<< Предыдущая

стр. 21
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

милий писателей, причем инициалы имени и отчества тоже иногда
совпадали (например Влад. Ив. Немирович-Данченко и Вас. Ив. Не-
мирович-Данченко).

-114-

внесения в псевдоним каких-нибудь изменений, устраняю-
щих возможность смешения этих лиц (*1).

Закон допускает опубликование произведения и без
указания имени автора.


Раскрытие псевдонима или анонима должно быть
делом самого автора. Он может сделать это в любой
момент, когда это по тем или иным обстоятельствам по-
требуется (например в случае заявления кем-либо прав
на авторство в отношении произведения, вышедшего под
псевдонимом или анонимно). Пока же псевдоним или
аноним автором не раскрыт, следует признать, что пра-
ва автора произведения должны охраняться той органи-
зацией, которая осуществила издание произведения или
воспроизведение его иным способом. В действующем за-
конодательстве по авторскому праву такой нормы нет.
Но ее следовало бы ввести при пересмотре этого законо-
дательства.

Псевдоним, как и аноним, могут быть раскрыты, если
этого потребует общественный интерес.

Право вносить какие-либо изменения в обозначение
на произведении имени автора принадлежит только ав-
тору. При жизни автора изменение издательством или
зрелищным предприятием обозначения имени автора воз-
можно только с согласия последнего (ст. 18 <Основ>).

Автор вправе требовать, чтобы его имя было названо
при использовании его произведения третьими лицами в
дозволенных законом случаях. Так, при помещении не-
больших отдельных отрывков (*2) и даже полной перепе-
чатке незначительных по размеру литературных и иных
произведений, а также незначительных по объему сним-
ков, рентгенограмм и т. д. в научных, политико-просвети-
тельных, учебных сборниках и других научных произведе-
ниях - обязательно должны указываться автор и источ-
ник заимствования (п. <в> ст. 9 <Основ>). Автор должен
указываться и в ряде других случаев, прямо не предусмот-
ренных законом, в частности при использовании чужого
изданного произведения для создания нового, творчески

(**1) Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве Сою-
за ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 142.

(**2) Что понимать в данном случае под небольшими отрывками,
указывается в ст. 5 закона об авторском праве РСФСР.

-115-

Самостоятельного произведения, при передаче по радио
изданных и неизданных литературных и музыкальных
произведений, при использовании кинопроизводственным
предприятием при постановке кинокартин изданных и не-
изданных литературных и музыкальных произведений.

С другой стороны, охраняя права авторства, закон
воспрещает помещение на копиях художественных или
фотографических произведений подписей или монограмм (*1)
автора подлинника (п. <о> ст. 9 <Основ>).

Другим из основных, принадлежащих автору прав яв-
ляется право выпустить в свет свое произведение (ст. 7
<Основ>).

Только сам автор вправе решить, является ли его про-
изведение достаточно зрелым и настало ли время озна-
комить с ним общество. Только сам автор вправе устано-
вить порядок и форму ознакомления общества с создан-
ным им произведением.

Таким образом, только автор вправе решать Вопрос о
достаточной зрелости своего произведения и о передаче
его обществу для ознакомления и оценки.

В тесной связи с правом автора на выпуск произведе-
ния в свет стоит право на воспроизведение и распростра-
нение произведения, предусмотренное статьей 7 <Основ>.
Право на воспроизведение и распространение произведе-
ния является самостоятельным правомочием автора; без
согласия автора никто не может воспроизводить и рас-
пространять его произведение(*2). Воспроизведение и рас-

(**1) Под монограммой автора произведения понимается сплетение
нескольких начальных букв его имени и фамилии в виде так назы-
ваемого вензеля, а иногда какой-нибудь условный знак, заменяю-
щий подпись художника, гравера.

(**2) В отношении музыкальных произведений Пленум Верховного
суда СССР разъяснил, что автор музыкального произведения поль-
зуется правом на авторское вознаграждение при воспроизведении
и распространении его произведения путем записи на граммофон-
ную пластинку, так как: а) запись изданного в печатном виде му-
зыкального произведения на граммофонную пластинку с размноже-
нием и выпуском в продажу этих пластинок есть новый, самостоя-
тельный способ воспроизведения произведения автора; б) ст. 7
<Основ> авторского права относит выпуск в свет и воспроизведение
всеми дозволенными законом способами авторизованного произ-
ведения к содержанию защищаемого авторского права (из постано-
вления 45-го Пленума Верховного суда СССР-<Сборник действую-
щих постановлений Пленума Верховного суда СССР 1924-1951 гг.>.
М" Госюриздат, 1952, стр. 151). Судебные дела, связанные с нару-
шением права автора на воспроизведение и распространение произ-
ведения, встречаются и в других областях творческой деятельности,
в частности в области изобразительного искусства.

-116-

пространение произведения должны, как указывает закон
(ст. 7 <Основ>), осуществляться <дозволенными законом
способами>. В отношении литературных произведений
таким дозволенным законом способом, как правило, яв-

ляется их издание при посредстве социалистических
организаций - издательств. Однако со стороны закона
нет препятствий к осуществлению издания произведения
и без содействия издательства (*1).

Право на выпуск произведения в свет в большинстве
случаев осуществляется путем его воспроизведения и рас-
пространения. Но было бы неправильным считать, что
выпуск произведения в свет всегда возможен только
путем его воспроизведения и распространения. Публичное
исполнение композитором своего еще не изданного и пуб-
лично не исполнявшегося музыкального произведения
несомненно явится его опубликованием (выпуском в
свет). Опубликованием будет и выставление художником
на выставке вновь созданной им картины, скульптуры.

