<< Предыдущая

стр. 6
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Теория государства и права. М., Юриздат, 1948, стр. 456-457;
О. С. Иоффе. Правоотношение по советскому гражданскому пра-
ву. Л., 19-^9, стр. 82; <Теория государства и права> (учебное посо-
бие). М" Госюриздат, 1955, стр. 416-417; М. П. Карева и
С. Ф. Кечекьян. О социалистических правоотношениях (тезисы
докладов). Институт права АН СССР. М" 1956). Мы считаем, что
в этом споре правы сторонники множественности объектов права. Во
всяком случае, как с основанием отмечает М. В. Гордон, если объек-
том права считать поведение человека, то придется за этим объек-
том искать <вторичный>, более конкретный объект отношения
(М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955,
стр. 57). Как нам кажется, именно так и произошло с Н. Г. Александ-
ровым, выдвинувшим наряду с понятием объекта правового воздей-
ствия (волевого поведения людей как участников общественных от-
ношений ) еще понятие внешнего объекта (предмета ) поведения.
(Н. Г. Александров. Законность и правоотношения в совет-
ском обществе. М., Госюриздат, 1955, стр. 116-117).



-30-

Как продукт духовного творчества по своей природе
произведение относится к разряду так называемых нема-
териальных благ. Однако признание произведения как
объекта авторского права нематериальным благом, будучи
в основном правильным, все же является недостаточным,
так как к охраняемым законом нематериальным благам
относятся и некоторые другие нематериальные блага, в
частности нематериальные блага, неотделимые от лично-
сти субъекта права (имя, честь). Необходимо при опреде-
лении 'понятия объекта авторского права установить кон-
кретные признаки, отличающие его от других нематериаль-
ных благ (*1).

Согласно ст. 4 <Основ> авторское право распростра-
няется на всякое произведение литературы, науки и
искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспро-
изведения, а равно достоинство и назначение. Закон,
гарантируя охрану произведения, не указывает, однако,
что следует понимать под <произведением>. Задача дать
определение понятия произведения падает, таким образом,
на долю науки гражданского права. М. В. Гордон опреде-
ляет объект авторского права как комплекс идей и образов,
получивших -свое объективное выражение в готовом
труде (*2). В основном такое определение понятия произведе-

(**1) Н. Г. Александров относит к числу имущественных объектов
вещи и объективированные результаты духовного творчества (см.
Н. Г. Александров. Законность и правоотношения в советском
обществе. М., Госюриздат, 1955, стр. 117). Неясно, однако, является
ли. по мнению Н. Г. Александрова, имущественным объектом мате-
риальный предмет, в котором может найти свое выражение произ-
ведение, или само произведение. Материальные предметы, в кото-

рых находят свое выражение произведения, действительно пред-
ставляют собой имущественные объекты, но произведение, как тако-
вое, имущественным объектом не является.

(**2) М. В. Гордон. Советское авторское право. М" Госюриздат,
1955, стр. 59.

-31-

ния можно признать правильным. Но следовало бы все же
дать несколько более подробное определение понятия про-
изведения, с включением в него и некоторых других при-
знаков. Можно было бы определить произведение, как
совокупность идей, мыслей и образов, получивших в
результате творческой деятельности автора свое выраже-
ние в доступной для восприятия человеческими чувствами
конкретной форме, допускающей возможность воспроиз-
ведения.

Произведение- продукт духовного творчества; но
духовное творчество - понятие весьма широкое. Сюда
могут быть отнесены все виды творческой деятельности
человека не только в области литературы, науки и искус-
ства, но и в любой отрасли труда. Но авторское право
регулирует только те отношения, которые связаны с созда-
нием и использованием произведений литературы, науки
и искусства. В литературном произведении духовное
творчество выражается словесно, в научном произведе-
нии - также словесно и, кроме того, посредством различ-
ных вычислений, таблиц, формул, схем и т.п., в произве-
дениях искусства - в звуках, красках, объемном оформле-
нии и т. д.

