<< Предыдущая

стр. 5
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Юриздат,1941, стр. 164): В. А. Кабатов. Советское авторское пра-
во на произвеления изобразительного искусства. Автореф. канд.
диссерт. М., 1954, стр. 5-6.

-24-

М. В. Гордон считает, что, поскольку в авторском праве
полномочия автора не являются безграничными, можно
только условно говорить об их <исключительности> (*1).

Верно, что правомочия автора не являются безгранич-
ными. Их границы определяются законом в интересах об-
щества. Но в пределах, установленных законом, возмож-
ность осуществления этих правомочий принадлежит ис-
ключительно самому автору. От усмотрения автора зависит
использовать те или иные правомочия, закрепленные за
ним законом. Поэтому нет оснований только условно го-
ворить об <исключительности> авторского права.

Вместе с тем следует признать, что хотя признак <ис-
ключительности> и верно подчеркивает некоторые сущест-
венные особенности авторского права в субъективном смы-
сле, он все же является недостаточным для его полной
характеристики.

Какова же юридическая природа авторского права в
субъективном смысле?

В советской юридической литературе была сделана
попытка рассматривать авторское право как право, подоб-
ное праву личной собственности (*2). Однако для принятия
такого взгляда нет оснований. Теория собственности (про-
приетарная) порождена специфическими условиями капи-
талистического общества, в котором автор является това-
ровладельцем, отчуждающим за деньги свое произведение
капиталисту - книгоиздателю ^ Такие условия в социа-

(**1) М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриздат,
1955. стр. 76.
(**2) Г. Н.Амфитеатров. К вопросу о понятии советского
гражданского права. <Советское государство и право>, 1940, № II,
стр. 96.
(**3) В русской юридической литературе XIX в. ярким представи-
телем этой теории был И. Г. Табашников, полагавший, что авторское
право <есть право собственности и, насколько это совместимо с его
объектом, оно подчиняется тем же правилам, как и право собствен-
ности на всякую иную вещь> (И. Г. Табашников. Литературная,
музыкальная и художественная собственность. СПб., 1878, стр. 173 и
ел.). Законодательное регулирование авторского права в России
впервые было проведено в процессе пересмотра Устава о цензуре
В 1828 г. в Устав было включено несколько статей, специально пос-
вященных правам авторов и их взаимоотношениям с издателями: эти

статьи получили развитие в изданном 22 апреля 1828 г. Положении
о правах сочинителей. В этом акте нашли отражение два принци-
пиальных положения-исключительность права автора и приравне-
ние этого права к праву собственности (см. М. В.Гордон. Понятие
советского авторского права. <Уч. зап. Харьк. юр. ин-та>, вып. 1. М.,
Юриздат, 1939, стр. 94). Издание этого акта следует объяснить об-
щим развитием книгоиздательского дела в России в начале XIX в.
Если не автором, то во всяком случае инициатором изменений Уста-
ва о цензуре, установивших в России охрану литературной собствен-
ности, был друг А. С. Пушкина В. Ф. Одоевский - писатель, критик,
выдающийся музыкальный деятель. В своем дневнике, опубликован-
ном после его смерти, В. Ф. Одоевский писал: <Мой цензурный Устав
1828 года и право авторской собственности, о которой до меня никто
и не думал...> (<Русский архив>, М., 1897, № 6, стр. 284). Впослед-
ствии взгляд на авторское npaai как на право собственности
нашел свое отражение и в гражданском законодательстве. В приме-
чании 2 к. ст. 420, т. X. ч. 1 Свода законов говорилось о собствен-
ности литературной, художественной и музыкальной. Примечание 2
к ст. 420 отпало только с изданием закона об авторском праве
1911 г.

-25-

диетическом обществе при ликвидации частной собствен-
ности на орудия и средства производства отсутствуют.

Различны объекты права личной собственности и пра-
ва авторского: в первом случае объектом права является
вещь, материальный предмет, во втором случае-произ-

ведение, как некоторое нематериальное благо (*1). Право
личной собственности - бессрочно, авторское право -
срочно. Значительно отличаются по своему содержанию
и способам использования правомочия личного собствен-
ника и автора произведения литературы, науки и искусст-
ва. Поэтому нельзя определять авторское право путем упо-
добления его праву личной собственности.

