<< Предыдущая

стр. 22
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ченным, все же с точки зрения автора имеет самостоя-
тельное литературное или художественное значение. И не-
законченное произведение может при известных условиях
быть объектом авторского права (*1), а потому и в отноше-
нии такого незаконченного произведения может возник-
нуть вопрос о выпуске его в свет. Так, на публичной
выставке художником могут быть выставлены и не вполне
законченные им картины, рисунки, скульптуры и т. д.
Решающим фактором для признания произведения выпу-
щенным в свет должна являться воля автора ознакомить
общество со своим произведением. Объективным выраже-
нием этой воли и является опубликование произведения.

Практические последствия выпуска произведения в
свет весьма значительны. Поскольку данное произведение
автором опубликовано (издано, публично исполнено, по-
казано на публичной выставке и т. д.), общество вправе
его критиковать, отмечая его достоинства и недостатки,
давать ему ту или иную оценку. Из опубликованных лите-
ратурных и иных произведений можно производить, в пре-
делах, установленных законом, заимствования и без согла-
сия автора (п. <в> ст. 9 <Основ>, ст. 5 закона об автор-
ском праве РСФСР). Производить заимствования из
неопубликованных произведений можно только с согла-
сия автора, а если такое произведение создано в порядке
выполнения служебного задания, то с согласия автора и
с разрешения соответствующей организации,

В связи с этим следует упомянуть о помещаемой иног-
да авторами на публикуемых ими литературных работах
оговорке <на правах рукописи>.

Только автор вправе решить вопрос о зрелости своего
произведения и возможности доведения его до сведения
общества. Но поскольку он опубликовал свое произведе-
ние, он тем самым передал свое произведение на суд об-
щества и не может ни считать себя огражденным от кри-
тики, ни требовать к себе какого-то снисхождения. При
этом не имеет значения, будет ли произведение опублико-
вано в большом или малом количестве экземпляров, раз-

(**1) См. выше, гл. II.
-120-

множено типографским или иным техническим способом, с
указанием или без указания имени автора, распростра-
няется ли произведение со взиманием платы или бесплатно.
Поскольку произведение опубликовано, правовые послед-
ствия являются одинаковыми, будет ли оно снабжено ого-
воркой <на правах рукописи> или нет. Никаких преиму-
ществ такая оговорка автору произведения не дает и ни
юридического, ни практического значения не имеет (*1). По-
этому, в частности, лишена какого-либо значения оговор-
ка <на правах рукописи>, обычно помещаемая на авторе-
фератах диссертаций, рассылаемых перед защитой выс-
шими учебными заведениями, научно-исследовательскими
учреждениями и отдельными лицами (*2).

До момента же выпуска произведения в свет, т. е. пе-
редачи автором своего произведения обществу, общество
не может давать своей оценки произведению. У автора мо-
гут быть различные соображения, по которым он не счита-
ет нужным в данное время осуществить принадлежащее
ему право на выпуск произведения в свет. Быть может, он
хочет, чтобы написанная им книга или пьеса еще <выле-
жалась> и ему самому стали видны ее недостатки, подле-
жащие устранению. Возможны причины и иного характе-
ра, заставляющие автора воздержаться от выпуска про-
изведения в свет. Но в любом случае решение вопроса о
выпуске или невыпуске произведения в свет при жизни
автора всецело зависит от его усмотрения (*3).

Отсюда не следует, однако, что до выпуска произведе-
ния в свет оно не пользуется защитой закона. Авторское
право возникает у творца произведения уже со времени
создания произведения, и еще не появившееся в свет про-
изведение охраняется законом от возможных его наруше-

(**1) А. Пертцик. На правах рукописи (<Советское государ-
ство и право>, 1951, № 1, стр. 67-58)..

(**2) Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 20 августа 1956 г. <О мерах по улучшению подготовки
и аттестации научных и педагогических кадров>, кандидатская или
докторская диссертации могут быть приняты к защите только после
опубликования их в печати в виде монографий или отдельных ста-
тей, за исключением работ на закрытые темы. До защиты, кроме
того, должны публиковаться авторефераты диссертаций.

