<< Предыдущая

стр. 45
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

формах, как и его другие произведения. Нередки случаи,
когда созданное художником произведение не сразу может
быть реализовано и довольно длительное время сохра-
няется в его мастерской. Но от этого оно не делается все
же предметом домашнего обихода. Поэтому, как правило,
произведения умершего автора, нашедшие свое внешнее
воплощение в виде картины, статуи и т. п., должны вклю-

-246-

чаться в общую наследственную массу, а не поступать
к наследникам, совместно проживавшим с умершим, в по-
рядке статьи 421 ГК. Но, разумеется, заинтересованные
лица не могут быть лишены права доказывать в судебном
порядке, что та или иная картина, рисунок и т. п. лично
им принадлежит (например подарена автором).

Так как по действующему законодательству авторское
право может переходить по наследству не только к непо-
средственным наследникам умершего автора, но и к на-
следникам его наследников, может получиться, что до
истечения срока действия авторского права у кого-либо из
умерших наследников автора своих наследников может
не оказаться или все они откажутся от наследства. Возни-
кает вопрос, какова же судьба той доли в авторском пра-
ве, которая принадлежала этому наследнику? На этот
вопрос прямой ответ дается ГК Азербайджанской ССР.
Согласно части 3 статьи 474 указанного кодекса, доли
умерших лип, унаследовавших совместно авторское право,
не считаются выморочными и приращиваются на время,
оставшееся до истечения установленных законом сроков,
к долям остальных оставшихся в живых наследников.
Таким образом ГК Азербайджанской ССР исходит из
принципа <приращения> наследственной доли в авторском
праве умершего наследника к наследственным долям дру-
гих наследников.

В законодательстве других союзных республик такого
правила не содержится. При решении указанного вопроса
нельзя применить часть 1 статьи 433 ГК, предусматриваю-
щую возможность <приращения> наследственной доли
только в случаях неявки наследника, его отказа от наслед-
ства или лишения завещателем права наследования, но не
в случае смерти наследника, уже принявшего наследство.
Поскольку, таким образом, <приращение> наследственной
доли наследника автора к наследственным долям других
наследников исключается, а в силу своей неделимости
авторское право не может в какой-то части продолжать
свое существование, а в другой - прекратиться, следовало
бы признать, что в случае смерти лица, унаследовавшего
авторское право и не оставившего после себя наследни-
ков, распоряжение авторским правом в целом могут осу-
шествлять оставшиеся в живых наследники, причитающий-
ся же на долю указанного лица гонорар должен поступать

-247-

в доход государству. Такое решение, как нам кажется,
ни в чем не затрагивает интересы оставшихся в живых
наследников автора и в то же время обеспечивает общест-
венные интересы.

Некоторые вопросы возникают при наследовании про-
изведении, созданных совместно несколькими авторами.
Закон специально не регулирует этот вопрос. Но, исходя
из совокупного смысла статей 5 и 15 <Основ> и из того
факта, что авторское право является неделимым, следует
прийти к выводу, что авторское право на такое произведе-
ние прекращается по истечении 15 лет с 1 января года
смерти последнего соавтора (за исключением случаев,
когда авторское право переходит к наследникам на не
истекший ко дню смерти соавтора остаток установленного
законом более короткого срока, например на кинематогра-
фический сценарий). До истечения же этого срока при-
надлежащее умершему соавтору авторское право может
переходить к наследникам соавтора, будь то наследники
по закону или завещанию, в том порядке, который был
указан выше в отношении наследников автора, являюще-
гося единственным создателем произведения. Однако
переход к наследникам соавтора принадлежавшего ему
авторского права в коллективном произведении не озна-
чает, что наследник соавтора сам делается соавтором. Со-
авторство предполагает совместную творческую деятель-
ность двух или более лиц по созданию произведения
науки, литературы или искусства. Наследник же соавтора
творческого участия в создании произведения не прини-
мал, а потому и не может быть признан соавтором. На-
следник соавтора пользуется предоставленными ему зако-
ном правами на выпуск произведения в свет, воспроиз-
ведение и распространение произведения, извлечение из
его реализации соответствующего вознаграждения и др.,
но ему не принадлежит, например, право самому произ-
водить изменения в произведении. Принадлежащие ему
права он может осуществлять по общему согласию
с оставшимися в живых соавторами. В случаях недости-
жения согласия спор подлежит разрешению суда.

