<< Предыдущая

стр. 4
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

право распоряжения ими (ст. 7 <Основ>).

В отдельных случаях объем сохраняемых за автором
авторских правомочий может быть даже весьма узким,
как это имеет место в случае создания штатным работни-
ком архитектурно-проектной мастерской проекта здания
или сооружения, когда право распоряжения этим проектом
переходит к мастерской. Но и в таких случаях нельзя счи-
тать, что авторские отношения регулируются трудовым
правом. Право авторства -одно из наиболее важных ав-
торских правомочий - во всяком случае сохраняется за
данным работником. Сохраняются за ними некоторые
другие авторские правомочия. Уступить же архитектурно-
проектной мастерской право распоряжения созданным им
произведением архитектор может только потому, что за-
конодательство по авторскому праву предоставляет ему та-
кую возможность.

Трудовое право регулирует трудовые отношения данно-
го лица с соответствующей организацией, авторское же
право - отношения, возникающие у этого лица в связи с
использованием на основе этих трудовых отношений лите-

(**1) См., например, В. И. Корецкий. Некоторые вопросы автор-
ского права в Таджикской ССР. <Уч. зап. Тадж. гос. ун-та>, г. VIII.
Тр. юр. фак., вып. 3. Сталинабад, 1955, стр. 83.

-19-

ратурного, Научного или художественного произведений.
Только исходя из такого взгляда, можно объяснить тот
факт, что хотя штатный сотрудник научного учреждения
выполнил работу на основе трудового договора, но все же
он является, сам субъектом авторского права в отношении
созданного труда, а не соответствующее научное учрежде-
ние (*1).

Вообще же, если есть основание считать, что созданное
автором произведение отвечает признакам объекта автор-
ского права (*2), то уже не имеет значения, возникло ли оно
по договору литературного или художественного заказа, на
основе существующих у данного лица трудовых отношений
или независимо от того или другого: к нему должны при-
меняться нормы авторского права, хотя в некоторых слу-
чаях и не в полном объеме.

В литературе имеются высказывания, согласно которым
авторское право на произведения литературы, науки и ис-
кусства должно рассматриваться как часть или отрасль
авторского права в широком смысле, в которое входит и
изобретательское право (*3).

(**1) В общем из тех же положений исходит М. В. Гордон, считаю-
щий, что когда создание произведений имеет место в процессе такой
работы, которая по всем признакам является отношением по трудо-
вому договору, возникают отношения по трудовому договору в той
части, которая регулирует процесс работы автора на предприятии,
и отношения по авторскому праву, выходящие за пределы права тру-
дового в той части, которая касается права распоряжения произве-
дениями, созданными в результате этой деятельности. По мнению
М. В. Гордона, отношениями, регулируемыми трудовым правом, мож-
но считать только такие, которые касаются самого процесса труда,
того, что принято называть <живым трудом>. В области авторского
права имеют место иные отношения, <при которых регулируется не
самый процесс создания произведения, а процесс использования уже
созданного произведения литературы или искусства> (см. М. В. Гор-
дон. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955, стр. 15).
(**2) См. ниже, гл. II, 1.
(**3) За желательность создания общей конструкции права авторско.
го и права на изобретения высказался еще более тридцати лет тому
назад И. С. Перетерский в статье <Задачи советского законодатель-
ства ц области авторского права> (<Советское право>, 1923, № 1,
стр. 94).'См. также Н. Райгородский. Проект Гражданского
кодекса СССР и изобретательское право (<Социалистическая за-
конность>, 1917, № 7, стр. 10); В. Я. Ионас считает двумя ветвями
авторского права авторское правто на произведения литературы,
науки и искусства и изобретательское право (см. В. Я. И о на с.
Изобретательское правоотношение в советском гражданском праве.
Автореф. канд. диссерт. Л" 1955, стр. 9).