Однако в этих случаях нет ни воспроизведения, ни
распространения произведения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что и в отношении
литературных произведений их воспроизведение не всегда
совпадает с их выпуском в свет. Такое совпадение проис-
ходит, когда дело идет об издании еще неопубликованного
произведения (о первом издании). При переиздании же
литературного произведения имеет место воспроизведение
и распространение, но не выпуск в свет, поскольку произ-
ведение уже было доведено до сведения общества (опуб-
ликовано) при первом издании.

Воспроизведение и распространение произведения мо-
гут осуществляться и независимо друг от друга. Создание
так называемых авторских повторений несомненно яв-
ляется использованием художником принадлежащего ему
права на воспроизведение произведения, хотя может и не

(**1) Без участия издательств иногда выпускаются учебники и дру-
гие работы высшими учебными заведениями, научно-исследователь-
скими институтами и др.

-117-

сопровождаться их распространением. С другой стороны,
постановочный договор, заключенный драматургом со зре-
лищным предприятием на написание пьесы, является
способом распространения произведения, но не является
способом его воспроизведения, причем право драматурга
на выпуск произведения в свет совпадает с осуществле-
нием принадлежащего ему права на распространение
продукта его духовного творчества.

Но в большинстве случаев осуществление автором
права на выпуск произведения в свет совпадает с его вос-
произведением и распространением (во всяком случае
для литературных произведений).

Как уже отмечалось, право на выпуск произведения в
свет в советской юридической литературе принято отно-
сить к числу личных прав автора (*1). Что же касается права
на воспроизведение и распространение произведения, то

одни советские юристы считают его личным правом (*2), дру-
гие-имущественным правом(*3). Выше мы указывали, что
не придаем значения этой классификации, так как одно
и то же право автора может охранять как его неимущест-
венные, так и имущественные интересы. Так обстоит дело
и в данном случае. Осуществление права на выпуск про-
изведения в свет и права на воспроизведение и распро-
странение произведения обычно связано с получением ав-
тором гонорара, следовательно, направлено на обеспече-
ние его имущественных интересов. Но осуществление
автором этих прав возможно и независимо от каких-либо
имущественных интересов (например художник делает
копию со своей картины и дарит ее своему знакомому).
Для того чтобы произведение могло быть признано

(**1) См. <Советское гражданское право>, т. II. М., Госюриздат,
1951, стр. 349; Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском
праве Союза ССР и капиталистических стран. М., 1941, стр. 168;
И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения в
СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1963, стр. 13 и др.

(**2) См. Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве
Союза ССР и капиталистических стран. М" 1941, стр. 168; Е. П.
Торкановский. Личные и имущественные права авторов лите-
ратурных произведений по советскому праву. Автореф. канд. диссерт.
Куйбышев, 1953. стр. 8.

(**3) См. <Советское гражданское право>, т. II, М" Госюриздат,
1951, стр. 348; В. А. Кабатов. Советское авторское право на
произведения изобразительного искусства. Автореф. канд. диссерт.
М., 1954, стр. 4,

-118-

вышедшим в свет, требуется, чтобы оно в той или иной
форме было доведено до сведения общества, необходимо
наличие элемента <публичности>. Если этой <публич-
ности> нет, то нельзя и говорить о выходе произведения в
свет. Выпуск произведения в свет и его опубликование -
синонимы.

Для литературных произведений обычной формой их
опубликования является издание, для драматических и
музыкально-драматических - публичное представление,
для музыкальных-публичное исполнение, для произве-
дений изобразительного искусства-публичное выставле-
ние, для киносценария и кинофильма - публичное де-
монстрирование кинофильма и т. д. (ст. 14 <Основ>,
ст. ст. 7, 8 закона об авторском праве РСФСР).

Не имеет значения, происходило ли опубликование
произведения со взиманием платы с читателей, зрителей,
слушателей или нет.

Опубликованием будет, например, издание научного
произведения, не поступающего в продажу и рассылае-
мого бесплатно научно-исследовательским институтом от-
дельным лицам и учреждениям.

Следует признать опубликованием исполнение автором
своих произведений во время так называемых <творческих
отчетов> со свободным доступом публики, хотя никаких
публикаций или иных оповещений по этому поводу не де-
лалось.

Можно признать опубликованием всякий способ дове-
дения произведения до сведения публики, т. е. граждан,
явившихся в какое-нибудь публичное место (*1), при условии
свободного доступа туда всех желающих. Но нельзя, на-
пример, считать опубликованием показ художником напи-
санной им новой картины в своей мастерской своим зна-
комым.

Выше мы говорили, что содержание права на выпуск
произведения в свет сводится к праву автора решить
вопрос о достаточной зрелости своего произведения и о
передаче его обществу для ознакомления и оценки. Тре-
буется ли при этом, чтобы произведение представляло
собой вполне законченный продукт творческой деятель-

(**1) Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. (СЗ
СССР 1929, № 26, ст. 230) в примерном перечне <публичных мест>
упоминает театры, концертные залы, аудитории.

-119-

ности автора? Автор вправе выпустить в свет не только
произведение, вполне технически законченное, но и такое,
которое, будучи, быть может, технически еще не закон-

<< Предыдущая

стр. 21
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>