<< Предыдущая

стр. 32
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


(**1) Г. М. Танин. Договор художественного заказа (<Совет-
ское государство и право>, 1948, № 2, стр. 70).

(**2) См. И. А. Грингольц. Права автора сценического про-
изведения в СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 14;
А И. Ваксберг. Некоторые вопросы советского авторского пра-
ва (<Советское государство и право>, 1954, № 8, стр. 41).

-174-

ров является известное дело фотографа Пастера, обязав-
шегося по договору с редакционно-издательским бюро
Горвнуторга изготовить для издания юбилейного альбома
300 фотографий, отображающих достижения советской
торговли. В связи с отказом бюро от договора ввиду рас-
поряжения вышестоящих органов о прекращении работ по
выпуску альбома и требованием о возврате полученного
гр. Пастером аванса возник судебный спор. В определении
по этому делу Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда СССР, ссылаясь на статьи 17 и 26 закона
об авторском праве РСФСР, признала, что спор должен
быть разрешен в соответствии с типовым издательским
договором, утвержденным 13 апреля 1929 г.(*1). Таким об-
разом, Судебная коллегия признала возможным приме-
нить нормы типового издательского договора к издатель-
скому договору на фотографические произведения.

На практике издательства применяют основные поло-
жения типового издательского договора на литературные
произведения к издательским договорам на музыкаль-
ные произведения и на произведения изобразительных
искусств.

Не имеет значения, как сами стороны квалифицируют
заключенный между ними договор. В деле гр. Пастера,
например, стороны назвали его трудовым соглашением.
Судебная коллегия признала, что наименование договора
самими сторонами, если это наименование противоречит
его внутреннему содержанию, не имеет значения для дела.
Поэтому, если из договора можно усмотреть, что по своим
целям и содержанию он рассчитан на установление автор-
ских отношений, к нему должны применяться нормы автор-
ского права, хотя бы стороны и наименовали соответствую-
щий договор трудовым.

Практика показывает, что суды нередко рассматривают
отношения издательств с авторами как вытекающие из
издательского договора, хотя эти отношения были офор-
млены трудовыми соглашениями. В работе В. А. Кабатова
в качестве примера приводится такое дело. По трудовому
соглашению художник Бехтеев обязался выполнить для
издательства <Молодая Гвардия> работы по художествен-
ному оформлению романа Сизовой <Наш великий ученый>

(**1) См. <Советская юстиция>, 1939, № 19-20, стр. 62.
-175-

(<Молодой Ломоносов>). Никакого тиража первого из-
дания, а также порядка оплаты за повторные издания в
договоре не устанавливалось. При повторном издании
книги возник вопрос о выплате художнику Бехтееву автор-
ского гонорара. Так как издательство отказалось уплатить
художнику вознаграждение за повторное издание, послед-
ним был предъявлен в суд иск. Народный суд признал, что
художник Бехтеев создал для ответчика в книге <Молодой
Ломоносов> иллюстрации, которые несомненно представ-
ляют собой объект авторского права. Поэтому ответчик не
имеет права переиздавать указанные рисунки без письмен-
ного согласия автора. Доводы ответчика, что их взаимо-
отношения с автором регулируются трудовым, а не автор-
ским правом, являются неосновательными и прямо проти-
воречат статье 4 <Основ авторского права> (*1).

Не имея возможности в рамках настоящей работы
остановиться на рассмотрении отдельных видов авторских
договоров, мы ограничимся только их общей характери-
стикой.

Сторонами в авторском договоре являются автор и со-
ответствующая социалистическая организация (издатель-
ство, зрелищное предприятие, киностудия и т. д.), дей-
ствующая в пределах своей специальной правоспособности
и на основании своего тематического плана (*2).

В силу договора, заключенного автором с социалисти-
ческой организацией, он передает (уступает) последней

(**1) См. В. А. Кабатов. Советское авторское право на произ-
ведения изобразительного искусства. Канд. диссерт. М., 1954,
стр. 166-167.

