<< Предыдущая

стр. 25
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ма, не допущены ли автором ошибки политического и ме-
тодологического характера, указать автору на недостатки
в характере и стиле изложения и на другие более мелкие
погрешности. Но исправление рукописи, в соответствии с
указаниями редактора. Должен делать в основном сам
автор, редактор же должен ограничиваться внесением в
рукопись менее значительных исправлений при непремен-
ном согласовании их с автором (*3).

Специального внимания заслуживает вопрос о взаимо-
отношениях автора с так называемым ответственным (ти-
тульным) редактором. В связи с могущими быть расхож-
дениями в научных взглядах, установках и т. д. между ав-
тором и ответственным редактором не исключены расхож-

(**1) Так, например, в письме в редакцию <Литературной газеты>
проф. МГУ В. Асмус писал, что в 27-м томе Большой Советской
Энциклопедия под его именем напечатана написанная им статья
<Метафизика>. Однако при подготовке статьи к опубликованию
философская редакция внесла в текст изменения и дополнения, не
только не получив его согласия, но даже не представив их ему для
ознакомления. Изменения и дополнения эти таковы, указывает
проф. В. Асмус, что он <ни как работник науки, ни как литера-
oi?> не может с ними согласиться. В заключение В. Асмус ука-
зывает, что он не может признать себя автором статьи <Метафи-
зика>, напечатанной за его подписью (<Литературная газета> от
17 мая 1955 г.).

(**2) К. Зелинский. Автор и редактор (<Литературная газета>
от 12 февраля 1955 г.).

(**3) В журнале <Коммунист> отмечалось, как плохо отражаются
на качестве книг укоренившиеся в практике издательств неправиль-
ные методы редактирования, когда редакторы, не считаясь с индиви-
aoaeuiie манерой автора, с aai стилем и языком, коренным обра-
зом переделывают рукопись. Редакторы и издательства не должны
работать за автора, <дотягивать> рукопись, если она непригодна
к печати (<Коммунист>. 1955, № 4, стр. 53).

-136-

дения по отдельным научным вопросам. На практике в
таких случаях иногда прибегают к передаче разногласий
между автором и редактором на разрешение сектора
научно-исследовательского института, кафедры вуза или
их ученых советов. Однако решения секторов, кафедр, уче-
ных советов могут носить лишь характер рекомендаций,
пожеланий и не должны быть обязательными для автора
и редактора.

При пересмотре действующего законодательства необ-
ходимо разработать специальные нормы о правах и обя-
занностях редакторов, в частности ответственных редак-
торов. Это способствовало бы не только урегулированию
взаимоотношений между авторами, но и улучшению и
ускорению выпуска произведений в свет.

Статья 7 <Основ> предоставляет автору право извле-
кать всеми законными способами имуще-
ственные выгоды из принадлежащего ему
исключительного права. В такой формулировке
получило свое выражение в законе право автора на полу-
чение авторского вознаграждения за использование его
произведения. Эту формулировку нельзя не признать явно
устаревшей и не отражающей социально-экономической
природы авторского вознаграждения.

В социалистическом обществе в процессе перераспре-
деления народного дохода часть его превращается, глав-
ным образом через государственный бюджет, в доходы
непроизводственных отраслей и занятых в них работни-
ков (*1). В основном оплата труда авторов производится из
той части национального дохода, которая расходуется го-
сударством на социально-культурные нужды. В таком по-
рядке производится выплата авторам гонорара по заклю-
ченным ими договорам (издательским, постановочным и
др.) с различными социалистическими организациями, при
приобретении государством через государственные заку-
почные комиссии для музеев и других социально-культур-
ных учреждений произведений изобразительного искусства,
а также в установленных законом случаях выплаты автор-
ского вознаграждения во внедоговорном порядке за пуб-
личное исполнение музыкальных, драматических и других

(**1) См. <Политическая экономия>. Учебник. М., Госполитиздат,
1954, nop. 523.