Какими же признаками должно обладать произведение
литературы, науки и искусства, чтобы подлежать охране
закона или, как иногда говорят, быть охраноспособным
объектом? В нашей литературе нет единства мнений по
этому вопросу. Большинство цивилистов считает такими
признаками: 1) наличие творческой деятельности и
2) объективную форму, в которой нашло свое внешнее
выражение произведение. Кроме того, некоторые цивили-
сты выдвигают еще следующие признаки: 1) новизну
произведения (*1), 2) способность его к воспроизведению (*2)
и 3) общественную полезность произведения (*3)

(**1) И. Я. Хейфец. Авторское право. М., 1931, стр. 58; В. А. Ка-
батов. Советское авторское право на произведения изобразитель-
ного искусства. Автореф. канд. диссерт. М., 1954, стр. 7.
(**2) <Советское гражданское право>, т. II. М., Госюриздат, 1951,
стр. 344; Б. Н. Городецкий. Объект авторского права на лите-
ратурные произведения по советскому законодательству. Тезисы
доклада, сделанного на заседании сектора гражданского права и
процесса Института права АН СССР 3 февраля 1&55 г.
(**3) М. В. Гордон. Советское авторское право. М., Госюриз-
дат, 1955, стр. 61; .В. И. Корецкнй. Некоторые вопросы
авторского права в Таджикской ССР, <Уч. зап. Тадж. гос. ун-та>,
т. VIII. Тр. юр. фак., вып. 3. Сталинабад, 1955, стр. 80;
Б. Н. Городецкий. Там же.

-32-

М. Горький определял творчество как ту <...степень
напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы
извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпук-
лые и характерные факты, картины, детали и включает, их
в наиболее точные, яркие, общепонятные слова> (*1). В этом
определении подчеркиваются только наиболее яркие черты
самого процесса творчества, но не дается самого определе-
ния понятия творчества. Вряд ли, однако, возможно дать
какое-то определение творческой деятельности, признакам
<творчества>, хотя в юридической литературе и делались
попытки дать такое определение. Так, И. А. Грингольц
определяет творчество как интеллектуальную работу,
направленную на создание нового (*2) Верно, что при созда-
нии произведенья всегда имеется элемент новизны, хотя
бы творчество проявилось не только в создании оригиналь-
ного произведения, но и в случае использования уже
существующего произведения для создания другого, суще-
ственно от него отличающегося, например при переводе
произведения на другой язык и т.д. Но это только одна
сторона процесса творчества. Новое может быть и в работе
чисто технического характера, создатель которой умело
применяет имеющийся у него запас технических знаний
для выполнения того или иного задания. Но для признания
данного объекта произведением литературы, науки или
искусства недостаточно его <новизны>, требуется еще,
чтобы произведение явилось результатом творческой дея-
тельности данного лица, иначе говоря, чтобы данный
объект был создан не механически, не путем применения
чистой техники (*3). Конечно, признак <творчества> характе-
рен не только для интеллектуальной деятельности, но и
для других трудовых процессов. Творческий элемент может
найти свое проявление во всех видах трудовой деятель-
ности. Труд рабочего - новатора производства являет-

(**1) М. Горький. Доклад на Первом Всесоюзном съезде совет-
ских писателей (<Известия> от 19 августа 1934 г.).
(**2) И. А. Грингольц. Права автора сценического произведе-
ния в СССР. Канд. диссерт. М" 1953, стр. 146.
(**3) Например путем копирования скульптурных произведений ме-
ханически-контактным способом.

-33-

ся, конечно, творческим трудом; творческий характер,
несомненно, имеет и труд колхозника--новатора сель-
ского хозяйства. С другой стороны, благодаря труду
<человеческая рука достигла той высокой ступени совер-
шенства, на которой она смогла, как бы силою волшеб-
ства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальд-
сена, музыку Паганини> (*1). Было бы, однако, ошибкой счи-
тать, что творческая деятельность-это интуиция.
Творчество - это сознательный и в большинстве случаев
весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью дости-
жение определенного результата. Но наша задача состоит
не в том, чтобы анализировать все виды творческого труда,
а чтобы установить, как 'провести границу только в области
литературы, науки и искусства между результатом труда,
охраняемым авторским правом и авторским правом не
охраняемым. В тех случаях, когда данный объект создан
с применением обычных технических приемов, объекта
авторского права не возникает. Самая точная копия, сде-
ланная с картины другим лицом, не может быть признана
объектом авторского права, а лицо, ее сделавшее, может
быть признано ее собственником, но не автором (*2). Худож-
ник, выполняющий работу по чужим эскизам (например
при росписи стен, написании декораций для театра), вос-
производя чужие произведения, не проявляет самостоя-
тельной творческой деятельности и не может быть признан
автором, а сделанная им работа-объектом авторского
права.

