<< Предыдущая

стр. 11
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

разрешении гражданских споров (ст. 37, 38 и др.).

Структура Основ гражданского зако-
нодательства выражает собой внутреннюю систему
построения гражданско-правового нормативного матери-
ала в данном источнике права. Открывается рассматри-
ваемый закон преамбулой, в которой законодатель сфор-
мулировал важнейшие цели и задачи Основ, дал соци-
ально-экономическое обоснование закона, очертил круг
важнейших общественных отношений, регулируемых со-
ветским гражданским правом, и др. (*1).

Общие положения - так называется раздел 1 Основ
(ст. 1-18). Именно в этом разделе законодатель закре-
пил все наиболее общие, имеющие сугубо принципиальное
значение положения для развития и практики применения
гражданско-правовых норм. Таковы предписания ст. 1
о задачах советского гражданского законодательства,
ст. 2-о предмете гражданско-правового регулирования,
об основаниях возникновения гражданских прав и обя-
занностей, их осуществлении и защите (ст. 4, 5 и 6). Це-
лый ряд положений этого раздела посвящен двум катего-
риям субъектов гражданского права - гражданам
и юридическим лицам (соответственно ст. 8-10 и 11-13).
Здесь же содержатся положения о сделках, исковой дав-
ности и др.

Право собственности (раздел II, ст. 19-32). Нормы
данного раздела могут быть подразделены на две группы:
первая из них охватывает нормы, распространяющиеся на
все виды права собственности (таковы правила ст. 19
о правомочиях собственника, ст. 28-о защите права

Более подробно см.: Научно-практический комментарий к Основам
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Под
ред. С. Н. Братуся и Е. А. Флейшиц. М., 1962, с. 5 и след.

-50-

собственности и др.), а вторая - лишь на отдельные виды
права собственности (в частности, положения ст. 21 и
22, относящиеся к праву государственной собственности,
ст. 23, относящаяся к праву собственности колхозов
и иных кооперативных организаций и их объединений).

Обязательственное право (раздел III, ст. 33-95).
В отличие от других раздел III Основ подразделен зако-
нодателем на 13 глав, первая из которых посвящена об-
щим положениям обязательственного права, а все после-
дующие (2-13) -отдельным видам договорных и вне-
договорных обязательств (договор поставки, обязатель-
ства из причинения вреда и т. д.).

Авторское право (раздел IV, ст. 96-106) заключает
в себе ряд важнейших норм данного правового института,
регулирующего отношения по созданию и использованию
произведений литературы, науки и искусства.

Право на открытие (раздел V, ст. 107-109) содержит
в себе нормы, определяющие права автора открытия
и некоторые иные правовые моменты (в частности, пере-
ход права автора открытия по наследству и порядок раз-
решения споров об авторстве на открытие).

Право на изобретение, рационализаторское предло-
жение и промышленный образец (раздел VI, ст. 110-
116) представляет собой совокупность правовых норм,
в которых закреплены положения об авторском свиде-
тельстве и патенте, о правах авторов изобретений, рацио-
нализаторских предложений и создателей промышленных
образцов, о порядке разрешения споров об авторстве,
выплате вознаграждений и др.

Наследственное право (раздел VII, ст. 117-121).
В пяти статьях этого раздела изложены правила об осно-
ваниях наследования, о наследовании по закону и по за-
вещанию, а также нормы по некоторым другим вопросам
данного правового института.

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.
Применение гражданских законов иностранных госу-
дарств, международных договоров и соглашений (раздел
VIII, ст. 122-129). Этот раздел является заключитель-
ным. В нем содержатся двоякого рода положения: одни
определяют правосубъектность иностранцев и лиц без
гражданства (т. е. тех лиц, которые утратили свое преж-
нее гражданство и в то же время, проживая в нашей
стране, не приобрели советского гражданства), другие
определяют условия заключения внешнеторговых сделок
иностранными предприятиями и организациями в СССР

-51-

с советскими внешнеторговыми объединениями и иными
советскими организациями. Важное место в этом разделе
занимают также правила о законе, требованиям которого
должна отвечать форма сделки, совершенной за границей,
и др.

