<< Предыдущая

стр. 44
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ков, получающих по завещанию наследственное имуще-
ство, либо на государственный орган или общественную
организацию, которым им было завещано принадлежав-
шее ему имущество (ст. 423 ГК).

Поскольку, как указывалось выше, действующее за-
конодательство об авторском праве допускает переход
по наследству авторского права не только к непосред-
ственным наследникам автора, но и к наследникам его
наследников, на практике встречаются завещания в от-
ношении уже перешедшего ранее по наследству автор-
ского права. Завещатель, делая распоряжение о принад-
лежащем ему имуществе, одновременно завещает и ав-
торские права на те или иные произведения, перешедшие
к завещателю по наследству.

При наследовании авторского права применяются об-
щие правила статьи 422 ГК об обязательной наследствен-
ной доле. Поэтому, если на момент смерти завещателя
окажется, что существуют лица, имеющие согласно части 2
статьи 422 ГК право на обязательную наследственную
долю, то при выдаче свидетельства о праве наследования
нотариальный орган должен учесть права этих лиц, при-
знав их наследниками в соответствующей доле гонорара,
причитающегося от реализации авторского права.

По соображениям, изложенным ранее в отношении
наследников по закону, мы высказались бы при пере-
смотре действующего законодательства за предоставле-
ние возможности завещания авторского права только са-
мому автору (следовательно, только один раз). При этом
автору должна быть предоставлена свобода назначения

(**1) В. А. Кабатов. Советское авторское право на произведения
изобразительного искусства. Канд. диссерт. М., 1954, стр. 50.

-241-

завещательным наследником любого лица с тем. однако,
чтобы его несовершеннолетним детям и другим нетрудо-
способным наследникам во всяком случае было гаранти-
ровано право на получение той доли, которая причита-
лась бы им, если бы они призывались к наследованию
по закону.

Статья 422 ГК предоставляет гражданину право заве-
щать свое имущество государственным органам и обще-
ственным организациям. Может он завещать имущество
и непосредственно государству (*1). Такие права принадле-
жат и автору литературного, научного или художественно-
го произведения. Но поскольку срок действия авторского
права после смерти автора, как правило, ограничивается
15-ю годами, то, очевидно, и завещательные распоряже-
ния в отношении авторского права не должны превышать
указанного срока.

По общему правилу, наследство делится между при-
зываемыми к наследованию наследниками по закону на
равные доли (ст. 420 ГК). В соответствии с этим каж-
дый из призываемых к наследованию наследников автора
получает равную долю как в доходах от использования
авторского права, так и в материальных предметах, в ко-
торых нашел свое воплощение творческий труд автора
(рукописи, картины, эскизы, скульптуры и т. д.). При
наследовании по завещанию доля наследника опреде-
ляется автором (завещателем).

Но как при наследовании по закону, так и при насле-
довании по завещанию, если после смерти автора остает-
ся его переживший супруг, то в соответствии со стать-
ей 10 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР
(и с соответствующими статьями кодексов законов о бра-
ке, семье и опеке других союзных республик) предвари-
тельно должна быть выделена его доля в общем имуще-
стве, нажитом во время брака.

Как же следует применять норму статьи 10 Кодекса
законов о браке, семье и опеке РСФСР к наследованию
супругом авторского права?

В связи с этим следует прежде всего отметить, что
конкретно вопрос идет об авторском гонораре, а не о са-
мом авторском праве, которое при жизни автора при

(**1) В. И. Серебровский. Очерки советского наследственного
права. М., Изд-во АН СССР, 1953, стр. 101.

-242-

всяких условиях принадлежит только автору (соавтору)
произведения, а после его смерти не подлежит ни выделу,
ни разделу.

