<< Предыдущая

стр. 38
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в результате его тяжелой болезни), аванс (25% гонора-
ра) как гарантированный минимум вознаграждения за
труд не должен подлежать возврату.

Несколько иначе решается вопрос об условиях и по-
рядке выплаты авторского гонорара по постановочному и
сценарному договорам.

По типовому постановочному договору театр (теат-
рально-зрелищное предприятие) уплачивает автору при
подписании договора аванс в размере 25 %, по принятии


-207-

театром произведения-50%; остальные 25% выплачи-
ваются после первого спектакля (премьеры). Типовым по-
становочным договором предусматривается, что автор
может отказаться от получения аванса полностью или
в части (п. 9 и примечание к п. 9 типового постановочно-
го договора). Автор, конечно, вправе отказаться от полу-
чения аванса, как и вообще от получения гонорара. Поэто-
му о том, что автор может отказаться от получения аванса,
можно было бы в типовом постановочном договоре и не
упоминать. Не приведет ли на практике это указание ти-
пового договора к тому, что правило о выплате автору 25%
аванса при подписании договора фактически не будет при-
меняться? А ведь аванс служит целям материального
обеспечения автора при выполнении им творческого
труда.

Театр вправе расторгнуть договор и взыскать с автора
все полученные им по постановочному договору суммы,
включая аванс, в случаях: а) непредставления произведе-
ния по вине автора в срок, предусмотренный договором
или соглашением о внесении изменений; б) несоответствия
произведения утвержденной творческой заявке; в) отказа
автора от исправления своего труда; г) привлечения авто-
ром без письменного согласия театра каких-либо других
лиц для написания произведения: д) в случае признания
судом недобросовестности автора в исполнении заказанно-
го ему труда. Во всех остальных случаях расторжения до-
говора театром ввиду непригодности произведения аванс
сохраняется за автором (п. 10 типового постановочного
договора). Здесь обращает на себя внимание, что впервые
в типовом договоре прямо указывается на вину автора,
как на основание к возврату аванса в случае непредстав-
ления им в срок произведения. Следовательно, при несда-
че произведения в срок не по вине автора аванс возврату
не подлежит.

Согласно типовому сценарному договору для художе-
ственных фильмов, выплата авторского вознаграждения
производится следующим образом: при подписании до-
говора - 25%, а остальные 75% по киностудиям союзного
подчинения - после окончательного принятия (одобре-
ния) сценария директором киностудии, а по киностудиям
республиканского подчинения и сценарной студии - после
утверждения сценария Министерством культуры союзной

-208-

республики (п. 8 типового сценарного договора). Но такой
порядок применяется только в тех случаях, когда пред-
ставленный автором сценарий не нуждается в исправлени-
ях и переделках. Если же по требованию студии в сцена-
рий вносятся исправления и переделки (что представляет
обычное явление), то студия выплачивает автору причи-
тающиеся ему 75% вознаграждения в следующем порядке:
при первом направлении сценария для внесения исправ-
лений и переделок - 10%, при вторичном направлении
сценария для внесения новых исправлений и переделок -
15%; остальная же обусловленная договором сумма, т. е.
50%, выплачивается после окончательного принятия
(одобрения) сценария со всеми исправлениями и передел-
ками (примечание к п. 8 типового сценарного договора).

По типовому сценарному договору право расторгнуть
договор с взысканием с автора всех полученных по до-
говору сумм, включая аванс, принадлежит студни в тех же
случаях, как и по типовому постановочному договору теа-
трально-зрелищному предприятию (п. 9 типового сценар-
ного договора). Но в типовом сценарном договоре нет ука-
зания на вину автора, как на условие к возврату аванса в
случае непредставления в срок произведения. Об этом,
конечно, приходится пожалеть. Надо надеяться, что при
непредставлении произведения в срок практика будет все
же исходить из принципа ответственности автора за вину.