В статье 7 <Основ> указывается, что автор имеет ис-
ключительное право под своим именем или условным име-
нем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно)
выпустить в свет свое произведение и в течение установ-
ленного в законе срока всеми дозволенными законом спо-
собами воспроизводить и распространять его, а равно из-
влекать всеми законными способами имущественные вы-
годы из названного исключительного права (*2). Закон
предоставляет автору еще ряд других правомочий. Если
попытаться объединить эти правомочия в одном понятии,
то окажется, что они сводятся к предоставлению автору
исключительной возможности использования по его усмо-
трению созданного им произведения дозволенными зако-
ном способами для удовлетворения его имущественных и

(**1) Понятие и признаки произведения как объекта авторского пра-
ва см. ниже, гл. II, 1.
(**2) Объяснение термина <исключительное право> дано выше.

-26-

неимущественных интересов. Но поскольку в наиболее ши-
роком использовании произведения литературы, науки и
искусства заинтересованным является не только автор, но
и общество, законом устанавливается ряд случаев, когда
s интересах общества допускается использование произ-
ведения и независимо от получения на это согласия авто-
ра. Этим определяется действительное содержание автор-
ского права в субъективном смысле (*1).

Исходя из сказанного, можно было бы определить ав-
торское право в субъективном смысле, как обеспеченную
государством за автором исключительную возможность
использования по его усмотрению созданного им произве-
дения в целях удовлетворения своих имущественных и
неимущественных интересов дозволенными законом спо-
собами и в пределах, установленных законом.

В. И. Корецким было высказано мнение, что в нашей
литературе исследование обычно ограничивается анализом
лишь отдельных элементов авторских правоотношений-
субъектов, объектов, правомочий и обязанностей и меньше
внимания уделяется вопросу об авторских правоотношени-
ях, не вскрывается их специфика (*2). Но специфика этих
правоотношений раскрывается именно в характере их
субъектов, объектов, содержании прав и обязанностей
субъектов. Поэтому представляется понятным, почему ис-
следователи авторского права свое основное внимание
уделяют именно этим элементам авторских правоотноше-
ний.

В большинстве случаев основанием возникновения
конкретных авторских правоотношений является договор
(издательский, постановочный, сценарный и т, д.). Но
возможно возникновение авторских правоотношений и в
ином порядке (например при публичном исполнении неиз-
данных, но хотя бы однажды публично исполненных дра-
матических, музыкальных и т. п. произведений, в случаях
нарушения авторского права) (*3).

(**1) См. ниже, гл. IV, 2.
(**2) В. И. Корейки И. Некоторые вопросы авторского права в
ТаджикскоЙ ССР. <Уч. зап. Тадж. гос. ун-та>, т. VIII. Тр. юр. фак.,
вып. 3. Сталинабад. 1955, стр. 74.
(**3) В. И. Корецкий насчитывает восемь оснований возникновения
авторских правоотношений в отношении произведений науки и лите-
ратуры: 1) из издательского договора на готовое произведение,
2) вследствие издания произведения без согласия автора; 3) в ре-
зультате издания чужого произведении, выданного кем-либо за
свое; 4) вследствие переделки чужого произведения из одной лите
ратурной формы в другую и издания такового: 5) при наследовании
авторского права; 6) из договора литературного заказа; 7) вслед-

ствие создания научного произведения автором, состоящим на
службе в научном учреждении или высшем учебном заведении.
согласно утвержденному плану; 8) вследствие создания произведе-
ния работниками печати и просвещения, обслуживающими нанима-
теля по отдельным заданиям. Авторские отношения, возникающие-
из первых шести оснований, по мнению В. И. Корецкого, регулиру-
ются нормами гражданского права и, следовательно, являются граж-
данскими правоотношениями, а возникающие из двух последних ос-
нований регулируются в основном нормами трудового права и, сле-
довательно, являются трудовыми правоотношениями (см. там же,
стр. 77-78). В связи с этим необходимо заметить, что В. И. Корец-
ким пропущено такое важное основание для возникновения автор-
ских правоотношений, как соавторство. Авторские же отношения.
как мы показали выше, хотя и могут возникать на основе трудовых
отношений, регулируются нормами авторского, а не трудового
права.