В какой момент авторский гонорар включается в со-
став общего имущества (совместной собственности) су-
пругов, этот вопрос в пауке советского семейного права
является спорным. По одному взгляду, в состав общего
имущества должно включаться авторское вознагражде-
ние, причитающееся за произведения, созданные во время
брака; поэтому, хотя бы гонорар был получен и после
прекращения брака, поскольку произведение было созда-
но во время брака, гонорар подлежит включению в со-
став общего имущества супругов. По другому взгляду, в
состав общего имущества супругов должны включаться
доходы автора не только в тех случаях, когда произведе-
ния созданы во время брака, но и в тех случаях, когда
доходы по ним получены или причитаются автору-супру-
гу в период брака, независимо от времени создания этих
произведений. Наконец, по третьему взгляду, в общую
(совместную) собственность включается только то возна-
граждение, которое было фактически получено автором
во время брака. Сторонники последнего взгляда утвер-
ждают, что нет оснований признавать за супругом право
на часть гонорара, полученного уже после прекращения
брака только потому, что процесс творчества совпал во
времени с существованием брака; равным образом нель-
зя учитывать в составе общего имущества то вознаграж-
дение, которое причиталось к получению во время брака,
ибо правильно признавать общность только в отношении
фактически приобретенного имущества, но нс в отноше-
нии обязательственных требований, принадлежащих од-
ному из супругов, в том числе и требований о выплате
авторского гонорара; это означает, в частности, что в
случае смерти автора не полученное им при жизни воз-
награждение должно быть включено в общую массу в
полном объеме без предварительного выделений доли пе-
режившего супруга (*1).

Нам представляется правильной последняя точка зре-
ния. Имущество становится общей (совместной) соб-

(**1) См. М. Рейхель. Общеимущественные отношения супругов
в советском праве (<Советское государство и право>, 1940, №8-9,
стр. 118), В. И. Бошко. Очерки советского семейного права. Киев,
Госполитиздат УССР, 1952, стр. 154; Н. В. Рабинович. Личные
и имущественные отношения в советской семье. Л., Изд-во Ленингр.
гос. ун-та. 1952, стр. 45-46.

-243-

ственностью супругов с того момента, когда один из суп-
ругов приобрел на него право собственности (*1). Так об-
стоит дело в отношении заработной платы, предметов до-
машней обстановки и обихода и т. д. Так же должен ре-
шаться вопрос и в отношении авторского гонорара,
являющегося одной из форм вознаграждения за труд.
Этот вопрос не может решаться в зависимости от того,
когда было создано произведение (до брака или во вре-
мя брака). Решающим обстоятельством для отнесения
авторского вознаграждения к общему имуществу супру-
гов является получение этого вознаграждения во время
брака (*2). Роман мог быть написан до брака, но издан во
время брака; полученный автором в этот период времени
гонорар должен считаться общим имуществом супругов.
Но если роман был написан во время существования бра-
ка, гонорар же за его издание был выплачен после пре-
кращения брака (в силу развода или смерти супруга-
автора), то гонорар не должен входить в состав общего
имущества супругов. Поэтому не полученный при жизни
автора гонорар, независимо от того, когда было создано
произведение (до брака или во время брака), должен
включаться в общую наследственную массу и подлежать
разделу между наследниками без предварительного вы-
деления доли пережившего супруга в этом гонораре.

Нельзя рассматривать общим имуществом супругов и
те материальные предметы, в которых нашли свое вопло-
щение творческие идеи и замыслы автора. Произведе-
ние - не вещь, хотя и может, как уже выше упомина-
лось, найти свое выражение в виде вещи - предмета
внешнего мира. Форма воплощения произведения вовне
не имеет при этом значения; это может быть рукопись,
нотная запись, картина, рисунок и т. д. Являясь вопло-
щением творческой деятельности автора, созданное им
произведение, как правило, предназначается автором к
реализации в целях получения авторского вознагражде-

(**l) См. Н. В. Рабинович. Личные и имущественные отноше-
ния в советской семье. Л., Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1952, стр. 45.
(**2) См. также М. В. Гордон. Советское авторское право. М.,
Госюриздат, 1955, стр. 60.

