<< Предыдущая

стр. 20
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(**1) По мнению М. В. Гордона, <к праву требовать обозначения
имени автора на произведении относится и право юридического ли-
ца, если ему принадлежит авторское право на произведение, тре-
бовать, чтобы при издании произведения было обозначено наимено-
вание соответствующей организации. Так, исследовательский инсти-
тут имеет право на своих изданиях, сборниках, ученых записках
обозначать, что произведение создано в составе института>
(М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриздат,
1955, стр. 122). Но выход произведения "под маркой" юридического
лица, в частности научно-исследовательского института, никак нель-
зя уподоблять выпуску произведения в свет под именем автора.
Ст. 7 <Основ> к данному случаю не применима. Скорее можно в
этом случае видеть применение по известной аналогии правил
о производственных марках, помещаемых промышленными пред-
приятиями на выпускаемой ими продукции; вместе с тем следует
иметь в виду, что юридическое лицо вправе Требовать указания
своего наименования при выпуске произведения в свет независимо
от того, обладает ли оно на данное произведение авторским пра-
вом или не обладает.

(**1) М. В. Гордон. Понятие советского авторского права. <Уч.
зап. Харьк. юр. ин-та>, вып. 1. М" Юриздат, 1939, стр. 101.

-109-


установила, что <суд, не отрицая творческого характера
спорной работы, отверг их (Яскевич и Зинченко.-В. С.)
авторские права на эту работу, не указав при этом, кто
же в действительности является авторами спорной пано-
рамы>. Судебная коллегия признала, что. <если при новом
рассмотрении дела суд придет к выводу, что спорная
панорама и ее литографированная репродукция подпадает
под законодательство об авторском праве, суд должен
также установить, кто является действительным автором
или соавтором данной работы, так как право авторов
произведения считаться творцами их труда подлежит
судебной защите, и поэтому требование Яскевича и Зин-
ченко о сохранении за ними права именоваться авторами
панорамы основано на законе>. Поскольку истцы никаких
материальных претензий к товариществу <Художник> не
заявляют, Судебная коллегия определила все решения и
определения <в части спора о признании за Яскевич и
Зинченко авторских прав на сделанную ими панораму
<Арктический поход Челюскинцев> отменить и в этой
части дело передать на новое рассмотрение по первой
инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного суда Северо-Осетинской АССР> (*1).

Из права на авторство вытекают и некоторые другие
правомочия автора: а) право на неприкосновенность име-
ни автора в случае издания или постановки произведения,
либо другого, основанного на договоре, использования
третьим лицом произведения автора; б) право требовать
обязательного указания имени автора в случаях допуска-
емого законом использования произведения третьими
лицами (п. <в> ст. 9 и ст. 18 <Основ>, ст. 28 закона об ав-
торском праве РСФСР).

Некоторые советские юристы различают право на
авторство и право на авторское имя. Так, Е. А. Флейшиц,
считающая, что защита авторского имени, по общему пра-
вилу, есть вместе с тем защита авторства, допускает все
же возможность случаев нарушения права на имя автора,
но без нарушения права на авторство (автор обусловил
договором выпуск произведения в свет под псевдонимом,
а издательство выпустило произведение под действитель-

(**1) <Сборник постановлений Пленума и определений коллегий

Верховного суда СССР 1940 год>. М" Юриздат, 1941, стр. 282-283.

-110-

ной фамилией автора) (*1). Другие юристы говорят только
о праве на авторское имя (*2), наконец, третьи ставят знак
равенства между этими понятиями (*3).

Мы думаем, что, хотя в отдельных весьма редких слу-
чаях и не исключена возможность нарушения права на
авторское имя без нарушения права на авторство, все же
вряд ли имеются серьезные основания к установлению
двух самостоятельных видов прав автора: права на имя
и права на авторство. Вместе с тем следует иметь в виду,
что термин <право на авторское имя> подчеркивает
только одну сторону того сложного комплекса правомо-
чий, который именуется правом на авторство. Поэтому
мы считали бы более правильным говорить о праве на

авторство, включающем и право на выбор способа обо-
значения себя как творца произведения.

