<< Предыдущая

стр. 30
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

случае дело идет о создании нового произведения, отно-
сящегося к другому роду искусства, для которого харак-
терны совершенно иные способы и техника работы (для

живописи - изображение предметов на поверхности кра-
сками, для скульптуры-изображение людей, предметов
из различных материалов: глины, мрамора, металла
и т. д., путем лепки, высекания, вырезания и т. д.). В та-
ком случае всегда имеет место наличие элементов твор-
чества, в результате чего возникает самостоятельное
произведение, новый, охраняемый законом объект автор-
ского права (*2). Другое дело, когда имеет место использова-
ние чужого произведения в пределах одного и того же рода
искусства (например скульптура, исполненная в гипсе,
воспроизводится другим лицом в пластилине). В таких

(**1) См. СЗ СССР, 1929, № 26, ст. 230. Аналогично решается на
практике этот вопрос и в отношении телевизионных передач.

(**2) П. <к> ст. 9 <Основ> по существу является частным случаем,
предусмотренным первой частью п. <б> ст. 9 <Основ>.

-163-

случаях может получиться простое повторение, и тогда
не возникнет самостоятельного объекта авторского права;
но при наличии элементов творчества может возникнуть
и новое произведение, существенно отличающееся от ори-
гинала (в последнем случае возникнет самостоятельный
объект авторского права).

Действующее законодательство не регулирует того
случая, когда произведение изобразительного искусства
снимается фотографом не для личного пользования, а в
целях репродуцирования и распространения без получе-
ния предварительного согласия художника, а такие слу-
чаи на практике возможны. Как правильно отмечалось в
литературе (*1), в том случае, когда у художника и фотогра-
фа различные творческие характеры, произведение изо-
бразительного искусства может пострадать, даже если
фотограф является мастером высшего класса. Поэтому
нельзя разрешать использование в фотографии произве-
дения изобразительного искусства без согласия автора
оригинала, если имеется в виду использование фотогра-
фии в целях ее репродуцирования и распространения; с
другой стороны, не должно быть разрешено использова-
ние произведения фотоискусства в живописи без согласия
автора фотографии.

Во всех случаях использования чужого произведения
изобразительного искусства, разумеется, должно быть
указано имя автора оригинала.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября
1930 г.(*2) было установлено, что по договорам с авторами
о сдаче им работ по составлению всякого рода проектов,
архитектурных, инженерных и иных технических планов,
чертежей и рисунков заказчики имеют право, если в до-
говоре не установлены иные условия, без дополнительного
вознаграждения неограниченно использовать эти про-
екты, планы, чертежи и рисунки для своих нужд, а также
переуступать их третьим лицам и воспроизводить в пе-
чати. Впоследствии сдача государственными организа-
циями отдельным лицам работ по составлению проектов
и смет по всем видам капитального строительства была
воспрещена (постановление СНК СССР от 10 мая

(**1) См <Социалистическая законность>, 1938, № 1, стр. 75.
(**2) СЗ СССР, 1930, № 58, ст. 613.

-164-

1939 г. (*1)). Вследствие этого сфера применения постанов-
ления ЦИК и СНК от 23 ноября 1930 г. весьма сузилась.
В настоящее время архитектурные произведения создают-
ся обычно в архитектурно-проектных мастерских и в иных
архитектурных организациях, работники которых выпол-
няют работу на основе существующих у них с данной
организацией трудовых договоров. В таких случаях, по
общему правилу, право распоряжения архитектурным
произведением полностью переходит к соответствующей
организации, которая должна считаться субъектом произ-
водного авторского права. Но все же авторское право
переходит к ней не в полном объеме: автор архитектур-
ного произведения вправе и в этих случаях требовать
указания его имени на существующем проекте, плане,
чертеже. Таким образом, право авторства за ним сохра-
няется. Сохраняется за автором в известной мере и право
на целостность и неприкосновенность созданного им про-
изведения. По существующим правилам, в целях повыше-
ния качества строительства и его лучшей организации
устанавливается авторский надзор за строительством (*2).
От установления авторского надзора за строительством
не могут уклоняться ни заказчик, для которого возводится
строение или иное сооружение, ни проектная организация,
разработавшая принятый к осуществлению проект, ни
строительная организация, осуществляющая проект строи-
тельства в натуре. Авторский надзор за строительством
проводится соответствующей проектной организацией,
разработавшей проект, а непосредственно осуществляется
автором проекта при участии составителей отдельных
частей проекта данного строения или сооружения (архи-
тектора, инженера-конструктора и др.). Никакие измене-
ния утвержденного проекта в процессе стройки без согла-
сования с автором проекта не допускаются. Эти меры,
конечно, направлены в первую очередь на обеспечение
качества и лучшей организации строительства, но они

