<< Предыдущая

стр. 35
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тор несет некоторые обязанности, имеющие целью обес-
печить высокое качество выпускаемого в свет произведе-
ния. По требованию издательства автор обязан править
авторскую корректуру; особого вознаграждения он за это
не получает(*3). В то же время и автору предоставлено пра-

(**1) Типовым сценарным договором установлено, что требования
студни о внесении в сценарий исправлений и переделок могут быть
предъявлены автору не более двух раз (п. 7).
(**2) А. И. Ваксберг ссылаются на следующее интересное дело.
Военное издательство заключило с Н. издательский договор, в силу
которого автор обязался написать и представить для опубликования
научную работу. Автор своевременно сдал рукопись издательству.
Последнее прислало Н. письмо с требованием переделать рукопись.
Поскольку указания издательства коренным образом расходились
с научными взглядами автора, Н. переработать свой труд отказался.
Усмотрев в этом нарушение договорного обязательства и ссылаясь
на ст. 16 типового издательского договора, Военное издательство
предъявило иск о возврате аванса. Московский городской суд отказал
издательству в иске, а Верховный суд РСФСР оставил это решение
в силе, указав, что издательство не предъявляет автору никаких
иных требований, кроме требования отказаться от своих теоретиче-
ских взглядов, которые издательством огульно отвергаются; это не
является обязательным для автора, так как противоречит самому
характеру творческой работы (Дело Московского городского суда
№ Г 6-3331 за 1950 г. См. <Уч. зап. ВИЮН>, вып. 3 М. Госюр-
издат, 1955, стр. 107J.
(**3) Различаются авторская и издательская правка. Авторской
правкой считается правка произведения, сделанная автором или
составителем литературного произведения. Издательской правкой
считается правка, произведенная издательскими работниками, участ-
вующими в работе над книгой: редактором, корректором, техниче-
ским редактором (см. п. 2 Временного положения об авторской и
издательской правке, утвержденного приказом ОГИЗа 29 января
1943 г., № 19; Л. М. Азов и С. А. Шацилло. Авторское право
на литературные произведения. М., Госюриздат, 1953, стр. 76).

-191-

во требовать от издательства предоставления возможно-
сти править корректуру (ст. 17 типового издательского
договора). Таким путем и издательство и автор гаранти-
руют себя от ошибок и искажений, возможных при печа-
тании произведения. Типовым издательским договором
установлены определенные сроки на держание автором
корректуры и санкции за нарушение автором без уважи-
тельных причин этих сроков и нормативов авторской

правки. Авторская корректура имеет большое значение
для сохранения в целости нс только литературных, но и
других видов издаваемых произведений (музыкальных,
изобразительного искусства и др.); при этом надо иметь
в виду, что если в литературном произведении перечень
опечаток, приложенных к книге или брошюре, может
оказать необходимую помощь в установлении подлинного
текста, то при издании музыкального произведения или
произведения изобразительного искусства различного рода
технические погрешности (опечатки, выпадения строк, от-
ступления от эталона и др.) в ряде случаев уже не могут
быть устранены помещением перечня этих погрешностей.

По требованию театрально-зрелищного предприятия
автора можно обязать внести поправки в свое произведе-
ние, если необходимость в таких поправках определилась
в процессе постановки; дополнительной оплаты за это ав-
тору не полагается (п. 8 типового постановочного догово-
ра). Равным образом в случае необходимости дополни-
тельных исправлений сценария при подготовке его к пуску
в производство по требованию киностудии автор обязан
безвозмездно произвести такие исправления (примечание
к пункту 7 типового сценарного договора).

Каковы основные обязанности по авторскому договору
социалистической организации?

Поскольку как автор, так и социалистическая органи-
зация одинаково заинтересованы в выпуске в свет полно-
ценной идеологической продукции, на социалистической
организации лежит обязанность оказывать автору необхо-

192

димую творческую помощь в его работе. В постановлении
ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. <Об издательской ра-
боте> перед издательствами была поставлена задача со-
брать и организовать вокруг себя все новые растущие ав-
торские силы, помочь им подняться на более высокую сту-
пень культуры, знания и специализации (*1).

