<< Предыдущая

стр. 43
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

автора не может быть обязан дописать роман или повесть,
портрет и т. д. Поэтому такие договоры, по общему прави-
лу, должны считаться утратившими силу. Что же касается
аванса (25% гонорара), полученного автором при жизни,
то, поскольку несдача произведения в срок произошла по
обстоятельствам, от автора не зависевшим, аванс, являю-
щийся гарантированным минимумом вознаграждения за
труд, не должен подлежать возврату. Иначе должен ре-
шаться этот вопрос, если автор не успел приступить к рабо-

-235-

те; в этом случае нет оснований к удержанию наследника-
ми полученного автором аванса.

Таким образом, как мы видим, не все принадлежавшие
умершему автору правомочия переходят по наследству, а
те, которые переходят, не всегда в том объеме, в каком
они принадлежали умершему автору. Не может быть воз-
ложено на наследников выполнение ряда обязанностей,
которые мог бы выполнить только сам автор. Но если
наследнику были известны творческие замыслы автора и
по роду своих занятий он является способным завершить
незаконченное произведение, например, когда сын уче-
ного, сам специалист в той же или близкой области, бе-
рется дописать научный труд, не завершенный его отцом,
то вряд ли можно выставить против этого серьезные воз-
ражения.

В подобных случаях возможно возникновение отно-
шений соавторства, не вытекающих, однако, из наслед-
ственного преемства. Но завершение незаконченного при
жизни автора произведения может быть, как нам кажет-
ся, поручено соответствующей организацией (например
Академией наук СССР) и постороннему лицу - не на-
следнику; в отдельных случаях такое решение в обще-
ственном интересе, быть может, явилось бы наиболее це-
лесообразным.

В отличие от <Основ авторского права> 1925 г., уста-
навливавших, что после смерти наследника или каждого
из наследников автора, если их было несколько, автор-
ское право дальнейшему переходу по наследству не под-
лежит, действующие <Основы авторского права> 1928 г.
такого ограничения не содержат. Поэтому в пределах
срока действия авторского права после смерти автора
авторское право может перейти по наследству не только
к непосредственным наследникам автора, но и к наслед-
никам наследников и т. д. При этом надо иметь в виду,
что при действии <Основ> 1925 г. круг наследников по
закону был вообще уже, чем в настоящее время. Так, не
признавались тогда наследниками усыновленные, роди-
тели, братья и сестры, зато, правда, призывались одно-
временно с детьми внуки и правнуки наследователя. По-
скольку же <Основы> 1925 г. устанавливали, как прави-
ло, двадцатипятилетний срок действия авторского права
(а иногда и более короткий срок), исчисляемый со време-

-236-

ни выхода в свет произведения, авторское право могло
перейти к наследникам только на время, оставшееся до
истечения соответствующего срока. Таким образом могло
получиться, что авторское право на данное произведение
могло к наследникам и не перейти; в этом случае автор-
ское право прекращалось.

В настоящее время в соответствии со статьей 418 ГК
Наследниками авторского права по закону могут быть де-
ти (и другие прямые нисходящие - внуки, правнуки),
усыновленные (и их нисходящие); переживший супруг;
родители; братья и сестры умершего; нетрудоспособные
лица, состоявшие на иждивении умершего не менее од-
ного года до его смерти. Наследники призываются в по-
рядке очередности: наследниками первой очереди явля-
ются - дети, усыновленные, переживший супруг, нетру-
доспособные родители, а также <иждивенцы>; к наслед-
никам по закону второй очереди относятся трудоспособ-

ные родители и к наследникам третьей очереди - братья
и сестры умершего автора. Внуки и правнуки умершего,
а также потомство лица, им усыновленного, призывают-
ся к наследованию только по праву представления, т. е.
лишь в тех случаях, когда их родители умерли до откры-
тия наследства, получая ту долю, которая причиталась
бы их умершим родителям, если бы они были живы в
момент открытия наследства.

