<< Предыдущая

стр. 37
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

легия по гражданским делам Верховного суда СССР
7 июля 1944 г. установила, что, <как видно из материалов
дела, книга была представлена автором в издательство и
принята последним 14 мая 1941 г. Следовательно, согласно
закону и договору, она должна быть выпущена издатель-
ством не позднее 14 ноября 1942 г. Фактически книга была
подписана к печати в Госполитиздате 26 декабря 1942 г. и
выпущена в свет по истечении законного срока и срока,
установленного договором между автором и издательством
Главсевморпути. Таким образом, издательство Главсев-
морпути, не издав книгу Осипова-Купермана к 14 ноября
1942 г., тем самым нарушило договор, а это нарушение
договора давало право автору считать себя свободным
от обязательств по договору и передать книгу для издания
другому издательству> (*2). В связи с изложенным необходи-
мо только отметить, что для прекращения издательского
договора, в силу невыпуска издательством произведения в

течение предельных сроков, установленных законом, не
требуется обращения автора в суд. Для этого достаточно
соответствующего его заявления издательству. Целесо-

(**1) Такие же сроки для выпуска произведения в свет установле-
ны законодательством большинства союзных республик. Более ко-
роткие сроки установлены законом об авторском праве Белорус-
ской ССР (ст. 6) и законом об авторском праве Туркменской ССР
(ст. 1, п. <ж>).

(**2) <Сборник постановлений Пленума и определений коллегий
Верховного суда СССР 1944 год>. М., Юриздат, 1948, стр. 332-333.

-202-

образно при пересмотре законодательства об авторском
праве установить менее продолжительные сроки для изда-
ния произведений.

Предельные сроки установлены законом и для осуще-
ствления по договору постановки: музыкально-драматиче-
ских и хореографических произведений - не более двух
лет, прочих произведений - не более одного года со дня
сдачи автором зрелищному предприятию рукописи произ-
ведения (ст. 34 закона об авторском праве РСФСР). Если
постановка и публичное исполнение не последуют в уста-
новленный в постановочном договоре или в законе срок,
то договор по заявлению автора может быть расторгнут с
уплатой автору гонорара сполна (ст. 39 закона об автор-
ском праве РСФСР) (*1). Каких-либо льготных сроков для
зрелищных предприятий закон не устанавливает,

Как и при издательском договоре, для прекращения
договора вследствие непостановки произведения в срок
достаточно соответствующего заявления автора зрелищ-
ному предприятию (без обращения в суд).

Изложенные выше правила о предельных сроках для
выпуска произведения в свет не применяются в отношении
киносценариев. Согласно статье 37 закона об авторском
праве РСФСР приобретатель сценария, если противное не
оговорено в договоре, не обязан ставить картину. Однако,
если к постановке кинематографического произведения не
будет приступлено в течение срок.а, определенного догово-
ром, но не превышающего двух лет со дня представления
сценария, то договор по одностороннему заявлению автора
может быть расторгнут, причем автор имеет право на
получение 100% обусловленного гонорара (ст. 40 закона
об авторском праве РСФСР) (*2). Практически, впрочем,
право на получение в таких случаях гонорара автору осу-
ществлять не приходится, так как расчет с автором сцена-
рия производится после окончательного одобрения студией

(**1) В данном случае гонорар состоит из авторского вознагражде-
ния за создание произведения в размере, установленном догово-
ром, а также вознаграждения за гарантированный минимум спек-
таклей, исчисляемого по ставкам гонорара за публичное исполнение
произведений из расчета среднегодового планового сбора театра
за пять спектаклей (см. Типовой постановочный договор, п. 11).

(**2) Предусмотренный ст. 40 поспектакльный сбор в пользу авто-
ра кинематографического сценария в настоящее время не приме-
няется.

-203-

сценария, т. е. еще до выпуска кинофильма в свет (см.
далее).

Юридически отношения между автором и организацией
строятся таким образом, что организация обязуется вы-
платить автору авторское вознаграждение (гонорар) за
передачу автором организации правомочий по использова-
нию произведения (ср. ст. ст. 1, 4 типового издательского
договора, п. 8 типового сценарного договора). Но это
внешняя сторона отношений. По существу же вознаграж-
дение автору выплачивается за использование результата
общеполезного труда автора (*1).