Типовой издательский договор не предусматривает по-
мощи автору со стороны издательства на стадии создания
произведения. Обязанность издательства оказывать по-
мощь автору наступает лишь после сдачи работы издатель-
ству (путем се рецензирования, указаний о характере не-
обходимых исправлений и переделок). Следует признать
правильным предложение о необходимости в законода-
тельном порядке установить право автора обращаться к
своему контрагенту-издательству за творческой по-
мощью в любой стадии работы над произведением (*2).

Согласно пункту 4 типового постановочного договора,
театр оказывает автору творческую помощь в создании
произведения, обязуясь: а) предоставить автору возмож-
ность ознакомиться с составом труппы и с технической
частью театра; б) оказывать автору консультацию по те-
ме произведения силами творческих работников театра;
в) проводить обсуждение предварительных вариантов
произведения в театре.

В типовом сценарном договоре предусматривается обя-
занность студии обеспечить автору за счет студии в пре-
делах имеющейся у псе возможности: а) консультацию по
вопросам, связанным с кинопроизводством; б) просмотр
фильмотечного материала; в) необходимую автору лите-
ратуру из библиотеки студии. Таким образом, типовые по-
становочный и сценарный договоры предусматривают по-
мощь автору со стороны театрально-зрелищного предпри-
ятия и киностудии еще на стадии создания произведения.

После принятия (одобрения) пьесы или киносценария

автор вправе принимать активное участие в работе зре-
лищного предприятия или киностудии по постановке пье-
сы или кинофильма. В частности, драматургу предостав-

(**1) См. <О партийной и советской печати>. Сб. документов. М.,
Изд-во <Правда>, 1954, стр. 423.
(**2) См. А. И. Ваксберг. Основные черты издательского до-
говора по советскому гражданскому праву (<Уч. зап. ВИЮН>,
вып. 3. М., Госюриздат, 1955, стр. 104).

-193-

ляется право присутствовать на всех репетициях,
просмотрах и обсуждениях спектакля; автору сценария
предоставляется право принимать участие в работе съе-
мочной группы для дачи консультации режиссеру-поста-
новщику и актерам по вопросам, связанным с трактовкой
сцен. образов действующих лиц и т. д.

Нельзя не отметить, что издательства и другие орга-
низации не всегда еще являются подлинными руководите-
лями творческого процесса, недостаточно помогают авто-
рам, в особенности молодым. На это обстоятельство уже
обращала внимание не только печать, но и судебная прак-
тика. Так, в уже цитированном определении Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного суда СССР
по делу издательства <Радяньска школа> к Багмету Су-
дебная коллегия констатировала, что для устранения не-
достатков Багмет неоднократно просил издательство ока-
зать ему содействие в переработке рукописи, однако ни-
какой помощи от издательства не получил (*1).

С другой стороны, встречаются случаи, когда издатель-
ства начинают сами <дорабатывать> рукопись, что, ко-
нечно, представляется недопустимым; всю ответствен-
ность за качество рукописи несет автор; издательство
должно оказывать ему всяческую помощь, но не подме-
нять собою автора. Так же должны строиться отношения
и при других видах авторских договоров, в частности по-
становочных.


Весьма важное значение имеет обязанность организа-
ции рассмотреть переданное ей автором по авторскому
договору произведение и дать ему оценку. При оценке
произведения учитывается соответствие произведения ус-
ловиям договора и необходимым требованиям идейно-тео-
ретического и художественного порядка.

Типовым издательским договором па рассмотрение
издательством рукописи установлен срок в 14 дней с до-

(**1) А. И. Ваксберг приводит в своей статье дело по иску Профиз-
дата к молодому журналисту Садовскому. Отказывая в иске о взыс-
кании гонорара, Московский городской суд отметил, что издатель-
ство поручило Садовскому выполнить заведомо непосильный для
него заказ-написать многотомный исторический роман. Издатель-
ство должно было помогать автору, творчески работать с ним, а не
дезориентировать его посылкой путаных и противоречивых рецензий
с абстрактными требованиями <усовершенствовать> роман ("Совет-
ское государство и право", 1954, № 8, стр. 35).

