<< Предыдущая

стр. 26
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

за произведения, предназначенные для печати, устанавливаются
три категории вознаграждения в зависимости от достоинства про-
изведений. По первой категории оплачиваются произведения пре-
восходные, по второй категории - произведения, заслуживающие
особого внимания, по третьей категории-хорошие произведения.
На директоров и главных редакторов издательств, а также на от-
ветственных редакторов периодических изданий возлагается обя-
занность строго применять принцип дифференцированной оплаты
произведений по их качеству в соответствии с указанными выше
категориями.

Возможные споры между автором и издательством по поводу
размера вознаграждения разрешаются арбитражной комиссией,
в которую входят по одному делегату Генеральной дирекции изда-
тельств, полиграфической промышленности, книготорговли и прессы,
Академии Румынской Народной Республики и соответствующего
профессионального союза (ст. 35).

-141-

В отдельных случаях применяется и аккордная оплата
(для небольших произведений-художественных расска-
зов до одного печатного листа, стихотворных текстов пе-
сен до 30 строк и др.). В некоторых случаях ставки автор-
ского гонорара устанавливаются независимо от тиража
(например составление хрестоматий по художественной
литературе, комментарии, примечания и др.).

Драматические произведения при их издании оплачи-
ваются по тому же принципу, что и литературно-художест-
венные произведения (проза - по количеству авторских
листов, поэзия - по количеству стихотворных строк) (*1).

В отношении научных произведений (монографий,
учебников и т. п.) установлены ставки авторского гонорара
в пределах минимума и максимума (от... до...).
При определении размера гонорара учитываются род про-
изведения, его научная ценность, объем и тираж (*2).

Каждое повторное издание (переиздание) оплачивает-
ся авторским гонораром по понижающейся шкале, причем
установлены две шкалы: одна -для литературно-художе-
ственных произведений и другая - для иных литературных
произведений. Повторным изданием (переизданием) счи-
тается каждое новое издание данного произведения неза-
висимо от того, издано ли оно тем же издательством или
другим издательством; не имеет при этом значения время
выпуска произведения в свет. Повторным изданием счи-
тается также выпуск произведения тиражом выше уста-
новленных норм(*3). Практика применила правила о переиз-
даниях литературных произведений и к произведениям
изобразительного искусства. По делу издательства <Худо-
жественная литература и искусство> с художником
А. Н. Пилар Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда СССР признала, что если при переизда-
нии произведения используются также и иллюстрации, ко-
торые были использованы при первом издании, то в соот-
ветствии с законом (ст. 18 закона об авторском праве

(**1) См. постановление Совета Министров РСФСР от 15 июля
1947 г. <Об авторском гонораре за литературно-художественные
произведения> (СП РСФСР, 1947. № 9, ст. 31).

(**2) См. постановление СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. <Об ав-
торском гонораре> (СП РСФСР, 1944, № 8, ст. 43).

(**3) См. постановление СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. (раз-
дел III), постановление Совета Министров РСФСР от 15 июля
1947 г. (раздел V).

-142-

РСФСР) автор иллюстраций <имеет право наравне с пи-
сателем на получение гонорара в размере, зависящем от
суммы, предусмотренной договором первого издания>.

В ряде случаев произведения переиздаются без каких-
либо изменений. Но имеют место и переиздания произве-
дений, переработанных автором. По существующим пра-
вилам, при наличии авторской переработки литературного
произведения, составляющей не менее 25% его объема, ав-
торский гонорар оплачивается, как за первое издание (*1).

В пределах минимума и максимума, в зависимости от
качества труда композитора, установлены ставки авторско-
го гонорара за создание всех видов музыкальных произве-
дений (*2).

