<< Предыдущая

стр. 19
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

права личной собственности (*1). Так что же, разве право
распоряжения имуществом у личного собственника воз-
никнет только с момента сдачи личным собственником
имущества в аренду, со времени заключения договора
имущественного найма? Очевидно, на этот вопрос следует
дать отрицательный ответ. Право распоряжения вещью
возникает у личного собственника с момента приобрете-
ния им права собственности на эту вещь, но реализация
принадлежащего ему права распоряжения (в различных
формах) может произойти гораздо позже.

Аналогично должен решаться вопрос и в отношении
<имущественных прав> автора. Нельзя смешивать момент
их возникновения и момент их реализации. Право на по-
лучение определенной суммы гонорара автор приобретает
обычно при наличии авторского договора, одобрения
произведения издательством и т.д. Но право на извлече-
ние всеми законными способами имущественных выгод из
своего произведения (ст. 7 <Основ>) принадлежит автору
с момента создания им произведения литературы, науки
или искусства. Именно потому, что закон предоставляет
ему это право, автор и может получать авторский гонорар
при использовании в тех или иных формах, теми или
иными способами принадлежащего ему авторского права.
Предусмотренные статьей 7 <Основ> главные виды прав
автора возникают одновременно с моментом создания
'произведения (*2), но реализация их может происходить
позже (роман, повесть могут выйти в свет много лет спу-
стя после их написания).

Обратимся теперь к утверждению А. И. Ваксберга, что
личные права, раз возникнув, продолжают существовать

(**1) См. Р. О. Халфина. Право личной собственности граждан
СССР. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 151.
(**2) Лишь в качестве изъятия, для приобретения автором фото-
графических произведений авторских прав одного факта создания
произведения недостаточно, а требуется еще совершение некоторых
формальностей: обозначение на каждом экземпляре фирны, а так-
же года выпуска в свет фотографического произведения (см. ст. 12
<Основ>).

-104-

либо до смерти автора, либо даже до истечения пятна-
дцати лет после его смерти, имущественные же права, так
сказать, единовременны. По мнению А. И. Ваксберга,
имущественные права автора обладают особым качест-
вом: по мере их использования автором они исчерпывают
себя и прекращаются. Если считать, что имущественное
право автора сводится к получению гонорара по заклю-
ченному им авторскому договору, то, разумеется, второй
раз получить гонорар по тому же договору автор не впра-
ве: право на получение соответствующей суммы гонорара
им уже использовано. Но основное-то право на извлече-
ние <имущественной выгоды> из созданного произведе-
ния, предоставленное ему статьей 7 <Основ>, остается.
Как же можно при таких условиях утверждать, что иму-
щественные права <единовременны>, по мере использова-
ния исчерпывают себя и прекращаются! Именно право на
извлечение всеми законными способами имущественных
выгод из произведения не только существует до смерти
автора, но, как правило, и в течение пятнадцати лет
после его смерти и может быть использовано его право-
преемниками; некоторые же права, относимые А. И. Вакс-
бергом к числу <личных прав>, прекращаются со
смертью автора.

В связи с разграничением прав автора на права иму-
щественные и права личные, неимущественные, в литера-
туре возник спор о соотношении имущественной и личной
сторон в авторском праве, имущественных и личных, не-
имущественных, прав.

Некоторые юристы выдвигают на первое место имуще-
ственные права автора. Так, в частности, А. Я. Канторо-
вич писал, что <авторское право по своему существу есть
институт имущественного характера> (*1). Но этот взгляд
находится в явном противоречии со всем развитием со-
циалистического права, ставящего своей задачей всемер-
ную охрану не только имущественных, но и неимущест-

(**1) А. Я. Канторович. Авторское право. М., 1926, стр. 62.
Надо отметить, что декрет о частных имущественных правах граж-
дан от 22 мая 1922 г. (СУ РСФСР 1922, № 36, ст. 423) включат
в число этих имущественных прав и авторское право. Это .обстоя-
тельство не могло не повлиять на взгляды, некоторых советских
юристов, писавших по вопросам авторского права.