(**2) На практике договоры на издание работ заключаются иногда
не самими авторами, а организациями, с которыми авторы состоят
в трудовых отношениях: научно-исследовательскими институтами,
высшими учебными заведениями и т. п. (например договоры на из-
дание <Научных трудов>). Но тем не менее такие договоры следует
считать авторскими. Независимо от того, что данный труд был под-
готовлен к печати научно-исследовательским институтом или какой-
либо иной организацией, правовые отношения из таких договоров
все же возникают непосредственно между авторами и издательством,
Поэтому издательство вправе, в частности, требовать в случае не-
обходимости от автора (а не от организации) доработки произведе-
ния, автор же вправе требовать, чтобы издательство без его согласия
не вносило каких-либо изменений и дополнений в произведение,
а если произведение было создано не в порядке служебного зада-
ния, - то и уплаты авторского гонорара.

-176-

часть принадлежащих ему правомочий, необходимых для
выпуска произведения в свет (*1), принимая на себя в то же
время ряд обязанностей, направленных на представление
своему контрагенту в установленные сроки произведения,
отвечающего необходимым требованиям идеологического
порядка и условиям договора; социалистическая же орга-
низация принимает на себя обязанность дать оценку этому
произведению и, в случае соответствия его указанным тре-
бованиям и условиям договора, осуществить необходимые
мероприятия по выпуску произведения в свет и уплатить
авторский гонорар. При посредстве авторского договора
автор, таким образом, реализует и принадлежащее ему
право на извлечение законными способами <имуществен-
ной выгоды>.

Характер и объем уступаемых автором по авторскому
договору правомочий зависят от цели договора. При за-
ключении авторского договора на издание произведения
(издательского договора) автор уступает издательству на
известный срок право на издание произведения; этим он
ограничивает себя на все время действия договора в вы-
пуске в свет своего труда, но сохраняет ряд других право-
мочий, например право переделки своего произведения и
др. Заключив договор на постановку и публичное испол-
нение неизданного драматического произведения, он сохра-
няет свои другие правомочия, в частности право на из-
дание своего произведения, и т. д.

Авторский договор строится на началах взаимного со-
трудничества автора и социалистической организации, так


(**1) Согласно типовому издательскому договору РСФСР, автор
передает издательству исключительное право на издание и переиз-
дание своего труда (п. 1). По типовому сценарному договору для
художественных фильмов автор обязуется написать литературный
сценарий и предоставляет студии право постановки по нему фильма
(п. 1). Эти формулировки соответствуют закону. Иная формулировка
дана в типовом постановочном договоре, где сказано, что автор обя-
зуется представить театру пьесу, либретто и т. п. и разрешить
театру первую постановку и публичное исполнение указанного про-
изведения (п. 1). Последняя формулировка не находит опоры в дей-
ствующем законодательстве. Представляется несколько странным,
что Министерство культуры СССР, утвердившее почти одновременно
(22 февраля и 24 марта 1956 г.) типовой сценарный и типовой по-
становочный договоры, допустило такую разницу в формулировках
по аналогичному вопросу.

-177-


eae обе стороны в одинаковой мере заинтересованы в ско-
рейшей передаче в пользование общества полноценного в
идейном и художественном отношении произведения. Од-
нако обязанности автора не исчерпываются передачей ор-
ганизации соответствующих правомочий. Автор обязывает-
ся также принимать активное участие вместе с организа-
цией в подготовке издания, постановке или ином использо-
вании произведения. За невыполнение своих обязанностей
автор несет не только гражданско-правовую ответствен-
ность перед своим контрагентом, но и моральную ответ-
ственность перед обществом и государством. С другой
стороны, и принимаемые на себя соответствующей органи-
зацией обязанности по выпуску произведения в свет яв-
ляются не только обязанностями перед своим контрагентом
по договору - автором, по и обязанностями перед государ-
ством, вытекающими из задач культурно-воспитательной
работы, поставленных перед данной организацией Ком-
мунистической партией и государством.