Предельные ставки авторского вознаграждения уста-
новлены за создание для драматических и детских театров

(**1) См. постановление СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. (раз-
дел III, примечание 2), постановление Совета Министров РСФСР
от 15 июля 1947 г. (раздел VI). Установление 25% авторской пере-
работки в качестве критерия для оплаты переиздания, как пер-
вого издания, имеет, конечно, условный характер (почему не 30%
и т. д.?). В дальнейшем, быть может, придется внести в суще-
ствующие правила некоторые коррективы. В настоящее же время
на практике затруднения вызывает вопрос, какие именно измене-
ния и дополнения текста следует считать переработкой и как про-
изводить подсчет объема авторской переработки. Подробное разъ-
яснение по этому поводу дано Главиздатом Министерства культу-
ры СССР в его письме главиздатам министерств культуры союз-
ных республик и центральным издательствам от 14 марта 1956 г.
№ 8-477. В этом письме, в частности, указывается, что переработ-
кой литературно-художественного произведения считается всякое
изменение ранее изданного текста произведения, кроме исправления
опечаток. Подсчет объема переработки производится по тексту вне-
сенных автором исправлений (вновь написанные слова, предложе-
ния и т. д.). Текст, исключенный при переиздании, учитывается
при подсчете авторской переработки лишь в том случае, если исклю-
чение текста влечет за собой изменение сюжетных линий и харак-
теристики образов. Если автор включил в произведение новый текст
в виде отдельной части (например вторая часть романа, первая
часть которого ранее издавалась самостоятельно), этот текст опла-
чивается полной ставкой авторского гонорара (100%) и при подсче-
те объема переработки не учитывается .и т.д. В письме Главиздата
подробно рассматривается также, что считается авторской перера-
боткой других видов литературных произведений и как произво-
дится в таком случае подсчет объема авторской переработки.

(**2) Приказ б. Комитета по делам искусств при СНК от 7 сен-
тября 1944 г., № 490, с последующими изменениями.

-143-

пьес, инсценировок и за переводы пьес (*1). При определении
размера авторского вознаграждения должно учитываться
качество авторского труда. Такое вознаграждение считает-
ся единовременным (хотя при договоре заказа на неопуб-
ликованное произведение оно выплачивается в несколько
сроков) (*2).

Независимо от единовременного вознаграждения, за
каждое публичное исполнение драматических, музыкаль-
ных, музыкально-драматических и хореографических про-
изведений автор получает гонорар в форме процентных от-
числений с фактического сбора зрелищного предприятия
(за вычетом налогов), причем авторский гонорар за пуб-
личное исполнение выплачивается автору как изданного,
так и не изданного произведения (ст. 8 <Основ>) (*3).

Предельные ставки авторского вознаграждения уста-
новлены за написание киносценариев и музыки для кино-
фильмов. Кроме основного (единовременного) вознаграж-
дения, размер которого определяется в зависимости от
качества произведения, установлено дополнительное (по-
тиражное) вознаграждение, определяемое в процентном
отношении к основному вознаграждению в зависимости от
количества выпущенных копий кинофильма (от 50 до 200%
основного вознаграждения); дополнительное вознагражде-
ние в размере 200% основного вознаграждения, выплачи-
ваемое при выпуске свыше 1000 копий, является предель-
ным (*4). Право на дополнительное вознаграждение имеют

(**4) Приказ Министерства культуры СССР от 24 марта 1956 г.,
№ 178. Существовавшая ранее практика заключения договоров го-
сударственных заказов с авторами для драматических театров а
Главном управлении театров и музыкальных учреждений Мини-
стерства культуры СССР, как не оправдавшая себя и мешавшая
развитию творческих связей драматургов с театрами, отменена.
(**2) См. Типовой постановочный договор (п. 9).
(**3) Ст. 38 закона об авторском праве РСФСР предусматривает
возможность установления размера авторского вознаграждения за
публичное исполнение произведения постановочным договором. На
практике эта норма закона не применяется. Авторское вознаграж-
дение за публичное исполнение произведений выплачивается по
установленным ставкам через Всесоюзное управление по охране
авторских прав.

(**4) Такой порядок выплаты авторского вознаграждения был уста-
новлен с 1 января 1939 г. постановлением СНК СССР от 23 декаб-
ря 1938 г., № 1349. В дальнейшем по тому же вопросу был издан
ряд постановлений правительства СССР и ведомственных актов. До
1939 г. дополнительное вознаграждение авторам киносценариев и
музыки к кинофильмам выплачивалось в форме процентных отчис-
лений от сбора кинотеатров при демонстрировании кинофильмов.