Как выше уже указывалось, по общему правилу, ставки
авторского гонорара являются нормированными. Норми-
рованы также условия и порядок выплаты автор-
ского вознаграждения, причем условия и порядок выплаты
авторского вознаграждения по конкретному договору не
могут ухудшать положения автора по сравнению с прави-
лами типового издательского договора. Размер гонорара
по конкретному издательскому договору определяется в
пределах установленных ставок, с учетом рода произведе-
ния, его качества и тиража.

В основном правило об условиях и порядке выплаты
авторского гонорара по издательскому договору сводятся

к следующему. При издательском договоре на одобренное
издательством готовое произведение издательство обязы-
вается выплатить автору при подписании договора 60%
гонорара по предварительному расчету фактического
объема рукописи, при издательском же договоре на произ-
ведение, еще не облеченное в объективную форму к мо-
менту заключения договора (литературном заказе), при
подписании договора выплачивается аванс в размере 25%
из расчета договорного объема труда, а по одобрении
издательством рукописи-35% по предварительному ра-
счету фактического объема труда. Остальные 40% гоно-

(**1) Нельзя согласиться с М. В. Гордоном, утверждающим, что
организация платит автору то, что ему причитается за создание
культурной ценности, и что спор о том, является ли право автора
на вознаграждение правом, вытекающим из оплаты труда или ре-
зультатов труда, является несущественным (М. В. Гордон. Со-
ветское авторское право. М., Госюриздат, 1955, стр. 16). По обще-
му правилу, автор получает вознаграждение не за создание про-
изведения, а именно за его использование: этим и предопределяется
характер права автора на вознаграждение.

-204-

papa в обоих случаях выплачиваются в РСФСР по подпи-
сании автором последнего листа корректуры, а в случае
отсутствия таковой - не позднее двух недель со дня изго-
товления типографского набора в сверстанных листах.
Издательству предоставляются льготные сроки на произ-
водство каждого из указанных платежей в количестве
14 дней, считая с момента наступлений срока платежа.
При просрочке издательством свыше месяца одного из
первых двух платежей по договору литературного заказа
или первого платежа по договору на готовое произведение
автор вправе расторгнуть договор односторонним заявле-
нием (без обращения в суд), причем издательство обязано
вернуть ему рукопись. Просрочка свыше одного месяца
последнего платежа не предоставляет автору права на
расторжение договора, но дает ему право на неустойку в
размере половины просроченного платежа (ст. ст. 4 и 6
типового издательского договора) (*1). Если же одобренное
издательством произведение не будет им в установленные
сроки выпущено в свет, то выплату последних 40% гонора-
ра издательство должно произвести по истечении этих
сроков (ст. ст 22 и 23 закона об авторском праве
РСФСР) (*2). Возникает вопрос: вправе ли стороны по согла-
шению уменьшить или увеличить размер аванса, установ-
ленный типовым договором? Следует признать, что норма
о размере аванса не может быть изменена соглашением
сторон ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения
размера аванса. Уменьшение размера аванса означало бы
лишение автора того минимума трудового вознагражде-
ния, которое гарантируется ему на случай <творческой
неудачи>, происшедшей не по его вине. Увеличение же
размера аванса без достаточных оснований повышало бы
производственный риск издательства.

Другим возникавшим на практике вопросом является
вопрос о праве автора на получение аванса, если выдача
аванса не была издательским договором предусмотрена.

(**1) На практике правило о неустойке в отношениях авторов с
издательствами не применяется (Б. Н. Городецкий. Пра-
вовое положение писателей и композиторов по законодательству
Союза ССР и РСФСР. М., 1946, стр. 54).

(**2) В некоторых союзных республиках применяется несколько
иной порядок выплаты авторского гонорара (например в УССР
право автора на получение последнего платежа возникает только с
выходом произведения в свет).