-27-

Для социалистического общества характерна органи-
ческая связь субъективных прав и обязанностей граждан.
Это имеет место в области авторского права. Создатель
произведения литературы, науки и искусства не только об-
ладает авторскими правами, но на нем лежит и ряд
обязанностей. Он несет моральную ответственность пе-
ред обществом и государством, требующим создания
произведений высокой научной и художественной ценно-
сти, содействующих культурному росту народа, его комму-
нистическому воспитанию. На нем лежит и ряд конкретных
юридических обязанностей в отношении тех социалисти-
ческих организаций, которые призваны оказывать автору
содействие в реализации -принадлежащего ему авторского
права, обязанностей, направленных на представление им
продукции духовного творчества высокого качества и в
установленные сроки. Быть может, связь прав и обязанно-
стей автора в законе не получила достаточно четкого вы-
ражения. Но она нашла свое достаточно ясное отражение
в нормах типовых договоров, на основе которых автор за-
ключает конкретные договоры с соответствующими социа-
листическими организациями (издательствами, зрелищ-
ными предприятиями, киностудиями) (*1).

(**1) В статье <Роль советского авторского права в развитии социа-
листической культуры> (<Уч. зап. Тадж. гос. ун-та>, т. III. Тр. юр.
фак., вып. 1, Сталинабад. 1953. стр. 43) В. И. Корецкий ставит ai-
прос о необходимости внести в законодательство об авторском праве
соответствующие добавления, определяющие обязанности автора
перед Советским государством. Одновременно с этим он предлагает,
чтобы в законодательстве было сделано добавление и об обязанно-
стях автора перед самим собой (?1); последнее представляется
непонятным.

-28-

Характерным для социалистического общества является
также гарантированность принадлежащих гражданам
прав. Осуществление автором закрепленных за ним зако-
ном правомочий гарантируется всей системой социалисти-
ческого хозяйства, социалистической собственностью на
орудия и средства производства и рядом специальных
мероприятий, проводимых Советским государством, на-
правленных на систематическое повышение материального
благосостояния и культурно-бытового обслуживания ра-
ботников литературы, науки и искусства в целях обеспе-
чения максимально благоприятных условий для их твор-
ческой деятельности. Существенное значение имеют и нор-
мы авторского права, устанавливающие ряд юридических
гарантий, обеспечивающих осуществление принадлежащих
автору правомочий.

-29-

Глава II
ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Понятие и признаки объекта
авторского права


Установление понятия и признаков объекта авторского
права (авторского права в субъективном смысле) являет-
ся одним из центральных вопросов, так как от его решения
в значительной степени зависит и установление того, кто
может быть субъектом авторского права, каковы круг и
содержание правомочий автора и их охрана (*1).

Объектом авторского права является продукт духов-
ного творчества данного лица, т. е. созданное им произ-
ведение (*2).

(*1) Закон говорит не об <объекте>, а о <предмете> авторского пра-
ва (ст. 6 <Основ>). Но <объект> и <предмет> -термины идентичные.
В литературе обычно применяется термин <объект>.

(**2) В советской юридической литературе вопрос об объекте права
является весьма спорным. Имеются сторонники множественности

объектов права, относящие к их числу вещи и другие материальные
блага, нематериальные блага, а также поведение человека, выра-
женное в определенных действиях или в воздержании от действий.
По другому взгляду, объектом права является лишь поведение лю-
дей, выраженное в действиях или воздержании от действий. Неко-
торые авторы считают, что объектами права могут быть только вещи
и другие материальные и нематериальные блага, но не поведение
людей (см. С. А. Голунский и М. С. Строгови ч. Теория го-
сударства и права. М., Юриздат, 1940, стр. 277; А. И. Денисов.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>