<< Предыдущая

стр. 3
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

торского права> (СЗ СССР 1928, № 27, ст. 246), в дальнейшем имену-
емое сокращенно <Основы>, и изданные на основании этих общесоюз-
ных законов законы об авторском праве: РСФСР - от 8 октября
1928 г. (СУ РСФСР 1928, №132,ст.861);БССР- от 14 января 1929 г.
(СЗ БССР 1929, № 2, ст. 8); УССР-от 6 февраля 1929 г. (СЗ УССР
1929, № 7. ст. 55); Грузинской ССР-от 30 августа 1929 г. (СУ
Груз. ССР 1929, № 19, ст. 200) и др., с последующими изменения-
ми и дополнениями. Существенное значение имеют также отдельные
постановления Советов Министров (ранее СНК.) Союза ССР и союз-
ных республик, ведомственные инструкции и циркуляры, типовые
договоры (издательский, постановочный, сценарный) и др.

-13-

Однако имеется некоторый круг авторских отношений,
правда, небольшой, который регулируется нормами адми-
нистративного права(*1).

Создавая то или иное произведение, автор предназна-
чает свой труд социалистическому обществу. Правда, од-
ного факта создания произведения еще недостаточно для
того, чтобы произведение стало культурным достоянием
общества. Необходимо еще, чтобы в той или иной форме
это произведение стало общеизвестным (было издано,
публично исполнено, показано и т. д.). Это достигается,
по общему правилу, при посредстве различного рода
социалистических организаций (издательств, зрелищных
предприятий и т. п.). Тем не менее трудовой характер
творческой деятельности автора представляется очевид-
ным.

Поскольку работа автора является в условиях социали-
стического общества деятельностью трудовой, естественно
возникает вопрос, почему же по господствующему в насто-

(**1) В числе норм административного права можно указать прави-
ла закона, предоставляющего автору право зарегистрировать время
появления в свет своего произведения (примечание к ст. 14 <Основ>,
ст. 9 закона об авторском праве РСФСР). К нормам административ-
ного права относятся правила, предоставляющие Правительству
СССР и правительствам союзных республик право выкупа произве-
дения принудительным порядком с уплатой автору или его право-
преемникам соответствующего вознаграждения (ст. 20 <Основ>, ст. 13
закона об авторском праве РСФСР). В числе норм административ-
ного права можно также указать нормы, предоставляющие Нарком-
просу (теперь - Министерству культуры) право давать разреше-
ние-без согласия автора, но с уплатой ему гонорара-на публич-
ное исполнение не изданных, но хотя бы однажды публично испол-
ненных драматических, музыкальных, музыкально-драматических и
других произведений (ст. 8 <Основ>), на переделку повествователь-
ного произведения в драматическое или киносценарий и наоборот, если
на это не будет получено согласия автора (примечание к ст. 9 <Ос-
нов>) и др. К сфере административного права относятся также поста-
новления. регулирующие организацию контроля за зрелищами, ре-
пертуаром и т. д.

-14-

ящее время мнению советских юристов авторское право
является частью гражданского, а не трудового права (*1).

Советское трудовое право регулирует трудовые отно-
шения гражданина с соответствующей организацией, во-
просы трудовой дисциплины, режима рабочего времени,
заработной платы и некоторые другие отношения, нераз-
рывно связанные с трудовыми отношениями: отношения
по материальному обеспечению в старости, в случае болез-
ни, инвалидности и т. д., отношения по надзору за охраной
труда, по рассмотрению трудовых споров, отношения меж-
ду профсоюзной организацией и администрацией предприя-
тия ^ Среди советских специалистов трудового права име-
ются некоторые расхождения по поводу того, что должно
быть признано наиболее существенными признаками тру-
довых отношений. Правильным представляется взгляд, по
которому наиболее характерными признаками трудовых
отношений следует признать то, что их возникновение
сопряжено с включением вступающих в них работников в
деятельность определенного предприятия, учреждения, хо-
зяйства, причем труд, составляющий содержание этих от-
ношений, совершается в рамках определенного предприя-
тия, учреждения и т. д. и следовательно, в условиях
установленного внутреннего трудового распорядка (*3). Эти
признаки, как правило, неприменимы к авторским отно-