-244-

ния (путем издания, предоставления права публичного
использования или иным способом). При жизни автора
произведение, как продукт его труда, принадлежит толь-
ко самому автору, а следовательно, ему принадлежат и
те материальные предметы, в которых он воплотил свое
произведение (*1). Поэтому правильно определением Судеб-
ной коллегии по гражданским делам Верховного суда
РСФСР от 13 марта 1954 г. по делу наследников худож-
ника К-ва было признано, что картины, автором которых
является умерший художник, представляют собой про-
дукт его творческой деятельности, а не совместно приоб-
ретенное имущество, и потому это имущество целиком
входит в наследственную массу и исключение народным
судом части этого имущества в порядке статьи 10 Кодек-
са законов о браке, семье и опеке является неправильным.
Аналогичное определение было вынесено Судебной колле-
гией по гражданским делам Верховного суда РСФСР от
3 апреля 1954 г. по делу наследников художника К-на.
Истица К-на просила суд признать за ней право на 1/2
паенакопления и на половину сумм, причитающихся ее
умершему мужу за работы, выполненные им для Все-
союзной сельскохозяйственной выставки, а также сумм,
полученных от реализации шести картин - работ ее му-
жа, считая, что эта половина не может войти в наслед-
ственную массу и ответчик, сын умершего от первого бра-
ка, не может на нее претендовать. Судебная коллегия
признала, что Московский городской суд правильно отка-
зал истице К-ной в части признания за ней 1/2 сумм, причи-
тавшихся ее умершему мужу, заработанных им на Все-
союзной сельскохозяйственной выставке, и 1/2 стоимости
шести картин, так как вознаграждение по трудовому со-
глашению и суммы, причитающиеся от продажи шести
портретов, явившихся результатом личного творчества ху-
дожника К-на, являются его личным имуществом, вхо-
дят в наследственную массу и не подлежат разделу в по-
рядке статьи 10 Кодекса законов о браке, семье и опеке.

Однако в судебной практике встречаются и иные ре-
шения этого вопроса. Иногда суды руководствуются при

(**1) В соответствии с этим только сам автор вправе распорядиться
своим произведением, не нуждаясь в согласии супруга (например при
заключении издательского договора, при продаже картины и т. д.).

-245-

выделении пережившему супругу доли в авторском гоно-
раре соображениями о времени создания произведения,
включая в состав общего имущества и еще не получен-
ный при жизни автора гонорар за созданное во время
брака произведение, а также и созданные автором во
время брака картины, скульптуры и т. д.

То или иное решение вопроса имеет различные прак-
тические последствия, так как от включения или невклю-
чения неполученного при жизни автора гонорара и упо-
мянутых выше предметом зависит размер долей наслед-
ников, среди которых могут оказаться и несовершенно-
летние дети (иногда и от другого брака) и другие нетру-
доспособные наследники.

Ввиду крайней спорности этого вопроса, нередко воз-
никающего на практике, было бы весьма желательно,
чтобы компетентным органом было дано соответствую-
щее разъяснение.

Не могут признаваться общим имуществом супругов
и премии, присужденные автору за его работы посмертно.

На основании статьи 421 ГК наследники по закону,
проживавшие совместно с наследодателем, получают иму-
щество, относящееся к обычной домашней обстановке и
обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх доли
из имущества умершего, причитающейся им согласно
статье 420. Куда же относятся созданные художником
произведения искусства? Вряд ли нужно особо доказы-

вать, что созданные умершим художником картины,
скульптуры и т. п. не могут быть признаны ни предметами
обычной домашней обстановки, ни предметами роскоши,
Являясь воплощением творческой деятельности художни-
ка, они, как выше уже указывалось, обычно предназнача-
ются автором к реализации в целях получения авторского
вознаграждения. Даже автопортреты, портреты жены,
детей и других близких членов семьи художника обычно
реализуются художником теми же способами и в тех же

<< Предыдущая

стр. 44
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>