Иные союзные гражданско-правовые
законы. Круг таких законов сравнительно невелик, тем
не менее они, как и Основы гражданского законодатель-
ства, обладают в данной отрасли высшей юридической
силой. В порядке иллюстрации общесоюзного граждан-
ского закона (из числа относительно новых) можно на-
звать принятые на пятой сессии Верховного Совета СССР
24 июня 1981 г. Основы жилищного законодательства
Союза ССР и союзных республик, в соответствии с кото-
рыми в 1983 г. были приняты республиканские жилищные
кодексы.

Следует иметь в виду, что рассматриваемые граждан-
ские законы не исчерпываются лишь Основами граждан-
ского законодательства и Основами жилищного законо-
дательства. Имеется еще ряд других общесоюзных зако-
нов, изучение которых составляет задачу особенной части
курса советского гражданского права.

Указы Президиума Верховного Сове-
та Союза ССР являются одним из важнейших видов
источников советского гражданского права. При этом,
разумеется, что речь идет не об указах индивидуального
значения (например, указ о награждении определенного
лица за заслуги перед Советским государством), а о тех
актах Президиума Верховного Совета СССР, которыми
устанавливаются определенные правила поведения. В по-
рядке иллюстрации можно назвать Указ от 17 сентября
1968 г. <Об утверждении Кодекса торгового мореплавания
Союза ССР>, Указ Президиума Верховного Совета Союза
ССР от 11 мая 1983 г. <Об утверждении Воздушного ко-
декса Союза ССР> и др.

Совместныепостановления ЦК КПСС
и Совета Министров СССР, постановле-
ния Совета Министров СССР. Совместные
постановления Центрального Комитета КПСС и Совет-
ского правительства занимают особое место среди источ-
ников гражданского права. Дело в том, что они обладают
двоякого рода силой - и политического (идеологическо-
го), и юридического порядка, поскольку они принимаются
двумя высшими органами партийного и государственного
руководства. Именно поэтому данные совместные поста-

-52-


новления являются партийно-политической директивой.
с одной стороны, и подзаконным нормативным актом -
с другой. В качестве примера совместных постановлений
ЦК КПСС и Совета Министров СССР можно указать на
постановление от 12 июля 1979 г. <Об улучшении плани-
рования и усилении воздействия хозяйственного меха-
низма на повышение эффективности производства и ка-
чества работы>.

В осуществление решений XXVI съезда партии и по-
следующих Пленумов ЦК КПСС о совершенствовании
хозяйственного механизма особое значение в современный
период приобрело улучшение планирования деятельности
производственных объединений (предприятий). В целях
создания таких условий, которые стимулировали бы ка-
чественный высокопроизводительный труд. инициативу
и предприимчивость, и было принято 14 июля 1983 г. сов-
местное постановление <О дополнительных мерах по рас-
ширению прав производственных объединений (предпри-
ятий) промышленности в планировании и хозяйственной
деятельности и по усилению их ответственности за ре-
зультаты работы> (СП СССР, 1983, № 20, ст. 109).
К достижению указанных целей направлены и некоторые
иные совместные постановления ЦК КПСС и Совета Ми-
нистров СССР. К числу таких принадлежит, в частности,
постановление от 11 апреля 1983 г. <О серьезных не-
достатках в соблюдении договорных обязательств по по-
ставкам продукции и повышении ответственности ми-
нистерств, ведомств и предприятий в этом деле> (см.: СП
СССР, 1983, № 11).

Необходимо обратить внимание на то, что целый ком-
плекс совместных постановлений в современный период
направлен на регулирование тех социальных связей, фун-
кционирование которых имеет своей целью удовлетворе-
ние материальных и духовных потребностей советских
граждан. Таковы, в частности, постановления от 24 марта
1983 г. <О дальнейшем развитии и улучшении бытового
обслуживания населения> (СП СССР, 1983, № 8), от
29 апреля 1983 г. <О дополнительных мерах по улучшению
обеспечения населения товарами народного потребления
в 1983-1985 годах> (СП СССР, 1983, № 13) и другие.