(**1) См. <Советское гражданское право>, т. II. М., Госюриздат,
1951. стр. 334, М.В.Гордон. Понятие советского авторского пра-
ва. <Уч. зап. Харьков, юр. ин-та>, вып. 1, 1939, стр. 90, его же. Со-
ветское авторское право. М., Госюриздат, 1955, стр. 14 и сл.;
Б. С. Мартынов. Основные проблемы авторского права. <Совет-
ское государство и право>, 1941, № 4, стр. 37, А. Е. Пашерстник.
Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих.
М-Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 144-146; П. Д. Каминская.
Понятие трудового договора в советском праве. <Вопросы трудового
права>, сб. 1. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1948. стр. 83-85 и др.
В свое время Д. М. Генкиным было высказано мнение, что договоры
издательский и постановочный должны быть отнесены к трудовому
праву (Д. М. Генкин. Предмет трудового права. <Государство
и право>, 1940, № 2). В учебнике <Советское гражданское право>,
т. 1. М., Госюриздат, 1950, гл. 1, 1 и в своих позднейших работах
(<Советское государство и право>, 1955, № 1, стр. 102 и ел.)
Д. М. Генкин это мнение уже не поддерживает.

(**2) Н. Г. Александров. Советское трудовое право. М., Гос-
юрнздат, 1954, стр. 20.
(**3) А. Е. Пашерстник. Теоретические вопросы кодификации
общесоюзного законодательства о труде. М., Изд-во АН СССР 1955,
стр. 19.

-15-

шениям, возникающим в связи с созданием и использова-
нием произведения литературы, науки или искусства.
Даже в тех случаях, когда автор связан с социалистиче-
ской организацией договором заказа, по которому он
обязывается создать к известному сроку то или иное
произведение, трудовая деятельность автора протекает
вне рамок данной организации, труд автора не подле-
жит регламентации, автор сам устанавливает для себя
трудовой распорядок (на него не распространяется режим
рабочего времени, дисциплина труда и проч.).

Существенное значение при отграничении авторского
права от трудового права имеет и природа оплаты труда
автора.

Как и всякий трудящийся, автор в СССР имеет право
на получение доли в общественном продукте. Но реализа-
ция автором принадлежащего ему права на труд обладает
некоторыми специфическими особенностями. В отличие от
рабочего и тужащего, получающих вознаграждение за
живой труд (*1), автор получает вознаграждение, определяе-
мое не затратой труда, а ценностью результата и ценно-
стью предоставляемого соответствующему контрагенту ис-
пользования этого результата. Вознаграждение автору вы-
плачивается не за те трудовые усилия, которые были им
затрачены на создание произведения (включая и работу
по внесению изменений и переделок по требованию заказ-
чика), а за создание произведения и за его использование
в том или ином отношении (путем издания, постановки,
публичного исполнения и т. д.). Иначе говоря, при уста-
новлении и выплате авторского вознаграждения прини-
мается во внимание не процесс труда, а труд овеществлен-
ный и авторское вознаграждение соизмеряется не с жи-
вым, а с овеществленным трудом, обусловливается формой
и способом использования объектированного труда авто-
ра - созданного им произведения (*2). Однако тот факт, что

(**1) Затраты живого труда могут исчисляться различными спосо-
бами: по времени, объему работы, выработке, занимаемой должности
и т. д.. но объектом измерения всегда остается затрата живого труда
(см. А. Е. Пашерстник. Правовые вопросы вознаграждения за
труд рабочих и служащих. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 109).
(**2) См. там же, стр. 145. Такую точку зрения мы поддерживали
в учебнике <Советское гражданское право> т. II М. Госюриздат
1951, стр. 336.

-16-

авторское вознаграждение соизмеряется с овеществлен-
ным трудом, не означает, что результат труда автора
приравнивается к товару, как это имеет место в капитали-
стическом обществе. В социалистическом обществе автор
получает вознаграждение за использование результата
своего творческого труда в интересах всего социалистиче-
ского общества.

