<< Предыдущая

стр. 2
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

постановкой кинофильма, публичным исполнением музы-
кального произведения и др. Одной из основных задач со-
ветского авторского права является всемерная охрана
имущественных и неимущественных интересов авторов.
Это содействует вовлечению в творческую деятельность
широких масс трудящихся. Закон охраняет всякое произ-
ведение литературы, науки и искусства независимо от его
достоинства и назначения. Эта норма имеет большое зна-
чение для развития творческой деятельности, так как вся-
кий автор, даже начинающий, может рассчитывать на
охрану его интересов (*1). К этому следует добавить, что на-
чинающим авторам обеспечивается широкая помощь со
стороны творческих организаций (консультации, рецензи-
рование и проч.) (*2).

(**1) См. ниже. гл. II, 1.

(**2) В послевоенные годы установилась практика периодического
созыва всесоюзных, республиканских, краевых и областных совеща-
ний молодых писателей для обсуждения их творческой деятельности.
В январе 1966 г. состоялось Всесоюзное совещание молодых писате-
лей, созванное правлением Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ,
в котором участвовало около 350 молодых авторов, приехавших из
разных мест Советского Союза. На совещании были рассмотрены
результаты творчества молодых авторов и проведен с ними ряд семи-
наров (см. <Правда> от 10 января 1956 г.).

-8-

Задачей советского авторского права является также
обеспечение правовыми средствами создания произведений,
полноценных в идейном и художественном отношении. С
этой целью устанавливается ряд правовых норм, гаранти-
рующих создание произведения в соответствии с условия-
ми авторского договора, санкции на случай его невыполне-
ния и т. д.

При оценке качества произведений очень важное значе-
ние имеют постановления и указания ЦК партии по идео-
логическим вопросам, которыми четко определяются тре-
бования, предъявляемые к качеству научных трудов, ли-
тературно-художественных, музыкальных и иных произве-
дений (*1).

Это прежде всего требование высокой идейности и пар-
тийности литературы, науки и искусства.

В своей известной статье <Партийная организация и
партийная литература> В. И. Ленин 50 лет назад писал:
<Литература должна стать партийной. В противовес бур-
жуазным нравам, в противовес буржуазной предпринима-
тельской, торгашеской печати, в противовес буржуазному
литературному карьеризму и индивидуализму, <барскому
анархизму> и погоне за наживой,- социалистический про-
летариат должен выдвинуть принцип партийной литера-
туры, развить этот принцип и провести его в жизнь в воз-
можно более полной и цельной форме>. <Литературное
дело должно стать частью общепролетарского дела...> (*2).
Ленинский принцип партийности литературы целиком при-

(**1) См. резолюцию ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 г. <О политике
партии в области художественной литературы>; постановление ЦК
ВКП(б) от 15 августа 1931 г. <Об издательской работе>; постановле-
ние ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. <О перестройке литературно-
художественных организаций>; постановления ЦК ВКП(б): от 14 ав-
густа 1946 г.-<О журналах <Звезда> и <Ленинград>, от 4 сентября
1946 г.-<О кинофильме <Большая жизнь>, от 26 августа 1946 г.-
<О репертуаре драматических театров и о мерах к его улучшению>
(<О партийной и советской печати>. Сб. документов. М., Изд-во
<Правда>, 1954); обращение ЦК КПСС ко Второму Всесоюзному
Съезду советских писателей и др.
(**2) В. И. Ленин. Соч., т. 10, стр. 27.

-9-

меним и к области искусства и науки. Однако принцип
партийности не означает ограничения свободы автора в
его творчестве, если это творчество исходит из идей и прин-
ципов марксизма-ленинизма, направлено на служение ин-
тересам народа. В. И. Ленин говорит: <Каждый худож-
ник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право тво-
рить свободно, согласно своего идеала, независимо ни
от чего.
- Но, понятно, мы - коммунисты. Мы не должны сто-
ять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь.
Мы должны вполне планомерно руководить этим процес-
сом и формировать его результаты> (*1).

Метод социалистического реализма есть единственное
идейно-творческое направление всей литературы социали-
стического общества. Но в пределах этого единого направ-
ления не только могут быть, но и имеются разнообразные
течения, отличающиеся друг от друга различными особен-
ностями. Метод социалистического реализма представляет
автору широкие возможности для проявления творческой
инициативы в развитии всех видов и жанров литературы:
Вместе с тем. должны пресекаться любые попытки ожив-

ления национализма, космополитизма и других проявлений
буржуазной идеологии. В культурный фонд советского на-
рода должны включаться только произведения высокой
идейной и художественной ценности.

Иначе обстоит дело в условиях буржуазного общества.
Э той же статье <Партийная организация и партийная ли-
тература> В. И. Ленин писал: <В обществе, основанном
на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы тру-
дящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть
<свободы> реальной и действительной... Жить в обществе
и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуаз-
ного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскиро-
ванная (или лицемерно маскируемая) зависимость от де-
нежного мешка, от подкупа, от содержания> (*2).

Однако задачи советского авторского права не исчерпы-
ваются только охраной интересов автора и содействием
созданию полноценных в идейно-теоретическом и художе-
ственном отношении произведений. Перед советским ав-

(**1) Сб. <Ленин о культуре и искусстве>. Воспоминания Клары
Цеткин о В. И. Ленине. М.. Изогиз, 1938. стр. 298.
(**2) В. И. Ленин. Соч., т. 10, стр. 30.

-10-

торским правом стоит ответственная задача - обеспечить
как можно более широкое распространение среди народа
произведений литературы, науки и искусства, могущих
служить развитию многонациональной социалистической
культуры, построению коммунистического общества.