-137-

произведений. В некоторых случаях, поскольку создание
произведения имело место на основе существовавших у ав-
тора с данной социалистической организацией трудовых
отношений, авторское вознаграждение не выплачивается:
вознаграждение за свой труд автор получает в форме за-
работной платы. И наконец, в сравнительно редких слу-
чаях авторы могут получать вознаграждение от граждан,
приобретающих в собственность на свои трудовые доходы
и сбережения непосредственно от самих авторов созданные
ими произведения (произведения изобразительного искус-
ства-картины, скульптуры и т. п.). В случае продажи
произведения изобразительного искусства авторское воз-
награждение находит свое выражение в форме покупной
цены. Но во всех случаях в основе получаемого автором
вознаграждения лежит общеполезный труд.

Возникает вопрос: на каких же основах строится ав-
торское вознаграждение? Создавая произведение, автор
затрачивает известное количество труда. Но один и тот же
автор, затратив различное количество труда, может со-
здать два равноценных по своему научному или художе-
ственному значению произведения. С другой стороны, два
автора, затратив одинаковое количество труда, могут со-
здать два совершенно неравноценных произведения. Одно-
му художнику для написания портрета достаточно пять-
шесть сеансов, а другому понадобится пятнадцать - два-
дцать сеансов и даже больше. Необходимо также иметь в
виду, что непосредственно процессу создания произведения
обычно предшествует какой-то период, в течение которого
автор <вынашивает> свое произведение: если дело идет о
литературно-художественном произведении, продумывает
его сюжетную линию, образы героев, обстановку, в которой
они живут и действуют, и т. д. Иногда этот период бывает
очень длительным. Бывает и так, что автор, начав работать
над данным произведением, бросает затем работу, возвра-
щаясь к ней через много лет. Очевидно, нет возможности
учесть все это при определении авторского вознагражде-
ния. Количественный показатель может только приблизи-
тельно служить критерием для установления размера ав-
торского вознаграждения (*1).

(**1) По иску гр-на Г. к Алма-Атинскому управлению гидромет-
службы о взыскании авторского гонорара за рукопись <Ледники
бассейна озера Балхаш> с приложенными к ней картами и 180 ил-
люстрациями Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
суда СССР своим определением от 31 января 1942 г. признала,
что <в части размера авторского гонорара решение Верховного
суда Казахской ССР неправильно, так как суд... определил размер
авторского гонорара за карты ледников по количеству затраченного
автором времени на их изготовление, тогда как, согласно инструк-
ции по исчислению объема литературного произведения в авторских
листах от 22 октября 1939 г., графический материал оплачивается
авторам по количеству авторских листов> (см. <Сборник постанов-
лений Пленума и определений коллегий Верховного суда СССР
1942 год>. М., Юриздат, 1947, стр. 203). Таким образом, Судебная
коллегия констатировала, что исчисление авторского гонорара
должно производиться не по количеству затраченного автором
времени, а по другим показателям.

-138-

Решающее значение для установления размера автор-
ского вознаграждения должны иметь качество произведе-
ния и степень его использования обществом. Под качест-
вом произведения понимаются актуальность и важность
его темы, глубина содержания произведения, его идейная
направленность, совершенство формы и соответствие ее
содержанию произведения - вообще все то, что содейству-
ет развитию социалистической культуры, задачам комму-
нистического воспитания трудящихся. Произведения более
высокого качества должны и оплачиваться в большем раз-
мере. Однако сам факт создания произведения, по общему
правилу, не дает основания к выплате авторского возна-
граждения. Для этого требуется еще использование произ-
ведения. Чем больше и всестороннее будет происходить ис-
пользование произведения, тем более высокой должна
быть и сумма вознаграждения, получаемого автором (*1).

Поскольку авторское вознаграждение находится в за-
висимости от использования произведения, автор может
получить гонорар не только однократно (при выпуске про-
изведения в свет), но и многократно - в зависимости от
дальнейшего использования произведения. В частности,
переиздание произведения дает автору право требовать с
издательства уплаты соответствующего вознаграждения.

