<< Предыдущая

стр. 40
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(**1) См. Приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров
СССР от 1 апреля 1950 г.

-218-

рабочей силы изготовляют множество копий со своих ра-
бот и ими торгуют(*1).

В целях упорядочения создания авторских копий
б. Комитетом по делам искусств при Совете Министров
СССР установлено, что заказы авторам копий со своих
произведений должны допускаться только в исключитель-
ных случаях и с разрешения соответствующих органов.
К авторским копиям должны приравниваться варианты
произведений, не содержащие в себе коренной композици-
онной или сюжетной переработки материала и написанные
самим автором. Авторские копии в живописи должны про-
изводиться только в технике оригинала, а авторские ко-
пии произведений скульптуры - только в твердых материа-
лах (дерево, камень, фарфор, стекло). На оборотной сто-
роне выполненной автором копии живописного произве-
дения должна делаться надпись - <авторская копия>, с
указанием даты исполнения. Авторская копия произведе-
ния скульптуры должна удостоверяться актом, подписан-
ным автором, с указанием даты исполнения, и руководи-
телем организации, осуществляющей заказ.

Все расчеты с художниками и скульпторами за выпол-
ненные ими авторские копии и за массовое воспроизведе-
ние живописных и скульптурных произведений произво-
дятся через Управление охраны авторских прав Союза со-
ветских художников СССР (*2).

В несравненно более редких случаях, нежели в отно-
шениях с социалистическими организациями, авторы за-
ключают договоры об использовании принадлежащих им

авторских прав с отдельными гражданами. Путем догово-
ра оформляются отношения автора с лицом, которому он
разрешает переделку повествовательного произведения в
драматическое или в киносценарий и наоборот, а также
драматического произведения в киносценарий и наоборот
(п. <б> ст. 9 <Основ>). Договором оформляются отноше-
ния автора с переводчиком при разрешении автором пере-
вода еще не изданного литературного произведения (п. <а>
ст. 9 <Основ>), автора с композитором на использование
для создания музыкального произведения текста, заим-

(**1) См. <Союз художников и художники> (<Литературная газета>
от 2 сентября 1954 г.).

(**2) См. Приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров
СССР от 20 октября 1952 г., № 1134.

-219-

сгвованного из литературного произведения, в том случае,
если автор литературного произведения особым запреще-
нием, объявленным им на каждом экземпляре своего про-
изведения, оставил за собой право разрешения на такое
использование (п. <з> ст. 9 <Основ>).

Выше уже указывалось, что в некоторых случаях при-
меняется и внедоговорная форма реализации авторских
прав. Согласно части 3 статьи 8 <Основ>, автор изданно-
го драматического, музыкального, музыкально-драматиче-
ского, пантомимного, хореографического и кинематогра-
фического произведения не вправе воспрещать его публич-
ное исполнение. Это правило установлено законом в це-
лях наиболее широкого ознакомления общества с указан-
ными видами произведений. Но вместе с тем оно не мо-
жет повести к ущемлению интересов автора. Не следует
забывать, что в данном случае дело идет только об издан-
ных произведениях. Согласившись на издание произведе-
ния, автор уже признал свое произведение достаточно
зрелым, завершенным. Какие же у него могут быть воз-
ражения, если общество познакомится с его произведе-
нием в той форме, к которой оно главным образом пред-
назначено и в которой лучше всего могут выявляться ка-
чества произведения? Материально же автор от этого по-
страдать не может, так как закон предусматривает в та-
ких случаях право автора на получение авторского гоно-
рара. Обычно оплата авторского гонорара производится
путем процентных отчислений от фактических сборов пред-
приятия, в котором публично исполняется данное произ-
ведение (*1). От уплаты авторского гонорара освобождаются
учреждения культурно-просветительного характера при
условии невзимания платы с посетителей (п. <и> ст. 9
<Основ>), но эта льгота распространяется на случаи пуб-
личного исполнения в этих учреждениях изданных произ-
ведений. Неизданные же произведения могут быть публич-
но исполняемы в культурно-просветительных учреждениях
лишь при наличии постановочного договора (ст. 43 закона
об авторском праве РСФСР), с уплатой автору гонорара
в размере, определенном договором, или по установлен-

(**1) Авторам киносценариев за демонстрацию кинофильма, на ос-
новании постановления СНК от 23 декабря 1938 г., № 1349, автор-
ский гонорар не выплачивается. О порядке оплаты их труда см. ра-
нее, 2.

