<< Предыдущая

стр. 12
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

публик-это единые законодательные акты, охваты-
вающие своим регулированием значительную часть
общественных отношений, составляющих предмет граж-
данского права. В ГК союзных республик регламентиро-
ваны как предусмотренные, так и не предусмотренные
Основами гражданского законодательства имуществен-
ные и некоторые другие отношения с участием граждан
и социалистических организаций. Гражданские кодексы.
в своем содержании полностью воспроизводят положения
Основ и вместе с тем включают широкий круг норм, в ко-
торых устанавливается детальная регламентация боль-
шого комплекса имущественных и иных социальных
связей.

Принятие в 1963-1964 гг. всеми союзными республи-
ками своих гражданских кодексов знаменовало собой
значительное развитие нашего гражданского законода-
тельства и гражданско-правовой научной мысли.

Гражданские кодексы союзных республик были при-
няты в соответствии с Основами, и тем не менее они не
похожи полностью друг на друга. Между ними имеются
отдельные различия в структурном построении норматив-
ного материала, в решении некоторых конкретных вопро-

-55-

сов и др. Вместе с тем эти частные различия не заслоняют
того главного и существенного момента, что все респуб-
ликанские ГК находятся в полном соответствии с Осно-
вами гражданского законодательства.

В РСФСР Гражданский кодекс был принят Верховным
Советом республики 11 июня 1964 г. и введен в действие
с 1 октября того же года. Главные подразделения кодекса
воспроизводят структуру Основ гражданского законода-
тельства. В ГК РСФСР, так же как и в ГК других союзных
республик, восемь разделов. Каждый Гражданский кодекс
открывается преамбулой, за которой следуют <Общие по-
ложения> (раздел 1, гл. 1-6, ст. 1-91), <Право собст-
венности> (раздел II, гл. 7-14, ст. 92-157), <Обяза-
тельственное право> (раздел IV, ст. 475-516), <Право на
открытие> (раздел V, ст. 517-519), <Изобретательское
право> (раздел VI, ст. 520-526), <Наследственное право>
(раздел VII, ст. 327-561). Последний, заключительный
раздел (VIII), так же как и в Основах, назван <Право-
способность иностранцев и лиц без гражданства. Приме-
нение гражданских законов иностранных государств,
международных договоров и соглашений> (ст. 562-569).

Как видно из приведенного, наиболее крупным в ГК
(так же как и в Основах) является раздел III <Обяза-
тельственное право>. Этот обширный правовой институт
заключает в себе около трех пятых всего кодекса. Такова
внешняя характеристика кодекса, изучение содержания
которого составляет задачу всего учебного курса граж-
данского права.

Указы Президиумов Верховных Сове-
тов союзных республик. Постановления
советов министров союзных республик
и иные подзаконные нормативные акты.
Данная группа источников гражданского права охваты-
вает двоякого рода республиканские акты. С одной сто-
роны, это указы Президиумов Верховных Советов союз-
ных республик. Как известно, по действующему законо-
дательству все нормативные указы подлежат утвержде-
нию Верховным Советом, в результате чего они приобре-
тают силу закона. Таков, например, Указ Президиума
Верховного Совета РСФСР от 28 сентября 1963 г.
<О безвозмездном изъятии автомашины у собственников
домов, дач и других строений, возведенных или приобре-
тенных на нетрудовые доходы> (Ведомости Верховного
Совета РСФСР, 1963, № 3, ст. 699). С другой стороны,
в рассматриваемую группу источников гражданского

-56-

права включается и ряд видов подзаконных нормативных
актов, издаваемых органами государственного управле-
ния (Советом Министров республики, министерствами
и иными республиканскими ведомствами). Здесь, в част-
ности, могут быть названы постановления Совета Ми-
нистров РСФСР от 30 октября 1967 г. <О мерах по даль-
нейшему развитию бытового обслуживания населения>
(СП РСФСР, 1967, № 27, ст. 152), от 9 августа 1963 г.
<О предельных ставках платы за сдаваемые в наем жилые
и дачные помещения в домах и дачах, принадлежащих
гражданам на праве личной собственности> (СП РСФСР,
1963, № 15, ст. 102) и др.

Кроме постановлений советов министров, существует
ряд нормативных республиканских подзаконных актов,
установленных республиканскими ведомствами. Такова,
например, Инструкция о порядке обмена жилых помеще-
ний, утвержденная Министерством коммунального хо-
зяйства РСФСР 9 января 1967 г. (Советская юстиция,
1967, № 6, с. 31).

К числу источников гражданского права относятся
также издаваемые в предусмотренном законом порядке
нормативные акты местных органов власти и управления
(местными Советами народных депутатов и их исполко-
мами). Среди таких источников можно назвать правила
пользования услугами городского транспорта, комму-
нальных предприятий и др.

Значение судебной и арбитражной
практики. Понятие практики применения законов
включает в себя как те конкретные формы, в которых

осуществляется, деятельность соответствующих государ-
ственных органов (например, деятельность по отправле-
нию социалистического правосудия), так и накопленный
этими органами опыт применения соответствующих за-
конов.

Практика в смысле конкретных судебных и арбитраж-
ных дел, договоров гражданского оборота, решений и за-
ключений компетентных органов, различные статисти-
ческие данные, так же как и нормативные акты, сами по
себе являются лишь средством, источником в гносеологи-
ческом смысле слова, который использует наука в про-
цессе изучения своего предмета.

Опыт применения закона складывается под влиянием
факторов двоякого рода: во-первых, в зависимости от со-
держания и характера самого закона, его духа и, во-вто-
рых, в зависимости от конкретных исторических условий

-57-

применения закона, которые не следует смешивать с об-
стоятельствами по делу. Процесс применения закона -
процесс не механический; он осуществляется живыми
людьми, наделенными сознанием. Известно, в частности,
то значение, которое имеет правосознание при отправле-
нии правосудия.