В типовом сценарном договоре имеется указание, что в
случае отклонения студией сценария по мотивам непригод-
ности, относящимся к его идейно-художественным достоин-
ствам, договор расторгается с сохранением за автором ра-
нее полученных по договору сумм (п. 10 типового сценар-
ного договора). Эту формулировку нельзя не признать
слишком широкой, что может повести к ненужным затруд-
нениям и спорам при применении пункта <б> статьи 9 ти-
пового сценарного договора, предоставляющего студии
право расторгнуть договор с взысканием с автора всех
полученных по договору сумм, включая и аванс, в случаях
представления сценария, не соответствующего условиям,
предусмотренным договором. Ведь идейно-художествен-
ные достоинства также являются одним из условий, ко-
торым в соответствии с договором должен отвечать сцена-
рий. О последствиях исключения сценария из тематическо-
го плана студии выше уже указывалось.

-209-

По авторским договорам организации несут и ряд дру-
гих обязанностей, в частности они обязаны производить
публикации о вышедших изданиях, извещать автора о рас-
продаже издания, на афишах и других видах извещений
указывать имя (фамилию) автора пьесы, а на всех филь-
мокопиях и на всех видах извещений и реклам - имя (фа-
милию) автора сценария и т. д.

Кроме основных видов авторских договоров - изда-
тельского, постановочного и сценарного, существуют и
другие виды авторских договоров. Так, в связи с развитием
радиовещания и телевидения возникли договоры, имею-
щие своим предметом произведения, специально написан-
ные для передачи по радио и телевидению. Законодатель-
ством эти договоры не предусмотрены: формально они под-
падают под понятие постановочного договора, но большин-
ство норм, регулирующих отношения по постановочному
договору, к ним не применимо. Типовых авторских догово-
ров радиопередачи и телевидения не выработано. Необ-
ходимость правового регулирования этих новых видов
авторских договоров представляется совершенно очевид-
ной.

Автору принадлежит право переделки своего литера-
турного произведения. Но он может уступить это право по
договору другому лицу (п. <б> ст. 9 <Основ>). Автор мо-
жет заключить договор с лицом, взявшим на себя передел-
ку его произведений (инсценировщиком), но может заклю-
чить такой договор непосредственно с театром или кино-
студией. В случае предоставления автором драматическо-
го или иного литературного произведения кинопроизвод-
ственному предприятию права переделки произведения в
киносценарий право использования произведения не мо-
жет быть предоставлено предприятию больше чем на трех-
летний срок.

Действующее законодательство не разрешает вопроса
о формах использования произведения при его механиче-
ской записи. Но постановлением 45-го Пленума Верховно-
го суда СССР от 20 ноября 1933 г. (*1) было разъяснено, что
запись изданного в печатном виде музыкального произве-
дения на граммофонную пластинку с размножением и вы-

(**1) См. <Сборник действующих постановлений Пленума Верхов-
ного суда СССР 1924-1951 гг.>. М., Госюриздат, 1952, стр. 151.

-210-

пуском в продажу этих пластинок есть новый, самостоя-
тельный способ воспроизведения произведения автора.
Пленум Верховного суда СССР признал также, что в этом
случае ни статьей 9 <Основ>, ни другим специальным зако-
ном не установлено какого-либо изъятия из принадлежа-
щего автору права на воспроизведение произведения.
Практика применила это разъяснение Пленума Верховно-
го суда СССР в отношении не только музыкальных, но и
литературных произведений при их записи на граммофон-
ную пластинку (например при записи чтения литератур-
но-художественного произведения).

Поскольку, таким образом, право на воспроизведение
произведения путем механической записи сохраняется за
автором, следует признать, что осуществление механиче-
ской записи произведения (как неопубликованного, так и
опубликованного) возможно только с разрешения автора,
т. е. путем заключения договора, предусматривающего вы-
плату ему гонорара (*1). Однако на практике в отношении
опубликованных произведений это положение в ряде слу-
чаев не соблюдается, причем, поскольку до настоящего
времени нет утвержденных ставок авторского гонорара за
механическую запись произведений, организации, осуще-
ствляющие такие записи, от выплаты гонорара авторам
иногда уклоняются. Очевидно, компетентным органам сле-
дует принять меры к скорейшему разрешению вопроса
о ставках авторского гонорара за запись музыкальных и
иных произведений на граммофонную пластинку и за иные
способы механической записи. Существуют и некоторые
другие виды авторских договоров.