-144-

и другие лица, принимавшие по договорам с киностудией
участие в создании отдельных элементов киносценария
(авторы текстов песен, диалогов и др.).

Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня
1948 г. установлены особые ставки авторского гонорара
за материалы, передаваемые по радио (международные
обозрения, инсценировки литературных произведений и
др.). Передаваемые по радио опубликованные литератур-
но-художественные произведения и критические работы
оплате не подлежат (*1).

Законодательством союзных республик и другими нор-
мативными актами предусматриваются ставки авторского
вознаграждения и в ряде других случаев (за переводы ли-
тературно-художественных произведений, за создание ре-
пертуара разговорных жанров цирка и эстрады и др.) (*2).

В тех случаях, когда законом или иным нормативным
актом не установлено нормированное вознаграждение, раз-
мер вознаграждения определяется соглашением автора с
соответствующей социалистической организацией.

Но в большинстве случаев при использовании автор-
ского права применяется нормирование авторского возна-
граждения. Это не означает, однако, что при определении
размера авторского гонорара не остается места соглаше-
нию сторон. Как мы видели, в отдельных случаях установ-
ленные ставки гонорара являются предельными; следова-
тельно, соглашением сторон может быть принят и более
низкий размер оплаты труда автора; при наличии диффе-
ренцированных твердых ставок имеется возможность вы-
бора тех или иных. Но, разумеется, стороны не вправе пре-



(**1) См. письмо Министерства финансов СССР от 5 июля 1948 г.
№ 450. Утверждение ставок авторского гонорара за оплату труда
сценаристов, художников и других лиц творческих профессий при
осуществлении самостоятельных телевизионных постановок пока не
имеется, что отрицательно отражается на развитии телевидения.
См. статью <Что мешает развитию телевидения?> (<Литературная
газета> от 2 июня 1956 г.).

(**2) Об условиях и порядке оплаты авторского гонорара см.
Б. Н. Городецкий. Правовое положение писателей и компо-
зиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР. М.. 1946;
В. В. Леман. Планирование и оперативный учет в книжном
издательстве. М., Изд-во <Искусство>, 1952, стр. 82 и сл.

-145-

вышать установленные лимиты авторского вознагражде-
ния. В случае превышения установленных лимитов автор-
ского вознаграждения, если по обстоятельствам данного
дела нет оснований к признанию авторского договора не-
действительным, следует, руководствуясь статьей 37 ГК
сохранить договор в силе, приведя авторское вознагражде-
ние в соответствие с установленными ставками. С другой
стороны, если для данного вида произведений установлены
дифференцированные твердые ставки, авторское вознагра-
ждение не должно быть и ниже минимального размера
этих ставок, которые для сторон являются обязательными;
в случае нарушения этого правила автору должно быть
предоставлено право требовать с контрагента по договору
уплаты недополученной им части авторского вознагражде-
ния.

В течение длительного периода времени в СССР сло-
жились следующие основные системы оплаты труда авто-
ра: 1) система, применяемая в издательском деле, при
которой автор получает по договору вознаграждение за
каждое издание произведения, независимо от их числа
(1-е, 2-е и т.д.), 2) система, применяемая в области дра-
матического, музыкального и музыкально-драматического
искусства, при которой автор получает по договору едино-
временное вознаграждение за создание произведения и,
помимо этого, вознаграждение за каждое публичное ис-
полнение произведения, 3) система, применяемая в об-
ласти киноискусства, при которой автор получает по до-
говору единовременное вознаграждение за написание сце-
нария и музыки и, кроме того, дополнительное вознаграж-
дение, в зависимости от количества фильмокопий, ограни-
ченное, однако, известным лимитом (*1).

Наличие отдельных систем авторского вознаграждения
не означает, однако, что автор, получивший авторское
вознаграждение на основе одной системы оплаты автор-
ского труда, не сможет получить авторское вознагражде-
ние за использование того же произведения на основе дру-

<< Предыдущая

стр. 26
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>