<< Предыдущая

стр. 24
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

печного.

В суде опекуны и попечители могут совершать все
гражданско-процессуальные действия за своего подопеч-
ного, кроме заключения мировой сделки и признания иска
(ст. 32 ГПК).

Опекун обязан заботиться о здоровье подопечного,
обучении, подготовке к полезной деятельности, осуществ-
лять надзор за его поведением. В случае причинения вреда
действиями подопечного опекуны (попечители) привле-
каются к гражданско-правовой ответственности (ст.
450, 451, 452 ГК).

Следует отметить, что опекуны и попечители несо-
вершеннолетних выполняют такие же обязанности по
воспитанию подопечных, надзору за ними, как и родители,
но не наделяются одинаковыми с ними правами: они не
приобретают права на жилое помещение подопечного,
наследственных прав на его имущество, за ними не при-
знается право на материальное содержание от подопеч-
ного. Объясняется это тем, что опека и попечительство
носят временный характер и не влекут создания семейных
отношений.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются
в соответствии со ст. 126 КоБС, безвозмездно.

В то же время на опекуна и попечителя не возлагается
обязанность содержать своего подопечного. Источниками
материального обеспечения последнего служат пенсии,
стипендии, иные пособия и доходы, а также личный зара-
боток подопечного. Расходы на содержание последнего

-117-

могут покрываться за счет принадлежащего ему иму-
щества, а также могут быть взысканы с лиц, обязанных
доставлять подопечному содержание. (*1).

Прекращение опеки и попечительства
возможно по достижении подопечным определенного воз-
раста (15 или 18 лет), а также в случаях: возвращения
детей на воспитание родителям; передачи их на усынов-
ление: помещения лиц, находящихся под опекой или по-
печительством, в государственные или общественные уч-
реждения; по личной просьбе опекунов (попечителей),
вызванной такими уважительными причинами, как бо-
лезнь, изменение материальных условий и пр.; по требо-
ванию подопечного, если им является совершеннолетнее
лицо. В перечисленных случаях освобождение либо от-
странение от обязанностей опекунов и попечителей может
иметь место только по решению органов опеки и попечи-
тельства, когда последние признают, что снятие опеки
вызвано уважительными причинами и соответствует ин-
тересам подопечного.

(**1)Подробнее см.: Ершова Н. М. Опека и попечительство. М., 1971



-118-

4. Место жительства

Под местом жительства понимается то место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживает
(ст. 17 ГК). Следовательно, указанное место определяется
не по месту работы, не по месту нахождения имущества,
а по тому, где гражданин проживает постоянно или пре-
имущественно, т. е. больше, чем в других местах (напри-
мер, находясь в командировке). Каждый гражданин имеет
только одно место жительства и избирает его сам, как
правило добровольно, а также может изменить его, осу-
ществляя право свободно передвигаться и селиться на
территории страны. При избрании места жительства про-
является воля дееспособного гражданина.

Наряду с этим общим правилом закон устанавливает
специальное правило определения места жительства ма-
лолетних и абсолютно недееспособных.

В силу ч. 2 ст. 17 ГК местом жительства несовершен-
нолетних, недостигших 15 лет, или граждан, находящихся
под опекой, признается место жительства их родителей,
усыновителей и опекунов. Следовательно, местом жи-
тельства малолетних и недееспособных признается место
жительства их законных представителей. Что же касается
-118-

несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, то их
место жительства законом не связывается с местом жи-
тельства их родителей и попечителей. Из этого следует,
что несовершеннолетние наделены законом способностью
избирать место своего жительства наравне с полностью
дееспособными лицами.

Правовое значение места жительства проявляется как

в области материального гражданского, так и в области
гражданского процессуального права. Согласно ст.
174 ГК местом исполнения денежного обязательства яв-
ляется место жительства кредитора в момент возникно-
вения обязательства; в силу ст. 529 ГК местом открытия
наследства признается постоянное место жительства на-
следодателя, и только если оно неизвестно - место на-
хождения имущества, и др.

В правоприменительной практике важную роль играет
правило о том, что гражданин предполагается находя-
щимся в месте своего жительства, куда и направляются
официальные вызовы, извещения, судебные повестки
(хотя в определенный момент это может не соответство-
вать действительности). С определением места жительст-
ва связано и установление подсудности по гражданским
искам (ст. 117, 118, 217 ГПК и др.).

-119-

5. Безвестное отсутствие гражданина
и объявление его умершим

Общие положения. Существование института
безвестного отсутствия вызвано необходимостью устра-
нения правовой неопределенности, которая может воз-
никнуть в связи с длительным отсутствием должника,
супруга, родственника в месте их постоянного жительства.
Указанная неопределенность в гражданских правоотно-
шениях нарушает интересы и права граждан, организа-
ций, а также государства. Для ее устранения закон уста-
новил возможность признания по суду лица безвестно от-
сутствующим или объявления отсутствующего умершим.

Признание безвестно отсутствующим и объявление
умершим может последовать лишь при наличии юриди-
ческого состава, слагающегося из таких фактов, как:.
а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного
жительства: б) отсутствие сведений о месте его нахож-
дения и невозможность их получения всеми доступными
средствами; в) истечение установленных законом сроков

-119-

(ст. 18, 21 ГК) с момента получения последних известий
о месте нахождения данного лица.

