<< Предыдущая

стр. 33
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

каких им заключен договор с первым издательством> (*2).

Вывод, что автор никакого права социалистической ор-
ганизации не передает, а только разрешает опубликовать
и распространять произведение, делает необъяснимым, по-
чему у издательства или иной организации появляется ряд
прав в отношении автора, в частности право требовать
доработки произведения, почему издательство вправе пере-
давать полностью или частично права и обязанности по
договору другим государственным и общественным изда-
тельствам в случае изменения его редакционного плана в

(**1) Правильно указывает М. В. Гордон, что существо издатель-
ского договора заключается не только в разрешении на издание
произведения. Разрешение на издание это лишь одно и притом не
самое главное следствие договора, по которому производится реали-
зация прав автора (М. В. Гордон. Советское авторское право.
М., Госюриздат, 1955, стр. 134).

(**2) М. И. Никитина. Издательский договор на литературное
произведение в советском авторском праве. Лвтореф. канд. диссерт.
М., 1954, стр. 6, 10. Примечательно, что А. И. Ваксберг в своей дру-
гой работе при противопостанлении издательского договора трудо-
вому договору в качестве одной из характерных черт издательского
договора (и однотипных с ним других авторских договоров) признает
то, что содержанием издательского договора является также и пре-
доставление автором издательству права воспроизводить и распрост-
ранять произведение. См. А. И. Ваксберг. Основные черты изда-
тельского договора по советскому гражданскому праву (<Уч. зап.
ВИЮН>, вып. 3. М., Госюриздат, 1955, стр. 114).

-180-

силу мероприятий или постановлений руководящих или
регулирующих издательское дело органов власти (типиза-
ция издательств, слияние и т. п.) (п. 24 типового издатель-
ского договора РСФСР (*1)).

Необъяснимым делается и возникновение у организа-
ции ряда обязанностей по отношению к автору.

Следует признать, что конструкция <разрешения> не
вытекает из действующего законодательства (ст. ст. 7,16
<Основ>, ст. ст. 17, 30 закона об авторском праве РСФСР) :
не дает она ответа и на ряд практических вопросов, возни-
кающих в связи с заключением авторского договора.

Согласно статье 16 <Основ>, договор об уступке автор-
ского права должен быть совершен в письменной форме
и содержать точное указание характера и условий исполь-
зования авторского права. Нотариального удостоверения
для авторского договора не требуется (п. <е> ст. 137 ГК).
Несоблюдение письменной формы, установленной для до-
говора, лишает стороны права в случае спора ссылаться
в подтверждение договора на свидетельские показания, но
не лишает их права приводить письменные доказательства.

Судебная практика придерживается того взгляда, что
одно неоформление договора в письменном виде, при усло-
вии использования произведения, не освобождает органи-
зацию от уплаты авторского гонорара. По иску И. Г. Аб-
дуллаева к Кировабадскому городскому Совету Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного суда СССР в
своем определении от 4 июля 1942 г. признала: <То обстоя-
тельство, что с Абдуллаевым не было заключено письмен-
ного договора и, в частности, нс был определен размер воз-
награждения, не имеет значения, так как неоформление
авторского права письменным договором не лишает автора
права на получение вознаграждения и размер этого возна-
граждения не может быть ниже установленных ставок> (*2).
В уже цитированном определении Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного суда СССР по делу Мол-
давского республиканского отделения Всесоюзного управ-

(**1) Возможность передачи прав и обязанностей по договору пре-
дусматривается также типовым сценарным договором, если переда-
ча производится другой студии системы Mиниcтepcтвa культуры
СССР, о чем автор должен быть уведомлен (п. 14).

(**2) <Сборник постановлений Пленума и определений коллегий
верховного суда СССР 1943 год>. М., Юриздат, 1948, стр. 258.

-181-

ления по охране авторских прав с Молдавской государ-

ственной филармонией было признано: <Передача произ-
ведения для использования его оформляется договором,
однако и при отсутствии договора организация, использо-
вавшая произведение с согласия или без согласия автора,
не может быть освобождена от уплаты авторского гонора-
ра, кроме тех случаев, когда использование произведения
в силу ст. 9 <Основ авторского права> не считается нару-
шением авторского права...>.

