<< Предыдущая

стр. 31
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


В статье 16 <Основ> указывается, что <авторское
право в части или в целом может быть отчуждаемо по
издательскому договору, завещанию или иным законным
способом>. Оставляя пока в стороне вопрос о завещании
авторского права (*1), остановимся на <отчуждении> автор-
ского права. Надо отметить, что формулировка закона,
допускающая <отчуждение> авторского права, вызвала у
советских юристов большие сомнения. Возможен ли во-
обще договор об <отчуждении> авторского права и при-
том <в целом>, поскольку под отчуждением обычно
понимается не ограниченная какими-либо условиями и
сроком передача (уступка) права, принадлежащего одно-
му лицу, другому лицу. В связи с этим необходимо, прежде
всего, отметить невыдержанность терминологии <Основ>.
В той же статье 16 <Основ> далее говорится о договоре
<об уступке> авторского права. Тот же термин приме-
няется и в пункте <в> статьи 17 <Основ>. Вообще же
статья 17 <Основ>, относящая установление норм, регу-
лирующих издательский и постановочный договоры, к
компетенции союзных республик, предопределяет, что
эти нормы должны предусматривать предельные сроки
действия таких договоров. Следовательно, сами <Основы>
устанавливают, что под отчуждением авторского права по
этим договорам надо понимать уступку авторского права
на определенный срок (*2).

Дальнейшее раскрытие термина <отчуждение> было
дано законодательством союзных республик. В частности,
статьей 17 закона об авторском праве РСФСР было
установлено, что отчуждение издательством правомочий,

(**1) См. далее., гл. V.

(**2) Что касается <отчуждения> авторского права по завещанию,
то, как это будет показано далее (см. гл. V), авторское право в це-
лом перейти по завещанию к наследникам не может; некоторые
правомочия автора по наследству вообще не переходят,

-1б9-

вытекающих из авторского права, допускается не иначе,
как по издательскому договору, т. е. договору, в силу
которого автор уступает на определенный срок исключи-
тельное право на издание произведения. Таким образом,
по издательскому договору, во-первых, <отчуждается> не
все авторское право в целом, а только отдельные право-
мочия и притом такие, которые необходимы для издания
произведения, и, во-вторых, такое <отчуждение> допу-
скается лишь на определенный срок. Аналогично решает-
ся и вопрос об <отчуждении> авторского права на поста-
новку и публичное исполнение произведения статьями 30
и 32 закона об авторском праве РСФСР. Отсюда следует
заключить, что хотя в статье 16 <Основ> указывается на
возможность отчуждения авторского права в целом, в
действительности же при издательских и постановочных
договорах речь может идти только об уступке (передаче)
на определенный срок осуществления некоторых принад-
лежащих автору правомочий. По такому пути пошла
также практика заключения других договоров об исполь-
зовании авторского права.

Но в опубликованной судебной практике имеется одно
определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного суда СССР, которое дает основания сделать
вывод, что Верховный суд СССР допускает возможность
отчуждения авторского права в целом (дело по иску
Управления по охране авторских прав к Институту языка
и литературы Азербайджанского филиала Академии наук
СССР (Азфан). Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного суда СССР, рассматривавшая это дело
по протесту Председателя Верховного суда СССР, призна-
ла, что по действующему законодательству об авторском
праве личные права авторов неотчуждаемы. Что же ка-
сается имущественных прав граждан, являющихся авто-
рами, то закон допускает их отчуждение в части или
целом. Судебная коллегия признала также, что отчужде-
ние переводчиками принадлежащих им авторских прав не
по издательскому договору на срок, а в полную собствен-
ность Азфана не находится в противоречии с действую-
щим законодательством (*1).

(**1) См. <Сборник постановлений Пленума и определений колле-
гий Верховного суда СССР 1940 год>. М., Юриздат, 1941, стр. 283-
-284.