(**3) О порядке опубликования работ, выполненных штатными
сотрудниками научно-исследовательских учреждении и высших
учебных заведений, см, гл. III.

-121-

ний. Но требуется все же, чтобы произведение было об-
лечено в какую-то конкретную форму, доступную для вос-
приятия другими людьми (*1). Нельзя считать <появившимся
в свет> произведением только идею автора, его мысль,
еще не нашедшую какого-либо внешнего выражения.

В случае же разглашения кем-либо, без согласия дан-
ного лица (писателя, композитора и т. д.), его творческих
замыслов может встать вопрос о нарушении правил ком-
мунистической морали, правил социалистического обще-
жития, но не авторского права.

Другое дело, когда автор уже облек свою идею в
какую-то внешнюю форму, хотя бы частично. В этих слу-
чаях он имеет право на охрану нормами авторского пра-
ва и вправе запрещать опубликование всего произведе-
ния или его отдельных частей (отрывков, набросков
и т. д.), а также разглашение содержания.

Согласно части 1 статьи 14 <Основ>, всякое произве-
дение считается появившимся в свет 1 января того года,
в течение которого оно было впервые правомерно издано
соответствующим техническим способом. Как указала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
суда СССР 11 мая 1940 г. по иску Джавахишвили к из-
дательству университета, <ссылка в решении на лито-
графский способ издания спорного труда не имеет зна-
чения для дела> (*2). Поэтому издание может быть осуще-
ствлено не только типографским способом, но и путем
литографии, на стеклографе и др. (*3). Изданы могут быть
не только литературные произведения, но и произведе-
ния музыкальные (ноты), а также произведения изобра-
зительного искусства (репродукции, иллюстрации, от-
крытки и т. д.).

В части 2 статьи 14 <Основ> сказано, что <к изданию
в отношении исчисления сроков приравниваются: публич-
ное представление драматического и музыкально-драма-

(**1) Ст. 1 <Основ> говорит о произведениях, как появившихся в
свет, так и находящихся на территории Союза ССР в виде рукописи,
эскиза или в иной объективной форме.

(**2) <Сборник постановлений Пленумов и определений коллегий
Верховного суда СССР 1940 год>. М., Юриздат, 1941, стр. 281.

(**3) Размножение произведения на пишущей машинке не является
воспроизведением произведения техническим способом, а потому
и не является изданием. По указанным соображениям не представ-
ляет собой издания размножение на машинке диссертаций.

-122-

тического произведения, публичное исполнение музы-
кального произведения, публичное выставление произве-
дений изобразительных искусств, фотографий, а также
произведений, полученных способами, аналогичными фо-
тографии, постройка произведений архитектуры>. Однако
значение этой части статьи 14 <Основ> не исчерпывается
указанием, что срок выпуска в свет драматических, музы-
кально-драматических и других произведений определяет-
ся так же, как и срок выпуска в свет литературных произ-
ведений при их издании (1 января соответствующего го-
да). Часть 2 статьи 14 <Основ> имеет более широкое зна-
чение. Она содержит в себе указания и о ряде других спо-
собов доведения произведения до сведения общества. Пе-
речисленные в части 2 статьи 14 <Основ> случаи также яв-
ляются способами выпуска произведения в свет. Но ка-
кими бы способами ни осуществлялся выпуск произведе-
ния в свет, он не может иметь место без явно выраженно-

го намерения автора, направленного на достижение этой
цели. Всякого рода действия третьих лиц, направленные
к осуществлению, помимо воли автора, его права на вы-
пуск произведения в свет (путем издания, публичного
исполнения и т. д.), должны быть признаны действиями
неправомерными. Вместе с тем надо отметить тот харак-
терный факт, что выпуск произведения в свет не обяза-
тельно должен совершаться каким-то одним способом.
Для литературных произведений обычным способом вы-
пуска их в свет является их издание. Но литературное
произведение может быть выпущено в свет и иным обра-
зом, например путем публичного чтения автором своего
неизданного произведения, в частности на так называе-
мых творческих вечерах, где автор отчитывается перед об-
ществом в своей творческой деятельности. Выпуск в свет
драматических, музыкальных, музыкально-драматических,
хореографических, кинематографических произведений
осуществляется, как правило, путем публичного представ-
ления или исполнения. Но пьесы и другие перечисленные
выше произведения могут быть выпущены в свет и путем
издания, если, например, данная пьеса или киносценарий
до их публичного представления будут напечатаны в ка-
ком-нибудь журнале.