Юридическая практика не только воспринимает тео-
рии, представления и идеи, вырабатываемые юридической
наукой. Она сама, проводя различные обобщения в целях
стабилизации и единства правоприменительной практики,
оказывается перед необходимостью теоретического
осмысливания добытых результатов обобщения. Здесь
имеются в виду прежде всего обобщения, проводимые на-
шими высшими судебными, прокурорскими, арбитражны-
ми органами. В руководящих разъяснениях этих органов
содержится немало теоретических суждений не только
о том, как, но и почему именно так следует применять со-
ответствующие нормы права. Постановления Пленума
Верховного суда СССР, Инструктивные указания Госу-
дарственного арбитража при Совете Министров СССР
в этом смысле во многих отношениях являются научными
документами.

Вместе с тем нельзя не видеть и другой стороны зна-
чимости актов указанных органов. Так, Государственный
арбитраж при Совете Министров СССР обладает специ-
фической компетенцией. Он не только решает споры меж-
ду организациями, но и в соответствии со ст. 25 союзного
Закона о Государственном арбитраже СССР (принят
30 ноября 1979 г.) в случаях, предусмотренных законода-
тельством или по поручению Совета Министров СССР:
1) утверждает нормативные акты, регулирующие хозяй-
ственную деятельность: 2) дает министерствам, госкоми-
тетам и ведомствам разъяснения по применению решений
Советского правительства. В силу ст. 26 того же общесо-
юзного закона Государственный арбитраж СССР издает
в пределах компетенции инструктивные указания по во-
просам применения законодательства при разрешении
хозяйственных споров и их доарбитражном урегулирова-
нии. Данные указания по этим вопросам обязательны для
органов арбитража, а также для министерств, госкомите-
тов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

Несколько иначе решается вопрос о нормативной при-
роде постановлений Пленума Верховного суда СССР. На
основании ст. 3 союзного Закона о Верховном Суде СССР
(от 30 ноября 1979 г.) Верховный суд СССР изучает

-56-

и обобщает судебную практику, анализирует судебную
статистику и дает руководящие разъяснения судам по во-
просам применения законодательства, возникающим при
рассмотрении судебных дел. В этой же статье названного
закона далее указывается, что руководящие разъяснения
Пленума Верховного суда СССР обязательны для судов,
других органов и должностных лиц, применяющих закон,
по которому дано разъяснение. В силу этого рассматри-
ваемые руководящие разъяснения приобретают такую же
обязательность и для субъектов гражданского права, ко-
торые хотя и не обладают юридической способностью
к применению правовых норм, но тем не менее обязаны их
неукоснительно соблюдать.

Значение правил социалистического
общежития и моральных принципов
общества, строящего коммунизм. Подобно иным со-
циальным нормам эти правила и принципы являются ре-
гулятором общественных отношений. Отличительная осо-
бенность данных правил и принципов заключается в том,
что они не опираются в своем осуществлении на возмож-
ность государственного принуждения. Их сила - это сила
убеждения, самодисциплины, авторитет общественного
мнения. Данные правила не являются источниками граж-
данского права. Тем не менее, рассматривая то или другое
гражданское дело, обсуждая характер использования ли-
цом принадлежащих ему прав, равно как и исполнения
лежащих на нем обязанностей, суд в соответствии со ст. 5
Основ, ст. 5 ГК исходит из того, что граждане и органи-
зации должны не только соблюдать закон, но и уважать
правила социалистического общежития и моральные
принципы общества, строящего коммунизм. Гражданские
права не охраняются законом (а следовательно, не могут
быть объектом судебной или иной государственной защи-
ты), когда они осуществляются в противоречии с назна-
чением этих прав в социалистическом обществе в период
строительства коммунизма.

-59-

2. Действие гражданских законов

Действие гражданских законов во
времени. Общее правило о действии гражданских за-
конов во времени состоит в том, что закон не имеет об-
ратной силы во времени и применяется только к тем регу-
лируемым гражданским правом отношениям, которые
возникнут после вступления его в силу.


-59-

Законы Верховного Совета СССР и указы Президиума
Верховного Совета СССР начинают действовать (всту-
пают в силу) <на всей территории СССР одновременно по
истечении десяти дней после их опубликования в <Из-
вестиях> или <ведомостях>, если в самих актах не указан
иной срок введения их в действие> (см. п. 5 Указа Прези-
диума Верховного Совета Союза ССР от 19 июня 1958 г.
<О порядке опубликования и вступления в силу законов
СССР, постановлений Верховного Совета СССР, указов
и постановлений Президиума Верховного Совета СССР>
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1958. № 14, ст.
275 с изменениями, внесенными Указом от 6 мая 1980 г.).
Аналогичный порядок установлен для введения в действие
республиканских законов и указов. Особенностью здесь

является то, что они вступают в силу с момента опубли-
кования их республиканским органом.

Постановлением Совета Министров СССР от 20 марта
1959 г. предусмотрен порядок опубликования и вступления
в силу постановлений и распоряжений Правительства
СССР (СП СССР, 1959, № 6, ст. 37).

Указанное выше общее правило об отсутствии
у гражданских законов обратной силы и вступлении их
в действие по истечении десяти дней с момента опублико-
вания знает два исключения.

Первое исключение состоит, в том, что в самом законе
или указе, которым данный закон вводится в действие,
может быть предусмотрен более отдаленный срок введе-
ния в действие соответствующего закона, (а не десяти-
дневный после опубликования). Так, например, Основы
гражданского законодательства были приняты 8 декабря
1961 г. и на следующий день опубликованы в газете <Из-

<< Предыдущая

стр. 12
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>