(**1) СП СССР, 1939, № 31, ст. 214.

(**2) См. Положение об авторском надзоре за строительством в
г. Москве, утвержденное решением исполкома Моссовета от
11 ноября 1940 г. во исполнение постановления СНК СССР от
26 февраля 1933 г. <Об улучшении проектного и сметного дела и об
упорядочении финансирования строительства> (СЗ СССР, 1933. № 9,
ст. 58). <Бюллетень Исполнительного Комитета Московского Город-
ского Совета депутатов трудящихся>, 1940, № 34.

-165-

охраняют и право автора проекта на целостность и непри-
косновенность архитектурного произведения.

Закон не считает нарушением авторского права поме-
щение всякого рода произведений на публичной выставке,
за исключением тех произведений, публичное выставле-
ние которых запрещено автором (п. <м> ст. 9 <Основ>).
В данном случае имеются в виду, главным образом, про-
изведения изобразительного искусства, которые каждое
лицо, являющееся обладателем того или иного произве-
дения, вправе экспонировать на публичной выставке. Если
средством ознакомления общества с литературным про-
изведением является обычно его издание, то одним из
средств ознакомления общества с произведением изобра-
зительного искусства является его экспонирование на
публичной выставке. Но в наиболее широком ознакомле-
нии общества с их произведениями заинтересованы и сами
художники. Поэтому предоставление такого права облада-
телю произведения изобразительного искусства по суще-
ству не противоречит интересам автора. Если же по тем
или иным причинам художник все же не пожелает, чтобы
его произведение было помещено на публичной выставке,
он может сделать об этом специальную оговорку в до-
говоре, по которому он передал свое произведение (кар-
тину, рисунок и т. п.) другому лицу. На практике, однако,
авторы не пользуются предоставленным им правом.

Закон не считает нарушением авторского права снятие
копии с чужого произведения для личного потребления
(п. <о> ст. 9 <Основ>). Этот случай закон не считает
нарушением авторского права создателя произведения.
Действительно, интересы автора не могут пострадать,
если кто-нибудь не в целях распространения, а для лич-
ного пользования сделает копию с чужого произведения
(например, скопирует рисунок, чертеж и т.д.). В интере-
сах авторов произведений изобразительных искусств и
фотографических произведений закон запрещает поме-
щение на копни подписи или монограммы автора подлин-
ника, чтобы устранить возможность смешения копии с
подлинником.

Однако термин <для личного потребления> не отли-
чается достаточной ясностью. Следует ли считать, что
сделанной копией может пользоваться только то лицо,
которое его сделало? Или же пользоваться этой копией

