<< Предыдущая

стр. 34
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(**1) См. Типовой постановочный договор (п. 2).
(**2) См. Типовой сценарный договор для художественных филь-
мов (п. 2).
(**3) В УССР предельный срок действия издательского договора
установлен не законом, а типовым издательским договором.

-185-

и музыкально-драматические произведения, произведения
изобразительных искусств, фотографии и т. п., то в законо-
дательстве РСФСР предельный срок для них не установ-
лен (ст. 19 закона об авторском праве РСФСР). В некото-
рых же союзных республиках установлены сроки действия
издательских договоров на музыкальные произведения,
произведения изобразительных искусств и фотографиче-
ские произведения (в Азербайджанской ССР - не свыше
шести лет). Такая пестрота в законодательном регулиро-
вании указанных сроков должна быть в дальнейшем
устранена; следовало бы установить единые предельные
сроки действия для издательских договоров.

Вместе с тем надо отметить, что на практике соответ-
ствующие организации в тех случаях, когда законом и не
предусмотрен предельный срок действия издательского до-
говора, все же обычно ограничивают его действие извест-
ным сроком. Так поступает Государственное музыкальное
издательство при издании музыкальных произведений. Так
же поступает ряд государственных издательств, заключа-
ющих издательские договоры с художниками,- обычно на
срок в четыре года (в частности Государственное изда-
тельство художественной литературы, Государственное
издательство изобразительного искусства и др.). Но эта
практика должна быть закреплена в законе.

Авторские договоры являются договорами двусторон-
ними. В силу заключенного договора каждая из сторон
(автор и социалистическая организация) принимает на
себя определенные обязанности и соответственно приобре-
тает право требовать от другой стороны выполнения при-
нятых на себя обязанностей.

Как уже указывалось, содержание прав и обязанно-
стей сторон по авторскому договору обусловливается спо-
собом использования произведения. Это налагает опреде-.
ленный отпечаток на характер взаимоотношений сторон.
Поэтому, например, договоры об издании и договоры о
постановке и публичном исполнении произведения по сво-
ему содержанию в известной мере отличаются друг от
друга. Имеет значение для определения прав и обязанно-
стей и то обстоятельство, заключается ли договор на го-
товое произведение или на произведение, к моменту за-
ключения договора (заказа) еще не облеченное в объек-
тивную форму.

-186-

О сторонах в этих договорах и о цели этих договоров
мы уже говорили. Теперь надлежит остановиться на ха-
рактеристике основных прав и обязанностей сторон.

При авторском договоре на готовое произведение ав-
тор должен передать социалистической организации про-
изведение (в форме рукописи, рисунка и т. д.) одновре-
менно с подписание.м договора, причем предполагается,
что организация уже рассмотрела и одобрила произведе-
ние. Но в связи с имевшими место фактами заключения
договоров с авторами, представившими готовые рукописи
(с выплатой автору крупных сумм авторского гонорара),
без предварительного рассмотрения и оценки качества
этих рукописей, из которых многие впоследствии признава-
лись не пригодными к изданию, Министерством культуры
СССР было предложено договорные отношения с автора-
ми, представляющими готовые рукописи, оформлять толь-
ко после рассмотрения и одобрения этих рукописей (*1).

При договоре заказа (литературного, музыкального,
художественного) автор обязывается создать произведе-
ние и сдать его организации в обусловленный договором
срок. В отдельных случаях в интересах автора устанавли-
ваются для представления произведения сверх установ-
ленного договором срока еще так называемые льготные
сроки. Так, статьей 16 типового издательского договора
на литературные произведения льготный срок установлен,
если объем произведения согласно договору не превышает
десяти листов, - в один месяц, а если превышает десять
листов, то в два месяца со дня истечения обусловленного
договором срока на представление произведения.

Обязанность автора по созданию обусловленного до-
говором произведения является строго личной обязан-
ностью. Автор не вправе без согласия контрагента пере-
дать эту обязанность другому лицу, либо пригласить со-
автора. Эта обязанность не переходит на наследников ав-
тора, если автор при жизни не успеют закончить произве-
дение.

