<< Предыдущая

стр. 10
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в корне неправильные представления о сущности советско-
го гражданского права, опираясь на марксистско-ленин-
ское учение, исходя из интересов трудового народа.

История нашей цивилистической науки является сви-
детельством того, что она последовательно стоит на пози-
циях рабочего класса и всех трудящихся нашей страны
и именно с этих позиций рассматривает историческое
развитие советского гражданского права, вносит предло-
жения по совершенствованию законодательства и прак-
тики его применения, усилению гарантированности прав
советских граждан и развитию мер укрепления социа-
листической законности.

Система советской науки граждан-
ского права и система учебного курса
гражданского права. Система советской науки
гражданского права в основном совпадает с системой
изучаемой ею отрасли советского права. Однако здесь нет
полного совпадения в силу того, что система науки знает
такие разделы, которых нет и не может быть в системе
гражданского законодательства, в частности понятие
гражданского права, его источники, понятие правоотно-
шения и т. д.

В своих наиболее существенных чертах и подразделе-
ниях система советской науки гражданского права вы-
глядит следующим образом. Весь научный материал рас-
пределен в двух основных частях: Общей и Особенной.

Общая часть советской науки гражданского права за-
ключает в себе: а) учение о понятии советского граждан-
ского права и его источниках; б) теорию гражданского
правоотношения: в) учение о субъектах гражданского
права; г) теорию сделки; д) учение об исковой давности.
Среди важнейших подразделений Особенной части
науки гражданского права укажем лишь на следующие:
а) учение о праве собственности; б) учение об обязатель-
ствах; в) теории авторского, изобретательского права
и права на открытие: г) учение о наследственном праве.
Система курса охватывает тот же круг проблем и уче-
ний, но основное подразделение всего учебного материала
проведено по методическим соображениям на две части -

-45-

первую (сюда входит вся общая часть науки граждан-
ского права, а также учение о праве собственности и об-
щее учение об обязательствах) и вторую (здесь препода-
ется весь остальной учебный материал).

-46-

ГЛАВА 2
СОВЕТСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Понятие гражданского законодательства.
Понятие и виды источников гражданского права

Понятие гражданского законода-
тельства. В советской юридической науке общеприз-
нано понимать под правом выраженную в правовых нор-
мах государственную волю политически господствующего
класса. В силу этого (как уже отмечалось в первой главе
данного учебника) отправным, первичным элементом
в системе гражданского права является правовая норма.
Совокупности норм образуют правовые институты (су-
бинституты), подотрасли и саму отрасль - советское
гражданское право. Таким образом, система граждан-
ского права - это по своей сущности объективная су-
щественная взаимосвязь гражданско-правовых норм.

В отличие от права под законодательством следует
понимать всю совокупность нормативных форм права, т. е.
тех нормативных актов, посредством которых государство
устанавливает (изменяет или отменяет) соответствующие
гражданско-правовые нормы. Иначе говоря, законода-
тельство - это не система норм, а известная совокупность
нормативных актов, в которых соответствующие нормы
находят свое официальное выражение.

Понятие источника гражданского
права. В советском правоведении категория источника
права является многозначной. Под источником права
в социально-экономическом смысле понимается совокуп-
ность социально-экономических факторов, определяющих
сущность права и объективные законы развития право-
вого регулирования общественных отношений. Сюда от-
носятся прежде всего господствующие в обществе формы
собственности и иные важнейшие социально-экономи-
ческие отношения, определяющие лицо соответствующей
социально-экономической формации.

Рассматривая развитие права в государственно-поли-
тическом аспекте, под источниками права принято пони-

-46-

мать волю политически господствующего класса, нашед-
шую свое выражение в правовых нормах (институтах).
Так, в нашем социалистическом общенародном государ-
стве в правовых нормах выражена воля всего советского
народа.

В науке гражданского права, наряду с указанным со-
циально-экономическим и государственно-политическим
пониманием источника права, выделяется еще и специ-
фическое (юридическое) истолкование данной категории.
Государственная воля (воля господствующего класса,
всего народа), как известно, может быть выражена в са-
мых различных формах в зависимости от тех целей, к до-
стижению которых государство устремляет свою деятель-
ность. В то же время далеко не каждый акт выражения
государственной воли является источником права.

Для того, чтобы акт выражения государственной воли
мог рассматриваться в качестве источника гражданского
права, необходимо наличие следующих трех моментов: во-
первых, чтобы таким актом устанавливались определен-
ные правила поведения (нормы права), ибо в противном
случае изданный акт будет иметь индивидуальное значе-
ние; во-вторых, чтобы орган, издающий соответствующий
акт, обладал компетенцией на издание подобных актов; в-
третьих, чтобы в ходе принятия рассматриваемого акта
был соблюден определенный порядок (процедура), уста-
новленный законом.

Указанные три момента присущи всем отраслевым ви-
дам источников права любой отрасли. Относимость того
или другого нормативного акта к числу источников граж-
данского права определяется по его содержанию, т. е. по
характеру тех правовых норм, которые устанавливаются,
изменяются или отменяются данным нормативным актом.