-220-

ным ставкам, если договором размер оплаты не предус-
мотрен. Не выплачивается авторский гонорар и при пе-
редаче изданных произведений по радио. На практике
органы радиовещания не оплачивают авторским гонора-
ром и произведения неизданные, но публично уже испол-
ненные, что следует признать противоречащим части 2
статьи 8 <Основ>, предусматривающей уплату авторского
гонорара за публичное исполнение указанных выше кате-
горий произведений - неизданных, но хотя бы однажды
публично исполненных (*1). Тот же вопрос возникает и при
передаче неизданного, но уже публично исполненного про-
изведения по телевидению.

В качестве общего вывода следует признать, что ряд
вопросов, связанных с использованием авторского права,
требует срочного урегулирования в законодательном или
ведомственном порядке. Требуется также выработка ти-
повых авторских договоров для новых видов авторских
отношений.

(**1) И. Л. Грингольц. Права автора сценического произведения
a СССР. Автореф. канд. диссерт. М., 1953, стр. 20.

-221-

Глава V
АВТОРСКОЕ ПРАВО И НАСЛЕДОВАНИЕ

На протяжении настоящей работы мы неоднократно
стремились показать, что нормы советского авторского
права направлены на охрану интересов и авторов и всего
социалистического общества, с признанием ведущего зна-
чения за общественными интересами. Аналогичным об-
разом регулируются отношения, возникающие при пере-
ходе авторского права после смерти автора к его право-
преемникам - наследникам.

Согласно статье 10 <Основ>, авторское право за изъ-
ятиями, установленными в статьях 11, 12, 13, принадле-
жит автору пожизненно, а наследникам его-в пределах
сроков, предусмотренных статьей 15(*1). В статье же 15
<Основ> сказано, что после смерти автора авторское пра-
во переходит к его наследникам на 15 лет, считая с 1 ян-
варя года смерти автора, за исключением случаев, пред-
усмотренных статьями 11, 12, 13, когда авторское право
переходит к наследникам лишь на неистекший ко дню
смерти автора остаток установленного законом срока.

(**1) В виде исключения ст. 11 <Основ> срок пользования авторским
правом на произведения хореографические, пантомимы, кинемато-
графические сценарии и киноленты установлен в десять лет, а ст. 12
<Основ> на фотографические произведения и произведения, полу-
ченные способами, аналогичными с фотографией, - для отдельных
.снимков в пять лет, а для собраний снимков - в десять лет. Ст. 13
<Основ> предусматривается за издателями журналов и других по-
временных изданий, а также энциклопедических словарей авторское
право на эти издания в целом в течение десяти лет со времени по-
явления их в свет.

-222-

Статья 16 <Основ> допускает возможность завещания ав-
торского права (*1).

Однако наследование авторского права обладает, по
сравнению с общим порядком наследования, рядом су-
щественных особенностей, вызываемых значением произ-
ведения для социалистического общества. Созданное ав-
тором произведение предназначено к тому, чтобы им мог-
ло пользоваться общество, и притом в возможно более
широких размерах.

