного
права, как возможности определенного поведения упра-
вомоченного лица, является признанная законом право-
способность (правосубъектность) лица, которая, при на-

(**1) Ci. <Советское гражданское право>, т. II. М., Госюриздат,
1951, стр. 337; Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском
праве Союза ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 161-
162; Е. П. Торка невский. Личные и имущественные права
авторов литературных произведений по советскому праву. Авто-
реф. канд. диссерт. Куйбышев, 1953, и др.
(**2) И. А. Гринголь ц. Права автора сценического произведе-
ния в СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 7-8; В. А. Ка-
батов. Советское авторское право на произведения изобразитель-
ного искусства. Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 4.

-99-

личии указанных в законе условий, и получает свой
непосредственное осуществление в конкретных субъектив-
ных правах (и обязанностях) (*1). Поэтому нет оснований
связывать субъективные права автора непосредственно с
теми или иными отношениями, регулируемыми советским
авторским правом. Какие именно права автора относятся
к его имущественным правам и какие - к личным, в со-
ветской литературе является спорным. В отношении лич-
ных прав автора советские юристы обычно придержи-
ваются трехчленного деления, разграничивая эти права
на три основные группы: 1) право автора на опубликова-
ние произведения (на выпуск его в свет); 2) право на
авторство; 3) право на неприкосновенность произведе-
ния (*2). Что же касается имущественных прав, то некоторые
юристы относят к их числу только право на получение
гонорара (*3); другие, кроме права на получение гонорара,
включают в число имущественных прав автора и право
на воспроизведение и распространение произведения и
некоторые другие правомочия имущественного характе-
ра (*4). Вместе с тем довольно единодушно советские циви-
листы подчеркивают тесное переплетение имущественных
и личных прав автора (*5), что, с нашей точки зрения, яв-

(**1) См. С. Н. Братусь. Субъекты гражданского права. М.,
Госюриздат, I960, стр. 17; А. В. Венедиктов. О субъектах со-
циалистических правоотношений (<Советское государство и право>,
1955, №6, стр. 19).
(**2) Ci. M. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюр-
издат, 1955, стр. 120; Е. А. Флейшиц. Личные права в граждан-
ском праве Союза ССР и капиталистических стран. M., 1941,
стр. 165 и др.
(**3) См. И. А. Грингольц. Права автора сценического произ-
ведения в СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 8:
А. И. Ваксбер г. Основные черты издательского договора по
советскому гражданскому праву. <Уч. зап. ВИЮН>, вып. 3. М"
Госюриздат, 1955, стр. 110-III.
(**4) См. <Советское гражданское право>, т. II. M., Госюриздат,
1951, стр. 348; Б. Н. Городецкий. Правовое положение писа-
телей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР.
М., 1946, стр. 12; В. А. Кабатов. Советское авторское право на
произведения изобразительного искусства. Автореф. канд. диссерт.
М., 1954, стр. 4.

(**5) См. <Советское гражданское право>, т. II, М" Госюриздат,
1951, стр. 337: M. Агарков. Предмет и система советского граж-
данского права (<Советское государство и право>, 1940, № 8-9,
стр. 69); А. И. В аксбер г. Некоторые вопросы советского автор-
ского права (<Советское государство и право>, 1954, № 8, стр. 37)
и др.

-100-

ляется только известным образным выражением, но не
дает надлежащего объяснения роли и значения принад-
лежащих автору прав.

Мы позволяем себе утверждать, что каждое принадле-
жащее автору право (правомочие) призвано в той или
иной мере, в большей или меньшей степени охранять как
его имущественные, так и неимущественные интересы (*1).

Так, например, право на выпуск произведения в свет
обычно считается личным правом автора, но от опубли-
кования произведения автор в подавляющем большинстве
случаев получает известный доход. Таким образом, воз-
можность имущественного интереса у автора в связи с
осуществлением им права на выпуск произведения в свет
не может вызывать сомнений.

Принадлежащее автору право на переиздание про-
изведения, как правило, связанное с получением гонорара,
охраняет не только его имущественные, но и неимущест-
венные интересы: автор может возражать против переизда-
ния, если считает свое произведение уже устаревшим или
требующим исправлений в связи с указаниями критики.
Нарушение права на авторство, также обычно призна-
ваемого личным правом автора, может нарушить и
имущественные интересы автора (например в случае
выдачи чужого произведения за свое).

(**1) Под имущественным интересом мы понимаем всякий интерес,
так или иначе связанный с имущественной сферой данного лица.
Неимущественным интересом, очевидно, будет являться интерес, не
связанный с имущественной сферой данного лица. Такое, правда,
весьма общее определение понятий имущественного и неимущест-
венного интереса позволяет, как нам кажется, избегнуть тех за-
труднений, которые возникают при попытках дать более детальное
определение этих понятий.