Как уже отмечалось, всякое произведение считается
появившимся в свет 1 января того года, в течение которо-

-123-

го оно было впервые правомерно издано, публично пред-
ставлено, публично исполнено или публично выставлено
(экспонировано) (*1). Такой порядок установлен законом по-
тому, что не всегда является возможным точно определить
время фактического выпуска произведения в свет. Следо-
вательно, при установлении начального срока авторского
права во внимание принимается некоторая условная да-
та - 1 января года выпуска произведения в свет. По-
скольку момент смерти автора также не всегда можно
легко установить, аналогичный порядок применяется и
при исчислении срока авторского права, перешедшего к
наследникам автора (ст. ст. 14, 15 <Основ>).

По действующему советскому законодательству автор-
ское право, как правило, принадлежит автору пожизнен-
но (ст. 10 <Основ>). Только в виде изъятия срок пользо-
вания авторским правом на произведения хореографиче-
ские, пантомимы, кинематографические сценарии и кино-
ленты установлен в десять лет (ст. 11 <Основ>). Срок поль-
зования авторским правом на фотографические произве-
дения, на произведения, полученные способами, аналогич-
ными с фотографией, установлен для отдельных снимков
в пять лет, а для собраний снимков - в десять лет (ст. 12
<Основ>). За издателями журналов и других повремен-
ных изданий, а также энциклопедических словарей автор-
ское право на эти издания в целом признается в течение
десяти лет со дня появления их в свет (ст. 13 <Основ>).

После смерти автора авторское право переходит к его
наследникам по закону или по завещанию, как правило,

(**1) Автору предоставлено право зарегистрировать время появле-
ния в свет произведения в порядке, установленном законодатель-
ством союзных республик (примечание к ст. 14 <Основ>). Но только
некоторые союзные республики установили такой порядок. В РСФСР
порядок регистрации произведений установлен инструкцией Нар-
компроса РСФСР от 9 августа 1929 г. (<Еженедельник Наркомпроса
РСФСР>, 1929, № 43, стр. 28). Однако на практике регистрация
произведений не получила применения.

Время появления произведения в свет, а также и время его
создания в случае надобности могут быть установлены автором
в судебном порядке, как факты, имеющие юридическое значение.
Приведенный в постановлении Пленума Верховного суда СССР от
7 мая 1954 г. <О судебной практике по делам об установлении фак-
тов, от которых зависит возникновение, изменение или прекраще-
ние личных или имущественных прав граждан> перечень не является
исчерпывающим,

-124-

на пятнадцать лет, считая с 1 января года смерти автора
(ст. 15 <Основ>) (*1).

При пересмотре законодательства об авторском праве
нам казалось бы вряд ли нужным сохранять существую-
щие нормы, устанавливающие сокращенные сроки дей-
ствия авторского права в отношении некоторых видов
произведений, прежде всего в отношении киносценариев.
Значение сценария в создании такого важного вида идео-
логической продукции, как кинофильм, весьма велико.
Творчество кинодраматурга не уступает творчеству писа-
теля в любой другой области литературной деятельности.
И тем не менее создается такое положение, что от пере-
делки повествовательных и драматических произведений
в киносценарий автор защищен в течение всей своей жиз-
ни (п. <б> ст. 9 <Основ>), от переделки же киносценария
в повествовательное или драматическое произведение ав-
тор киносценария защищается только в течение десяти-
летнего срока.

Нуждается в пересмотре также вопрос о сроках дей-
ствия авторского права и в отношении произведений хо-
реографических, требующих для своего создания большо-
го творческого труда. Нет достаточных оснований к уста-

<< Предыдущая

стр. 22
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>