Поэтому уже при жизни автора законом устанавли-
ваются в интересах общества известные пределы для
пользования автором результатом его труда - созданным
им произведением (ст. 9 <Основ>). В случае же смерти
автора для наследников автора пределы пользования пе-
решедшим к ним по наследству авторским правом в ин-
тересах общества еще более сужаются. Это касается и
срока действия авторского права и объема правомочий
наследников автора. Правовое положение наследника
как преемника автора не совпадает с правовым положе-
нием самого автора,

По действующему советскому законодательству автор-
ское право может перейти по наследству только на уста-
новленный законом срок. В этом заключается одно из
принципиальных отличий наследования авторского права
от наследования права личной собственности, которое пе-
реходит к наследникам без ограничения каким-либо сро-
ком. Срок, на который авторское право может перейти к
наследникам автора,-сравнительно короткий (как пра-
вило, 15 лет после смерти автора). Предполагается, что в
течение этого срока малолетние дети умершего автора до-
стигнут уже совершеннолетия и станут трудоспособными.
Другие же его наследники за этот срок смогут в достаточ-
ной мере использовать перешедшее к ним по наследству
авторское право. Таким путем удовлетворяются и инте-
ресы наследников автора и общество получает возмож-
ность в сравнительно быстрый срок использовать произве-
дение без ограничений, вытекающих из законодательства
об авторском праве (например, при издании произведения


(**1) Кроме того, о наследовании авторского права говорится еще
в ст. ст. 1 и 3 <Основ> в связи с вопросом о гражданстве автора.

-223-

умершего автора после истечения указанного срока уже
не требуется согласия его преемников) (*1).

Нельзя при этом не учитывать и того обстоятельства,
что не всегда автору удается использовать созданное им
произведение при жизни (издать, поставить па сцене
и т. д.). Бывают случаи, когда произведение выходит в
свет уже после смерти автора (так называемое посмерт-
ное произведение), и притом через несколько лет после его
смерти. Установление известного срока действия автор-
ского права дает возможность наследникам использовать
неосуществленное автором при жизни авторское право.

В законе не указывается, применяются ли установлен-
ные статьей 15 <Основ> сроки только к произведениям.
вышедшим в свет до смерти автора, или также и к про-
изведениям посмертным. Поскольку закон в отношении
посмертных произведений никаких изъятий не устанавли-
вает, исходя из текста закона, надо признать, что опреде-
ленный законом срок, считая с 1 января года смерти ав-
тора, следует применять как в отношении произведений,
опубликованных еще при жизни автора, так и вышедших
в свет после его смерти. При таких условиях может по-
лучиться, что авторское право перейдет к наследникам
только на неистекший остаток 15-летнего срока, а если
посмертное произведение будет опубликовано по истече-
нии 15 лет после смерти автора, то авторское право к на-
следникам автора вообще не перейдет(*2).

В интересах наследника в отдельных случаях срок
действия авторского права может быть продлен. Зако-
ном об авторском праве УССР специально предусматри-
вается возможность продления этого срока в тех случаях,

(**1) Хотя с переходом по наследству авторского права могут быть
связаны значительные имущественные интересы, оно не подлежит
денежной оценке (ч. 2 ст. 15 <Основ>). При определении размера
государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве насле-
дования стоимость авторского права в расчет не принимается и в
стоимость переходящего по наследству имущества не включается
( 44 инструкции Министерства финансов СССР от 14 марта 1947 г.
? 160 <О государственной пошлине>).

(**2) Согласно чехословацкому закону об авторском праве, если по-
смертное произведение будет опубликовано в течение последних де-
сяти лет охранительного срока, то охранительный срок продолжается
на десять лет от опубликования произведения ( 67); при этом надо
учесть, что охранительный срок в Чехословакии установлен в 50 лет
со дня смерти автора ( 68).

-224-

когда вследствие политического или культурного гнета,
существовавшего в дореволюционное время, автор или его
наследники были лишены возможности использовать при-
надлежавшие им авторские права (примечание к ст. 15).
На основании этого правила в УССР был продлен срок
действия авторского права для наследников писателей

<< Предыдущая

стр. 40
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>