Обычно автор выступает под своим гражданским име-
нем. Это право осуществляется путем обозначения имени
автора(*4) на заглавном листе, на отдельных экземплярах
книги, брошюры, на афишах и другого рода публикациях,
при каждом исполнении музыкального или драматическо-
го произведения, на фильмокопиях, афишах и другого рода
извещениях, при показе кинокартины и т. д. В силу обо-
значения имени автора на произведении создается пре-
зумпция принадлежности произведения лицу, обозначен-
ному в качестве автора. Однако эта презумпция может
быть оспорена, если окажется, что действительным авто-
ром произведения является другое лицо.

Но из права на авторство не вытекает, что автор дол-
жен обязательно выступать перед обществом под своим
гражданским именем. Статья 7 <Основ> предоставляет

(**1) См. Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском пра-
ве Союза ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 194;
В. А. Кабатов также различает право на авторство и право на ав-
торское имя (В. А. Кабатов. Советское авторское право на
произведения изобразительного искусства. Автореф. канд. диссерт.
М.. 1954, стр. 3).

(**2) См. Е. П. Торкановский. Личные и имущественные пра-
ва авторов литературных произведений по советскому праву.
Автореф. канд. диссерт. Куйбышев, 1953, стр. 7; И. А. Грин-
гольц. Права автора сценического произведения в СССР. Авто-
реф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 8.

(**3)М. В. Гордон. Советское авторское право, М., Госюрнз-
дат, 1955, стр. 120.
(**4) Под именем автора разумеется в первую очередь его фамилия.

-111-

ему воэможности пользоваться любым избранным им
именем, выступать перед обществом под разными име-
нами или без указания своего имени (анонимно) (*1).

Выступая под псевдонимом, именуемым статьей 7
<Основ> <условным именем>, автор принимает какое-
нибудь вымышленное имя. Назначение псевдонима -
индивидуализация данного лица в какой-нибудь опреде-
ленной сфере деятельности (чаще всего в литературной).
Можно пользоваться и несколькими псевдонимами. В ка-
честве псевдонима чаще всего избирается какое-нибудь
специально придуманное имя. Так, например, великий
пролетарский писатель Алексей Максимович Пешков вы-
пускал свои произведения под псевдонимом Максим
Горький, и хотя псевдоним этот уже давно был раскрыт,
тем не менее произведения А. М. Пешкова и до настоя-
щего времени издаются как произведения Горького.

Следует ли считать произведение, вышедшее в свет
под инициалами автора, опубликованным под именем ав-
тора или под псевдонимом?

Поскольку инициалы все же имеют целью скрыть
гражданское имя автора, мы относим произведения, вы-
шедшие в свет с инициалами автора, к числу произведе-
ний под псевдонимом.

В нашей литературе имела место довольно оживлен-
ная полемика о праве советского автора пользоваться
псевдонимом. Некоторые авторы высказывались против
пользования псевдонимами, считая, что в наших условиях
окончательно устранены все причины, побуждающие
людей избирать себе псевдонимы, что давно отжившая
традиция избирать себе псевдонимы в советских условиях
иногда наносит серьезный вред, так как нередко за псевдо-
нимами прячутся люди, которые антиобщественно смот-
рят на литературное дело и не хотят, чтобы народ знал их
подлинные имена (*2). Другие авторы утверждали, что иэ-

(**1) Исключение установлено законом для фотографий. Для со-
хранения за фотографом авторского права на фотографические про-
изведения требуется обозначение на каждом экземпляре фирмы или
имени, фамилии и места жительства фотографа, а также года вы-
пуска в свет фотографического произведения (ст. 12 <Основ>).

(**2) См. М. Бубеннов. Нужны ли сейчас литературные псев-
донимы (<Комсомольская правда> от 27 февраля 1951 г.); М. Шо-
лохов. С опущенным забралом (<Комсомольская правда> от
8 марта 1951 г.).