По законодательству об авторском праве письменная
форма не обязательна для договоров об уступке авторского
права на произведение, подлежащее напечатанию в повре-
менной печати и в энциклопедических словарях (приме-
чание к ст. 16 <Основ>). Тем не менее и в этих случаях для
возникновения обязательства факт состоявшегося догово-
ра должен быть установлен (согласно статье 130 и следую-
щим статьям ГК РСФСР). Гр. Н. по своей инициативе при-
слал в издательство <Московский рабочий> статью, кото-
рая была набрана для очередного номера журнала
<Спутник коммуниста>, но напечатана не была. Гр. Н.
предъявил иск к издательству о взыскании гонорара. Граж-
данская кассационная коллегия Верховного суда РСФСР
признала, что поскольку Н. не получал заказа ни от редак-
ции <Спутник коммуниста>, ни от издательства <Москов-
ский рабочий>, а прислал рукопись по собственной инициа-
тиве, то <до напечатания рукописи, если каким-либо иным
путем он не был извещен редакцией о принятии его руко-
писи, таковая принятой считаться не может, и, следова-
тельно, соглашения между автором и издателем не суще-
ствует. Внутриорганизационные и технические действия ре-
дакции и даже предварительный набор рукописи еще не
являются доказательством соглашений о приеме рукопи-
си> '. Таким образом, заключение договора в данном слу-
чае может быть доказано либо путем извещения автора ре-
дакцией о принятии его рукописи, либо самим фактом ее
напечатания (конклюдентные действия, служащие дока-
зательством согласия издательства на предложение автора
издать его произведение). А. И. Ваксберг высказывается
за целесообразность установления в будущем законе об
авторском праве письменной формы также и для издатель-

(*1) <Судебная практика РСФСР>, 1927, № II, стр. 7-8.
-182-

ских договоров на произведения, предназначенные к опу-
бликованию в периодических изданиях и энциклопедиче-
ских словарях (*1). Что касается энциклопедических слова-
рей, то уже установилась твердая практика заказа статей
в письменной форме с подтверждением в письменной же
форме принятия данным лицом сделанного ему заказа.
В случае его отказа заказ теряет силу. Следует полагать,
что в том случае, когда лицо, получившее заказ, не под-
твердит своего согласия на его выполнение, нельзя считать
издательский договор возникшим. Но вряд ли можно при-
знать практически осуществимым установление обязатель-
ной письменной формы для издательских договоров на
произведения, предназначенные к опубликованию в газе-
тах или журналах.

Авторский договор предполагает наличие уже сущест-
вующего произведения. Однако нередко заключаются до-
говоры и на произведения, ко времени заключения до-
говора еще не облеченные в объективную форму (догово-
ры заказа). Возможность заключения таких договоров в
законе предусмотрена в отношении литературных, драма-
тических, хореографических и кинематографических про-
изведений (ст. ст. 17 и 30 закона об авторском праве
РСФСР), но на практике они имеют применение и в от-
ношении произведений изобразительного искусства (ху-
дожественный заказ) и др. (*2). Договоры заказа обычно
также признаются авторскими, хотя при их заключении
нельзя с уверенностью сказать, что данное лицо (обычно
в договоре именуемое автором) в действительности выпол-
нит свое обязательство - создаст предусмотренное до-
говором произведение и станет его автором. Во всяком
случае, хотя всем видам авторских договоров присущи об-

(**1) Л. И. Ваксберг. Издательский договор по советскому
гражданскому праву. Латореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 10.
(**2) Разновидностью договора заказа является закрытый конкурс,
например, на выполнение проекта здания или памятника; в таком
случае по существу имеет место закаа на создание произведения на
одну и ту же тему нескольким определенным лицам (см. М.В.Гор-
дон. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955, стр. 112).
Иначе складываются отношения при открытом конкурсе, где круг
возможных участников заранее точно не определен (хотя этот круг
лиц и может быть известным образом ограничен). При открытом
конкурсе договорных отношений не возникает. См. <Курс советского
гражданского права>. Отдельные виды обязательств. М., Госюр-
издат, 1954, стр. 356.