-105-

венных интересов личности '. Исходя из того, что в статье 7
<Основ> на первом месте помещены право на авторство и
право на выпуск произведения в свет, другие юристы уста-
навливают примат личных прав автора над его имуще-
ственными правами. Так, Б. С. Мартынов полагает, что
<авторское право имеет характер чисто личного правомо-
чия, вытекающего из творческого акта, авторское же воз-
награждение составляет лишь его следствие как форма
оплаты труда> (*2). Аналогично Е. А. Флейшиц пишет: <Со-
ветское авторское право выдвигает на первое место лич-
ные правомочия автора, трактуя имущественные его пра-
вомочия как вывод из личных правомочий и как примене-
ние социалистического принципа вознаграждения труда
по количеству и качеству> (*3). Е. П. Торкановский считает,
что в комплексе личных и имущественных прав ведущая
роль принадлежит личным правам автора (*4). Таким обра-
зом, эти юристы ведущее значение придают личным пра-
вам автора.

В связи с изложенными взглядами о примате личных
прав автора над имущественными следовало бы прежде
всего отметить, что при установлении соотношения между
личными и имущественными правомочиями автора нельзя
оперировать теми соображениями, что в статье 7 <Основ>
на первом месте помещены личные, а на втором - иму-
щественные права автора. В статье 7 <Основ> законода-
тель просто расположил основные права автора в той по-
следовательности, в какой они обычно осуществляются.
Сначала автор решает вопрос, созрело ли его произведе-
ние для того, чтобы можно было передать его на суд
общества и делать ли это от собственного имени или

(**1) Забота Советского государства об охране неимущественных
интересов автора нашла свое отражение уже в первые годы Совет-
ской власти-в декрете от 26 ноября 1918 г. <О признании научных,
литературных, музыкальных и художественных произведений госу-
дарственным достоянием> (СУ РСФСР 1918, № 86, ст. 900). После-
дующее советское законодательство по авторскому праву устано-
вило широкую охрану неимущественных интересов автора.

(**2) Б. Мартынов. Основные проблемы авторского права.
(<Советское государство и право>, 1941, № 4, стр. 34).

(**3) Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве Союза
ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 200.

(**4) Е. П. Торкановский. Личные и имущественные права
авторов литературных произведений по советскому праву. Автореф.
канд. диссерт. Куйбышев, 1953, стр. 6.

-106-

выступить под псевдонимом или анонимно. Затем автор
приступает к изданию или иному виду опубликования про-
изведения, с чем связывается непосредственное получение
<материальной выгоды>. Выводить какой-нибудь другой
смысл из расположения правомочий автора в статье 7
<Основ> нет оснований.

Ошибочной вообще является сама концепция выве-
дения имущественных правомочий автора из его личных
прав. Она противоречит статье 118 Конституции Союза
ССР, закрепляющей за каждым гражданином СССР не-
посредственное, а не производное право на оплату его
общественно полезного труда. Автор литературного или
художественного произведения (писатель, художник
и т. д.) имеет такое же непосредственное право на оплату
своего труда, как и рабочий, служащий и другой трудя-
щийся, с тем только отличием, что автор получает возна-
граждение не за свой живой труд, а за использование
результата его овеществленного труда. Все права автора
являются результатом его труда, а потому нет оснований
утверждать примат одних прав автора над другими.