-166-

могут и какие-то другие лица, хотя, быть может, круг
этих лиц будет весьма ограниченным? Закон не дает в
этом отношении каких-либо разъяснений, и нет оснований
к расширительному применению этой нормы. Под личным
потреблением следует понимать пользование для удовле-
творения личных потребностей лица, сделавшего копию,
и, кроме того, быть может, еще членов его семьи. Но нель-
зя считать личным потреблением, например, снятие дири-
жером оркестра копии с партитуры музыкального произ-
ведения в целях его публичного исполнения. Для приме-
нения пункта <о> статьи 9 <Основ> не безразличен
должен быть и способ снятия копии. В отношении произ-
ведений скульптуры в пункте <о> статьи 9 <Основ> прямо
указывается, что снятие с них копий средствами механи-
чески-контактного копирования не допускается. Отсюда
следует сделать вывод, что закон не считает нарушением
авторского права скульптора снятие копии ручным спосо-
бом. Этот вывод должен найти применение и в отношении
других видов произведений. Когда утверждались <Осно-
вы>, законодатель имел в виду сравнительно редкие слу-
чаи снятия копии с произведения, сделанного от руки, не
механическим способом. Это не могло принести ущерба
автору, если учитывать также и весьма узкий круг лиц,
которые могли бы пользоваться копией. Совершенно дру-
гое положение получается, когда произведение воспроиз-
водится механическим способом, например при посредстве
фотографии или магнитофона. Представляется очевидным,
что такой способ воспроизведения дает возможность
широкому кругу лиц делать копии с произведения и поль-
зоваться ими, что, естественно, может весьма чувстви-
тельно затронуть интересы автора, а при известных усло-
виях и интересы организаций, осуществляющих воспроиз-
ведение и распространение произведения путем записи
его на граммофонную пластинку, передачи по радио.
-Поэтому мы считали бы необходимым ограничить при-
менение пункта <о> статьи 9 <Основ> только случаями
снятия копии с чужого произведения от руки (*1).

В интересах общества закон не признает нарушением
авторского права и некоторые другие случаи использова-
ния чужого произведения.

(**1) Снятие копии на пишущей машинке относится к случаям сня-
тия копии от руки.

-167-

4.3. Формы и способы использования
авторских прав

Свои права на выпуск произведения в свет, на его
воспроизведение и распространение автор обычно осу-
ществляет через состоящие на хозяйственном расчете со-
циалистические организации, преследующие цели содей-
ствия коммунистическому воспитанию и просвещению тру-
дящихся, повышению их культурного уровня. Такими
организациями, как правило, являются государственные,
кооперативные и другие общественные издательства, зре-
лищные предприятия, киностудии, организации по радио-
вещанию и телевидению и др. Роль указанных социали-
стических организаций чрезвычайно велика. Они не толь-
ко знакомят общество с созданными авторами произведе-
ниями, но и выполняют важную роль в отборе и оценке
поступающих к ним работ, стремясь выпускать в свет
только идейно полноценные произведения высокого науч-
ного и художественного качества.

В настоящее время в СССР основной правовой фор-
мой, опосредствующей отношения между авторами и
социалистическими организациями по реализации при-
надлежащих автору авторских прав, является договор.
В отдельных случаях применяется и внедоговорная форма
использования авторского права. Применение той или
иной формы использования авторского права определяет-
ся характером объекта авторского права и способом его ис-
пользования. Так, например, воспроизведение и распро-
странение произведений художественной литературы и на-
учных произведений осуществляется главным образом при
посредстве издательского договора, заключаемого автором
с издательством; воспроизведение же музыкальных про-
изведений не требует, как правило, заключения договора.

Договоры социалистических организаций (изда-
тельств, зрелищных предприятий, киностудий и т.д.) с ав-
торами обычно заключаются на основе и во исполнение
утвержденных тематических планов этих организаций.
Но планы социалистических организаций не только
являются основанием к вступлению их с авторами в
договорные отношения. Утвержденным планам социали-
стических организаций должны соответствовать и уста-
навливаемые договорами сроки представления авторами

-168-

произведений, сроки выпуска их в свет и т. д. Устанавли-
вая требования, которым должно отвечать произведение
по своей идейной направленности и содержанию, а также
конкретные права и обязанности сторон и подкрепляя
выполнение сторонами принятых на себя обязанностей
соответствующими санкциями, эти договоры способствуют
своевременному выпуску в свет полноценных в научном
и художественном отношении произведений.

<< Предыдущая

стр. 30
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>