Другой вопрос, возникающий при наследовании про-
изведения, созданного несколькими авторами, заключает-
ся в том, какова судьба такого произведения в случае
смерти до истечения срока действия авторского права


-248-

кого-либо из соавторов, не оставившего наследников.
Законодательство об авторском праве СССР и союзных
республик этого вопроса не регулирует. Существует
взгляд, по которому в данном случае следовало бы автор-
ское право на произведение полностью признать за остав-
шимися в живых соавторами(*1). Однако вряд ли можно
признать обоснованным, чтобы соавторы, доля участия
которых в создании данного произведения является вполне
определенной, почему-то приобретали в связи со смертью
соавтора более того, что им причитается в соответствии
с затраченным ими трудом. На практике распоряжение
произведением в случае смерти соавтора осуществляется
оставшимися в живых соавторами. Причитающаяся же
умершему соавтору, не оставившему наследников, доля
гонорара за использование произведения обращается в до-
ход государства. Такую практику следует считать отве-
чающей интересам общества и ни в коей мере не ущем-
ляющей интересы оставшихся в живых соавторов.

Как уже указывалось, в силу своей неделимости автор-
ское право после смерти автора не подлежит ни выделу,
ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству
авторским правом наследники должны осуществлять сов-
местно (например при заключении договоров на издание
или переиздание литературных произведений умершего
автора, на постановку неизданного драматического произ-
ведения и т. д.).

В отдельных случаях (при наследовании по закону
супруга, внуков, правнуков, при наследовании по завеща-
нию) размер долей принявших наследство наследников
может оказаться неодинаковым. Это обстоятельство может
иметь значение для установления размера причитающего-
ся наследнику гонорара за использование произведения
умершего автора, но не для объема права распоряжения
произведением; каждый из сонаследников обладает рав-
ным правом в распоряжении авторским правом.

Согласно статье 435 ГК, получение наследниками сви-
детельства о праве наследования является только их пра-
вом, но закон не обязывает наследников получать свиде-

(**1) См. тезисы доклада Л. М. Азова <Правовые вопросы соав-
торства>, прочитанного 29 декабря 1954 г. на заседании сектора
гражданского права и гражданского процесса Института права
AI NNN?.

-249-

тельство о праве наследования. На практике же для
наследников авторского права, если они хотят реализовать
перешедшее к ним по наследству авторское право, полу-
чение свидетельства о праве наследования является необ-
ходимым. Не получив свидетельства о праве наследования,
наследники не смогут получить причитавшийся умершему
автору гонорар, заключать издательские и другие догово-
ры об использовании перешедшего к ним авторского права
и т. д.(*1).

Ранее мы уже отмечали, что в целях обеспечения инте-
ресов наследников законом установлен определенный срок,
в течение которого наследники могут пользоваться пере-
шедшим к ним по наследству авторским нравом. Но если
этот срок истек или у умершего автора отсутствуют на-
следники по закону или завещанию, то нет уже оснований
к каким бы то ни было ограничениям общества в возмож-
ности использования произведения. В таких случаях
авторское право не делается выморочным (ч. 2 ст. 433 ГК),
а прекращается (ст. 15 <Основ>, ст. 12 закона об автор-
ском праве РСФСР (*2)). Понятие выморочности вообще
не применимо к авторскому праву. Выморочное имуще-
ство переходит в собственность государства, авторское
же право при наличии указанных выше условий делается
общественным достоянием. Это означает, что произведения
умершего автора могут воспроизводиться, издаваться,
распространяться и исполняться всеми лицами, без огра-
ничений, вытекающих из законодательства об авторском
праве (ср. ст. 14 закона об авторском праве РСФСР).
Поэтому при издании или публичном исполнении таких
произведений не должен начисляться авторский гонорар,
не требуется чьего-либо согласия на переделку повествова-