В итоге мы приходим к выводу, что принятое в совет-
ской юридической литературе резкое разграничение лич-
ных и имущественных прав автора не подтверждается
практикой реализации авторских прав: одно и то же при-
надлежащее автору право (правомочие) может при опре-
деленных условиях охранять и его имущественные и не-
имущественные интересы, причем в одних случаях будут
одновременно охраняться и те и другие, в других же слу-
чаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, вопрос

будет идти об охране либо его имущественных, либо не-
имущественных интересов. Авторское же право в целом
охраняет все законные интересы автора. В случае нару-
шения этих интересов автор может, конечно, ссылаться
на отдельные предоставленные ему законом правомочия,
но он вправе в таком случае просто указать на принадле-
жащее ему авторское право. На практике так обычно и
бывает. Например, скульптор может заявить о том, что.
ему были причинены убытки в связи с нарушением его
права на воспроизведение и распространение произведе-
ния, но он может просто сослаться на нарушение его
авторского права, и суд, конечно, признает такую ссылку
вполне достаточной. Ведь и при нарушениях права coб-

-167-

ственности, если не считать специального случая, преду-
смотренного статьей 59 ГК, собственник не обязан дока-
зывать, что нарушено какое-то из принадлежащих ему
правомочий, перечисленных в статье 58 ГК, а может
просто указать на нарушение принадлежащего ему права
собственности.

Таким образом, принятое нашей теорией деление прав
(правомочий) автора на имущественные и личные имеет
более чем условное значение (*1). Практически значительно
более важным является не классификация прав (право-
мочий) автора на имущественные и личные, а исследова-
ние содержания отдельных прав, закрепленных законом
за автором.

(**1) М. В. Гордон также признает, что <очень трудно разграничить
нрава личные .и права имущественные и рассматривать каждую из
этих частей права раздельно... Раздельное рассмотрение в теории
авторского права личных и имущественных правомочий,-как ука-
зывает М. В. Гордон,-является скорее делом научного разграни-
чения или удобства изложения, чем делом принципа. Разграничение
имущественных и личных правомочий автора иногда возможно лишь
в случаях, когда известна цель, которую преследует автор при
осуществлении данного правомочия. Поэтому деление правомочий
автора на личные и имущественные носит характер условный>
(М; В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955,
стр. 77--78). Однако в дальнейшем изложении М.-В..Гордон после-
довательно этого взгляда не провозит. Ср., например, стр. 117 и сл.

-108-

2. Основные виды прав автора

К числу основных прав (правомочий) автора обычно
относят: 1) право на авторство; 2) право на выпуск про-
изведения в свет; 3) право воспроизводить и распростра-
нять произведение; 4) право на неприкосновенность
произведения; 5) право на получение авторского возна-
граждения за использование произведения.

На рассмотрении этих основных прав автора мы и
предполагаем сосредоточить свое внимание. О других
оравах автора мы имеем здесь возможность говорить
только в связи с рассмотрением этих основных прав.

Право на авторство является одним из важ-
нейших прав автора; оно обеспечивает за данным лицом
признание того, что именно это лицо является творцом
конкретного произведения литературы, науки или искус-
ства.

Право на авторсгво состоит из нескольких правомочий.
Статья 7 <Основ> имеет в виду только одно из этих пра-
вомочий, а именно: право автора произведения опреде-
лить способ обозначения автора (под собственным име-
нем, под псевдонимом или анонимно) (*1). Но в состав права
на авторство или права на авторское имя входит, как пра-
вильно указывает М. В. Гордон, и более широкое право -
право считаться автором произведения (*2). Именно этот
элемент и является основным в праве на авторство.

Поэтому в случае опубликования произведения без
указания имени автора последний вправе требовать в
судебном порядке доведения до сведения общества об его
имени (путем опубликования в газете или иным образом).

В ряде случаев признание данного лица автором про-
изведения тесно связано с имущественными интересами
автора: поскольку это лицо признано творцом произведе-
ния, постольку ему принадлежит и право на вознаграж-
дение (авторский гонорар). Но могут быть и такие слу-
чаи, когда данное лицо не имеет какого-либо имуществен-
ного интереса и все же является заинтересованным в
признании за ним прав авторства.

По уже цитированному делу Северо-Кавказского то-
варищества <Художник> с Яскевич и Зинченко Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного суда СССР

<< Предыдущая

стр. 19
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>