Договором предусматривается и порядок сдачи произ-
ведения организации. Нарушение автором установленного
договором порядка сдачи произведения следует рассма-

(**1) Приказ Министерства культуры СССР .от 21 июня 1955 г.
№ 368.

-187-

тривать как нарушение им условий договора. Согласно до-
говору истец С. обязан был сдать свой труд издатель-
ству <Наша газета>, что. им выполнено не было. Вместо
этого истец представил составленную им брошюру культ-
сектору ЦК союза, где он состоял сотрудником. Судебно-
надзорная коллегия Верховного суда РСФСР признала по
данному делу, что представление брошюры культсектору
ЦК союза, который по договору стороной не являлся,
нельзя рассматривать как выполнение условий договора,
и нет оснований для предъявления исковых требований
к издательству (*1). Факт и время сдачи произведения имеют
очень важное значение для установления выполнения ав-
тором в срок принятых им на себя обязанностей по до-
говору.

По существующим правилам, рукопись литературно-
художественного или научного произведения принимает
заведующий редакцией, а там, где нет заведующего ре-
дакцией, - старший редактор. О получении издательст-
вом рукописи (в 2-х экземплярах) автору выдается рас-
писка или посылается уведомление заказным письмом с
обязательным указанием даты получения рукописи (*2). Ли-
тературный сценарий (в 3-х экземплярах) сдается авто-
ром студии под расписку начальника сценарного отдела
студии или лица, специально уполномоченного на это ди-
ректором студии, либо может быть направлен студии цен-
ным пакетом по почте (*3). Драматическое произведение

(**1) См. <Судебная практика РСФСР>, 1&31, № 15, стр. 4. См.
также определение Судебной коллегии по гражданским делам Вер-
ховного суда СССР от 9 мая 1951 г. по делу № 36/448, в котором
Судебная коллегия, установив, что издательство не уполномочи-
вало профессора Б., являвшегося внештатным редактором <Бюлле-
теня ВИЭИ> и не имевшего отношения к изданию брошюр, на прием
от автора С. его рукописи (рукопись была сдана автором проф. Б.
как ответственному редактору), признала, что С. рукописи институ-
ту не сдал, и договор с автором был правомерно расторгнут. Но до-
говором или особым соглашением с организацией может быть
предусмотрена сдача произведения не организации, а другому лицу,
на которого возлагается подготовка произведения к выпуску в свет.
При таких условиях сдача произведения этому лицу должна рас-
сматриваться как сдача произведения самой организации.
(**2) См. Инструкцию Главиздата Министерства культуры СССР
<Подготовка рукописи к изданию>, утвержденную 13 мая 1955 г.
(раздел II, п. п. 2, 4).
(**3) См. Типовой сценарный договор (п. 4).

-188-

(в 3-х экземплярах) должно быть сдано автором теат-
рально-зрелищному предприятию, о чем автору должна
быть выдана расписка (*1). Эти мероприятия дают возмож-
ность фиксировать факт и время сдачи произведений.

Но передача самого произведения (в форме рукописи,
иллюстраций и т. д.) еще недостаточна для реализации
социалистической организацией принадлежащих автору
прав. Для этого он должен передать (уступить) организа-
ции на известный срок некоторые из своих 'правомочий
(право на издание и переиздание, право на постановку
и т. д.). Такая передача не только управомочивает органи-
зацию на совершение предусмотренных договором дейст-
вий, но и ограничивает автора в распоряжении созданным
им произведением. Так, например, заключив издательский
договор, автор обязуется в течение срока действия догово-
ра ни сам, ни через другое лицо нс выпускать в свет свое-
го труда в целом или в части, хотя бы и под измененным
заглавием, без письменного на то согласия издательства.
В случае нарушения этого условия издательство имеет
право расторгнуть договор и взыскать с автора понесен-
ные от такого нарушения убытки (ст. 15 типового изда-
тельского договора) (*2). Но в то же время автору не возбра-
няется использовать свое произведение иным образом.
Например, заключив издательский договор на опублико-
вание в печати своего романа, автор сохраняет за собой
право на переделку романа в пьесу или киносценарий и
вправе также давать разрешение на переделку другим
лицам.