(**1) Согласно польскому закону об авторском праве, если размер
авторского вознаграждения не вытекает из договора или специаль-
ного соглашения, оно определяется на основе оценки значимости
произведения и его общественной пользы, а также творческой ра-
боты, которая потребовалась для создания произведения. Вместе
с тем польский закон об авторском праве предусматривает воз-
можность получить в порядке договоренности авторское вознаграж-
дение в виде процентных отчислений с тиража издания (ст. 40).

-139-

Оплата авторского труда в СССР строится на сочета-
нии принципа материальной заинтересованности автора с
интересами социалистического общества. Конкретное же
содержание права автора на вознаграждение определяется
характером произведения и формой его использования, в
соответствии с установленными законом способами такого
использования, причем выбор способа использования в ря-
де случаев предоставлен законом на усмотрение самого
автора (*1).

Авторское вознаграждение, способы его исчисления и
порядок уплаты, как правило, нормируются (*2). В этом на-
ходит свое выражение плановый характер социалистиче-
ского хозяйства. Имеется большое количество различных
актов, посвященных нормированию авторского вознаграж-
дения (постановлений правительств Союза ССР и союзных
республик, приказов, циркуляров и инструкций б. Нарком-
просов союзных республик, б. Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР, Министерства культуры
СССР и др.). Но существует значительная дифференциа-
ция в установлении способов исчисления и порядка упла-
ты авторского вознаграждения за использование произве-
дений, относящихся к различным видам авторского труда.
Здесь могут быть приведены только самые общие данные
по этому вопросу.

Принципы оплаты труда авторов литературных произ-
ведений были установлены постановлением ЦК ВКП(б)
<Об издательской работе>(*3) от 15 августа 1931 г. В этом
постановлении указывалось, в частности: <Ввиду того, что
система оплаты труда авторов имеет большое значение для
улучшения качества издаваемой продукции, необходимо
дифференцировать эту оплату и установить такую систему
гонорара, которая бы стимулировала выдвижение наиболее
талантливых авторов>. Эти указания и положены в основу
действующего в настоящее время законодательства.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июля
1947 г. <Об авторском гонораре за литературно-художест-

(**1) См. далее, 3.

(**2) Принцип нормирования авторского гонорара нашел свое
прямое отражение в ст. 8, примечании 1 к ст. 9 и ст. 17 <Основ> и
в ст. ст. 4 и 20 закона об авторском праве РСФСР.

(**3) <О партийной и советской печати>. Сб. документов. М" Изд-
во <Правда>, 1954, стр,423. -- -

-140-

венные произведения> установлены за издание литератур-
но-художественных произведений три категории оплаты, в
зависимости от их идейно-художественной ценности. По
высшей категории подлежат оплате только выдающиеся
произведения, по второй категории - хорошие произведе-
ния, удовлетворяющие высоким идейно-художественным
требованиям, а по третьей - удовлетворительные произве-
дения, а также произведения начинающих писателей (*1).
В соответствии с этим для каждой категории установлены
различные (твердые) стайки авторского гонорара (*2).

Представляется непонятным, почему произведения на-
чинающих писателей должны всегда попадать в третью
категорию. Вполне мыслимо, что произведение начинаю-
щего писателя окажется весьма высоким по своей идейно-
художественной ценности. Первые главы <Тихого Дона>
были выпущены в свет М. Шолоховым, когда он был еще
начинающим писателем, но создали ему сразу же широкую
известность. При пересмотре действующего законодатель-
ства следовало бы исключить указание об оплате произве-
дений начинающих писателей по третьей категории.

При установлении размера авторского гонорара учиты-
вается род и объем произведения (для прозы - по коли-
честву авторских листов, для стихотворных произведений-
по количеству стихотворных строк) и тираж издания (ко-
личество экземпляров).

(**1) В нормативных актах об авторском гонораре некоторых со-
юзных республик указания об оплате произведений начинающих
писателей по третьей категории отсутствуют.

(**2) Согласно ст. 26 румынского закона об авторском праве 1961 г.,

<< Предыдущая

стр. 25
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>