-170-

Таким образом, Судебная коллегия пришла к выводу,
что <имущественные права> автора (значит, все же не
все авторское право в целом) могут быть <отчуждены>
полностью и притом даже в собственность. Термин <соб-
ственность> к авторскому праву, конечно, не применим.
Но дело не в этом. Вопрос идет о том, допустима ли во-
обще по действующему праву уступка принадлежащих
автору правомочий не на срок, а бессрочно, и притом без
установления точного объема уступаемых автором пра-
вомочий? Выше уже отмечалось, что как <Основы>, так и
республиканское законодательство и договорная практика
понимают под уступкой (отчуждением) авторского права
только уступку отдельных правомочий и притом на опре-
деленный срок. Как указывалось в литературе, каждый
договор может предусматривать предоставление права
использовать произведение лишь определенным образом;
в советском праве универсального договора на предостав-
ление контрагенту всех без исключения авторских право-
мочий быть не может. Такой договор нельзя отнести к
<законным способам отчуждения авторского права>, ибо
его условия неизбежно противоречат основным принци-
пам советского права и законам о твердых ставках автор-
ского гонорара и предельных нормах тиража (*1). По изло-
женным соображениям приведенное определение Судеб-
ной коллегии по гражданским делам Верховного суда
СССР не может быть признано правильным.

Исключается по советскому праву возможность уступ-
ки автором по договору произведений, им еще не
созданных, что могло бы повести к недопустимому
ограничению творческой деятельности автора и свободы
распоряжения создаваемыми им произведениями (*2).

Законодательство об авторском праве предусматри-
вает только два вида договоров об уступке авторских пра-

(**1) А. И. Ваксберг. Основные черты издательского договора
по советскому гражданскому праву (<Уч. зап. ВИЮН>, вып. 3.-М.,
Госюриздат, 1955. стр. 121).

(**2) Практика дореволюционной России до издания закона об
авторском праве 1911 г. допускала возможность <продажи> автором
издателю не только уже существовавших, но и еще не написанных
произведений. Широко известна продажа А. П. Чеховым своих про-
изведений книгоиздателю А. Марксу. Чехов писал, что сочинения его
<опошлены... как товар> (А. П. Чехов. Полн. собр. соч., т. XX.
М., ГИХЛ, 1951, стр. 14).

-171-

вомочий: а) издательский договор и б) постановочный
договор (ст. 17 <Основ>, ст. ст. 17-27, 29-44 закона об
авторском праве РСФСР). Однако на практике приме-
няется и ряд других договоров. Так, из постановочного
договора выделился и развился в самостоятельный вид
сценарный договор. Особым видом договора является
договор, которым автор дает разрешение другому лицу
на переделку повествовательного произведения в драма-
тическое или киносценарий или наоборот. Существуют
обладающие рядом специфических особенностей догово-
ры, предметом которых являются произведения изобра-
зительного искусства. Появились новые виды догово-
ров - договоры авторов с организациями по радиовеща-
нию и телевидению, механической записи и др. Таким
образом, количество видов договоров, заключаемых ав-
торами с социалистическими организациями и направлен-
ных на реализацию принадлежащих авторам авторских
прав, по мере развития новых способов воспроизведения
и распространения произведения имеет тенденцию к уве-
личению.

Статьей 26 закона об авторском праве РСФСР на
Наркомпрос и Наркомторг РСФСР была возложена обя-
занность утвердить типовой (нормальный) издательский
договор на литературные произведения. Такой типовой
издательский договор был утвержден в РСФСР в 1929 г.(*1).
Типовые издательские договоры имеются и в других союз-
ных республиках (УССР, Узбекской ССР и др.). В 1956 г.
Министерством культуры СССР утверждены типовой по-
становочный договор (на неопубликованное драматиче-
ское произведение) и новый типовой сценарный договор
для художественных фильмов(*2). По своей юридической
природе типовые договоры являются нормативными
актами.

Согласно части 2 статьи 26 закона об авторском пра-
ве РСФСР, сформулированной под несомненным влияни-

(**1) См. Л. М. Азов и С. А. Шацилло. Авторское право
на литературные произведения. М., Госюриздат, 1953, стр. 48.