Содержание сдаваемого автором организации произ-
ведения должно в точности отвечать условиям договора:
это касается как рода произведения, его объема, так и
всех других условий, указанных в договоре (в частности
назначения произведения - теоретическая работа, науч-

(**1) См. Типовой постановочный договор (п. 3).
(**2) В качестве исключения из общего правила автору разрешается
до выпуска издательством произведения в свет опубликовать его
в повременной печати, а также в сборниках и альманахах, причем
опубликование произведения в альманахах допускается в объеме не
свыше 2,5 печатных листов в каждом номере альманаха или сбор-
ника (примечание к ст. 15 типового издательского договора), а также
при издании полного собрания своих произведений включать в него и
произведения, право на издание которых уступлено им другим ли-
цам (ст. 17 закона об авторском праве РСФСР).

-189-

но-популярная литература и т.д.). Б связи с этим пред-
ставляется чрезвычайно важным установить, выполнил ли
автор работу в точном соответствии с договором, каково
качество выполненной работы. Это обстоятельство уста-
навливает соответствующая организация (издательство,
зрелищное предприятие, киностудия и т. д.). При автор-
ском договоре на готовое произведение организация
обычно получает произведение, уже ею одобренное. Ii
при договоре заказа организация, получив произведение,
еще должна рассмотреть его и дать ему оценку. В резуль-
тате рассмотрения организация может либо согласиться
на принятие произведения, либо отказаться от его приня-
тия (см. подробнее далее).

Но возможно, что организация не откажется от приня-
тия произведения, а только предложит автору произвести
некоторые исправления и переделки произведения. Как
уже нс раз указывалось, задачей как автора, так и заклю-
чавшей с ним договор организации является выпуск в свет
продукции высокого качества. Поэтому, если организация
предложит автору произвести некоторую доработку про-
изведения в целях повышения его качества, автор обязан
выполнить это предложение. Это он должен сделать, вы-
полняя не только обязанности по договору, но и свой обще-
ственный долг. Однако при этом должны быть соблюдены
определенные уровня. Предложение организации о вне-
сении исправлений и переделок должно быть сделано в
письменной форме, с точным указанием существа необхо-
димых исправлений и в установленные сроки. Для внесе-
ния необходимых исправлений и переделок автору должен
быть предоставлен достаточный срок. Типовым издатель-
ским договором предельных сроков на доработку произ-
ведения не установлено, но, как разъяснила Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного суда СССР
в своем определении от 18 марта 1950 г. по делу Управ-
ления скульптурно-художественных предприятий Художе-
ственного фонда СССР с гр. К., <следует признать, что
такой срок не может превышать срока, предусмотренного
договором на составление труда>.

Типовые постановочный и сценарный договоры предо-
ставляют установление предельных сроков для исправле-
ний и переделок произведения соглашению сторон.
Предложение о внесении изменений и дополнений не

-190-

должно выходить за рамки договорных условий (*1); в про-
тивном случае автор может отказаться от выполнения
предъявленных к нему требований (*2)

При неосновательном отказе автора от выполнений
требования о внесении исправлений и переделок органи-
зация вправе расторгнуть договор и взыскать полученный
автором аванс (ср. ст. ст. 7, 8 типового издательского
договора, п. 10 типового постановочного договора, п. 9
типового сценарного договора).

Если же и после переделок и исправлений работа бу-
дет, в силу се непригодности, отклонена соответствующей
организацией, автор лишается права па получение уста-
новленного договором вознаграждения, без возврата, од-
нако, выданного ему аванса, который подлежит возвра-
щению только в случае признания недобросовестности ав-
тора в исполнении им его труда.

По и после принятия организацией произведения ав-

<< Предыдущая

стр. 34
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>