-205-

Иногда при литературном заказе издательства обязывают-
ся уплатить 60% авторского гонорара только по одобрении
рукописи, не выплачивая при подписании договора 25%
авторского гонорара в качестве аванса. Такую практику
следует признать находящейся в явном противоречии с
типовым издательским договором. На основании статьи 4
типового издательского договора и статьи 26 закона об
авторском праве РСФСР за автором должно быть в таких
случаях признано право требовать с издательства уплаты
аванса. По такому пути идет в ряде случаев судебная
практика. Выше уже приводилось дело по иску Ар-
гир И. Ф. и Махина В. А. к издательству <Машгиз>, когда
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
суда СССР согласилась с протестом Генерального проку-
рора СССР, признавшего неправильным указание Москов-
ского городского суда, что 25% авторского гонорара не
должны быть выплачены авторам, поскольку при заклю-
чении договора выдача аванса не была оговорена.

Еще пример из практики приводит А. И. Ваксберг.
Кооперативное издательство заключило с К- договор
литературного заказа, не выдав ему аванса. К. предъявил
иск об уплате ему 25% гонорара. Народный суд в иске
отказал на том основании, что рукопись оказалась непри-
годной. Отменяя это решение, Московский городской суд
указал, что признание рукописи непригодной к изданию
не может освободить ответчика от выплаты вышеуказан-
ной суммы (*1).

(**1) Критикуя издательскую практику <безавансовых> договоров
заказа, А. И. Ваксберг с основанием отмечают, что <борьба за ре-
жим экономии, несомненно, должна вестись повсеместно, однако

отмеченная практика издательств никакого отношения к этой борь-
бе не имеет. Единичные случаи <безнадежных> заказов, грубого
нарушения авторами договорных обязательств, рваческие настрое-
ния отдельных литераторов не могут бросить тень на всех совет-
ских авторов>. Далее А. И. Ваксберг указывает, что суды исправ-
ляют допущенные издательством при заключении договора нару-
шения авторского права путем присуждения автору причитающих-
ся ему 25% гонорара даже в том случае, когда произведение ока-
жется неизданным, при условии, что он работал добросовестно
(А. И. Ваксберг. Основные черты издательского договора
по советскому гражданскому праву. <Уч. зап. ВИЮН>, вып. 3. М.,
Госюриздат, 1955, стр. 109). Характерно, что Министерство куль-
туры СССР, выявившее крупные недостатки в работе центральных
издательств Министерства культуры СССР и принявшее ряд кон-
кретных мероприятий к их устранению, предложило издательствам
своевременно взыскивать с авторов, не представивших рукописи в
обусловленные договором сроки, выданный им аванс, но не запре-
тило вообще выдачу авансов; вместе с тем Министерство культуры
СССР предупредило директоров издательств, что они несут персо-
нальную ответственность за точное соблюдение финансовой дисци-
плины в издательствах, своевременное оформление договорных от-
ношений с авторами и точное соблюдение закона об авторском пра-
ве (см. приказ Министра культуры СССР от 21 июня 1955 r., № 368).

-206-

Полученный автором аванс подлежит возврату только
в точно установленных случаях. Согласно типовому изда-
тельскому договору, автор обязан возвратить выданный
ему аванс в случае: 1) несдачи рукописи в срок; 2) отказа
от исправления своего труда; 3) признания судом недоб-
росовестности автора в исполнении его труда (ст. 16 и
примечание 1 к ст. 9 типового издательского договора).
Судебная практика, как правило, придерживается того
взгляда, что <в случае отклонения издательством произ-
ведения вследствие его непригодности издательство име-
ет право расторгнуть договор, но без возврата автором
выданных ему 25% в счет гонорара при сдаче рукописи.

Издательство вправе требовать возврата аванса лишь
в том случае, когда суд установит, что автор отнесся не-
добросовестно к выполнению заказанной ему литературной
работы> (определение Судебной коллегии по граждан-
ским делам Верховного суда СССР от 26 августа 1953 г.
по иску издательства <Радянська школа> к Багмету).
В случае необходимости факт недобросовестности автора
в выполнении им его труда устанавливается компетентной
экспертизой. Что касается несдачи рукописи в срок, то
судебную практику в этом отношении нельзя считать уста-
новившейся; но следует все же признать, что возврат
aaaina должен иметь место только в случае несдачи
произведения в срок по вине автора. Если же несдача
рукописи в срок произошла не по вине автора (например

<< Предыдущая

стр. 37
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>