-112-

бирать или не избирать себе литературное имя-это
личное дело писателя (*1). Нам представляется, что мотивы,
выдвинутые против пользования псевдонимами, не обос-
нованны. Верно, что теперь отпали те причины, которые
до Октябрьской революции побуждали людей избирать
себе литературные псевдонимы (в частности опасение
политических преследований). Но все же и теперь могут
существовать причины, побуждающие автора выступать
в печати под псевдонимом (особенно начинающего
автора).

Более всего приняты псевдонимы у литераторов (глав-
ным образом в периодической печати). Значительно реже
встречаются псевдонимы у художников (Кукрыниксы),
скульпторов (Шадр).

В связи с использованием автором псевдонима возни-
кает ряд вопросов.

Прежде всего, требуется ли соблюдение какого-нибудь
особого порядка для приобретения права на псевдоним?
В этом отношении закон никаких требований не выстав-
ляет. Поэтому каждый гражданин вправе без соблюдения
каких-либо формальностей избирать тот или иной псевдо-
ним, лишь бы он не противоречил правилам коммунисти-
ческой морали и социалистического общежития. Не тре-
буется какого-либо срока пользования псевдонимом
для приобретения на него права. Достаточно, чтобы дан-
ное лицо выступило под псевдонимом хотя бы один раз.
Как правильно отмечает Е. А. Флейшиц, право на охрану
псевдонима должно быть подчинено не условию длитель-
ного пользования псевдонимом, а условию подлинного
осуществления псевдонимом своего назначения: индиви-
дуализировать человека, участвующего в определенной
сфере труда или творчества (*2). Ставится иногда вопрос,
как быть в тех случаях, когда данное лицо избрало своим
псевдонимом гражданское имя другого лица, под кото-
рым последнее публикует свои произведения, либо когда
двумя различными лицами взяты тождественные псевдо-
нимы. Может ли носитель гражданского имени требовать

(**1) См. К. Симонов. Об одной заметке (<Литературная газе-
та> от 6 и 10 марта 1951 г.).

(**2) Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве Сою-
за ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 142.

-113-

включения в псевдоним каких-либо указаний, которые
устранили бы возможность смешения носителя псевдонима
с носителем тождественного официального имени? Может
ли один носитель псевдонима запретить другому лицу поль-
зоваться сходным псевдонимом? На практике случаи со-
впадения гражданского имени, под которым один писа-
тель выпускает свои произведения, и псевдонима, под
которым публикует свои произведения другой писатель,
возможны, хотя, конечно, в редких случаях не исключены
и совпадения псевдонимов. Нельзя отрицать, что на этой
почве возможны иногда недоразумения (когда, например,
раскритикованным в печати явится произведение, припи-
санное критиком одному автору, тогда как оно было на-
писано другим лицом). Мерами общественного воздей-
ствия (через соответствующие организации), как нам
кажется, можно было бы добиться устранения возмож-

ности смешения одного автора с другим. Легче всего, ко-
нечно, избежать такого смешения при совпадении псев-
донимов: всегда может быть избран другой псевдоним
или сделано в нем какое-нибудь изменение. Сложнее дело
обстоит при совпадении псевдонима одного автора с
гражданским именем, под которым другой автор высту-
пает в печати. Ясно, что нельзя заставить последнего не
выступать под своим гражданским именем (*1). С другой
стороны, могут быть случаи, когда автор выступает под
определенным псевдонимом уже много лет, приобрел та-
ким путем свое литературное имя или известность. По-
чему он должен отказаться от пользования своим псевдо-
нимом? Только по той причине, что его псевдоним совпал
с гражданским именем другого автора, о существовании
которого он и не подозревал?

Другое дело, если данное лицо сознательно выбрало
своим псевдонимом гражданское имя, под которым в той
же сфере деятельности выступает другое лицо. В этом
случае носитель гражданского имени может требовать

(**1) Так же как нельзя обязать не выступать в печати под своим
гражданским именем автора, если под таким же гражданским име-
нем выступает другой автор. Известен ряд случаев совпадения фа-

<< Предыдущая

стр. 20
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>