В отдельных случаях установление имущественного и неиму-
щественного характера интереса, быть может, составит некоторые
затруднения. Для подавляющего же большинства случаев при на-
личии спора суду не составит затруднения установить, идет ли дело
об охране имущественных или неимущественных интересов автора,
поскольку на практике всегда дело идет о каких-то конкретных
интересах (имущественного или неимущественного порядка). Прак-
тически суд будет руководствоваться ст. II закона об авторском
праве РСФСР, в равной мере охраняющей не только имуществен-
ные, но и неимущестренные интересы автора.

-101-

Личным правом признается и право на неприкосно-
венность произведения; но в случае, например, искажения
театрально-зрелищным предприятием пьесы при ее поста-
новке могут быть нарушены не только неимущественные,
но и имущественные интересы автора, поскольку такое
искажение может повести не только к сокращению выруч-
ки от посещений публикой театра (автор драматического
произведения получает вознаграждение в виде процент-
ных отчислений от суммы сбора за продажу билетов), но
и к снятию пьесы с репертуара театра.

С другой стороны, получение значительного вознаграж-
дения в большинстве случаев означает одобрение обще-
ством личных заслуг автора как творца литературно-
художественного, музыкального или иного произведения
и тем самым непосредственно затрагивает и неимущест-
венные интересы автора: для автора является великой
честью получить признание и одобрение со стороны со-
циалистического общества (например в случае многочис-
ленных переизданий произведения, пользующегося успе-
хом у советского читателя).

В доказательство раздельного существования личных
и имущественных прав автора иногда делается ссылка
на различие в основаниях и последовательности возник-
новения личных и имущественных прав автора.

Так, А. И. Ваксберг утверждает, что личные, субъек-
тивные права автора возникают тотчас же после создания
им произведения. Возникновение у автора личных прав
является выражением его общегражданской правоспособ-
ности. Личные права принадлежат всякому автору произ-
ведения науки, литературы и искусства, отвечающего
определенным признакам (ст. ст. 1 и 4 <Основ>). Напро-
тив, имущественные права автор имеет, как правило,
только в случае использования обществом результатов его
труда. Имущественные права автора возникают лишь
при наличии сложного фактического состава, в который
входят: договор литературного (музыкального, художе-
ственного) заказа, создание произведения и его одобрение
(принятие); или: создание произведения, одобрение его,
предшествующее заключению договора, и согласие автора
на использование произведения, оформленное в виде изда-
тельского договора; или: создание произведения и факти-
ческое (бездоговорное, с нарушением личных прав

-102-

автора) использование произведения (напечатание, пуб-
личное исполнение), причем в этом случае у автора
возникают дополнительные имущественные правомочия,
вытекающие не только из факта использования произве-
дения обществом (авторский гонорар), но и из факта
нарушения личных авторских правомочий (штраф) и т. д.
Далее А. И. Ваксберг утверждает, что личные права
автора, раз возникнув, продолжают существовать либо
до смерти автора, либо даже до истечения 15 лет после его
смерти. Имущественные же права автора, так сказать, еди-
новременны: каждый раз по мере использования их авто-
ром они исчерпывают себя и прекращаются. Для того что-
бы они возникли у автора вновь (как субъективное право'),
снова должен наличествовать весь сложный фактический
состав или хотя бы должно иметь место восполнение
недостающих его элементов (*1).

Обращаясь к этим высказываниям А. И. Ваксберга,
следует прежде всего отметить, что для возникновения
<личных прав> автора еще недостаточно наличия у него
общей гражданской правоспособности; требуется нали-
чие важного юридического факта, с которым закон свя-
зывает возникновение прав автора,- создания произве-
дения. Центр тяжести при возникновении прав автора,
даже если они будут характеризоваться как личные,-не
в общей гражданской правоспособности автора, а в факте
создания произведения, отвечающего требованиям, уста-
новленным законом.

Нельзя согласиться с утверждением А. И. Ваксберга,
что будто бы имущественные права автор имеет, как пра-
вило, только в случае использования обществом резуль-
татов его труда. Не следует смешивать момент возникно-
вения права и момент его реализации. Реализация права
может иметь место иногда значительно позднее момента
его возникновения. Например, личный собственник, не
использующий в данное время принадлежащее ему иму-
щество для непосредственного удовлетворения своих
потребностей, может предоставить это имущество во
временное возмездное пользование другого лица, с тем,

(**1) А. И. Ваксберг. Некоторые вопросы советского автор-
ского права (<Советское государство и право>, 1954, № 8,
стр. 37-38).

-103-


конечно, чтобы такое предоставление имущества во вре-
менное возмездное пользование другому лицу не проти-
воречило потребительскому характеру личной собствен-
ности, не приводило к извращению основного содержания

<< Предыдущая

стр. 18
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>