Поскольку по действующему законодательству не
исключается возможность перехода авторского права в
пределах срока его действия к наследникам наследников,
может получиться, что через некоторое время после смер-
ти автора распоряжение авторским правом перейдет к
лицам, весьма далеким умершему автору. Так, например,
после смерти сына умершего автора авторское право
сможет перейти не только к его детям (внукам автора),
но и к жене сына и к другим его наследникам - усынов-
ленным, братьям и сестрам и т. д. Да и при наследова-
нии по закону непосредственных наследников автора мо-
жет получиться, что авторское право окажется в руках
его отдаленных родственников и даже не родственников,
поскольку в число <иждивенцев> могут войти не только
родственники умершего, не включенные в число по зако-
ну (например двоюродные и даже троюродные братья и
сестры и т. д.), но даже и не родственники; авторское

-237-

право может при наличии других наследников в извест-
ной доле, а при отсутствии других наследников и пол-
ностью перейти к <иждивенцам> умершего автора, хотя
бы они были лицами, посторонними умершему автору.
При этом следует иметь в виду, что <иждивенцы> как
наследники первой очереди отстраняют от наследования
трудоспособных родителей, братьев, сестер умершего (*1).

Вряд ли можно признать такое положение вещей со-
ответствующим интересам общества. При пересмотре за-
конодательства об авторском праве следовало бы, со-
хранив существующий срок действия авторского права
после смерти автора (15 лет), ограничить круг лиц, к ко-
торым при наследовании по закону может перейти автор-
ское право, пережившим супругом, детьми, усынов-
ленными и родителями умершего автора, без дальней-
шего перехода авторского права к их собственным
наследникам. Внуки и правнуки умершего автора и по-
томки лица усыновленного могут быть призваны к на-
следованию по праву представления (*2).

Имеются некоторые особенности и при наследовании
авторского права по завещанию.

(**1) В русском дореволюционном праве наследование не ограничи-
валось какими-либо степенями родства. Поэтому при отсутствии бли-
жайших родственников наследство могло перейти к весьма отда-
ленным родственникам. Так и произошло с наследством Лермонтова.
После смерти Лермонтова авторские права на его сочинения перешли
по наследству к одной его отдаленной родственнице, которая <прода-
ла> свои нрава московскому купцу Глазунову. Когда в журнале <Се-
верный вестник> был напечатан ряд стихотворений Лермонтова,
Глазунов привлек к уголовной ответственности за контрафакцию ре-
дактора и издателя журнала (см. <Книжный вестник>, 1889, кн. V,
стр. 199).

(**2) Законодательство об авторском праве стран народной демокра-
тии в вопросе о сроке действия авторского права после смерти автора
значительно расходится между собой. По албанскому закону, после
смерти автора авторское право переходит к его супругу пожизненно
или до вступления в новый брак и к детям автора до достижения
ими 25 лет, а в случае их нетрудоспособности- на весь срок такой
нетрудоспособности; при отсутствии супруга и детей авторское право
переходит пожизненно к родителям автора или его племянникам, если
они находились на его иждивении, до достижения ими 25 лет, либо
к деду или бабке (ст. 9). По болгарскому закону, после смерти авто-
ра авторское право переходит к его наследникам-к супругу пожиз-
ненно, а к детям-до наступления совершеннолетия; завещательное
распоряжение автора в пользу других лиц имеет силу на срок не
свыше 10 лет (ст. 18); по румынскому закону об авторском праве
на произведения, предназначенные для печати, имущественные пра-
вомочия авторского права переходят по наследству на 15 лет со дня
смерти автора к детям, пережившему супругу, родителям, а также
к нетрудоспособным лицам, которые были на иждивении автора не
меньше года до его смерти, причем несовершеннолетние наследники
сохраняют имущественные правомочия и после истечения 15-летнего
срока, если к тому времени они не достигнут 18 лет и не окончат
образования (ст. 10). По польскому закону, как правило, имущест-
венные авторские права прекращаются по истечении 20 лет со дня
смерти автора, а если произведение было издано анонимно или под
псевдонимом-то со дня опубликования произведения (ст. 26).
Чехословацкий закон устанавливает, что имущественные права ав-
тора переходят к наследникам (ч. 1, 25): поскольку же имущест-
венные права автора перешли к наследникам, охранительный срок
устанавливается в 50 лет со дня смерти автора; в отношении произ-
ведения соавторов охранительный срок устанавливается в 50 лет со
дня смерти того из них, который пережил остальных ( 65). В объяс-
нительной записке к чехословацкому закону об авторском праве
дается подробное разъяснение мотивов, которыми руководствовался
законодатель, устанавливая 50-летний срок охраны авторских прав
после смерти автора (см. <Бюллетень чехословацкого права>, 1954,
№ 1, стр. 54-56). По югославскому закону об авторском праве,
после смерти автора авторское право сохраняют его жена до своей
смерти или выхода замуж и дети автора до достижения ими 25-лет-
него возраста, а в случае нетрудоспособности-до тех пор, пока
нетрудоспособность продолжается. Если авторское право не пере-
холит ни к жене, ни к детям, то им пользуются пожизненно роди-
тели автора или его внуки до достижения ими 25-летнего возраста,
если они были на иждивении автора, или пожизненно его дед и баб-
ка (ст. 9). В большинстве капиталистических стран срок действия
авторского права после смерти автора установлен в 50 лет.