-183-

щие черты, авторские договоры на .произведения, еще не
облеченные в объективную форму, обладают некоторыми
особенностями, отличающими их от договоров на уже го-
товые произведения. Постановление Совета Министров
РСФСР от 15 июля 1947 г. № 521 <Об авторском гонораре
за литературно-художественные произведения> квалифи-
цирует такие договоры, как <предварительные соглаше-
ния> с авторами (раздел IX). Быть может, термин <пред-
варительное соглашение> не очень удачен, поскольку он
дает основание к предположению о возможности заключе-
ния в будущем какого-то другого соглашения, но по суще-
ству он правильно подчеркивает ту мысль, что в данном
случае договор заключается с лицом, которое еще только
должно создать произведение, предусмотренное догово-
ром.

Необходимым элементом авторского договора, как и
всякого другого договора гражданского права, является
предмет договора (ст. 130 ГК). Предметом авторского до-
говора является литературное, музыкальное или иного ви-
да произведение. Точное определение предмета авторского
договора имеет весьма существенное значение для устано-
вления содержания договора, прав и обязанностей сторон,
способствует успешному выполнению той общей цели, ко-
торую преследуют автор и социалистическая организация
по выпуску в свет полноцепного произведения. Особенно
важно точно и ясно определить предмет авторского до-
говора при договоре заказа на произведение, к моменту
заключения договора еще не облеченное в объективную
форму.

При договоре литературного заказа существенное зна-
чение для определения предмета договора имеет развер-
нутый план (проспект) рукописи, который автор должен
представить издательству. Только после одобрения изда-
тельством проспекта рукописи возможно заключение
договора, причем проспект рукописи делается неотъемле-
мой частью договора (*1).

При постановочном договоре заказанное автору произ-
ведение должно соответствовать творческой заявке автора,
утвержденной театром и прилагаемой к договору; равно-

(**1) См. Инструкцию Главиздата Министерства культуры СССР
<Подготовка рукописи к изданию>, утвержденную 13 мая 1955 г.
(п.п.1,2).

-184-

значащими творческой заявке при договоре заказа могут
быть признаны фрагменты будущего произведения '.

Аналогично при сценарном договоре заказанный сце-
нарий должен соответствовать утвержденному студией и
приложенному к договору либретто (*2).

Как указала Судебная коллегия по гражданским де-
лам Верховного суда СССР по делу Управления по охране
авторских прав к Ереванской киностудии о взыскании ав-
торского гонорара в пользу гр. Ш., <одним из условий сце-
нарного договора является точное определение характера
работы в виде приложения к договору надлежаще утвер-
жденного либретто, заключающего в себе изложение со-
держания фильма и определяющего материал и жанр
фильма>. При заключении же договора между Ереван-
ской киностудией и гр. Ш. на написание сценария докумен-
тального фильма <Сердце Армении> <указанное условие
не было соблюдено, договор содержит лишь указание, что
студия поручает, а автор принимает на себя написание сце-
нария полнометражного научно-популярного докумен-
тального фильма <Сердце Армении> (<Севанский кас-
кад>), и, таким образом, предмет договора по существу
точно не установлен>. Учитывая это обстоятельство, а так-
же и ряд других, Судебная коллегия признала, что такой
договор должен быть признан недействительным,

Необходимым элементом авторского договора является
также срок действия Договора.

Однако закон не всегда устанавливает для определен-
ных видов авторских договоров предельный срок его дей-
ствия. В тех же случаях, когда такой предельный срок
установлен, в законодательстве союзных республик суще-
ствуют по этому вопросу значительные расхождения. Так,
например, предельный срок издательского договора на ли-
тературные произведения установлен: в РСФСР и в боль-
шинстве других союзных республик - четыре года, в Бело-
русской ССР - два, в Украинской ССР - три (*3) в Грузин-
ской, Туркменской и Азербайджанской ССР-пять лет.
Что же касается издательских договоров на музыкальные

<< Предыдущая

стр. 33
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>