Обеспечивая авторам необходимые условия для созда-
ния полноценных художественных произведений, рису-
ющих образы лучших людей нашей эпохи, показывающих
примеры их самоотверженного труда и бичующих еще
сохранившиеся пережитки капитализма в сознании людей,
содействуя распространению таких произведений среди
народа, советское авторское право участвует в борьбе за
формирование характера советского человека.

Исходя из вышеизложенного, можно было бы опреде-
лить советское авторское право как систему правовых
норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с
созданием и использованием произведений литературы, на-
уки и искусства, в целях всемерной охраны интересов
авторов и стимулирования их творческой деятельности на
создание полноценных в идейно-теоретическом и художест-
венном отношениях произведений, а также наиболее ши-
рокого распространения среди трудящихся произведений,
могущих служить развитию и укреплению многонацио-
нальной социалистической культуры, построению коммуни-
стического общества.

На социалистических началах строится и авторское
право стран народной демократии. Большинство стран на-
родной демократии уже ввело в действие новые законы об
авторском праве: в Албанской Народной Республике
действует закон <Об охране авторских прав> от 24 сентяб-
ря 1947 г.: в Румынской Народной Республике-<Об ав-
торском праве на произведения, предназначенные для

печати> от 10 декабря 1950 г.: в Народной Республике
Болгарии - закон об авторском праве от 1 ноября 1951 г.(*1);
в Венгерской Народной Республике - постановление Со-
вета министров <Об издании литературных произведений>
от 21 апреля 1951 г.; в Польской Народной Республике-
закон об авторском праве от 10 июля 1952 г. (*2) в Чехосло-

(**1) См. <Гражданское законодательство Болгарской Народной
Республики>. М., 1952, стр. 201 и ел.

(**2) См. <Конституция и основные законодательные акты Польской
Народной Республики>, М., 1953, стр. 263 и ел.

-11-

вацкой Республике - закон об авторском праве от 22 де-
кабря 1953 a. (*1).

В Монгольской Народной Республике авторское право
регулируется нормами Гражданского Кодекса МНР, утвер-
жденного 27 мая 1952 г.

Нормы законодательства по авторскому праву стран
народной демократии направлены на защиту интересов
авторов и поощрение их к творчеству, содействующему
культурному росту народа, на распространение среди тру-
дящихся произведений литературы, науки и искусства,
которые должны стать действенным орудием построения
социалистического общества.

На принципиально иных началах строится авторское
право в капиталистических странах. <Буржуазия лишила
священного ореола все роды деятельности, которые до тех
пор считались почетными и на которые смотрели с благо-
говейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта,
человека науки она превратила в своих платных наемных
работников> (*2). В буржуазном обществе законодательство
по авторскому праву признает за автором исключительное
право распоряжения своим произведением. Формально
только сам автор вправе осуществить все правомочия,
возникающие из создания и использования им произведе-
ния. Но фактически в капиталистических странах автор-
ское право охраняет не столько интересы автора, сколько
интересы принадлежащих монополистическим объедине-
ниям издательств, киностудий, радиовещательных компа-
ний и т. д., извлекающих из использования произведения
огромные доходы. В буржуазном обществе произведения
литературы, науки и искусства являются товаром, на кото-
рый капиталист при помощи издательского, сценарного
или иного договора приобретает монопольное право поль-
зования и распоряжения в целях извлечения прибыль. Сам
же автор является производительным работником лишь
постольку, поскольку результат его труда может быть ис-
пользован для выгоды капиталиста. Характеризуя поло-
жение писателя в буржуазном обществе, К. Маркс говорит:
<Писатель является производительным работником не по-

(**1) См. <Бюллетень чехословацкого права>, 1954, № 1.
(**2) К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической
партии. М., Госполатиздат, 1953, стр. 35.

-12-

тому, что он производит идеи, а потому, что он обогащает
книгопродавца, издающего его сочинения, т. е. он произ-
водителен постольку, поскольку является наемным работ-
ником какого-нибудь капиталиста> (*1). Капиталистические
монополии, пользуясь тем, что в их руках сосредоточены
основные средства производства и авторы материально
зависимы от них, диктуют последним свои условия, вы-
нуждая создавать произведения, угодные монополистам,
и препятствуя опубликованию нежелательных для них
работ.

Следует, однако, иметь в виду, что в капиталистических
странах имеются и прогрессивные организации (издатель-
ства, киностудии и т. д.), преследующие цели распростра-
нения в массах передовых, демократических идей. Но все
же не им принадлежит там решающая роль.

Характерное для социалистического общества сочета-
ние личных и общественных интересов находит свое яркое
отражение и в советском авторском праве, которое строит-
ся на последовательном проведении принципа сочетания
интересов автора и всего общества. При этом ведущее
место должны занимать интересы социалистического об-
щества, требующего не только создания высокоидейных
художественных произведений, но и их наиболее широкого
обнародования, в чем заинтересован и сам автор, есте-
ственно стремящийся к тому, чтобы его произведение по-
лучило широкое распространение и оценку со стороны об-
щества (*2).

Советское авторское право как правовой институт-
часть советского гражданского права. Советское авторское
право регулирует основную массу отношений, связанных
с созданием и использованием при посредстве социалисти-
ческих организаций произведений литературы, науки и
искусства (*3)

(**1) К.Маркс. Теории прибавочной стоимости, ч. 1. М" Госполит-
издат. 1955, стр. 127.
(**2) И. Б. Новицкий. Солидарность интересов в советском
гражданском праве. М" Госюриздат, 1951, стр. 107.
(**3) Основными нормативными актами гражданско-правового ха-
рактера, регулирующими авторские отношения, являются постановле-
ние ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г. <О введении в действие ос-
нов авторского права> (C3 СССР 1928, № 27, ст. 245) и <Основы ав-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>