(**1) Всемерно обеспечивая интересы наследников автора. закон ус-
танавливает для них значительную льготу: при получении свидетель-
ства о праве наследования при отсутствии другого перехолящего в
порядке наследования имущества государственная пошлина взимает-
ся в размере 10 руб. за свидетельство, независимо от сумм авторско-
го гонорара, причитавшегося умершему автору (Инструкция Ми-
нистерства финансов СССР от 14 марта 1947 г. № 160, 44. См. Сб.
<Нотариат>. М" Госюриздат, 1950, стр. 103).

(**2) К отсутствию наследников по закону или завещанию следует
отнести не только те случаи, когда у умершего автора не окажется
наследников, но и те случаи, когда все его наследники не явятся
в установленный срок для принятия наследства, откажутся от его
принятия или будут лишены завещателем права наследования.

-250-

тельного произведения в драматическое и наоборот (п. <б>
ст. 9 <Основ>) и др. (*1).

Однако прекращение авторского права не означает,
что авторство и неприкосновенность произведения умер-
шего автора останутся без защиты. В случае прекращения
авторского права охрана авторства и неприкосновенности
произведения умершего автора возлагаются на государст-
венные органы: на основании статьи 29 закона об автор-
ском праве РСФСР внесение в произведение изменений,
предусмотренных статьей 28 того же закона, допускается
только с согласия Наркомпроса РСФСР или подлежащей
автономной республики (теперь соответственно Министер-
ства культуры, Министерства высшего образования, Ми-
нистерства просвещения). Этот порядок должен быть.
сохранен и при пересмотре законодательства об автор-
ском праве (*2).

(**1) Из общего правила о признании общественным достоянием
произведения, в отношении которого истек срок действия авторского
права, законом сделано изъятие в отношении произведений, объяв-
ленных на основании особых постановлений достоянием государства
(см. выше, гл. III).

(**2) Е. А. Флейшиц считает, что в случае прекращения авторского
права за смертью автора, не оставившего наследников, изменения
в имени автора осуществляются свободно (A. А. Флейшиц. Лич-
ные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических
стран. М., 1911, стр. 192), т. е. для этого не требуется чьего-либо раз-
решения. Мы думаем все же, что и в случае прекращения действия
авторского права за отсутствием наследников но закону или заве-
щанию ни издательство, ни зрелищное предприятие не могут вносить
изменения в обозначение имени автора, не получив соответствующе-
го разрешения от Министерства культуры. Из текста ст. 29 закона об
авторском праве РСФСР вовсе не следует, что эти правомочия
должны применяться только к случаям прекращения действия автор-
ского права в лице наследников. Они должны применяться в слу-
чаях прекращения авторского права после смерти автора, не оста-
вившего наследников.

-251-

Глава VI

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРАВ
И ИНТЕРЕСОВ АВТОРОВ

Предоставляя авторам широкие возможности по ис-
пользованию созданных ими произведений, Советское го-
сударство устанавливает ряд мер, направленных к наибо-
лее полной охране прав и интересов авторов, среди
которых существенную роль играют судебные способы
охраны авторских прав. При этом находят свое примене-
ние нормы авторского права, а в случае, если соответ-
ствующие отношения авторским правом не предусмотре-
ны, то и некоторые нормы Гражданского кодекса (в
частности статья 1, нормы о сделках и исковой давности.
общие положения обязательственного права ГК и др.).
В необходимых случаях могут применяться нормы и дру-
гих отраслей советского права - гражданско-процессуаль-
ного права, уголовного права и др.

Здесь будут рассмотрены по преимуществу граждан-
ско-правовые способы охраны прав и интересов авторов.

Но прежде чем перейти к этому, необходимо отметить, что

<< Предыдущая

стр. 45
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>