Закон не возлагает на заинтересованное лицо обязан-
ность розыска отсутствующего. Для признания гражда-
нина безвестно отсутствующим или объявления его умер-
шим достаточно названных выше юридических фактов.
При этом установление факта невозможности получения
сведений о месте нахождения отсутствующего лица дол-
жно основываться на сообщениях с его последнего из-
вестного места жительства, места работы, места прожи-
вания его родителей, родственников.

Нужно иметь в виду, что согласно ст. 6 <м> Указа
Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1973 г.
<Об основных обязанностях и правах советской милиции
по охране общественного порядка и борьбе с преступ-
ностью> в функции органов милиции входит розыск про-
павших без вести лиц. Вместе с тем практика применения
закона исходит из того, что при наличии определенных
данных, свидетельствующих о преднамеренном характере
отсутствия лица в месте его постоянного жительства, та-
кое лицо не должно быть признано безвестно отсутствую-
щим или объявлено умершим (например, имеются сведе-
ния о том, что лицо скрывается в связи с совершенным
преступлением, нежеланием платить алименты, возместить
причиненный ущерб и др.). Однако, если в результате ро-
зыска соответствующими органами место нахождения
разыскиваемого лица установлено не будет, то это лицо
может быть признано безвестно отсутствующим или объ-
явлено умершим.

В силу ст. 18 ГК признание безвестно отсутствующим
и объявление умершим производится только в судебном
порядке.

Основания признания лица безвестно
отсутствующим. Гражданин может быть признан
безвестно отсутствующим, если в течение одного года
в месте его постоянного жительства нет сведений о его
месте пребывания. Исчисление указанного срока начина-
ется со дня получения последних сведений о нем. Если
этот день тоже установить невозможно, то началом без-
вестного отсутствия считается первое число месяца, сле-
дующего за тем, в котором были получены последние све-
дения об отсутствующем, а при невозможности установить
месяц-первое января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим
производится по заявлению заинтересованных лиц, орга-

-120-

низаций, прокурора в порядке, предусмотренном гл.
23 ГПК. Со дня вступления в силу решения суда гражда-
нин считается безвестно отсутствующим.

Последствия признания лица без-
вестно отсутствующим. У отсутствующего
гражданина может остаться имущество, требующее
охраны и управления. Над таким имуществом устанавли-
вается опека. Наступление других правовых последствий
связано с необходимостью охраны интересов лиц, состоя-
щих с отсутствующим в тех или иных правоотношениях:
из принадлежащего ему имущества выдается содержание
гражданам, которых он по закону обязан содержать, по-
гашается задолженность по другим обязательствам без-
вестно отсутствующего и пр.

Супругу отсутствующего лица предоставляется право
требовать расторжения с ним брака в упрощенном по-
рядке (ст. 39 КоБС); иждивенцы признанного безвестно
отсутствующим гражданина приобретают право на полу-
чение пенсии так же, как в случае утраты кормильца:
прекращается действие доверенности (ст. 69 ГК) и дого-
вора поручения (ст. 401 ГК).

Если признанное отсутствующим лицо явится (или
будет обнаружено место его пребывания), суд новым ре-
шением отменяет ранее вынесенное решение о признании
гражданина безвестно отсутствующим, и это новое реше-
ние служит основанием для отмены опеки над его иму-
ществом (ст. 257 ГПК), а также для восстановления бра-
ка этого лица по совместному заявлению с супругом
в органы загса, если тот еще не вступил в новый брак (ст.
42 КоБС).

Основания объявления лица умершим.
Когда в месте постоянного жительства гражданина не
имеется сведений о месте его пребывания в течение трех
лет (со дня получения последних известий), он может
быть объявлен судом умершим. В случае пропажи граж-
данина без вести при обстоятельствах, угрожавших смер-
тью или дающих основание предполагать его гибель от
определенного несчастного случая, объявление его умер-
шим может быть произведено спустя шесть месяцев со дня
несчастного случая или иных обстоятельств, угрожавших
смертью.

Если пропажа без вести военнослужащего или иного
гражданина связана с военными действиями, то объявле-
ние их умершими может быть произведено не ранее чем по
истечении двух лет со дня окончания военных действий,

-121-

Объявление гражданина умершим по своим правовым
последствиям равно его смерти. В силу ст. 256 ГПК на
основании решения суда орган загса вносит запись
о смерти гражданина в книгу регистрации актов граж-
данского состояния.

Объявление гражданина умершим юридически за-
крепляет лишь презумпцию о его смерти, а не сам факт
смерти отсутствующего. В связи с этим необходимо раз-
личать объявление гражданина умершим и установление
судом факта его смерти. Последнее производится по пра-
вилам гл. 27 ГПК только при наличии доказательств
смерти гражданина в определенное время при конкретных
обстоятельствах, когда событие смерти налицо, но органы
загса отказывают в его регистрации (например, при ут-
рате необходимых документов и невозможности их вос-
становления).

Если объявленный умершим гражданин фактически
оказывается в живых, то решение суда не влияет на его
правоспособность, прекращение последней может быть

<< Предыдущая

стр. 24
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>