-194-

бавлением трех дней на каждый печатный лист произведе-
ния, а в отношении стихотворных произведений-в 30 дней
независимо от их размера. Сроки эти исчисляются со дня
сдачи рукописи издательству (примечание 1 к ст. 7 типо-
вого издательского договора). В тех случаях, когда ру-
копись должна быть одобрена не только издательством,
но и другой организацией (в частности Министерством
высшего образования в отношении рукописей учебников
для высших учебных заведений), указанные выше сроки
удлиняются еще на две недели (примечание 2 к ст. 7 ти-
пового издательского договора) (*1).

Согласно типовому постановочному договору, на рас-
смотрение представленного автором произведения уста-
новлен срок в 30 дней со дня его сдачи. Если необходимо
получить специальное заключение, срок рассмотрения
произведения может быть продлен, но не более чем на
30 дней, с предварительным уведомление.м об этом авто-
ра в письменной форме (п. 5 типового постановочного
договора).

Извещение о результатах рассмотрения сценария (пос-
ле внесения в пего всех исправлений и переделок) долж-
но быть направлено студией автору не позднее чем через
25 дней для киностудии союзного подчинения, 30 дней -
для киностудии республиканского подчинения, 40 дней -
для сценарной студии. Срок рассмотрения сценария, по
которому необходимо получить специальное заключение,
может быть продлен, но не более чем на десять дней, при
условии письменного уведомления об этом автора (п. 6
типового сценарного договора).

Положительная оценка произведения (одобрение, при-
нятие произведения) имеет большое значение для удов-

(**1) Инструкцией Главиздата Министерства культуры СССР о
подготовке рукописи к изданию, утвержденной Министерством куль-
туры СССР от 13 мая 1955 г. (приказ № 280), подробно устанавли-
вается порядок рассмотрения и оценки поступившей в издательство
от автора рукописи. Этой же инструкцией предусматривается также
порядок рассмотрения рукописей, поступающих в издательство вне
плана, без заказа автору (<самотеком>). К таким рукописям должны
предъявляться те же требования, что и к заказываемым рукописям.
Не позднее чем через три месяца по ее исступлении издательство
должно сообщить автору свое заключение о рукописи. Для рукопи-
сей большого объема сроки просмотра могут устанавливаться в со-
ответствии с указаниями типового издательского договора.

-195-

летворения имущественных и неимущественных интересов
автора; но она имеет и то значение, что произведение бу-
дет выпущено в свет и тем самым войдет в культурный
фонд советского народа.

В случае отрицательной оценки произведения возмож-
ны два решения: 1) либо организация признает данное
произведение непригодным (недоброкачественным) и рас-
торгнет договор с автором, 2) либо предложит автору до-
работать произведение, устранив имеющиеся в нем недо-
статки. О случаях доработки произведения по предложе-
нию организации выше мы уже говорили. Здесь мы оста-
новимся только на случае отказа организации в одобрении
работы по соображениям ее непригодности. Такой отказ
должен быть сообщен автору в сроки, установленные до-
говором, причем организация должна его мотивировать.

Согласно типовому издательскому договору РСФСР,
соображения о непригодности должны относиться к до-
стоинствам самого произведения (ст. 7 типового издатель-
ского договора); это значит, что иные обстоятельства не
могут служить основанием к признанию произведения не-
пригодным, например, что вышестоящими органами из-
менен тематический план издательства (*1). Типовой поста-
новочный договор предусматривает возможность откло-
нения произведения по мотивам, относящимся к его идей-
но-художественным достоинствам, либо в силу несоответ-
ствия его утвержденной творческой заявке (п. 5 типового
постановочного договора). По типовому сценарному до-
говору, отклонение сценария допускается в случае несоот-

(**1) Типовой издательский договор Узбекской ССР предоставляет
издательству право расторгнуть издательский договор в случае иск-
лючения произведения из тематического плана по решению выше-
стоящих органов, причем полученные уже автором суммы возврату

<< Предыдущая

стр. 35
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>