-238-

Согласно статье 422 ГК, каждый гражданин может по
завещанию оставить все свое имущество или часть его
одному или нескольким лицам из числа упомянутых в
статье 418, а также государственным органам и общест-
венным организациям. Однако завещатель не может ли-
шить своих несовершеннолетних детей и других нетрудо-
способных наследников доли, которая причиталась бы им
при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указан-
ных в статье 418, имущество может быть завещано лю-
бому лицу.

Что же может завещать автор? Очевидно, он может
завещать только те права, которые переходят к наслед-
никам по закону. Те же права автора, которые к наслед-
никам по закону не переходят, не могут быть и завещаны.
Поэтому, если бы даже в завещании было указано, что
автор завещает принадлежащие ему авторские права в

239

целом, это следует понимать в том смысле, что завещает-
ся авторское право только в том объеме правомочий, ко-
торый может переходить по наследству. Поэтому, в част-
ности, не будет включено в переходящее по наследству
авторское право - право на авторство.

В практике встречаются завещания, в которых речь
идет только о распределении гонорара между наследни-
ками за издаваемые произведения: <завещаю моей жене
и дочери в равных долях гонорар за переиздание моих
книг>. Но встречаются и такие завещания, в которых де-
лается завещательное распоряжение о всех принадлежа-
щих автору авторских правах, включая и право на автор-
ский гонорар: <авторские права и причитающийся мне
гонорар за издание и исполнение моих произведений заве-
щаю моей жене С. И. в размере 50%, сыну Н. К. - в разме-
ре 20% и трем внукам А., Б. и В. каждому по 10%>.

Для завещаний авторского права является характер-
ным наличие завещательных распоряжений, преследую-
щих достижение общеполезных целей. На наследников
возлагается обязанность привести в порядок архив заве-
щателя и, если возможно, опубликовать те из рукописей,
которые были подготовлены завещателем, по не были
опубликованы при его жизни, отредактировать еще не от-
редактированные автором рукописи, держать корректуру
при печатании произведения; предоставить всем желаю-
щим возможность осматривать собранную им коллекцию
картин и гравюр и т. д.

В. А. Кабатовым был высказан взгляд, что, хотя по
статье 423 ГК исполнение таких действий может быть
возложено только на лиц, указанных в статье 418 ГК,
т. е. на законных наследников, в данном случае нет
смысла ограничивать этот круг только законными, на-
следниками. Ведь законные наследники нередко могут
оказаться неспособными в выполнении такого возложе-
ния. Поэтому вполне допустимо, чтобы лицо, на которое
возложено исполнение подобных действий, не было не
только законным наследником, но и вообще наследником
в смысле части 3 статьи 422 ГК. Другими словами, автор
не должен быть связан никакими формальными требова-
ниями при выборе такого лица и может руководствовать-
ся лишь соображениями, насколько то или иное лицо хо-
рошо знает и понимает его творчество и наиболее близко

-240-

ему по художественным вкусам (*1). В. А. Кабатов, таким
образом, считает, что при выборе лица, которому автор
поручает приведение в надлежащий вид творческого его
наследия и доведение этого наследия до сведения обще-
ства, автор может не считаться с правилами закона о на-
значении завещательного наследника. С этим взглядом
можно согласиться, но только de lege ferenda. По дей-
ствующему же законодательству завещатель может воз-
ложить выполнение действий, направленных на осущест-
вление общеполезной цели, либо на законных наследни-

<< Предыдущая

стр. 43
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>