-20-

Нельзя отрицать, что между авторским и изобретатель-
ским правом имеется известное сходство: нормы как автор-
ского, так и изобретательского права направлены на все-
мерную охрану интересов авторов, на стимулирование их
творческой деятельности; вознаграждение авторах и в том
и в другим случае соизмеряется не с живым трудом, а с
трудом овеществленным, выплачивается за использование
результата их общеполезного труда (*1). Но на этом, по су-
ществу, сходство заканчивается.

Объектом авторского права является произведение ли-
тературы, науки или искусства, которое может быть вос-
принято чрезвычайно шиироким, в сущности говоря неогра-
ниченным, кругом людей; объектом изобретательского пря-
на является изобретение - новый (с точки зрения мировой
техники) способ или метод работы, дающий возможность
создания новой конструкции или нового технологического
процесса, причем использование изобретения всегда рас-
считано на определенный круг потребителей.

Право на выпуск литературного или художественного
произведения не требует совершения каких-либо формаль-
ностей, для изобретения же характерен строго формальный
порядок выпуска его в свет - обращение автора с заявкой
и орган по изобретательству. Право на неприкосновен-
ность произведения является одним из характернейших
правомочий автора литературного, научного или художест-
венного произведения; закон посвящает этому правомо-
чию специальную норму (ст. 18 <Основ>). Внедрение же
изобретения в производстве обычно требует разработки
специальных мероприятий для приспособления изобрете-
ния к конкретным производственным условиям, каких-то
его изменений, причем привлечение к этому автора нзобре-
гения зависит от усмотрения предприятия или учреждения,
организующих разработку и испытание изобретения (ст. 20

(**1) В виде исключения из общего правила об уплате вознагражде-
ния автору изобретения за использование результата его труда, в це-
лях стимулирования творческой мысли изобретателей закон устанав-
ливает выплату вознаграждения за так называемые перспективные
предложения, разрешающие крупные технические проблемы, но не
могущие быть использованными до создания в народном хозяйстве
соответствующих условий (ст. 17 Инструкции о вознаграждении за
изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские
предложения от 27 ноября 1942 г. СП СССР, 1942. № 10. ст. 178)

-21-

Положения об изобретениях и технических усовершенство-
ваниях) .

При общности принципа выплаты вознаграждени я
автору и изобретателю за использование результатов их
труда способы использования различны, равно как и роль
автора и изобретателя в применении этих способов. Если
для авторского права является характерным многообразие
способов использования результата труда и, соответствен-
но, многообразие форм авторского вознаграждения, а так-
же предоставление автору широких возможностей в выбо-
ре этих способов, то в изобретательском праве при системе
авторского свидетельства (*1) существует только один способ
использования изобретения-включение данной социали-
стической организацией предложения автора в план pea-
лизации изобретательских предложений (*2).

Можно было бы привести и некоторые другие данных
для характеристики значительных расхождений в законо-
дательстве при нормировании правового положения ав-
тора и изобретателя. Но мы считали бы нужным обратить
внимание на еще одно обстоятельство, которое обычно без
достаточных оснований игнорируется многими юристами.
Изобретательское право принято считать разделом или
частью советского гражданского права. В действительно-
сти же изобретательское право представляет собою слож-
ный комплекс норм как административного, так и граж-
данского права, причем в этом комплексе нормы админи-
стративного права занимают весьма значительное место,
такие важные вопросы, органически связанные с изобрета-
тельством, как создание органов по изобретательству, ру-
ководство им, порядок оформления прав на изобретения,
внедрение изобретений в производство и многие дру-
гие, относятся к сфере административного права. Поэтому
нельзя признать изобретательское право в полном его
объеме частью гражданского права. Правильнее было бы

(**1) Хотя советское законодательство предоставляет возможность
изобретателю по его выбору получить авторское свидетельство или
патент, изобретатели - граждане СССР - предпочитают получать
авторские свидетельства; патенты преимущественно получают ино-
странцы.

(**2) Это не исключает, конечно, возможности внедрения изобрете-
ния в различные отрасли производства с соответствующим приспо-
соблением изобретения к целям данной отрасли производства.

-22-

считать, что отношения по изобретательству регулируются
нормами и административного и гражданского права.
Иное положение - в области авторских отношений, где
нормы административного права хотя и играют известную
роль, но роль второстепенную.