Большое значение среди источников советского граж-
данского права имеют постановления Совета Министров
СССР, который в соответствии с союзным законом от
5 июля 1978 г. является высшим исполнительным и рас-
порядительным органом государственной власти СССР

-53-

(ст. 1 Закона). На заседании Совета Министров СССР
решаются важнейшие вопросы развития народного хо-
зяйства, обеспечения роста благосостояния и культуры
народа, научно-технического прогресса, рационального
использования и охраны природных ресурсов и др. Для
науки гражданского права наибольший интерес пред-
ставляют те нормативные акты, в которых Советское пра-
вительство устанавливает правовое регулирование иму-
щественных, личных неимущественных (творческих)
и организационных отношений, связанных с реализацией
планов экономического и социального развития советско-
го общества. В этой связи можно назвать (лишь некото-
рые из большего числа) такие, которыми утверждены по-
ложения о производственном объединении (СП СССР,
1974, № 2, ст. 38), о всесоюзном хозрасчетном объедине-
нии, входящем в систему Министерства внешней торговли
СССР (СП СССР, 1978, № 13, ст. 91), о научно-про-
изводственном объединении (СП СССР, 1976, № 2,
ст. 13), о районном агропромышленном объединении (СП
СССР, 1983, № 1, ст. 1) и ряд других аналогичных поло-
жений. Но утверждены правительством и положения дру-
гого рода, например Положение о поставках продукции
производственно-технического назначения н Положение
о поставках товаров народного потребления (СП СССР,
1981, № 9-10, ст. 62), Положение об открытиях, изобре-
тениях и рационализаторских предложениях (СП СССР,
1974, № 2, ст. 38) и иные. Различие между двумя на-
званными категориями <Положений> состоит в следую-
щем. Если первые в основном определяют правовое поло-
жение определенного вида социальных образований
(производственного объединения, научно-производствен-
ного объединения и др.), то вторые-регламентируют
порядок становления и реализации общественных отно-
шений той или другой сферы социального бытия (напри-
мер, Положения о поставках). Существует большое число
актов Совета Министров СССР, регулирующих соответ-
ствующие общественные отношения на транспорте,
в строительстве, в сфере обслуживания и др. В порядке
краткой иллюстрации может быть названо постановление
от 17 января 1983 г. <О серьезных недостатках в режиме
работы предприятий, организаций и учреждений, занятых
обслуживанием населения> (СП СССР, 1983, № 5,
ст. 24).

Иные подзаконные нормативные
общесоюзные акты. В соответствии с действую-

-54-

щим законодательством правом издания подзаконных
нормативных актов пользуется ряд общесоюзных ве-
домств (государственные комитеты СССР, союзные ми-
нистерства и т. д.). Эти ведомства могут издавать норма-
тивные акты либо в силу имеющейся у них компетенции
(таковы, например, нормативные инструкции Государст-
венного банка Союза ССР о расчетах между социалисти-
ческими организациями), либо в силу данных им Советом
Министров Союза ССР делегированных полномочий на
издание соответствующих нормативных актов. В частно-
сти, Совет Министров СССР постановлением от 3 мая
1976 г. утвердил Положение о кустарно-ремесленных
промыслах граждан (СП СССР, 1976, № 7, ст. 39). Этим
же постановлением Совет Министров поручил Министер-
ству финансов СССР по согласованию с Министерством
юстиции утвердить инструкцию по применению названного
Положения. Данное поручение правительства было вы-
полнено Минфином СССР 18 июня 1976 г. В этот день
указанное министерство утвердило Инструкцию о порядке
применения Положения о кустарно-ремесленных промыс-
лах граждан (Бюллетень нормативных актов министерств
и ведомств, 1977, № 1, с. 10 и след.).

Гражданские кодексы союзных рес-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>