Учитывая вышесказанное источники гражданского
права в специальном юридическом смысле этого слова
могут быть определены следующим образом: источниками
гражданского права являются известные формы выраже-
ния государственной воли, складывающиеся из принятых
в установленном порядке компетентными государствен-
ными органами нормативных актов, которыми устанавли-
ваются нормы гражданского права.

Основное подразделение источников гражданского
права осуществляется по властно-территориальному при-
знаку. На основе этого признака в науке права принято
различать общесоюзные законы и иные республиканские
нормативные акты, а также нормативные акты (обяза-

-47-

тельные постановления) местных Советов народных де-
путатов и их исполкомов.

Конституция Союза ССР служит общеот-
раслевой юридической базой развития всех отраслей со-
ветского законодательства. Конституционные нормы об-
ладают целым рядом только им присущих особенностей,
среди которых необходимо указать на следующие:

во-первых, указанные нормы имеют государственно-
политический характер. Именно в них находят свое отра-
жение все наиболее существенные и стабильные решения
вопросов государственно-политического устройства на-
шего общества, очерчиваются параметры социальных, по-
литических и иных прав, свобод и обязанностей советских
граждан, выражается система социалистического наро-
довластия и многое другое политически важное и сущест-
венное;

во-вторых, в конституционных нормах выражаются все
важнейшие политические, экономические и иные соци-
альные принципы бытия и развития нашего общества,
характеризуются основные задачи и функции социа-
листического государства, определяются главные формы
их реализации;

в-третьих, анализируемые нормы обладают высшей
юридической силой. Ни одна норма, ни одно правило на-
шей правовой системы не может находиться даже в самом
минимальном несоответствии с требованиями конститу-
ционных предписаний;

в-четвертых, конституционные нормы являются базо-
выми; именно на их основе и в соответствии с ними раз-
вивается и будет совершенствоваться все текущее зако-
нодательство: от актов Верховного Совета СССР до актов
ведомственных и местных органов.

Для советского гражданского права особое значение
имеют положения, изложенные в 1 и II разделах Консти-
туции СССР. Именно в этих разделах нашего Основного
Закона сформулированы важнейшие принципы развитого
социализма, закреплены важнейшие положения о госу-
дарственной, кооперативно-колхозной и личной собствен-
ности, определены наиболее существенные права, свободы
и обязанности граждан.

В соответствии с Конституцией (п. 4 ст. 73) ведению
СССР в лице его высших органов государственной власти
и управления в сфере нормотворческой деятельности под-
лежит <обеспечение единства законодательного регули-

-48-

рования на всей территории СССР, установление основ
законодательства Союза ССР и союзных республик>.

Основы гражданского законодатель-
ства Союза ССР и союзных республик.
Этот закон был принят Верховным Советом Союза ССР
8 декабря 1961 г. и введен в действие с 1 мая 1962 г.
Основы обладают целым рядом особенностей, которые
позволяют отличать их от других источников граждан-
ского права. Здесь необходимо указать на три следующих
момента:

1) Основы гражданского законодательства в опреде-
ленной мере являются законом конституционного харак-
тера, поскольку ряд норм и положений в сущности своей
являются государственно-правовыми, определяющими
разграничение компетенции между Союзом ССР и союз-
ными республиками в области правового регулирования
имущественных и некоторых иных общественных отноше-
ний, составляющих предмет гражданского права. Здесь.
в частности, следует обратить внимание на ст. 3 Основ.
Частью 2 этой статьи установлен приоритет союзного за-
конодательства в регулировании таких важнейших эко-
номических связей, как имущественные отношения между
социалистическими организациями по поставкам продук-
ции, капитальному строительству, перевозкам и др. По
этим отношениям законодательством союзных республик
могут решаться вопросы, отнесенные к их ведению зако-
нодательством Союза ССР;

2) Основы представляют собой единую систему граж-
данско-правовых норм, установленных актом высшего
органа государственной власти. И тем не менее. Основы не
являются кодексом, поскольку ими не регламентируются
все (или подавляющее большинство) общественные от-
ношения, составляющие предмет гражданско-правового
регулирования. В них включены лишь нормы, имеющие
принципиальное значение для нормотворческой практики

в области гражданского законодательства. Отмеченное
обстоятельство позволяет рассматривать Основы в ка-
честве специальной (в отличие от Конституции СССР)
юридической базы текущего гражданского законодатель-
ства. Известно, что ныне действующие гражданские ко-
дексы союзных республик, равно как и все последующие
после принятия Основ нормативные акты, были приняты
в соответствии с Основами. Целевое назначение Основ
и связанное с ним отсутствие в них детальных (частных)
предписаний, разумеется, не заслоняет существенной роли

-49-

анализируемого источника гражданского права в право-
применительной практике юрисдикционных и иных госу-
дарственных органов:

3) рассматривая состав норм, содержащихся в Осно-
вах, нельзя не видеть, что некоторые из них по своей при-
роде и направленности носят не материально-правовой,
а процессуально-правовой характер. Наиболее показа-
тельной в этом отношении является ст. 6 Основ, регла-
ментирующая пути и способы защиты гражданских прав,
круг субъектов, полномочных на совершение действий по
защите прав и др. Здесь же могут быть названы положе-
ния Основ о распределении бремени доказывания при

<< Предыдущая

стр. 10
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>