Указанные существенные различия в правовом регули-
ровании не дают основания к признанию авторского и
изобретательского права отраслями единого авторского
права в широком смысле(*1).

До сих пор мы рассматривали авторское право как
правовой институт, как авторское право в объективном
смысле. Но авторское право может быть понимаемо и в
значении права, принадлежащего создателю произведения
(авторское право в субъективном смысле).

Закон, перечисляя основные правомочия автора, на-
зывает принадлежащее автору право исключительным
(ст. 7 <Основ>). Вопрос о характеристике авторского пра-
ва, как права исключительного, привлек внимание ряда
юристов, вызвав между ними значительные разногласия.
Некоторые из них вообще отрицали возможность наделе-
ния авторского права признаком <исключительности> (*2)
другие допускали возможность применения этого призна-
ка только в отношении так называемых личных прав ав-
тора (*3).

Под исключительными правами в теории гражданского
права обычно понимаются субъективные права, обеспечи-
вающие их субъектам исключительные правомочия на со-
вершение известных действий, с одновременным запреще-
нием всем прочим лицам без согласия субъектов этих прав
совершения указанных действий (позитивная, или поло-
жительная, и негативная, или запретительная, стороны
исключительных прав).
Советское законодательство к числу исключительных

(**1* Возможно, что изобретение получит свое выражение в науч-
ном произведении: в таком случае, помимо норм изобретательского
права, оно будет охраняться и нормами авторского права.
(**2) И. Я. Хейфсц. Авторское право. М., 1931, стр 46-47.
(**3) М. Рейхель. Вопросы авторского и изобретательского пра-
ва и проект ГК СССР (<Социалистическая законность>, 1939, №12);
Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве Союза ССР
и капиталистических стран (<Уч. тр. ВИЮН>, вып. VI. М., Юриздат,
1941, стр. 162-163 и др.).

-23-

прав относит авторское право на литературные, научные и
художественные произведения (ст. 7 <Основ>), право на
изобретение (ст. 1 Положения об изобретениях и техниче-
ских усовершенствованиях от 5 марта 1941 г.), право на
фирму (ст. 8 Положения о фирме от 22 июня 1927 г.), пра-
во на товарный знак (ст. ст. 15, 17 и др. постановления о
производственных марках и товарных знаках от 7 марта
1936 г.). Таким образом, в СССР законодательством пре-
дусматриваются две группы исключительных прав: первая
группа охватывает отношения, связанные с творческой
деятельностью человека, вторая группа - отношения, свя-
занные с деятельностью предприятия. Очевидно, что со-
держание этих двух групп отношений не имеет между со-
бой ничего общего.

Обращаясь непосредственно к авторскому праву, сле-
дует прежде всего отметить, что в условиях социалистиче-
ского общества ни о какой монополии автора на создан-
ное им произведение не может быть и речи. Созданное же
автором произведение не является ни товаром, ни оборо-
тоспособным объектом. Как уже указывалось выше, автор
предназначает свой труд социалистическому обществу,
различного же рода социалистические организации (из-
дательства, зрелищные предприятия, киностудии и др.)
содействуют автору в том, чтобы результаты его творче-
ской деятельности стали достоянием общества. Поэтому
признак <исключительности> ни в коей мере не может
означать, что принадлежащее автору авторское право
является каким-то монопольным правом. Этот признак
означает только то. что только самому автору принадле-
жит право решить вопрос, достаточно ли зрелым являет-
ся созданное им произведение, чтобы выпустить в свет, опу-
бликовать ли произведение под своим именем или под
псевдонимом, каким способом довести свое произведение
до сведения общества (путем издания, постановки на сце-
не и т.д.), а также решать некоторые другие вопро-
сы, связанные с созданием и использованием произведе-
ния (*1).

(**1) Е. А. Флейшиц. Личные права в гражданском праве Союза
ССР и капиталистических стран (<Уч. тр. ВИЮИ>, вып. VI. М.,

<< Предыдущая

стр. 4
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>