Не могут быть признаны объектами авторского права,
как имеющие чисто технический характер, различного ро-
да каталоги, списки телефонных абонентов и т. п.

Но если создатель данного объекта не ограничился
применением обычных технических приемов, а проявил в
выполненной им работе что-то оригинальное, давшее воз-
можность даже хорошо знакомые и известные предметы
видеть в другом аспекте, другом освещении,- следует

(**1) Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1953,
стр. 133.
(**2) Но не является авторской копией, например, так называемая
автолитография-литография, выполненная со своей картины самим
ее автором; в данном случае новизна будет вытекать из разных ви-
дов искусства и способов выполнения работы (живопись - литогра-
фия).

-34-

признать наличие самостоятельного объекта авторского
права. Самые обыкновенные предметы домашнего обихо-
да - мебель, посуда и т. п., изображенные художником в
красках или иным образом, воспринимаются иначе, нежели
когда мы их видим в натуре, причем каждым художником
те же предметы могут быть изображены по-разному. <Но-
визна> - необходимый элемент всякой творческой деятель-
ности; она может выразиться в новом содержании, новой
форме произведения, в новой идее, новой научной концеп-
ции. Вместе с тем не следует забывать, что творчество
автора всегда в той <или иной мере связано с идеями и тру-
дами его предшественников. Но в одних случаях автор
проявляет в своем творчестве значительную индивидуаль-
ность, своеобразие, в связи с чем даже в случае заимство-
вания им темы или сюжета результат его труда приобре-
тает характер вполне самостоятельного оригинального
произведения. В качестве примера из истории литературы
можно было бы сослаться на Шекспира, 'бравшего для
ряда своих трагедий темы из произведений античных гре-
ческих авторов, Стендаля, широко использовавшего для
своих новелл тематику итальянских средневековых хроник.
В других случаях новые произведения создаются непо-
средственно на основе уже существующих произведений
(различного рода творческие переработки чужого произве-
дения) (*1).

Вообще же уровень творческой деятельности может
быть различным.

Не являются объектами авторского права произведе-
ния народного творчества (*2) не являются также объектами
авторского права различного рода нормативные акты -

(**1) Особенно часто переработка чужого произведения имеет место
в драматургии и кино; так, например, роман Л. Н. Толстого <Анна
Каренина> несколько раз перерабатывался для сцены. Наиболее из-
честной его переработкой является инсценировка Н. Д. Волкова для
Московского Художественного театра.
(**2) По албанскому закону об авторском праве, авторское право
на произведения народного творчества принадлежит государству. Не
воспрещается, однако, использование такого произведения в целях
сто научной или художественной обработки. Лицо, создавшее науч-
кое произведение или произведение искусства путем использования
произведения народного творчества, приобретает авторское право
на такие произведения ( 3). Аналогичное решение дается югослав-
ским законом об авторском праве 1946 г. (ст. 3).

-35-

caeiiu, инструкций и т. п., судебные решения, не представ-
ляющие собой произведения литературы, науки или искус-
ства. Но закон признает авторское право за составителями
сборников таких произведений, законов, судебных реше-
ний и т. п. при условии их самостоятельной обработки
(ст. 6 <Основ>); в данном случае творческая деятельность
выражается только в подборе материалов, их классифи-
кации, систематизации и т. п.

Но тем не менее в результате этой деятельности соз-
дается самостоятельный объект авторского права, хотя
удельный вес творчества в этом случае будет, конечно, не-
измеримо ниже удельного веса творчества писателя, дра-
матурга и т.д. По тем же самым основаниям объектом

<< Предыдущая

стр. 6
(из 53 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>