Небезынтересным является вопрос о правовой приро-
де авторского договора. До последнего времени не вызы-
вало сомнений, что в соответствии с законом по авторско-
му договору автор передает (уступает) соответствующей
организации принадлежащее ему исключительное право
на воспроизведение и распространение произведения пу-
тем его издания, публичной постановки и т. д. (ст. ст. 7,
14, 15, 17 <Основ>, ст. ст. 17, 18, 20, 24, 30 и др. закона об
авторском праве РСФСР). Но вот И. А. Грингольцем бы-
ло высказано мнение, что, передавая свое произведение
социалистической организации, автор только реализует
принадлежащее ему личное право на выпуск произведе-
ния в свет (*1). А. И. Ваксберг пишет, что по договору автор
предоставляет своему контрагенту право (т. е. раз-
решает) опубликовать произведение (*2). Наконец, примени-
тельно к издательскому договору, М. И. Никитина утвер-
ждает, что издание и распространение произведения вхо-
дит в круг специальной правоспособности социалистиче-
ских издательств. Но издательства могут осуществлять
эти действия лишь с разрешения авторов произведений.

(**1) И. А. Г ринг о ль ц. Права автора сценического произведе-
ния в СССР. Канд. диссерт. М., 1953, стр. 67.
(**2) А. И. Ваксберг. Некоторые вопросы советского авторского
права (<Советское государство и право>, 1954, № 8, стр. 40).

-178-.

Автор не уступает издательству права на издание произ-
ведения и не отчуждает его, а лишь разрешает издатель-
ству издавать произведение в течение определенного вре-
мени и распространять его в социалистическом обществе.
Разрешение это, по взгляду М. И. Никитиной, дается в
форме издательского договора и является юридическим
фактом, порождающим у издательства право на издание
произведения (*1).

Итак, согласно новой юридической конструкции по ав-
торскому договору автор не передает своего права социа-
листической организации, а лишь разрешает издательству
издавать произведение, зрелищному предприятию - осу-
ществлять публичную постановку произведения и т.д. Со-
циалистическая же организация совершает эти действия в
силу принадлежащей ей специальной правоспособности:
издательство вправе издавать книги, журналы; зрелищное
предприятие - ставить пьесы; киностудия - выпускать
кинофильмы и т. д. Авторы указанной юридической кон-
струкции исходят, повидимому, из того, что если в услови-
ях социалистического общества автор нс может стать соб-
ственником типографии, книготоргового предприятия
и т. п., то он не может и обладать правом на воспроизве-
дение и распространение произведения в его различных
формах (издания, публичной постановки и т. д.). Конечно,
автор, как и любой другой гражданин СССР, не может за-
ниматься предпринимательской деятельностью. Но дело
совсем не в этом. В силу принадлежащей социалистической
организации специальной правоспособности, она действи-
тельно вправе совершать указанные выше действия. Но
для того чтобы издать конкретное произведение, одной
специальной правоспособности недостаточно. Для того
чтобы издательство выпустило в свет произведение, будет
также недостаточно, если автор даст разрешение на его
Издание. Разрешение автора плюс специальная правоспо-
собность издательства -такой состав фактов еще не дает
издательству права на издание конкретного произведе-
ния, не устанавливает взаимных прав и обязанностей сто-
рон. Специальная правоспособность издательства означа-

(*1) М. И. Никитина. Издательский договор на литературное
произведение в советском авторском праве. Автореф. канд. диссерт.
М., 1954, стр. 6.
-179-

ет, что издательству предоставлено право издавать книги,
но для того чтобы издательство смогло выпустить данную
книгу, требуется, чтобы автор не только разрешил издать
книгу, но и управомочил на это издательство, передал ему
свое право дозволенными в законе способами воспроизво-
дить и распространять произведение. Одним из таких за-
конных способов и является заключение издательского
договора, по которому автор представляет издательству
право на издание своего произведения (*1). Нежизненность
конструкции <разрешения> подтверждается самой
М. И. Никитиной, которая вынуждена в дальнейшем при-
знать, что <автор может предоставить издательству и дру-
гие правомочия, кроме права на издание>. М. И. Никитина
предлагает также <предоставить издательству возмож-
ность переуступать приобретенное им право на издание
произведения другому издательству без согласия автора в
случаях, когда это необходимо, и на тех же условиях, на

<< Предыдущая

стр. 32
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>