То обстоятельство, что авторское вознаграждение, как
правило, определяется не по времени и степени фактиче-
ской затраты труда автора, а по ценности результата труда
автора, по ценности предоставляемого автором другому
лицу (издательству, зрелищному предприятию, киностудии
и т. д.) права использования произведения, предопределяет
ряд особенностей авторского вознаграждения, отличающих
его от заработной платы рабочего или служащего. Допу-
скается выдача автору аванса в счет авторского вознагра-
ждения. Допущение выдачи аванса резко отличает автора
от рабочего и служащего, получающих заработную плату
за уже выполненную работу; выдача авансов по трудовому
договору, по общему правилу, не предусматривается. Для
автора же получение аванса имеет существенное значение,
так как оно является гарантированным минимумом возна-
граждения за затраченный им труд в случае так называе-
мой творческой неудачи, когда ему не по его вине не
удалось осуществить творческие замыслы. Автор имеет
право на получение авторского вознаграждения при пере-
издании произведения, при каждом публичном исполнении
его произведения, когда автором фактически не было за-
трачено дополнительного труда. Вознаграждение за ис-
пользование произведения выплачивается наследникам ав-
тора, т. е. лицам, вовсе не приложившим труда к созданию
произведения: наследники рабочего или служащего имеют
право на получение только уже причитавшейся заработной
платы, которую умерший не успел получить. Возможно из-
дание произведения и без уплаты автору гонорара; труд
же рабочего, служащего всегда подлежит оплате (*1).

Специфическая природа авторского вознаграждения
находит свое отражение и в тех юридических отношениях,
которые возникают у автора с его контрагентом в связи с

(**1) А. Ё. Пашерстник. Правовые вопросы вознаграждения за
труд рабочих и служащих. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 145-146.

-17-

использованием последним созданного автором произведе-
ния. Обычно эти отношения оформляются договором, в
силу которого автору выплачивается авторский гонорар.в
качестве вознаграждения за уступку им своему контраген-
ту тех или иных правомочий по использованию созданного
автором произведения. В такой форме и происходит, по
общему правилу, реализация принадлежащего автору, как
советскому гражданину, права на труд. Договор об уступ-
ке автором за вознаграждение отдельных авторских право-
мочий является гражданско-правовым договором (п. <е>
ст. 137 ГК). Но этому договору присущи некоторые особые
черты, обусловливаемые характером объекта возникаю-
щих правоотношений. Таким объектом является не матери-
альный предмет, как это имеет место в ряде других до-
говоров гражданского права (например, при договоре под-
ряда, имущественного найма и др.), а культурная ценность,
в надлежащем использовании которой заинтересовано об-
щество. Специфический характер имеют и способы исполь-
зования этого объекта (*1). Все это также не допускает вклю-
чения авторского права в состав трудового.

При характеристике авторских отношений следует от-
метить и ту тесную связь, которая существует у автора с
созданным им произведением. Уступка автором другому
лицу на известный срок правомочий по использованию про-
изведения и даже отчуждение им материального предмета,
в котором нашло свое воплощение произведение (картина,
статуя и т. п.), не лишает автора права творчески работать
и далее над своим произведением, создавать новые вариан-
ты написанного им романа, пьесы, картины и т. д.; автор
вправе возражать против переиздания своего произведе-
ния, если он по тем или иным причинам признает это не-
целесообразным (например, считая произведение устарев-
шим), и т. д. Иным является положение у рабочего на
предприятии, который после сдачи выработанной им про-
дукции утрачивает с ней связь.

Более сложным является тот отучай, когда данное лицо
создает произведение по заданию соответствующей орга-
низации (научно-исследовательского учреждения, вуза, га-
зетного предприятия, архитектурно-проектной мастерской),
состоя на постоянной работе в данной организации.

(**1) См. ниже, гл. IV, 3.
-18-

Можно ли при таких условиях считать, что авторские
отношения могут регулироваться не только авторским, но
и трудовым правом? Обычно на этот вопрос ответ дается
положительный: указывается, что в отдельных случаях от-
ношения, возникающие из авторства данного лица, могут
регулироваться не только авторским, но и трудовым пра-
вом (*1). Но хотя отношения в связи с созданием и использо-
ванием произведения и могут возникать на основе трудо-
вых отношений автора с соответствующей организацией,
все же эти отношения регулируются нормами авторско-
го, а не трудового права. При заключении трудового до-
говора данное лицо может заблаговременно отказаться в
пользу соответствующей организации от тех или иных ав-
торских правомочий, которые могли бы принадлежать
этому лицу в случае создания им произведения, уступить
организации право распоряжения какой-то частью автор-
ских правомочий. Но это может быть сделано лишь пото-
му, что законодательство по авторскому праву закрепляет
за автором эти правомочия, равно как и исключительное

<< Предыдущая

стр. 3
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>