Авторские договоры являются основной правовой
формой, при помощи которой автор передает продукт сво-
его творчества обществу и получает за использование ре-
зультата своего труда авторское вознаграждение. Но воз-
можно использование обществом произведения, которое
создано автором на основе существующих у него с данной
организацией трудовых отношений.

В этих случаях автор связан с организацией не автор-
ским, а трудовым договором, но сохраняет за собой автор-
ские правомочия. Литератор, являющийся штатным работ-

(**1) См. М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Гос-
юриздат, 1965. стр. 115.


-211-

ником газеты, работающий в газете по трудовому догово-
ру и получающий заработную плату, в случае создания
им произведения, отвечающего по своим признакам требо-
ваниям, предъявляемым к объекту авторского права, обла-
дает правом авторства и рядом других авторских правомо-
чий; в частности, литератор, создавший литературное про-
изведение в порядке своей служебной деятельности, впра-
ве издать впоследствии это произведение отдельным изда-
нием, например книгу очерков, напечатанных перво-
начально в какой-нибудь газете, если только условиями
трудового соглашения не будет прямо оговорено, что без
согласия издательства он не может издавать произведе-
ний, написанных им в качестве штатного сотрудника дан-
ной газеты (*1).

Для некоторых категорий литературных работников и
работников искусств установлен особый порядок оформ-
ления взаимоотношений с издательствами, редакциями га-
зет и другими организациямя в тех случаях, когда ими
выполняются работы по отдельным заданиям этих орга-
низаций (*2). В число этих работников входят корреспонден-
ты, хроникеры, репортеры, карикатуристы, фоторепорте-
ры, художники и др. при условии, если заработок от об-
служивания по отдельным заданиям предприятий и учреж-
дений является для них основным источником средств к
существованию.

Условия труда указанных категорий лиц регулируются
законодательством о труде, но с рядом изъятий. Законо-
дательством о труде регулируются вопросы оплаты их
труда, порядка представления отпусков, получения посо-
бий по временной нетрудоспособности (*3). Но работы, соз-

(**1) О правовом положении штатных сотрудников научно-иссле-
довательских учреждений мы уже говорили выше (см. гл. III и
гл. IV, 2).

(**2) Постановление НКТ СССР от 11 ноября 1929 г. <Об условиях
труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих
нанимателя по особым заданиям> (БФХЗ, 1929, № 52, стр. 45).

(**3) Вопрос о правовой природе отношений, возникающих на ос-
нове постановления НКТ СССР от 11 ноября 1929 г., является спор-
ным. Некоторые авторы считают, что в этом случае стороны связаны
трудовыми договорами (М. В. Гордон. Советское авторское
право. М., Госюриздат, 1955, стр. 102; А. Е. Пашерстник. Тео-
ретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства

о труде. М" Изд-во АН СССР, 1955, стр. 37-38). Другие приходят
к выводу, что договоры, лежащие в основе рассматриваемых право-
отношений, не являются трудовыми договорами, а относятся к осо-
бому виду договоров--к договору трудового поручения
(см. К. Граве. Договор трудового поручения. <Уч. зап. ВИЮН>,
в. V. М" Юриздат, 1947, стр. 64, 71).

-212-

данные этими лицами в порядке, предусмотренном поста-
новлением Наркомтруда от 11 ноября 1929 г., как правиль-
но отмечалось в литературе, должны пользоваться охраной
законов об авторском праве на общих основаниях(*1), если,
разумеется, этим работам присущ элемент творчества.
Следует иметь в виду, что в ряде случаев выполняемая
указанными категориями лиц работа лишена элемента

<< Предыдущая

стр. 38
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>