(**2) Имеются еще типовой сценарный договор для документальных
и видовых фильмов, утвержденный в 1950 г., и типовой сценарный
договор для научно-популярных и учебных фильмов, утвержденный
в 1962 г.

-172-

ем статьи 28 Кодекса законов о труде РСФСР, <издатель-
ский договор может содержать условия, не предусмотрен-
ные или не совпадающие с типовым договором. Однако
условия и оговорки, клонящиеся к ухудшению положе-
ния автора сравнительно с условиями типового договора,
признаются не имеющими силы, а устанавливаемые ими
права и .обязанности сторон в этих случаях определяют-
ся применительно к соответствующим статьям типового
договора>. Норма статьи 26 закона об авторском праве
РСФСР имеет императивный характер. Поэтому, если
даже автор и согласился на менее выгодные для себя
условия, нежели это предусмотрено в типовом издатель-
ском договоре, эти условия не будут иметь законной си-
лы, и должны применяться соответствующие положения
типового издательского договора.

Примером в этом отношении может служить дело по
иску И. Ф. Аргира и В. А. Махина к издательству <Маш-
гиз>. При рассмотрении этого дела возник, в частности,
вопрос о праве авторов на удержание полученных ими
25% авторского гонорара, хотя в издательском договоре
выплата 25% аванса не была предусмотрена; работа же
была отклонена издательством по непригодности. В сво-
ем протесте в судебную коллегию по гражданским делам
Верховного суда СССР на решение народного суда и
Московского городского суда Генеральный Прокурор
СССР признал неправильным <указание Московского
городского суда о том, что 25% авторского гонорара не
должны быть выплачены авторам, поскольку при заклю-
чении договора это не было оговорено>. Ссылаясь на ста-
тью 26 закона об авторском праве РСФСР, Генеральный
Прокурор СССР указал, что <согласно пункту 9 типового
договора авторы имеют право на получение от издатель-
ства аванса, так как не установлено недобросовестности
авторов в исполнении труда, и поэтому аванс возврату не
подлежит> (*1). Судебная коллегия, согласившись с мотива-
ми протеста, отменила решение народного суда и опреде-
ление Московского городского суда и передала дело на
новое рассмотрение.

Нормы типового издательского договора должны при-
меняться и в тех случаях, когда по тем или иным причи-

(**1) <Социалистическая законность>, 1954, № 2, стр. 89, 90.
-173-

iai стороны не предусмотрели в заключенном ими до-
говоре всех необходимых условий.

Как полностью обеспечивающая интересы автора, нор-
ма статьи 26 закона об авторском праве должна быть со-
хранена и при пересмотре законодательства об авторском
праве. Практика применяет норму статьи 26 закона об ав-
торском праве РСФСР в отношении не только издатель-
ских договоров на литературные произведения, но и дру-
гих видов авторских договоров (постановочного, сценар-
ного). Это положение также должно быть закреплено в
законе при пересмотре законодательства об авторском
праве.

Несмотря на ряд довольно существенных отличий,
имеющихся между отдельными договорами об уступке ав-
торских правомочий, у них есть и некоторые общие черты,
позволяющие объединить их в одну группу договоров. Все
эти договоры ставят своей целью ознакомление общества с
созданными авторами произведениями, содействуют реали-
зации принадлежащих авторам прав по использованию
произведений. За последнее время некоторые цивилисты
стали объединять эти договоры в одну группу под общим
наименованием <авторских договоров> (*1). Как правильно
отмечалось в литературе, понятие авторского договора
как единого договорного типа имеет несомненное практи-
ческое значение, так как дает возможность применять от-
дельные нормы типовых Договоров к авторским право-
отношениям, не нашедшим подробной регламентации
посредством типовых договорных форм (*2). Конкретно во-
прос идет о применении отдельных положений типового
издательского договора на литературные произведения к
издательским договорам на другие виды произведений, в
отношении которых до сих пор еще не утверждены типо-
вые издательские договоры (произведения музыкальные,
произведения изобразительных искусств). Примером при-
менения норм типового издательского договора на литера-
турные произведения к другим видам издательских догово-

<< Предыдущая

стр. 31
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>